Новости Электротехники 2(116) 2019





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №2(20) 2003

Ошибки в цветовой идентификации проводников надо исключить

или КАЖДЫЙ МОНТАЖНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗА...

Желто-зеленый принцип старого ПУЭ

Основная цель идентификации проводников — обеспечение безопасной эксплуатации электроустановок. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50462*, желтый и зеленый цвета могут использоваться только в комбинации желто-зеленого цвета, применяемой исключительно для обозначения защитных (нулевых защитных) проводников (PE).
Использование для идентификации желтого или зеленого цветов не допускается, если существует опасность смешивания одноцветных желтых или зеленых проводников с проводниками, маркированными комбинацией этих цветов.
В свое время на основании ГОСТ Р 50462 в п. 2.1.31 ПУЭ 6-го изд. были внесены дополнения, устанавливающие цветовую маркировку проводников электропроводок, однако не изменились требования п. 1.1.29 ПУЭ 6-го изд. к цветовой маркировке шин, которая допускала одновременное применение желтого и зеленого цветов для идентификации фазных шин и комбинации желтого и зеленого цветов для обозначения защитной шины. Среди новых глав ПУЭ 7-го изд., утвержденных приказом Минэнерго России в июле 2002 г. и введенных в действие с 1 января 2003 г., есть и «Общая часть» (глава 1.1), содержащая, в частности, требования по цветовой идентификации проводников: «1.1.29. Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 ... Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т. ч. шины, должны иметь ... цветовое обозначение чередующимися ... полосами одинаковой ширины ... желтого и зеленого цветов».
Однако следующий пункт нового ПУЭ, сохраняя ошибку старого издания, противоречит и нормам ГОСТ, и собственным требованиям (п.1.1.29):
«1.1.30. ... цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми. Шины должны быть обозначены:
1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А – желтым, фазы В – зеленым, фазы С** – красным цветом;
2) при переменном однофазном токе шина В ... – красным цветом, шина А ... – желтым цветом...» .

ГОСТы другие — принцип тот же

Помимо ГОСТ Р 50462, в России действуют и другие стандарты, в которых изложены требования к цветовой идентификации проводников. ГОСТ Р МЭК 60173-99 «Расцветка жил гибких кабелей и шнуров» разработан на основе стандарта МЭК 60173 1964 г., введен в действие с 1 июля 2000 г. (требования к унифицированной расцветке жил гибких кабелей и шнуров, имеющих не более пяти жил). Основная цель унифицированной расцветки – увеличение электробезопасности при эксплуатации переносных и передвижных электроприборов, подключаемых к стационарным электропроводкам с помощью штепсельных разъемов.
ГОСТ Р МЭК 60227-1-99 «Кабели с поливинилхлоридной изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Общие требования» разработан на основе стандарта МЭК 60227-1 1993 г., двух изменений к нему и введен в действие с 1 июля 2000 г. (требования к кабелям с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой или без оболочки).
ГОСТ Р МЭК 245-1-97 «Кабели с резиновой изоляцией на номинальное напряжение до 450/750 В включительно. Общие требования» разработан на основе стандарта МЭК 60245-1 1994 г., введен в действие с 1 января 1998 г. (требования к кабелям с изоляцией и оболочкой из резины или без оболочки).
В соответствии с этими стандартами, при обозначении изолированных жил расцветкой желто-зеленая комбинация используется только для обозначения той жилы кабеля, которая предназначена для применения в качестве защитного проводника, и не должна применяться для идентификации других жил.
Прочие жилы должны иметь только один цвет, причем зеленый, желтый, красный, серый и белый цвета вообще не могут применяться для обозначения жил многожильного кабеля.

Цена ошибки

Уникальная цветовая идентификация проводников в электроустановках и в электрооборудовании используется для уменьшения вероятности неправильного соединения проводников, для повышения электробезопасности. В стандартах МЭК установлено, что двухцветной комбинацией желто-зеленого цвета должны обозначаться только защитные проводники. Использование этих цветов для маркировки не допускается, если возможно перепутать желтые и зеленые проводники с проводниками комбинированной расцветки.
Изложенные выше принципы цветовой идентификации проводников, используемые в стандартах МЭК, в национальных стандартах развитых стран и в государственных стандартах России, до сих пор не нашли своего применения в главе 1.1 ПУЭ.
Такой вариант идентификации фазных шин, который предписан пунктом 1.1.30 ПУЭ 7-го издания, неизбежно увеличивает вероятность поражения человека электрическим током. В сложившейся ситуации следует срочно устранить ошибки в ПУЭ, приведя документ в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50462. Во всех электроустановках маркировку фазных шин желтым и зеленым цветами необходимо изменить на маркировку, например, черным и коричневым цветами, так как в перечисленных стандартах они являются предпочтительными для обозначения фазных проводников.
Перепутать защитные желто-зеленые шины и фазные шины с желтой или зеленой расцветкой очень легко, поэтому возрастает вероятность ошибочного подключения к фазным шинам защитных проводников электроустановок. На открытых проводящих частях электрооборудования может появиться смертельно опасное напряжение. Цена подобной ошибки – жизнь человека.

* ГОСТ Р 50462-92 (МЭК 446-89) «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям», на который дана ссылка в ПУЭ, разработан на основе стандарта МЭК 60446 1989 г., введен в действие с 1 января 1994 г. и содержит требования, устанавливающие цветовую и цифровую идентификацию проводников, используемых в электрических цепях электроустановок и электрооборудования.
** В новых государственных стандартах России, разработанных на основе стандартов Международной электротехнической комиссии (МЭК), фазные проводники обозначаются буквой «L». Старое обозначение фазных шин «А, В и С», которое до сих пор используется в главе 1.1 ПУЭ седьмого издания, следует заменить новым обозначением «L1, L2 и L3» так, как это сделано на рисунках 1.7.1–1.7.5 в главе 1.7 ПУЭ.



Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2019