Новости Электротехники 1(127) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №5(11) 2001

Противостояние

Конфликт между администрацией Петербурга и «Ленэнерго» может ударить по потребителям электроэнергии

Отношения региональных энергосистем и властных структур во многих районах страны складываются неоднозначно. Где-то они живут душа в душу (как до недавнего времени было в Москве), где-то никак не могут найти общий язык (как в некоторых сибирских областях). Но до открытого противостояния дело практически никогда не доходило. До недавнего времени... Итак, действующие лица: АО «Ленэнерго» и администрация Санкт-Петербурга в лице ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети».

Причина конфликта:
принадлежность электрических сетей города.

Суть конфликта:
В последние годы сложилась правовая неопределенность в отношении принадлежности имеющихся в городе электротехнических объектов. С 1992 года инвесторы, создавая энергетическую инфраструктуру, в соответствии с инвестиционными условиями договоров строительства объектов, передавали ее на баланс «Ленэнерго», которое ее с удовольствием принимало, часто не соблюдая все необходимые бюрократические формальности и не оформляя свои юридические права на нее. Позднее городская администрация подсчитала, что за счет горбюджета в последние годы были построены электросети оценочной стоимостью около $50 млн. и большая часть из них была передана в «Ленэнерго». Теперь Смольный хочет забрать это имущество обратно, «чтобы городская собственность приносила доход городу».

Хроника конфликта:
16 марта 2001 года. Губернатор Санкт-Петербурга подписывает распоряжение о создании открытого акционерного общества «Санкт-Петербургские электрические сети», которое должно обеспечить устойчивое и качественное электроснабжение потребителей, ведение учета объектов электрических сетей и сооружений, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, выполнение функций технадзора за строительством электротехнических объектов, выдачу технических условий при новом строительстве городского электроснабжения.

17 апреля 2001 года. Официально зарегистрировано ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети» (СпбЭС) со 100-процентным государственным участием.
Июль-август 2001 года. КУГИ Санкт-Петербурга производит передачу в доверительное управление СпбЭС электрических сетей и сооружений, которые, по мнению городской администрации, использовались «Ленэнерго» без надлежащих правовых оснований. руководство «Ленэнерго» конкретных действий не предпринимает, но активно выражает свое несогласие с созданием СпбЭС, заявляя, что у всего сетевого хозяйства, имеющегося в Петербурге, должен быть один хозяин. 16 августа 2001 года. Вступает в силу постановление Региональной энергетической комиссии о продаже электроэнергии для СпбЭС со скидкой 48-50 %. «Ленэнерго» обещает оспорить это решение, ведь «предоставление скидки приведет к тому, что затраты АО «Ленэнерго» возрастут на эту величину».

28 августа 2001 года. Генпрокуратура Северо-Западного округа опротестовала распоряжение губернатора Санкт-Петербурга «О создании ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети» в связи с его несоответствием Федеральному закону «Об акционерных обществах». 6 сентября 2001 года. Как сообщает пресс-служба СПбЭС, после неоднократных уведомлений письмами и телефонограммами руководства ОАО «Ленэнерго» СПбЭС приступило к выполнению распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга. В помещениях двух подстанций, обеспечивающих электроэнергией Пулковскую промышленную зону (в ней расположены заводы фирм Coca-Cola, Gilett, Wrigleys), представители СПбЭС заменяют замки, что означает их вступление во владение этими объектами. «Ленэнерго» вызывает наряд милиции.

7 сентября 2001 года. Начинается открытое противостояние. «Ленэнерго» заявляет, что не будет ограничивать поставки электроэнергии через «занятые» подстанции, но снимает с себя всякую ответственность за бесперебойное снабжение предприятий. Ответ СпбЭС: «вступление в фактическое владение объектами не нарушает схему электроснабжения предприятий, подключенных к этим подстанциям, а СПбЭС располагает необходимыми средствами и возможностями для обеспечения качественной эксплуатации объектов».
Руководитель «Ленэнерго» выступает с открытым письмом к губернатору Санкт-Петербурга. По его мнению, «чиновники администрации Петербурга, создавая СпбЭС, внедряют конкуренцию в энергосетевой системе города. Подобное до сегодняшнего дня нигде в мире не применялось. Создание компаний-посредников на рынке энергоснабжения приведет в конечном итоге к развалу инженерной инфраструктуры города и резкому повышению тарифов на электроэнергию».
В этот же день губернатор Петербурга Владимир Яковлев, комментируя письмо, заявляет, что спор «Ленэнерго» и города нельзя было выносить на публичное обсуждение.
СПбЭС требует от «Ленэнерго» заключения договора и продажи энергии со скидкой, утвержденной РЭК. «Ленэнерго» договор не заключает. СПбЭС направляет иск в суд с требованием обязать «Ленэнерго» заключить договор.

14 сентября 2001 года. «Уверен, что законы экономики в краткие сроки определят роль и место ОАО СпбЭС и ОАО «Ленэнерго» в жизни города». Об этом заявляет гендиректор СПбЭС Сергей Милохин в открытом письме к руководителю «Ленэнерго» Андрею Лихачеву. По его мнению, именно действия «Ленэнерго» в отношении ряда городских объектов, от которых зависит жизнеобеспечение мегаполиса, вынудили городскую администрацию искать альтернативные решения в энергетике.

25 сентября 2001 года. Появляется сообщение пресс-службы «Ленэнерго» о «готовящемся новом покушении на энергетическую безопасность города». В двух товариществах собственников жилья (ТСЖ) города появились сотрудники СПбЭС и потребовали от руководителей ТСЖ предъявить для осмотра распределительные щиты. По мнению «Ленэнерго», «по правилам эксплуатации на это имеют право только специалисты, имеющие особый допуск, а к их числу представители СПбЭС явно не относятся».
Пресс-секретарь СПбЭС Артем Менумеров объясняет это сообщение нежеланием «Ленэнерго» терять ранее эксплуатируемые им объекты. ОАО СПбЭС получило в доверительное управление одну из принадлежащих городу подстанций и пыталось установить контроль над общедомовыми приборами учета электроэнергии, находящимися в ТСЖ. Кроме того, он заявляет, что в штате компании имеются специалисты по эксплуатации распределительного оборудования, «и многие из них ранее занимали должности в сетевом хозяйстве «Ленэнерго».

27 сентября 2001 года. Арбитражный суд по Санкт-Петербургу и Ленобласти отложил на 13 ноября рассмотрение искового заявления ОАО СПбЭС к ОАО «Ленэнерго» о принудительном заключении договора между двумя организациями.

28 сентября 2001 года. Руководство «Ленэнерго» подает в суд на администрацию Санкт-Петербурга и городскую Региональную энергетическую комиссию. Через суд «Ленэнерго» пытается признать недействительным три документа - распоряжение КУГИ о передаче в доверительное управление СПбЭС имущества, договор доверительного управления электротехническими объектами, заключенный КУГИ с СПбЭС, и постановление РЭК о скидках для СПбЭС. В «Ленэнерго» по-прежнему считают образование СПбЭС незаконным, «так как неправомочно передавать собственность города в доверительное управление частной компании. Было бы более правильно провести тендер на управление электросетями».

5 октября 2001 года. Протест прокуратуры, направленный губернатору 28 августа, был отклонен, и Управление Генпрокуратуры в Северо-Западном округе подало заявление в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании недействительным распоряжения губернатора Санкт-Петербурга «О создании ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети».

Андрей Лихачев, генеральный директор ОАО «Ленэнерго»:

С точки зрения эксплуатации правильно, чтобы у сетевого хозяйства Санкт-Петербурга был один хозяин. В настоящее время есть несколько видов сетей. Первые, построенные давно и переданные на баланс «Ленэнерго» (в основном это трансформаторные подстанции), изношены в среднем на 65% и требуют постоянных вложений в ремонт и модернизацию. Однако есть и совершенно новые сети, которые приносят доход от эксплуатации. И именно их пытается забрать себе СпбЭС.
Существующая сегодня система перекрестного финансирования, когда доходы от эксплуатации новых сетей направляются на поддержание старых, морально устарела. Необходимо повысить тариф на транспортировку электроэнергии по старым сетям так, чтобы этот тариф покрывал расходы на реконструкцию старых сетей, в то время как новые сети будут приносить доход. Для этого необходимо, чтобы у сетевого хозяйства Санкт-Петербурга был один хозяин.
В случае, если в Санкт-Петербурге появится несколько сетевых хозяйств, необходимо будет как-то усреднять тарифы. Сейчас в тарифе на электроэнергию у «Ленэнерго» транспортная составляющая равна 6-7 коп., в то время как у СПбЭС - 26 коп. Если брать за основу эту цифру, то при пересчете получается, что транспортная составляющая в тарифе «Ленэнерго» при передаче электроэнергии по новым сетям повысится до 26 коп., а по старым сетям — до 80 коп.
Менеджмент компании намерен доказать, в том числе и в суде, необоснованность распространения понятия «государственная собственность» на объекты сетевого хозяйства, построенные в течение последних 10 лет за счет средств частных инвесторов без соответствующей компенсации им из бюджета Санкт-Петербурга.
В свое время я, как сотрудник администрации города, готовил программу развития инженерной инфрастуктуры Санкт-Петербурга с финансированием ее из городского бюджета. В случае исполнения этой программы администрация города продавала бы застройщикам земельные участки с готовыми объектами энергоснабжения. Но соответствующей строки в бюджете Санкт-Петербурга никогда не было, то есть город не платил за собственность, которую сейчас объявляет своей лишь на основании договорных обязательств застройщиков.
В случае невозможности доказать администрации города и руководству СПбЭС эти и ряд других юридических нюансов совершения «возмездной сделки», менеджмент «Ленэнерго» готов рассматривать конфликтный вопрос с иной точки зрения: либо как продажу имущества, либо как эксплуатацию убыточного электрического сетевого хозяйства Санкт-Петербурга, что в любом случае потребует от городской администрации соответствующей крупной компенсации.

Сергей Милохин, генеральный директор СпбЭС:

Сегодняшнее положение дел в городской электроэнергетике обусловлено, с одной стороны, монопольным положением ОАО «Ленэнерго» и монополистическим поведением ведущей городской энергокомпании, с другой стороны, растущей неудовлетворенностью результатами деятельности монополиста как в городском хозяйстве так и в основных отраслях промышленности.
Реакцией городской администрации стало создание государственной компании для решения наиболее важных вопросов энергообеспечения городских проектов и эффективного управления собственностью Санкт-Петербурга.
С появлением коммунального предприятия, принадлежащего Санкт-Петербургу и специализирующегося на электроэнергетике, становится возможным обеспечение единой скоординированной политики в области развития инфраструктуры города совместно с другими городскими предприятиями (ГУП «ТЭК СПб», ГУП «Водоканал»).
Электротехнические объекты, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, представлены в основном объектами городских предприятий и служб, а также устройствами, сетями и техническими постройками, которые были либо созданы в период с 1993 года на средства бюджета Санкт-Петербурга, либо переданы в собственность казны города на основании инвестиционных договоров.
Именно угроза потери монополистических сверхприбылей послужила причиной многочисленных выпадов против ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети» в средствах массовой информации. В последнее время ОАО «Ленэнерго» выбрана тактика максимального судебного затягивания урегулирования экономических отношений. Прослеживались неоднократные попытки придать хозяйственным проблемам характер политических.
Тем не менее можно констатировать динамичное развитие позиции СпбЭС. Компания является инициатором ускорения закрепления в собственности казны Санкт-Петербурга электротехнических объектов, построенных на средства бюджета Санкт-Петербурга и за счет инвесторов по договорам, которые предполагают передачу построенных объектов городу в счет платы за земельный участок. Работа СпбЭС по закреплению объектов в собственности города носит планомерный долгосрочный характер и осуществляется в рамках деятельности государственной комиссии по инвентаризации электротехнических объектов, принадлежащих Санкт-Петербургу.
Также к успехам СпбЭС относится устранение на основе судебного решения противоправной практики занижения монополистом тарифов для отдельных потребителей.



Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2021