|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №5(11) 2001 |
| | |
| |
|
Точнее учет — больше экономия
Во многих энергосистемах России уже внедряются автоматизированне системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Однако методологический рынок применения АСКУЭ в таких масштабах, в отличие от рынка подобных систем для конкретных предприятий, еще недостаточно освоен. И разработкой АСКУЭ энергосистемы вынуждены заниматься сами. Одним из самых передовых в этом отношении, по мнению специалистов, является производственно-энергетическое объединение «Татэнерго». В сентябре государственной комиссией была принята в эксплуатацию первая очередь АСКУЭ этой энергосистемы. Насколько выгодно введение АСКУЭ поставщику и потребителям электроэнергии? Сегодня наш собеседник - начальник Управления автоматизации и информационных технологий ПЭО «Татэнерго» Фарит Фазылзянов.
— Экономическая ситуация, сложившаяся в России, заставила всех — и продавцов, и потребителей — осознать, что энергоресурсы стоят очень дорого. А деньги сегодня вынуждены считать все. Создание и внедрение систем контроля и учета энергоресурсов - это реальный путь снижения затрат на энергоресурсы. Они позволяют организовать автоматическое измерение, сбор, обработку, хранение, отображение и документирование информации о выработке, распределении и потреблении электроэнергии в регионе.
АСКУЭ, обеспечивая непрерывный мониторинг и анализ потребления электроэнергии, дает нам возможность наладить качественный учет отпускаемой продукции и оперативный сбор информации. Более того, АСКУЭ позволяет навести порядок не только в расчетах с потребителями, но и у себя на предприятии. Есть такие понятия, как технические и коммерческие потери электроэнергии. Первые зависят от состояния систем производства и транспортировки энергии. Вторые связаны с недостоверным учетом, обусловленным ненормативными условиями работы трансформаторов тока, напряжения и счетчиков, неправильными схемами подключения и неисправностями счетчиков и трансформаторов, хищениями электроэнергии в связи с незаконными подключениями потребителей, ошибками в снятии показаний счетчиков или умышленными искажениями записей. АСКУЭ позволяет выявить и минимизировать эти потери.
Кроме того, АСКУЭ выгодна и потребителям, которые также заинтересованы в качестве и точности расчетов потребляемой энергии. С помощью новой системы предприятия получают доступ к информации о себе и имеют возможность контролировать наши расчеты. АСКУЭ позволяет вести учет по дифференцированным в зависимости от времени суток тарифам, благодаря чему потребители могут достичь существенной экономии финансов, оптимизируя режимы использования энергоресурсов у себя на предприятии.
УСПД Сикон АСКУЭ
— В чем заключается первый этап внедрения этой системы в «Татэнерго»?
— Запущена система коммерческого учета электроэнергии. Реализация проекта заняла всего около полугода, это, по мнению госкомиссии, очень хороший результат.
Мы полностью охватили АСКУЭ межсистемные перетоки, то есть всю ту электроэнергию, которая входит в нашу энергосистему со стороны РАО ЕЭС, и всю ту, что выходит за пределы республики.
Под наблюдение системы были взяты и все генерирующие мощности, то есть 30 предприятий, входящих в состав «Татэнерго» - ТЭЦ, ГЭС, ГРЭС. Ведется учет и контроль за выработанной ими электроэнергией, причем в режиме реального времени. Каждые полчаса данные собираются с объектов и стекаются в центр обработки данных. Эта информация выдается в первую очередь диспетчерской службе для наблюдения за режимами работы и ведения расчетов с РАО ЕЭС, а также нашей электросбытовой организации.
«Татэнерго» с введение АСКУЭ получило инструмент для работы на федеральном оптовом рынке электроэнергии - ФОРЭМе. Это особенно интересно для энергосистемы Татарстана, ведь она является энергоизбыточной - производит электроэнергии больше, чем потребляет. Теперь мы сможем продавать излишки электроэнергии в те регионы, где существует ее дефицит.
В рамках АСКУЭ мы охватили и учет электроэнергии, потребляемой нашими крупными фидерными абонентами, которые «делают» 60-70 процентов бюджета «Татэнерго»: КамАЗом, «Нижнекамскнефтехимом», «Нижнекамскшиной» и другими.
— Но подобный учет наверняка велся и раньше?
— Конечно, но каким образом это происходило? Операторы «Энергосбыта» объезжали предприятия, списывали со счетчиков всю необходимую информацию. Потом эти данные вручную обрабатывались и по телефону передавались в центр. Но одновременно снять показания со всех счетчиков было физически невозможно, поэтому и появлялись довольно солидные - до нескольких процентов - погрешности в подсчете.
Сейчас все происходит в автоматическом режиме, и показания счетчиков можно снимать каждые полчаса, что дает возможность оперативно управлять поставками электроэнергии на предприятия. Да и затраты на ручной труд существенно снизились. В настоящее время «Энергосбыт» переоформляет договоры с потребителями, подключенными к АСКУЭ, внося в них пункт, что учет будет вестись в автоматическом режиме. И возражений это ни у кого не вызвало.
Ведется работа по подключению к АСКУЭ и других предприятий республики.
— Кто оплачивал работы по внедрению АСКУЭ и какое оборудование использовалось?
— В качестве руководителя и заказчика выступала функциональная служба «Таэнерго», которая в этом заинтересована, то есть «Энергосбыт». Проект АСКУЭ был выполнен силами отдела проектирования инженерного центра «Энергопрогресс». Наше управление разрабатывало техническую концепцию и осуществляло реализацию проекта, в которой было задействовано более 200 человек.
Стоимость первого этапа программы составила порядка 12 миллионов рублей. На мой взгляд, сумма для такой крупной энергосистемы, как «Татэнерго», не очень велика. Тем более что по бизнес-плану, подготовленному «Энергосбытом», проект окупится менее чем за полгода, так как снимутся проблемы недоучета потребленной предприятиями электроэнергии. И уже к концу нынешнего года экономический эффект внедрения АСКУЭ составит порядка 70 миллионов рублей.
При внедрении системы использовалась только отечественная техника, кроме счетчиков «Альфа», изготавливаемых на совместном предприятии. Устройства сбора и передачи данных «Сикон» производятся во Владимире, телемеханические модемы — в Санкт-Петербурге, программное обеспечение разработали москвичи. Кстати, прежде чем принимать решение о промышленной эксплуатации того или иного оборудования, мы проводим его анализ, экспертизу, закупаем опытные экземпляры, от полугода до двух лет их эксплуатируем. И на основании этого уже принимается решение об эксплуатации оборудования в качестве стандартного для всех предприятий «Татэнерго». Так было и в этот раз.
Выпускается подобное оборудование для АСКУЭ и за рубежом, но оно дороже как при покупке, так и при дальнейшем обслуживании и ремонте.
— Были ли технические трудности в реализации проекта?
—Первое и самое важное, с чем мы столкнулись, это отсутствие в республике хороших, качественных каналов связи, по которым должна передаваться информация. Мы были вынуждены разрабатывать корпоративную сеть передачи данных, основанную на применении цифрового оборудования. Конечно, это несколько удорожало проект, но было необходимо, поскольку качество связи - одна из главных составляющих успешной работы АСКУЭ.
И в дальнейшем приходилось сталкиваться с трудностями. Допустим, счетчики «Альфа» имеют погрешность всего 0,1%. Но трансформаторы тока, с которых счетчики снимают показания, не могли обеспечить необходимый класс точности. Приходилось заменять их на более современные.
— За первым этапом должен идти второй. Каким он будет?
— В следующем году мы планируем ввести межсетевой и технический учет, и в ближайшие два-три года охватить АСКУЭ все уровни потребителей вплоть до каждой квартиры.
В стадии подготовки и внедрения находятся проекты автоматизированной системы коммерческого учета тепловой энергии и автоматизированной системы коммерческого учета газа (АСКУГ). Не секрет, что многие параметры газа: качество, плотность, объем — порой контролируются недостаточно. Причем контрольные приборы в основном стоят на стороне поставщика, а с нашей стороны такой техники на многих предприятиях нет. И тогда приходится верить поставщику на слово. Внедрение АСКУГ позволит вести учет за потреблением и качеством газа, снизит издержки и повысит качество расчетов. Что очень важно, поскольку в любой энергосистеме затраты на топливо составляют 50-60% всех расходов.
Вся наша работа ведется в рамках программ энергосбережения и финансового оздоровления «Татэнерго». И ее выполнение, в конце концов, положительно отразится и на наших потребителях, заинтересованных в получении качественной энергии, точности и удобстве расчетов по обоснованным тарифам.
| |
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|