Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №4(10) 2001

Устройства цифровой релейной защиты требуют адаптации к российским условиям



Устройства цифровой релейной защиты в настоящее время выпускаются многими производителями как в России, так и за рубежом. Вроде бы, выбирать есть из чего, но зачастую потребители теряются в этом разнообразии. По рекламным проспектам сложно разобраться в реальной ситуации. На чем остановиться? Мы решили, что наиболее компетентный ответ на этот вопрос могут дать специалисты, занимающиеся эксплуатацией различных устройств цифровых защит. Наш собеседник — начальник отдела РЗА и АСУ-Э Спецуправления «Леноргэнергогаз» ОАО «Газпром», кандидат технических наук Анатолий Беляев.

— Анатолий Владимирович, ваше управление не первый год эксплуатирует устройства релейной защиты, и наверняка вы можете выделить особенности, присущие продукции различных производителей.

— Вопрос выбора устройств цифровой релейной защиты встал очень остро именно в последние годы. На российском рынке представлены самые разнообразные изделия. Из крупных западных производителей, с которыми мы работаем, можно отметить АВВ, точнее совместное предприятие «АВВ Реле–Чебоксары» (устройства серий SPAC, SPAM, RET, REL), и Schneider Electric (Sepam). Присутствует в России также продукция концернов Alstom (Micom) и Siemens, но в силу различных причин их продукция пока не пользуется широким спросом. Из ведущих отечественных производителей можно отметить петербургскую «Механотронику» (БМРЗ, БМАЧР, БМСЦ) и московский «Радиус» («Сириус», «Орион»).
Когда «Леноргэнергогаз» начал вплотную заниматься релейной защитой, то был выработан ряд критериев, в соответствии с которыми осуществляется отбор оборудования.

— Расскажите о них, пожалуйста, подробнее.

— Первый и самый важный — наличие российского сертификата. Согласно приказу по РАО ЕЭС России его имеет право выдать только определенное количество учреждений — например ОРГРЭС или НИИ ПТ. Если кто-то решит купить защиты без сертификата, подписанного этими фирмами, то ответственность за все последствия он берет на себя.
Второй критерий — климатика. Мы эксплуатируем оборудование по всей стране, в том числе и в самых северных ее районах, и во-просу температурного диапазона, особенно нижней его границы, уделяем особое внимание. «АВВ Реле-Чебоксары» гарантирует надежную работу устройств до –200 С. Schneider Electric, когда мы только начинали с ним сотрудничать, давал только –50 С, что, естественно, нас не устроило. После определенных доработок и французы добились устойчивой работы защит до –250 С. Предельная температура работы реле «Механотроники» –400 С. Это означает, что их устройства можно ставить практически в любом месте, где трудно организовать подогрев.
Правда, к этим гарантированным температурным режимам надо присматриваться внимательнее. Чем ограничена климатика? Дисплеем или процессорной частью? Если низкой температуры не выдержит дисплей, это не страшно — защита-то работает. А вот если реле, то это уже серьезно. Третье — наличие устройств цифровой защиты для всех видов присоединений. В нашей отрасли это очень актуально, потому что мы имеем подстанции с синхронными двигателями большой мощности, подстанции с обычной распределительной нагрузкой, электростанции, распределительные сети, сети различного напряжения и т. д. И все это требуется объединить в одну систему.
Если по этому параметру сравнивать оборудование различных фирм, то получится следующая картина. Номенклатура «АВВ Реле–Чебоксары» закрывает абсолютно все позиции. Schneider Electric в основном выпускает устройства релейной защиты на напряжение 6–10 кВ (и надо сказать, довольно неплохие). Есть у французов и оборудование на 110 кВ, но в нем нет дистанционной защиты, нет диффазной защиты — то есть область их применения весьма ограничена. То же самое можно сказать об устройствах «Механотроники» — в защитах на 110 кВ количество функций недостаточно. Alstom производит устройства релейной защиты на линиях как среднего, так и высокого напряжения, но опыта эксплуатации этих приборов у нас пока нет.
Можно, конечно, использовать оборудование различных производителей, но существует довольно большая вероятность того, что устройства могут не состыковаться при организации верхнего уровня АСУ.
Допустим, на Ямале сейчас идет организация единой автономной энергосистемы. И для этого энергорайона, считаю, нужно иметь однотипные средства защиты. И не только для того, чтобы организовать автоматизированную систему управления, но и с целью, чтобы персонал мог досконально изучить всю «линейку» техники этого производителя и уметь ее обслуживать, чтобы минимизировать эксплуатационные затраты.
При организации АСУ необходимы различные дополнительные устройства, выпускаемые далеко не всеми предприятиями, производящими устройства релейной защиты. Для примера рассмотрим подстанцию на 6–10 кВ. Помимо информации, передаваемой устройствами цифровой защиты, диспетчеру необходимы сведения о положении заземляющих ножей или выключателей в ячейках. Через цифровую защиту это не делается, и требуется ставить дополнительные устройства. Такие специализированные контроллеры с рабочим напряжением 220 В постоянного тока выпускает, опять же, АВВ. У Schneider Electric подобные устройства рассчитаны только на переменный ток — значит, необходимо подвести к распредустройству дополнительный оперативный ток, контролировать изоляцию и т. д. Это создает дополнительные сложности.
Следует учитывать и возможности внесения изменений в процессор реле, если это необходимо. Устройства релейной защиты SPAC производства «АВВ Реле-Чебоксары» основаны на применении в них жестких логических схем. Логическая схема во всех реле одинакова, просто производятся разные типы реле. Представители этого предприятия в свое время собирали информацию во всех заинтересованных организациях и в конечном итоге смогли разработать схему, удовлетворяющую максимуму запросов. Где-то, может быть, она избыточна по своим функциям, но какие-то из них можно использовать, а какие-то — нет.
Новые изделия производства Schneider Electric, «Механотроники», «Радиуса» — реле со свободно программируемой логикой. Все необходимые заказчику функции релейной защиты вносятся в процессор на заводах с помощью специальной программы. В Schneider Electric при помощи разработанных их специалистами программ это сделать довольно просто и понятно для потребителя. А в отечественных фирмах вся логика записана на языках программирования, в которой клиент ничего не понимает. И проверить при программировании правильность введенной информации не может, что в эксплуатации порой приводит к совершенно неожиданным последствиям. Иногда происходят аварии на подстанциях из-за того, что при программировании была внесена неверная информация.
Необходимо учитывать и дополнительные требования к устройствам релейной защиты. Так, напряжение срабатывания дискретных входов должно быть примерно в 65% от номинального уровня напряжения. Ниже, с точки зрения помехозащищенности, они не должны принимать сигнал. В описании БМРЗ сказано: «напряжение срабатывания дискретного входа: 143 В — уровень нуля, 176 В и выше — уровень единицы».
А между ними что - неопределенная зона? Как поведет себя система при напряжении в 160 В? Подобного рода проблемы были и у Schneider Electric, и французские специалисты специально для выполнения этого условия сделали блок для приема дискретных сигналов. Но для нас в нем много лишних функций.
Во всех распредустройствах, независимо от наличия АСУ, мы ставим центральную сигнализацию — специальный блок, на который выводятся основные сигналы по секциям: срабатывание дифзащиты, дуговой защиты, минимального напряжения, АЧР. Персонал при посещении подстанции по светодиодам может определить, что происходило в его отсутствие. И если случилась неисправность, по этому же блоку определяется, в какой именно ячейке. У «АВВ Реле-Чебоксары» — это блок SACO, широко используемый нами на подстанциях. «Механотроника» разработала свое устройство — БМЦС. Причем этот блок наиболее адаптирован к российским условиям — БМЦС имеет и цифровой, и релейный выходы - его можно подключить к АСУ, а если ее нет (хорошая АСУ стоит порядка 180-200 тысяч долларов на подстанцию из 30 ячеек), то через релейный выход по обычным проводам сигнал передается в диспетчерскую... Schneider Electric подобные блоки не выпускает. Получается, что если мы оборудуем подстанцию устройствами релейной защиты Sepam, то центральную сигнализацию вынуждены закупать у другого производителя.

— Существуют ли какие-то особенности эксплуатации в России цифровых реле, разработанных на Западе? Над чем стоит в первую очередь задуматься иностранным производителям, работающим на нашем рынке?

— Все устройства релейной защиты, разработанные за рубежом, требуют русификации. Необходимо досконально разобраться, как работает устройство, какая в нем заложена логика, и эту логику адаптировать к российским условиям, требованиям, традициям, наконец. И, честно говоря, это нелегкая работа.
У нас много чего делается не так, как за рубежом. И это надо учитывать — один к одному брать западные решения и применять их в России нельзя. Например, в России принято, что сигнал аварийного отключения — это несоответствие ключа управления и положения выключателя. А те же французы аварийным отключением считают просто отключение защиты. На Западе другие традиции, схемы, маркировки. Допустим, по российским нормам отключающий конец обозначается 33-м номером, а по западным он может быть 3-м, в то время как под номером 3 должен быть включающий конец. У иностранных производителей маркировка может быть произвольной. Даже терминология отличается — иностранцы не понимают, что мы имеем в виду под пуском максимальной токовой защиты по напряжению или обобщенным сигналом вызова.
Так что при русификации необходимо основываться на отечественных руководящих материалах — ПУЭ, ПТЭ, ГОСТах, ОСТах. Кроме того, нужно сразу представлять схемы вторичной коммутации и при русификации подбирать соответствующее количество входов-выходов, учитывать, что на входе — такие-то устройства, такие-то реле, с такими-то параметрами, для таких-то целей. То же самое и на выходе. Мы сами рисуем подробнейшие схемы, по которым на заводах вносятся изменения в логику.
А когда вторичные схемы уже разработаны, то их можно иметь и на заводе-производителе реле, на заводе-изготовителе КРУ или КСО. Тогда проектировщик может заказывать изделия прямо по номерам. Такой банк схем есть у нас для Sepam. Имеется банк и по SPAC, правда, пока не по всем видам присоединений.
Немаловажным моментом является и наличие у иностранного производителя производственной базы в России. Например, завод Schneider Electric находится в Гренобле, а в России работают только менеджеры, умеющие продавать, но не знающие технику досконально. Чтобы решить какую-то проблему, уходит несколько месяцев. За-прос в Москву, перевод на французский язык и пересылка во Францию... Но вот приходит ответ, а мы понять ничего не можем — не об этом речь шла. Оказывается, переводчик ошибся.
Таких проблем нет с «АВВ Реле-Чебоксары», где находятся российские специалисты, хорошо обученные релейной технике. И на любой вопрос у них можно в кратчайшие сроки получить квалифицированный ответ.
Кстати, в положении Schneider Electric находятся все иностранные фирмы, не имеющие в России своего производства.
Могут возникнуть проблемы и с обучением обслуживающего персонала. Центры подготовки АВВ существуют в Москве, Санкт-Петербурге, в Чебоксарах. Вся учебная литература переведена на русский язык. С другими иностранными фирмами ситуация сложнее. Не будешь же каждый раз посылать людей за границу — это, во-первых, трудности с языком, а во-вторых, немалые финансовые затраты.

— Сейчас в России ужесточаются требования к электромагнитной совместимости.

— Все цифровые реле подвергаются испытаниям на электромагнитную совместимость в соответствии с нормами МЭК. И проблем здесь нет. Этот вопрос серьезно встает при организации АСУ верхнего уровня. Как реализовать связи между реле, как вывести информацию с них на шкаф АСУ, по каким кабелям передавать информацию? И большого опыта решения этой задачи в России нет. АВВ при организации АСУ применяет оптоволокно — это абсолютно помехозащищенный кабель и решения получаются хорошими. А вот французские специалисты связь между Sepam делают витой парой, что хуже в наших условиях. У нас расстояние между объектами 200 метров — довольно много и может случиться масса неприятностей. Состояние контуров заземления в российских условиях (кислые почвы, близкие грунтовые воды) таково, что при коротком замыкании на землю в основной сети на витой паре может появиться значительное наведение напряжения, способное повредить цифровые устройства.

— Если сравнивать цифровые реле различных производителей с точки зрения надежности, то какая получится картина?

— К сожалению, сами фирмы о параметрах надежности распространяются неохотно. Поэтому при выборе новой для нас продукции приходится эти подробности узнавать окольными путями. Говоря о тех реле, которые мы используем, то SPAC, разработка чуть ли не 20-летней давности, уже достаточно «обтерся» и работает очень надежно. У нас за все время эксплуатации один раз отказал цифровой канал связи с верхним уровнем, но все функции остались рабочими. Достаточно надежны изделия серии Sepam. А вот БМРЗ, на мой взгляд, пока еще не очень доработан и нуждается в совершенствовании.

Необходимо учитывать еще один факт. На основании опыта работы с зарубежными фирмами могу сказать, что нежелательно полностью доверять им проектирование и монтаж подстанций. Результат может получиться совершенно неожиданным. И тому были негативные примеры при работе и с АВВ, и с Schneider Electric. Лучше, если этой работой будут заниматься специалисты, знающие специфику российской электротехники.

Комментарий

Из интервью с Анатолием Беляевым следует, что наиболее приспособленными к российским условиям являются цифровые устройства релейной защиты производства «АВВ Реле-Чебоксары». К другому ведущему мировому производителю — Schneider Electric — у представителей эксплуатирующих организаций возникают некоторые вопросы. За комментариями мы обратились в департамент энергетики ЗАО «Шнейдер Электрик» в Москве.

— Собирается ли Schneider Electric дорабатывать свое оборудование на напряжение 110 кВ?

— Дело в том, что компания Schneider Electric, и это ее принципиальная позиция, не реализует на российском рынке цифровые устройства релейной защиты на 110 кВ. Они предлагаются только в зарубежных странах, где совершенно иные требования к функциям и параметрам защит.

— Есть ли в номенклатуре компании специализированные контроллеры для передачи дискретной информации в АСУ, работающие на постоянном токе?

— Если есть необходимость, то в роли такого контроллера может выступать Sepam 2000 типа R01 – R03 с напряжением питания 220 В постоянного тока. Именно эту роль, к примеру, выполняет Sepam R02 на Борском стекольном заводе Нижегородской области.

— Что предпринимает компания по поставке на российский рынок блоков центральной сигнализации?

— Да, блоки типа SACO или БМЦС наша компания не выпускает. Но у Schneider Electric есть свой продукт, который может выполнять те же функции. Это, опять же, Sepam 2000 типа R01 – R03. Он дает возможность подключения до 26 дискретных входов, имеет цифровой выход и до 14 релейных выходов, что в полной мере удовлетворяет потребности для устройств центральной сигнализации в распредустройствах 6–10 кВ. Сообщения в нем выводятся на дисплей прибора, в том числе и на русском языке. Подобными устройствами уже оборудованы подстанции в РАО «Норильский никель».

— Свою производственную базу в России, насколько нам извест-но, Schneider Electric пока создавать не собирается. Решается ли как-то вопрос с техническими консультациями ваших клиентов?

— В 1998 году компанией организован сервисный отдел в Москве, состоящий из высококвалифицированных российских специалистов по релейной защите. Все эти сотрудники прошли хорошую школу ведущих монтажно-наладочных организаций, таких как «Союзтехэнерго» и «Электроцентроналадка», и готовы дать любые профессиональные советы и консультации.
Мы приглашаем всех, у кого возникают вопросы по нашей продукции, обращаться в ЗАО «Шнейдер Электрик» в Москве. Мы с удовольствием расскажем, как сегодня организована работа с клиентами и партнерами, и предоставим весь объем информации по средствам релейной защиты нашей компании.



Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024