|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №2(14) 2002 |
| | |
| |
|
Энергетика России
ищет четкие ориентиры
в правовом пространстве
«Правовые проблемы в современной энергетике». Так назывался всероссийский образовательный семинар-совещание, проведенный Учебно-методическим и инженерно-техническим центром Петербурггосэнергонадзора.
С 9 по 11 апреля 2002 года энергетики - руководители, юристы и экономисты - вырабатывали взгляды на современные проблемы и обсуждали перспективы развития законодательной базы, снова и снова останавливались на неурегулированных аспектах и возникающих из-за этого спорах, говорили о тарифной политике, капитализации и инвестициях, надзоре и лицензировании. Разумеется, решение многих (если не всех) вопросов упирается в глобальные перемены, происходящие в отрасли.
Среди выступавших были руководители РЭК (региональных энергетических комиссий), органов Госэнергонадзора, представители ОДУ РАО «ЕЭС», арбитражного суда ФСЗО, налоговой полиции. О непростых проблемах нормативного регулирования энергосбережения в России рассказывал председатель комиссии по энергосбережению Государственной думы РФ Владимир Фисенко. По его образному выражению, энергосбережение – Змей Горыныч, три головы которого: мотивация, финансирование и нормативно-правовая база. Интересно, что энергосберегающие проекты, с точки зрения выступавшего, должны быть возвратными, с низкими сроками окупаемости, так как, возможно, многие из долгосрочных проектов так никогда и не будут выполнены. При этом он обратил внимание на те статьи Налогового кодекса, которые дают возможность воспользоваться так называемым инвестиционным налоговым кредитом.
Привлекло внимание и сообщение руководителя Регионального управления «Севзапгосэнергонадзора» Валерия Филинова. Он попытался в жестких рамках регламента осветить широкую тему: «Роль органов Гос-энергонадзора в экономике страны». Это интересно еще и по той простой причине, что в работе Департамента Госэнергонадзора происходят большие изменения, уже разработано новое положение о Департаменте, и даже называться он теперь будет по-другому: «Департамент государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности». Филинов подчеркнул, что сегодня в работе во главу угла ставится принцип «энергетической безопасности».
В числе прочего он остановился на энергоэффективности. О барьерах на пути повышения энергоэффективности все знают - это все тот же недостаток мотивации, информации, нормативно-правового обеспечения, финансов, недостатки технологий и организации рынка. «За последние 10 лет, - отметил Валерий Николаевич - практически не введено ни одной тарифной схемы, стимулирующей производителей снижать издержки и потери». Одна из задач энергонадзора - помочь в преодолении этих препятствий. В частности, теперь Госэнергонадзор при работе с проектной документацией особое внимание обращает на энергоэффективность установок и объектов.
Участники встречи говорили о многом: о состоянии региональных энергобалансов, регулировании инвестиционных процессов, об отношениях с потребителями и создании конкурентного рынка электрической и тепловой энергии - эпохальном процессе для России. Отдельная тема - тарифы (разбалансированное изменение, увеличение, инвестиционная составляющая в структуре тарифа). «Рост тарифов должен быть эволюционным, а не революционным», - считает Лев Хабачев, председатель РЭК Ленинградской области.
К сожалению, нет возможности подробно остановиться на каждом выступлении, но в заключение мы не могли не поинтересоваться мнением присутствующих, и выяснить, насколько же интересным показалось совещание самим участникам? Комментарий Эдуарда Галныкина, юриста МП «Тихвинская Горэлектросеть»:
«Подобные семинары нужны. В России постоянно меняется законодательство, вводятся новые виды лицензируемой деятельности. И такие семинары нужно проводить сразу же после выхода в свет каких-то крупных документов, затрагивающих интересы энергетических предприятий и потребителей электроэнергии, правовых актов, которые так или иначе изменяют структуру взаимоотношений между Энергонадзором и энергоснабжающими организациями. Более того, считаю, что эти семинары стоит проводить еще на стадии подготовки и формирования каких-либо документов, чтобы заинтересованные лица могли высказать свое мнение по тому или иному вопросу.
Невероятная жесткость российских законов подкрепляется и полной неясностью в порядке их исполнения. Посмотрите, законом предусмотрено обязательное лицензирование деятельности предприятий, осуществляющих сбор, передачу, распределение электрической и тепловой энергии. Но нигде не был прописан срок, в течение которого необходимо было получить лицензию. И получилось, что на следующий день после вступления закона в силу все энергоснабжающие организации стали преступниками. Вот чтобы такого не случалось, и нужны предварительные консультации, семинары».
По материалам семинара Петербурггосэнергонадзором готовится сборник докладов, и мы надеемся, что все, кому жизненно необходимо быть в курсе современных правовых проблем российской энергетики, смогут поработать с его бумажной или электронной версией.
| |
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|