Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №3(27) 2004
Проблема российского оптового рынка электроэнергии в том, что его секторы – регулируемый и конкурентный – уже работают, а рыночные реформы в этой отрасли еще далеки от завершения. В результате возникает множество противоречий: сталкиваются интересы РЭК, АО-энерго, потребителей и продавцов. О настоящем и будущем оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), о тарифах и перекрестном субсидировании, о стимулах, рисках, действующих механизмах и насущных вопросах, в том числе создания систем коммерческого учета, обязательных для работы на ОРЭ, мы беседуем с Анатолием Копсяевым, директором Некоммерческого Партнерства «Объединение производителей средств коммерческого учета электроэнергии» (НП «АСКУЭ»).

Анатолий Копсяев: «Незавершенность реформирования энергетики России не дает развернуться рынку электроэнергии»


Подготовил Валерий Журавлев, “Новости ЭлектроТехники”

Внедрение АСКУЭ – обязательное условие для предприятий, желающих покупать электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ). В декабре 2001 года для внедрения АСКУЭ на предприятиях-субъектах ОРЭ было создано Некоммерческое Партнерство «Объединение производителей средств коммерческого учета электроэнергии» (НП «АСКУЭ»).
Сегодня основными направлениями деятельности НП «АСКУЭ» являются: создание благоприятной экономической среды для разработки, производства и продвижения на рынок современных технических и программных средств учета электрической и тепловой энергии; укрепление и развитие отечественной научно-технической и производственно-технологической базы производителей средств коммерческого учета электрической и тепловой энергии; приоритетное содействие производству средств коммерческого учета электрической и тепловой энергии, отвечающих требованиям рынка по программно-технической унификации, возможностям сервисного обслуживания, надежности.
В состав некоммерческого партнерства вошли 20 крупных производств систем коммерческого учета электроэнергии, среди которых: Московский завод электроприборов, ООО «Эльстер Метроника», Ленинградский электромеханический завод, Рязанский приборный завод, ОАО «Концерн Энергомера» и другие компании.
Федеральная энергетическая комиссия РФ постановлением N 27/11 от 15.05.2002 одобрила деятельность НП «АСКУЭ». Она рекомендовала РЭКам обратить внимание на необходимость совершенствования коммерческого учета на оптовом и розничном рынках электроэнергии и учитывать финансирование соответствующих программ при утверждении тарифов на электроэнергию.

– Анатолий Петрович, потребителей электрической энергии интересуют возможные финансовые риски при создании систем коммерческого учета электроэнергии согласно требованиям, которые предъявляет оптовый рынок.
– Эта проблема волнует не только потребителей, но и самих производителей систем учета электроэнергии. Финансовые риски существуют, и прежде всего из-за отсутствия тарифного меню на электроэнергию – основы работы оптового рынка.
Под тарифным меню подразумевается тщательно проработанная идеология ценообразования рынка для разных потребителей.
В структуре тарифного меню должны быть в обязательном порядке представлены двухставочные, одноставочные, зонные тарифы, как по часам суток, так и интегральные, по месяцу, в разрезе разных объемов потребления и уровней напряжения. Такое меню позволяет осуществлять учет электроэнергии и расчеты для разных типов потребителей: для энергоемких – с часовой цикличностью, для средних – зонные и двухставочные тарифы с расчетами по зонам суток, для мелких – одноставочные тарифы с месячным циклом расчетов.
Сейчас, к сожалению, этого нет. На конкурентном секторе ОРЭ имеется только система торгов и расчетов с цикличностью 1 час. Эти системы дорогостоящие,недосягаемые для средних и мелких потребителей. А производители систем коммерческого учета электроэнергии несут риски от возможной перенастройки производства на новое тарифное меню.

– Учитывая, что идеология построения коммерческого учета электрической энергии непосредственно зависит от идеологии построения рынка, могли бы вы пояснить, какие наиболее серьезные проблемы существуют в работе розничного и оптового рынков электроэнергии?
– Этих проблем несколько. Первой серьезной проблемой розничного рынка электроэнергии является вынужденное участие промышленных потребителей в перекрестном субсидировании. Поэтому они используют любые механизмы для освобождения от «перекрестки», и рынок в данном случае применяется как один из способов.
На розничном рынке электроэнергии средний тариф для потребителя в разных регионах Европейской зоны России варьируется от 80 до 160 коп./кВт•ч (за исключением регионов, обслуживаемых «Дагэнерго», «Колэнерго», «Ленэнерго» и «Мосэнерго» – в этих энергосистемах тарифы либо значительно выше, либо ниже).
Среднеотпускной фактический тариф регулируемого сектора оптового рынка электроэнергии (РС ОРЭ) по состоянию на апрель этого года в Европейской зоне России составил 51 коп./кВт•ч., а на конкурентном секторе (КС ОРЭ) определяется по результатам торгов и сейчас находится на уровне 47 коп./кВт•ч. Суммарный тариф услуг ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», НП «АТС», ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» и прочих организаций составляет примерно10 коп./кВт•ч.
Мною подготовлена таблица тарифов, отражающая цены на электроэнергию для потребителей мощностью 750 кВА и выше на розничном и оптовом рынках Европейской зоны России (см. таблицу*). Думаю, она будет интересна для читателей журнала.
Из таблицы видно, что наибольшие стимулы для выхода на оптовый рынок электроэнергии имеют потребители высокого напряжения и небольшая часть потребителей среднего напряжения. В зависимости от региона они могут экономить до 40% расходов на потребляемую электроэнергию по сравнению с розничным рынком.
Потребители же низкого напряжения, и это явно видно по тарифам, практически не заинтересованы в выходе на ОРЭ.
Немалую роль в этом играет тариф на передачу электроэнергии по сетям АО-энерго – составляющая, которая позволяет энергосистемам сдерживать потребителей от ухода на оптовый рынок.

– Вы хотите сказать, что энергосистемы препятствуют выходу потребителей на оптовый рынок электроэнергии?
– Именно так. Более того, они вынуждены это делать. И здесь мы подошли ко второй проблеме работы рынка электроэнергии – незавершенности реформ электроэнергетики, и в первую очередь АО-энерго. Так, в подавляющем большинстве АО-энерго до сих пор не выделены и не обособлены производство, сбыт электроэнергии и электросетевая инфраструктура, участвующая в передаче и распределении электроэнергии. В свою очередь незавершенность реформирования приводит к незавершенности построения одного из главных элементов рынка электроэнергии – магистральных и распределительных электросетей. Это обстоятельство лишает АО-энерго заинтересованности в предоставлении услуг по передаче электроэнергии потребителям.
Сейчас основной задачей нереформированного АО-энерго является не оказание услуг по передаче электроэнергии, а электроснабжение потребителей. Товарная же продукция – это реализация объема электроэнергии. Поэтому выход любого потребителя РРЭ на оптовый рынок электроэнергии приводит, во-первых, к снижению объема реализации электроэнергии АО-энерго и соответственно составляющей себестоимости и прибыли; а во-вторых, к увеличению перекрестного субсидирования других потребителей региона. Причем выпадающие доходы АО-энерго, то есть доходы, которые оно могло бы получить при продаже электроэнергии, как правило, значительно выше, чем денежная составляющая услуг по передаче электроэнергии после выхода потребителя на ОРЭ.
Поэтому в результате мы имеем закономерную борьбу интересов АО-энерго, администраций регионов и выходящих на оптовый рынок потребителей. При этом АО-энерго и РЭКи вынуждены применять различные механизмы по созданию препятствий для выхода потребителей на ОРЭ. Приведу наиболее распространенные приемы:
Первый. Завышение тарифов на услуги по передаче электроэнергии, что довольно легко удается из-за отсутствия выделенной расчетной базы затрат и раздельного учета по инфраструктуре передачи электроэнергии. На практике применяются искусственные приемы выделения расходов на передачу электроэнергии из расходов АО-энерго, включающих производство, передачу, сбыт электроэнергии, ремонт, строительство и др. Отражением несовершенства механизма утверждения этих тарифов является превышение максимального предельного тарифа над минимальным в десятки раз, что в свою очередь дает право РЭКам при выходе потребителей на ОРЭ субъективно применять тариф на передачу электроэнергии в широком диапазоне регулирования. Фактически это означает, что практика перекрестного субсидирования сохраняется, но в несколько иной форме (она просто переносится в сферу передачи электроэнергии).
Второй. Усложнение процедуры расчета, согласования и утверждения балансов и тарифов потребителей.
Третий. Отказ АО-энерго в заключении договоров на передачу электроэнергии по разным причинам.
Четвертый. Применение сдерживающих факторов, например технического характера, при создании и совершенствовании систем учета, внедрение которых является одним из основных требований выхода на ОРЭ. В этом случае АО-энерго не согласовывает проектные решения, не допускает персонал потребителей на свои объекты и т.д.
Для создания эффективно работающего и выгодного всем сторонам оптового рынка необходимо сначала решить проблему перекрестного субсидирования. Эту задачу необходимо выполнять до или одновременно с реформами электроэнергетики, направленными на построение конкурентного рынка электроэнергии. Для этого требуется:

  • разработать и реализовать программу ликвидации перекрестного субсидирования;
  • в качестве первоочередного шага к реструктуризации завершить построение национальной сети и начать выделение распределительных электросетей АО-энерго;
  • разработать и внедрить методологию и механизмы реализации услуг по передаче электроэнергии электросетевых организаций.

– Анатолий Петрович, прошлой осенью на Всероссийском форуме «Регулируемый и конкурентный рынок электроэнергии» в Сочи вы говорили о постоянно растущих потерях электроэнергии. Как эта проблема касается потребителей?
– Потери на ОРЭ состоят из четырех технических компонентов: потерь на собственные нужды генерации, потерь в сетях АО-энерго и других сетевых организаций, потерь в сетях РАО ЕЭС (ФСК), потерь в сетях потребителей; и одного коммерческого – хищения и расточительство.
Потери электроэнергии катастрофически растут. Так, в 23 регионах потери в последние годы в сетях АО-энерго возросли в два раза, а в 10 регионах составляют более 30% реализации электроэнергии. Аналогичная ситуация и с потерями на собственные нужды электростанций, потерями в коммунальных сетях и др.
По оценке специалистов, потери в сетях по всем упомянутым выше компонентам составляют в среднем по ЕЭС РФ около 35%, из них коммерческие потери или хищения – в среднем 15-20% от товарной продукции. То есть рост потерь электроэнергии в основном происходит за счет расточительства и хищений электроэнергии, а не за счет роста технических потерь.
Если предположить, что 50% потребителей непосредственно участвуют в хищениях электроэнергии, а 50% этим не занимаются, то есть дисциплинированны, то доля субсидирования коммерческих потерь со стороны дисциплинированных потребителей удваивается и составит 30-40% от объема их потребления.
Таким образом, существует проблема скрытого субсидирования коммерческих потерь электроэнергии за счет дисциплинированных (как правило, энергоемких) потребителей, причем эта доля сравнима с долей перекрестного субсидирования, учитываемого в тарифах. Проблема затрагивает в первую очередь интересы дисциплинированных потребителей, а для подразделений энергетики она не интересна, поскольку отсутствуют механизмы ответственности, нормирования и контроля потерь электроэнергии.

– Сейчас многие промышленные предприятия предпочитают выходу на оптовый рынок создание своих собственных генерирующих мощностей...
– К этому их подталкивает ситуация, о которой я уже говорил. Это третья проблема потребителей – снижение по перечисленным причинам стимулов для покупки электроэнергии на розничном и оптовом рынках и рассмотрение проектов развития собственных генерирующих мощностей.
Эта проблема вызвана непропорциональным повышением стоимости услуг энергоснабжающих организаций по сравнению с энергопроизводством для всех уровней напряжения и в первую очередь для низкого и среднего. Вернемся еще раз к структуре тарифа на ОРЭ и РРЭ. Сравнение значений среднего тарифа ОРЭ по Европейской зоне со стоимостью производства показывает, что в структуре расчетного суммарного тарифа на ОРЭ стоимость производства соизмерима или меньше стоимости услуг.
Так, если на высоком напряжении оптового рынка электроэнергии доля производства в тарифе составляет 58%, то на среднем напряжении она уже уменьшается до 42%, а на низком – до 33%. Вдумайтесь, стоимость услуг составляет две трети суммарного тарифа!
На розничном рынке электроэнергии соотношение «производство/услуги» еще больше смещается в сторону услуг, так как при наличии собственного производства электроэнергии с комбинированной выработкой тепла тариф собственного производства АО-энерго снижается, а средний тариф потребителя РРЭ выше, чем на ОРЭ. Это соотношение по Европейской зоне на розничном рынке ориентировочно составляет 39 к 61 на стороне высокого напряжения, 32 к 68 – на среднем напряжении и 27 к 73 – на низком.
Получается, что стоимость производства как на оптовом, так и на розничном рынке электроэнергии в 2-3 раза меньше суммарной стоимости услуг тех организаций, которые принимают непосредственное участие в работе потребителя на оптовом рынке, – электросетевых предприятий, РАО «ЕЭС России», ОАО «ФСК ЕЭС», НП «АТС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», ЗАО «ЦДР ФОРЭМ».
Во всем мире соотношение стоимости производства и услуг является основным критерием направления инвестиций на развитие собственного производства энергосетевого хозяйства. Интересы потребителей электроэнергии, особенно крупных, будут смещаться в сторону развития собственного или кооперативного энергопроизводства и в первую очередь комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Таким образом, создание собственной генерации для потребителей РРЭ (по аналогии с выходом потребителей на ОРЭ) является чуть ли не единственным способом освобождения потребителей от перекрестного субсидирования региона. Однако данное направление рыночных преобразований в настоящее время рассматривается в качестве вторичного. Причины такого подхода – в противоречии интересов потребителей, АО-энерго и администрации региона.
Кроме того, развитие этого направления представляет определенную опасность для монопольной энергетики. С точки зрения РАО «ЕЭС России», формирование потребителем собственной генерации приведет к снижению поставки электроэнергии энергоснабжающими организациями «ЕЭС России», а при внедрении комбинированной выработки электро- и теплоэнергии – к снижению отпуска тепла. Поэтому монопольная нереформируемая энергетика любого уровня в данном направлении будет видеть в лице у промышленного предприятия, имеющего собственную генерацию, серьезного конкурента и препятствовать ее развитию.

– Давайте резюмируем всё сказанное. Реальный рыночный механизм торговли электроэнергией не заработает в полную силу до тех пор, пока не будет завершено реформирование всей энергетики и пока не будет ликвидировано перекрестное субсидирование, в том числе скрытые формы субсидирования коммерческих потерь электроэнергии. Только тогда станет возможным говорить о нормальной работе рынка электроэнергии. Так ли это?
– Именно так.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024