|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №6(18) 2002 - 1(19) 2003 |
| | |
| |
|
Энергосбыт «Мосэнерго» сформулировал требования
к производителям электрощитов
Петр Синютин,
заместитель управляющего Энергосбытом «Мосэнерго»
При проведении реструктуризации энергетики России большое внимание уделяется снижению потерь электроэнергии – как технологических, так и коммерческих. И если снижение технологических потерь – дело в первую очередь сетевых предприятий, то коммерческие потери – одна из главных забот энергосбытовых организаций. Традиционно считается: энергосбыт – это средства коммерческого учета. Но энергосбытовая деятельность сейчас поднялась до такого уровня развития, что требует создания специфических современных электротехнических средств, в первую
очередь – электрощитовых изделий. Именно так считает заместитель управляющего Энергосбытом «Мосэнерго» Петр Синютин.
– Петр Алексеевич, какие именно проблемы
Энергосбыт может решить с помощью
этих щитов?
– Есть вопрос, который волнует энергосбытовые подразделения практически во всей стране, – отношения с индивидуальными застройщиками. В свое время, в последнее десятилетие, мы этот рынок попросту упустили. В период, когда шла интенсивная коттеджная застройка, качественных проектных решений, учитывающих специфику требований энергосбытовой деятельности, просто не было. И сегодня подавляющее большинство индивидуальных жилых домов построено с вводно-учетным устройством, установленным внутри помещения.
Какие проблемы с этим связаны? Первая – у контролера Энергосбыта по не зависящим от него причинам не всегда есть возможность войти в дом и проверить показания счетчика. Вторая – у абонента есть возможность подключиться к электросети еще до счетчика. И многие этим пользуются. А проконтролировать подобное подключение сегодня практически невозможно. Необходимо сравнивать нагрузку, которая идет с отпайки на опоре линии электропередачи, и ту, что учитывает электросчетчик. Такие технические средства только начинают появляться. А тем временем убытки энергоснабжающих организаций от хищений электроэнергии становятся все больше.
Выход из этой ситуации нам видится в том, что вводное устройство должно стоять до входа в дом, чтобы наш персонал мог свободно проследить путь ввода от опоры до электросчетчика. А для этого необходимы принципиально новые электрощитовые изделия.
Кроме того, подразделения Энергосбыта должны не только быть уверены, что абонент не имеет возможности получать электроэнергию до счетчика, но и иметь возможность быстро и избирательно отключить неплательщика. Контролер Энергосбыта должен открыть это электрощитовое изделие, проверить целостность нашей пломбы и, сняв ее, произвести отключение, а затем вновь запломбировать аппарат, чтобы абонент-неплательщик в дальнейшем не имел возможности подключиться к сети самостоятельно.
Вот основные требования Энергосбыта «Мосэнерго» к электрощитовым изделиям. Ранее свои пожелания к таким изделиям мы направили в несколько организаций-производителей подобной продукции. Сегодня уже есть готовые изделия, которые позволяют эти требования реализовать: на нашу просьбу активно отреагировали московские заводы «Щитмонтаж» и МЭЛ. И сейчас мы уже рекомендуем вновь подключаемым абонентам устанавливать щиты этих производителей.
– Но могут возникнуть сложности
с эксплуатацией. Одно дело, когда щит стоит
в помещении, а другое дело – на открытом
воздухе. Ветер, снег, дождь,
температурные перепады…
– Что такое коттеджный щит? Основная аппаратура в нем – электросчетчик и коммутационный аппарат. По ныне выпускаемым коммутационным аппаратам мы климатические вопросы снимаем – они отвечают любым требованиям. Что касается электросчетчиков, то уже появились электронные счетчики, которые работают до температуры – 400С, и практика показала, что работают неплохо. Если говорить о техническом исполнении самих щитов, то они должны пройти полную сертификацию по степеням защиты IP. Щиты упомянутых заводов проходили испытания на дождевание, на влажность, на снег и т.д. И те конструкции, которые мы используем, позволяют счетчику работать в регламентных условиях, определенных техническим паспортом.
Больше других проблем – организационных. Многие абоненты говорят: «А я боюсь на улице, снаружи дома, ставить щит, потому что у меня это всё завтра разломают или украдут». Но такие проблемы решаемы. Щит можно поставить во дворе, с внутренней стороны забора, на опору освещения, в конце концов, на наружную стену дома.
– Сам щит и его установка стоят недешево.
Кто должен за все это платить?
– Есть два подхода. При одном платит застройщик. Легче всего обязать тех, кто возводит новое жилье: абонент получает техусловия на организацию присоединения к электросети.
Другой подход больше характерен для старых поселков. Энергокомпания вносит в плановые затраты расходы на оснащение индивидуальных домов подобными специализированными изделиями, защищает соответствующие тарифы в энергетической комиссии. А затем эти изделия устанавливаются бесплатно для абонента: приезжают специалисты энергоснабжающей организации, вкапывают абонентский столб, ставят абонентский щит, производят подключение. Такой подход получил распространение в коммунальных энергокомпаниях, например, в Краснодарском крае.
– А как же убедить в необходимости установки
новых щитов жителей старых домов, допустим,
в той же Московской области?
– Во-первых, это условие можно вносить в договор энергоснабжения, который сейчас мы заключаем с каждым абонентом, где обговорить все технические вопросы. Причем подобная ситуация не будет противоречить Гражданскому кодексу. Во-вторых, для абонента, проживающего в старом жилом секторе, установка современных щитов должна быть бесплатным мероприятием, проводимым за счет средств Энергокомпании.
– До сих пор мы говорили только
об индивидуальных застройщиках.
Но наверняка у Энергосбыта
существуют проблемы с учетом
и в городских многоквартирных домах?
– Достаточно непростая ситуация, с точки зрения интересов Энергосбытовых организаций, с вводными устройствами в многоэтажные жилые дома. Сейчас почти 100% вводных устройств в жилые дома находится на балансе абонентов. И получается, что электросчетчик энергоснабжающей организации находится в электроустановке абонента. Сама же конструкция ныне используемых вводных устройств такова, что подключиться перед электросчетчиком абонент может очень легко. Мы довольно часто сталкиваемся с тем, что к вводному рубильнику подключаются струбцинами сварочные аппараты, ремонтное оборудование. И электросчетчик Энергосбыта этот расход электроэнергии не учитывает…
Если мы эту ситуацию не поменяем, то в условиях конкуренции и рынка энергосбытовые компании будут нести огромные убытки. Задача проста: сделать вводные устройства таким образом, чтобы они исключали саму возможность подключения до электросчетчика.
Мы сформулировали свои требования к производителям вводных устройств. Необходимо четко разделить в устройстве секции энергоснабжающей организации (скажем, Московской кабельной сети), энергосбытовой компании (это секция коммерческого учета) и потребителя (распределительная часть). Кабельная сеть должна иметь возможность производить эксплуатацию, ремонты, переключения. Энергосбыт должен обслуживать устройства учета. И все это независимо от потребителя. Абонент же, имея свой потребительский отсек, где он подключает свою нагрузку, не должен иметь доступ к самому вводному устройству и к электросчетчику.
Сейчас такие конструкции нескольких заводов прошли сертификацию, согласования с Московской кабельной сетью. По согласованию с Мосгосэнергонадзором, в настоящее время мы информируем проектные организации об обязательном использовании подобной продукции. Главный результат будет в том, что мы существенно снизим коммерческие потери электроэнергии.
Таким образом, оба упомянутых электрощитовых изделия (и первое изделие – коттеджный щит, и второе – вводное устройство) позволят уменьшить убытки энергосбытовых компаний.
Далее. В современных электрощитовых изделиях обязательно должен присутствовать отсек, где собирается система коммерческого учета. Сегодня в Москве, согласно распоряжению Правительства Москвы, все новое жилье в обязательном порядке оснащается автоматизированными системами коммерческого учета. И для такой системы в электрощитах должен быть выделен соответствующий отсек.
– Петр Алексеевич, но ведь раньше
и индивидуальные дома, и тем более
многоквартирные строились
согласно нормативным документам.
Они настолько далеки от сегодняшних реалий?
– Весь фокус в том, что раньше все было общее. Существовала большая энергосистема, которая мирилась с потерями от хищений электроэнергии: в общем объеме потребления цифры были не такие уж большие. Но сегодня, когда энергосбытовая компания становится полностью самостоятельной и несет ответственность за своевременную оплату купленной электроэнергии, этот вопрос является особенно актуальным. Мы должны и деньги собрать с потребителей, и бороться за то, чтобы потери электроэнергии были минимальными. Именно поэтому мы предъявляем такие строгие требования к электрощитовым изделиям.
– В таком случае должны быть внесены
изменения в ПУЭ, в другие нормативные
документы.
– Планируется, что в новой редакции ПУЭ это будет учтено, и мы проработали совместно с ВНИИЭ, с РАО «ЕЭС России» особенности установки средств коммерческого учета в электрощитовых изделиях. Там указано, что электросчетчик должен устанавливаться только «в специализированном устройстве». Слова старой редакции «на капитальной стене» или «в открытых панелях» исключены.
– Какие потери – технологические или
коммерческие – составляют основную
долю потерь в московском Энергосбыте?
– Безусловно, при нормальной ситуации в электроэнергетике это должны быть технологические потери. Приемлемая доля коммерческих потерь – 2-3%. Сейчас коммерческие потери у нас существенно больше. Причем они сильно зависят от района города и области. Для Мосэнерго с более чем 50 миллиардами кВт.час полезного отпуска каждый процент потерь – это огромные деньги.
Наша работа организована таким образом, что происходит планирование потерь, ежемесячный мониторинг результатов. Задача – ежегодно снижать потери на 5%. И в прошлом году мы, совместно с сетевыми организациями Мосэнерго, с этой задачей справились. Хотя это и очень сложно, ведь снижение потерь – это целый комплекс технических и организационных мероприятий.
– Как сейчас решается вопрос с неплатежами?
Вы производите отключение неплательщиков
по своей инициативе или должно быть
решение суда?
– Есть Постановление Правительства России №1 от 1998 года, в котором сказано, что отключить мы можем очень просто, предупредив абонента за сутки. Отключать приходится довольно много, и, к сожалению, констатирую, что, несмотря на подъем экономики, без отключений, то есть силовых методов, сегодня обеспечить стопроцентную оплату за потребленную электрическую энергию не удается.
Я считаю, что предприятия-изготовители электротехнической продукции должны приходить на помощь энергосбытовым компаниям и в части удобства индивидуального отключения неплательщиков, и в части выпуска щитовых изделий, которые позволят резко снизить возможности для хищений электроэнергии.
В следующем номере мы продолжим разговор
с руководителями Энергосбыта «Мосэнерго» и подробнее остановимся на проблемах, связанных с установкой
и эксплуатацией счетчиков электроэнергии.
| |
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|