|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №4(28) 2004 |
| | |
| |
|
Aero-Z – ПРОВОД ДЛЯ ЛЭП
Промышленная группа Nexans – более 100 различных предприятий в 28 странах мира – выпускает широчайшую номенклатуру кабельно-проводниковой продукции и кабельной арматуры.
На четырех заводах концерна производятся силовые кабели высокого напряжения – 110 кВ и выше – (в этом сегменте Nexans – абсолютный мировой лидер).
В России компания работает уже 10 лет, поставляя силовые и телекоммуникационные кабели, СКС и кабели специального назначения, кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена среднего и высокого напряжения (в том числе подводные) и СИП.
В 2004 году Nexans предлагает новую для российского рынка продукцию – высокотехнологичный провод Aero-Z® для ЛЭП 110–1150 кВ.
Провод состоит из одного или нескольких концентрических слоев круглых проводов (внутренние слои) и проводов в виде буквы «Z» (внешние слои). Каждый слой имеет скрутку по длине, выполненную с определенным шагом.
В названии Aero-Z® отражена не только форма внешних проводников (Z), но и превосходные аэродинамические свойства провода.
С 2002 года продукция включена в стандарт МЭК 62219 и имеет соответствующие международные патенты.
ПЛАНЫ AERO-Z®
Первая линия с проводами Aero-Z® и грозозащитными тросами была сооружена в Бельгии в 1974 году для передачи большой мощности от АЭС к морскому порту Антверпена.
ЛЭП (рис.1) длиной 2,59 км, пересекающая широкую судоходную реку Шельду (при
самом высоком уровне воды габарит линии составляет не менее 70 м), подвергалась постоянному воздействию сильных ветров. В процессе эксплуатации ЛЭП были выработаны
технические требования к Aero-Z®. Так, потребовалось:
- увеличить пропускную способность существующих линий;
- сократить механические нагрузки на опоры ЛЭП, возникающие из-за пляски проводов;
- повысить коррозионную стойкость проводов и тросов;
- снизить риск обрыва провода при частичном повреждении нескольких внешних проволок из-за внешних воздействий, в том числе из-за удара молнии;
- улучшить механические свойства проводов при налипании снега или образовании льда.
В начале 90-х годов фирма Nexans вернулась к этому продукту и доработала его на более высоком технологическом уровне, учтя опыт эксплуатации. И с 1995 г. все строящиеся или реконструируемые ЛЭП Бельгии оснащаются проводом Aero-Z® (уже смонтировано более 2000 км такого провода на напряжения 63–400 кВ). Во Франции намечено перейти на Aero-Z® в ближайшие 10 лет и монтировать около 1500 км в год. В странах Южной Америки построено более 1200 км линий с проводами Aero-Z®, планируется ввести в строй еще 1500 км.
КОНСТРУКЦИЯ AERO-Z®
На рисунке 2 представлена конструкция провода Aero-Z®. Его внутренняя часть аналогична обычному проводу типа АС, однако внутренние проводники могут быть не только стальными, но и из алюминия или алюминиевых сплавов. Более того, один или несколько проводников могут быть полыми и содержать внутри оптические волокна. Внешние же слои провода выполняются из очень плотно прилегающих друг к другу алюминиевых проводников, имеющих форму буквы Z. Примечательно, что для подвеса данных проводов практически не требуется изменение арматуры, применяемой для обычных проводов марки АС.
СВОЙСТВА AERO-Z®
Преимущества проводов Aero-Z® легко представить, сравнив характеристики отечественного провода АС 300/39 и аналогичного провода Aero-Z® типа 346-2Z.
Удельное сопротивление провода Aero-Z® на 3% меньше: 0,097 и 0,1 Ом/км соответственно, на столько же меньше тепловые потери в проводе при транспортировке электроэнергии.
Удельная масса Aero-Z® на 18% меньше, чем у провода АС (958 и 1132 кг/км), диаметр – на 7% (22,4 и 24 мм).
Усилия на разрыв: разница составляет 23% (90,6 кг
у АС против 111,3 кг у Aero-Z®).
Лабораторные испытания на воздействие удара молнии показали, что полная механическая прочность провода Aero-Z® сохраняется при повреждении до пяти Z-образных проводников.
Форма проводников Aero-Z® и плотность их скрутки практически исключают проникновение в провод воды и загрязнений, что снижает коррозию его внутренних слоев.
Центр тяжести традиционного провода смещается по мере налипания снега, и провод в пролете поворачивается. Если снегопад продолжается, цикл повторяется и в зависимости от направления ветра провод дополнительно скручивается или начинает расплетаться. Провод Aero-Z® сопротивляется кручению и практически не поворачивается, что приводит к сбросу излишнего снега.
Более гладкая, чем у обычного провода, внешняя поверхность Aero-Z® существенно снижает потери на корону (напряженность электрического поля, при которой возникает коронный разряд, у Aero-Z® примерно на 15% выше, чем у обычного провода).
Благодаря гладкой внешней структуре аэродинамическое сопротивление провода Aero-Z® примерно на 30–35% меньше, чем у обычного провода. Это резко снижает пляску проводов, значительно облегчает работу опор и гирлянд при сильном ветре и сокращает эксплуатационные расходы.
|
|
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|