Новости Электротехники 1(115) 2019





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №6(24) 2003

1 октября 2003 года вступила в силу новая редакция главы 2.4 седьмого издания ПУЭ «Воздушные линии электропередачи напряжением до 1 кВ», в которой сказано, что на ВЛ должны, как правило, применяться самонесущие изолированные провода (СИП). Преимущества СИП перед обычными голыми проводами известны всем. Но неправильный монтаж и эксплуатация СИП могут нивелировать эти преимущества. Об этом предупреждают авторы статьи.

Наиболее распространенные ошибки при монтаже СИП

Михаил Соловьев, заместитель руководителя Департамента государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго РФ Дмитрий Шаманов, компания Ensto, г. Москва

Любые ошибки при монтаже самонесущих изолированных проводов способны снизить надежность воздушной линии до уровня ВЛ с применением голых проводов. Подобные ошибки связаны в основном с повреждением изоляции или неправильной прокладкой СИП, что визуально практически невозможно обнаружить до момента аварии. Можно выделить основные причины ошибок монтажа воздушных линий с СИП (ВЛИ):

  • отсутствие или недостаточность информации об особенностях монтажа;
  • строительство линий без какого-либо проектирования или предварительного исследования;
  • псевдоэкономические соображения, когда из комплекта для строительства исключаются некоторые элементы, не влияющие, на первый взгляд,на надежность линии, или заменяются на более дешевые, неприменимые для этих целей и зачастую некачественные.

Не будем подробно останавливаться на таких откровенных ошибках, как показанная на рис. 1, сделанном в Подмосковье. СИП просто прикручен алюминиевой проволокой к стальной траверсе. В этом случае после перетирания изоляции, а оно рано или поздно случится, произойдет короткое замыкание и, при отсутствии защитных устройств, прогорание изоляции по всей длине линии. Опасны и другие ошибки, которые часто встречаются даже в Москве, где СИП применяется уже достаточно давно и, казалось бы, опыт московских строителей в монтаже СИП должен быть очень велик.
Самой распространенной ошибкой является «забывчивость» монтажника, который не зафиксировал жгут фазных проводов с несущим проводом у поддерживающего и анкерного зажимов. Это происходит, по нашему мнению, по двум причинам. Первая состоит в том, что монтажник просто не задумывается над важностью такого мелкого элемента, как фиксирующий ремешок. Вторая – экономия. Цена на ремешки невелика, но экономится рабочее время на эту операцию.
Чем же чревато отсутствие фиксации? Несущий элемент закреплен в зажиме, а остальные проводники в результате тяжения провода в процессе эксплуатации отделяются от несущего провода и отдаляются от оси крюка на большее расстояние, чем установлено стандартом. В результате качания проводов может быть повреждена изоляция фазных проводов о поверхность стойки. То же самое может происходить и при несоответствии крюка или кронштейна применяемому поддерживающему зажиму. К сожалению, распространены случаи, когда применяют удлиненные пластиковые поддерживающие зажимы на коротких крюках. Хорошо, если крюки правильно подобраны по механическим параметрам, но бывают случаи, когда это требование не выдерживается. Так, например, на рис. 2 анкерный зажим смонтирован на кронштейне для поддерживающего зажима.
Очень опасны случаи несоблюдения минимально допустимых радиусов изгиба жгута проводов, а также отдельных проводников, в том числе и несущего. Пример: угловая анкерная опора установлена в точке поворота линии более 50о. На рис. 3 зафиксировано применение анкерного зажима (причем только одного, хотя их должно быть два). Зажим располагается в сторону одного анкерного пролета, а в сторону другого пролета провод просто висит шлейфом. При этом радиус изгиба меньше допустимого для несущего провода и фактически провод работает «на излом».
На рис. 4 показан случай, когда в линии применен провод без несущего элемента, но выделен нулевой проводник и за него произведена подвеска всего жгута.
Таким образом, вместо того чтобы механическая несущая нагрузка была распределена между всеми проводниками жгута, она действует только на отдельно взятый проводник, который в четыре раза слабее жгута. Но на этом фото показана не единственная ошибка. Более опасным является то, что проводник изгибается на 180º внутри зажима. Его излом более чем реален. Причем эта линия построена с переходом через автомобильную магистраль с восьмиполосным движением автотранспорта. К чему может привести обрыв провода, страшно подумать.
Если в процессе монтажа линии не использовать такое устройство, как вертлюг, то провод завяжется в петли в пролете (рис. 5). Никаким тяжением его уже не выровнять, а в самой петле провод подвергнется излому.
При строительстве линий необходимо обращать внимание и на габариты ВЛИ. Конечно, применение СИП позволяет их значительно уменьшить, однако необходимо соблюдать не только расстояния до близлежащих объектов, но и расположение линии на опоре. Фото 6 наглядно демонстрирует ошибку монтажа. Провод, подвешенный за поддерживающий зажим, расположен над консолью контактной сети электротранспорта. При этом конструкция поддерживающего зажима рассчитана так, чтобы он разрушался ранее обрыва провода. Если такое произойдет в приведенном случае, то жгут упадет на консоль со всеми вытекающими отсюда последствиями (короткое замыкание и т.д.).

К сожалению, не все ошибки монтажа можно обнаружить так же легко, как те, о которых мы говорили. К таким случаям, например, относятся несоответствие контактного соединения сечению или типу проводника, отсутствие смазки на контактных поверхностях, монтаж, произведенный без специальных приспособлений и инструмента.

Чтобы исключить ошибки при монтаже СИП, необходимо предпринять следующие меры:

  • строить линии только на основании качественно разработанного проекта;
  • обеспечивать монтажные бригады полным комплектом оборудования, инструмента и приспособлений;
  • монтаж вести материалами, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к строящейся ВЛИ;
  • приемку ВЛИ осуществлять не только на основании визуального осмотра, но и при контроле самого монтажа.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2019