|
Энергосбыт
«Мосэнерго»
ждет предложений
от разработчиков
бытовых АСКУЭ
Константин Жулега,
главный инженер
Энергосбыта
«Мосэнерго»
В предыдущем номере журнала мы начали разговор о проблемах энергосбытовых организаций. Наш собеседник, заместитель управляющего Энергосбытом «Мосэнерго» Петр Синютин, рассказал о требованиях, которые предъявляются ими к производителям электрощитовых изделий. В продолжение темы – наша беседа с главным инженером Энергосбыта «Мосэнерго» Константином Жулегой о приборах учета электрической энергии.
– Константин Александрович, имеется ли в «Мос-энерго» список официально рекомендованных к применению в столице счетчиков электрической энергии?
– Конечно, и в этот список входят практически все крупные предприятия России, выпускающие электросчетчики: Нижегородский завод им. Фрунзе, Московский завод электроприборов, «Инкотекс» , Мытищинский электротехнический завод, Рязанский приборный завод. Кроме продукции этих заводов, мы применяем счетчики ставропольского концерна «Энергомера» и АББ ВЭИ Метроника.
Необходимо отметить, что в «Мосэнерго» принято решение о выводе из работы парка индукционных счетчиков и замене их на электронные. Соответственно и объем закупок счетчиков довольно большой. В Москве сейчас требуют замены, согласно этому решению, около 2 миллионов 500 тысяч индукционных счетчиков. В одночасье справиться с этой работой невозможно, и она растянется на несколько лет.
– И все-таки, каким производителям вы отдаете предпочтение?
– Закупки продукции для «Мосэнерго» проводятся только на основании тендеров. Это касается и приборов учета электрической энергии. В тендерах может участвовать любой производитель счетчиков. Он получает наши условия и со своей стороны делает нам предложение, которое рассматривается тендерной комиссией.
Энергосбытом разработано положение, которое определяет взаимоотношения «Мосэнерго» с поставщиками. Каждый производитель обязательно предоставляет нам образцы своей продукции. Мы имеем свою лабораторию, которая оценивает возможность использования данных счетчиков, отслеживает причины выхода их из строя, если эти счетчики уже находятся в эксплуатации.
В «Мосэнерго» такой подход к производителям – завод должен быть профильным по изготовлению счетчиков. В этом случае, считаю, имеется перспектива развития предприятия, совершенствования его продукции.
Присутствовать на московском рынке не просто почетно. Это в какой-то мере является визитной карточкой предприятия. Сейчас основными поставщиками электросчетчиков для Москвы являются нижегородский и мытищинский заводы, а также ООО «Инкотекс» . Мы пришли к выводу, что продукция этих производителей наиболее привлекательна по соотношению «цена-качество». Немаловажно и то, что за счет тендеров на крупные поставки счетчиков мы добиваемся и снижения цены на них, причем реальная экономия получается довольно существенной.
– Сейчас на российский электротехнический рынок активно продвигаются западные производители. Каково отношение Энергосбыта «Мосэнерго» к импортной продукции?
– Если говорить о приборах учета электрической энергии, то как раз в этом сегменте рынка импортной продукции не так уж и много. Следует сразу отбросить дешевые счетчики: качественный однофазный аппарат даже при оптовых закупках не может стоить дешевле пятисот рублей. А из остальных реально за место на московском рынке борется только продукция АББ ВЭИ Метроника.
Сейчас российские производители выпускают качественную и надежную продукцию, по техническому уровню практически не уступающую западной. Конечно, функционально счетчик АББ предпочтительнее, но он и намного дороже отечественных.
– Энергосбыт «Мосэнерго» сформулировал свои предложения к производителям электрощитовой продукции. Имеются ли подобные требования к изготовителям счетчиков?
– С производителями счетчиков мы работаем постоянно. В процессе эксплуатации появляются дополнительные требования, на рынке появляется новая щитовая продукция. Поэтому мы пытаемся сделать прибор максимально адаптированным к нынешним условиям.
Есть и конкретные предложения. В первую очередь это касается унификации приборов учета – как по габаритным размерам, так и по программному обеспечению. Сейчас специалистам энергосбытовых организаций очень сложно работать со счетчиками различных поставщиков. Даже, казалось бы, по такой нехитрой операции, как съем показаний с использованием считывающих устройств. Если используются пять разных счетчиков, то необходимы и пять считывающих устройств с пятью разными программами. Поэтому мы обратились к заводам-изготовителям с просьбой прийти к какому-то единому стандарту, протоколу. Правда, пока никакой реакции не последовало.
Второе. Мы являемся первыми в России, кто поставил заводам условия по гарантийному обслуживанию приборов учета: если производитель заявляет, что межповерочный интервал у его счетчиков составляет 16 лет и это подтверждено сертификатами Госстандарта, то почему гарантийный срок эксплуатации составляет только 18 месяцев? И сейчас мы требуем, чтобы в договорах на поставку электросчетчиков было указано, что «прибор обеспечивает соблюдение метрологических характеристик в течение 16 лет. В случае выхода счетчика из строя в течение этого срока при соблюдении условий эксплуатации завод обязуется произвести бесплатную замену». Подобное должно являться обязанностью завода по обеспечению качества продукции. И такие договора сегодня с нами подписывают – в частности, на эти условия согласился нижегородский завод. Если производитель отказывается вносить в договор такой пункт, у нас появляется повод для раздумий, стоит ли применять его продукцию. Когда есть гарантия, мы обретаем уверенность в завтрашнем дне. Ведь пока у многих имеются сомнения, сколько реально электронный счетчик прослужит в условиях постоянной эксплуатации. Нет и подобного мирового опыта.
Далее. В отличие от индукционного счетчика, у электронного возможна потеря информации на жидкокристаллическом дисплее – из-за перепада температур или по другим внешним причинам. Многие производители заявляют, что вся информация сохраняется во встроенной памяти счетчика, но никто не пишет в документации, каким образом ее можно оттуда «вынуть» . Мы потребовали четко прописать в инструкции, как в этом случае осуществляется сбор информации. Первыми это сделали нижегородцы.
Необходимо решить и вопрос, с которым мы наверняка столкнемся при эксплуатации счетчиков со встроенным тарификатором. Встроенный таймер, как и любые часы, может неверно показывать время – спешить или отставать. Делать индивидуальную коррекцию каждому потребителю для нас будет очень сложно. Сам же потребитель не имеет возможности откорректировать показания времени. И мы прогнозируем, что в связи с этим могут появиться жалобы абонентов на переплату из-за неверного времени переключения тарифа. Производителям необходимо подумать, как избежать этого.
Еще один важный момент – утилизация счетчиков. Сейчас, как я уже сказал, мы меняем большой объем счетчиков и столкнулись с этой проблемой. Многие старые счетчики сгорели, разбиты, т.е. не подлежат восстановлению. Индукционные счетчики утилизировать проще – в них много металла, который кем-то востребован. С электронными сложнее – что делать с ними? Реального ответа ни от одного из заводов мы пока не получили. Есть предложение «просто где-то закопать». Один из производителей согласился забрать у нас старые приборы, но «по сто рублей за штуку» . А если умножить 100 рублей на количество заменяемых счетчиков, сумма получается внушительная. Кто должен ее платить?
– Электронные счетчики, в отличие от индукционных, могут быть объединены в автоматизированную систему учета. Создана ли АСКУЭ в Москве?
– В первую очередь электронные счетчики дают населению возможность перейти на зонный тариф, когда в ночные часы стоимость электроэнергии меньше, чем днем. В Москве возможность получить такую льготу есть, но ее использует очень маленький процент жителей. И активности в этом вопросе мы пока не наблюдаем, хотя разместили на сайте «Мосэнерго» регламент перехода на зонный тариф, разъясняли этот вопрос и по телевидению, и в городских СМИ. Причина, скорее всего, в стоимости перехода – тех единовременных затратах, которые должен понести потребитель, а также во времени окупаемости этих затрат.
В новых домах двухставочный тариф сразу заложен в технические условия строительства, а стоимость установки и программирования счетчика «растворяется» в цене квартиры. А в старых домах замена индукционного счетчика на электронный с его установкой и программированием обходится примерно в 2,5 тысячи рублей. Многие спрашивают, почему счетчики не программируют прямо на предприятии-производителе? Ответ прост – заводы выпускают счетчики с возможностью программирования. Программу невозможно заложить на заводе. Счетчик может пойти, например, в Тюмень, где другие тарифные зоны, или в другой регион.
Если говорить об автоматизированной системе, то ее начали устанавливать в Москве еще в середине девяностых годов. Правда, решение об установке АСКУЭ было больше политическим, поскольку нормальных технических решений в то время не существовало. И получилось так, что АСКУЭ, к которой в Москве было подключено около 2000 домов, оказалась бесхозной, затратной и выполняла только одну функцию – переключать тариф. Счетчики принадлежали Энергосбыту, инженерные коммуникации этой системы – жилищным организациям, которые практически не следили за ее состоянием. В результате оборудование устарело и потребовало замены.
За это время на рынке появились счетчики со встроенным тарификатором и система в том виде, в котором она существовала, стала не нужна. В прошлом году в Москве было принято решение остановить процесс подключения жилого фонда к автоматизированной системе учета электроэнергии.
На рынке есть много предложений по бытовым автоматизированным системам, но все эти АСКУЭ довольно дороги сами по себе и, кроме того, никто из их производителей не может конкретно сказать, сколько эта система будет стоить клиенту в эксплуатации, ведь все затраты лягут на его плечи. Если система поможет снизить энергосбытовые затраты и при этом предоставит клиенту определенный сервис – допустим, оперативно посмотреть какие-то параметры: подключенную моментную мощность, например, – мы рассмотрим возможность ее применения. А когда в квартире стоит счетчик, показывающий только текущие киловатт-часы, а к нему привязаны неиспользуемые коммуникации стоимостью в несколько миллионов рублей, то такая система никому не нужна.
Сейчас в Москве при новом строительстве устанавливаются микропроцессорные счетчики, обеспечивающие автономное переключение тарифа и при этом имеющие возможность последующего подключения к АСКУЭ. И Энергосбыт «Мосэнерго» ждет предложений от разработчиков бытовых автоматизированных систем. Эти системы должны выполнять все функции специалистов Энергосбыта – сбор информации, ее обработку, составление платежного документа, контроль и получение информации о платеже, и, кроме того, снизить затраты на эту цепочку по сравнению с нынешними.
| |