|
Согласно Программе разработки технических регламентов на 2004-2006 годы, в конце прошлого года завершился конкурс на размещение заказов на разработку нескольких технических регламентов. В их число входил и специальный технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования».
Разработка проекта этого ТР поручена Всероссийскому НИИ сертификации Госстандарта России. В апреле нынешнего года проект ТР должен быть представлен в правительство РФ. Как сообщил редакции заведующий сектором электротехники «ВНИИС» Владимир Дружинин, за основу взят проект, разработанный в прошлом году «ВНИИС» совместно с «ВНИИНМАШ». Сейчас он дорабатывается с учетом поступающих замечаний и предложений.
Свои замечания к проекту ТР и в целом к системе технических регламентов имеет Петр Ясвен.
|
Технические регламенты на электрооборудование Повысится ли безопасность?
Петр Ясвен,
главный конструктор
СКБ «НКУ-Электроинжиниринг», г. Чебоксары
|
Если говорить конкретно о низковольтном электрооборудовании (НЭО), то можно утверждать, что повышение уровня безопасности этих изделий только за счет введения новых форм нормативно-технической документации (НТД) и изменения системы сертификации невозможно, так как безопасность стоит не просто дорого, а очень дорого.
Представим себе, что Ульяновский завод «Контактор» взамен выключателей «ВА» и «Электрон» разработал и освоил производство выключателей, которые по своим параметрам и качеству изготовления не уступают, например, выключателям Compact фирмы Schneider Electric. Скорее всего, новые изделия были бы не дешевле французских аналогов. А между тем вряд ли можно ставить задачу повышения безопасности НЭО в целом без наличия гарантии надежности аппаратов защиты.
Возможно, что с введением технических регламентов нам удастся виртуально повысить уровень безопасности изделий российского производства. Но совершенно не очевидно, что при этом будет решена и вторая задача, поставленная Федеральным законом «О техническом регулировании», а именно – за счет перестройки системы НТД решить проблему гармонизации правовой и нормативной базы России с системой НТД европейских стран и тем самым выполнить одно из условий вступления России в ВТО.
Европейский взгляд на российскую систему ТР
В связи с этим несомненный интерес представляет статья эксперта проекта ТАСИС «Сближение технических правил и стандартов» г-на Зюйдервика «Российское техническое регулирование – взгляд из Европы» в журнале «Вестник технического регулирования».
Приведу несколько цитат из этой статьи:
- «Есть ли в Российской Федерации «архитектор» технического регулирования? И если да, то знакомы ли с чертежами и планами строительства «дома» все те, кто проявляют инициативу в разработке проектов технических регламентов? Как координировать все эти усилия частных лиц, организаций и правительства, чтобы не оказаться в ситуации, когда строительство начинается с крыши здания и заканчивается фундаментом?».
- «На мой взгляд, трудно охватить все эти стадии жизненного цикла продукции в одном техническом регламенте, так как ответственность за разные стадии лежит на разных лицах. Например, разработка и производство идут под контролем производителя, и поэтому именно он должен быть юридически ответственным лицом. Однако использование или эксплуатация могут происходить под контролем предпринимателя или конечного пользователя. Это означает, что именно они, а не производитель, должны быть ответственными за безопасность использования.
- Единственное, что можно требовать от производителя, – чтобы при разработке он с максимальной ответственностью принимал во внимание угрозы безопасности на всех стадиях жизненного цикла и предоставлял информацию о технике безопасности и всех мерах предосторожности при переходе продукции к следующей стадии жизненного цикла. Было бы несправедливо считать разработчика ответственным за неправильное использование продукции на стадии применения. Из-за того, что на разных стадиях жизненного цикла продукции ответственными являются разные лица, они должны быть определены в разных разделах технического регламента. Следующий шаг к тому, чтобы они определялись просто в разных технических регламентах, совсем небольшой, тем более что он делает законодательство, касающееся продукции, менее запутанным и более ясным и гибким».
- «Федеральный закон предоставляет основу для оценки соответствия. При сравнении с Соглашением по техническим барьерам торговли (ВТО-ТБТ), ЕЭК ООН или Новым и Глобальным Подходом Европейского Союза становится ясно, что новая российская система НТД имеет существенные отклонения по целому ряду аспектов, и поэтому пока невозможно говорить о ее гармонизации».
- «Основная проблема в настоящее время: будут ли разработчики технических регламентов ориентироваться на гармонизацию с иностранными регламентами и имеют ли они четкое представление о новой системе с ее разделением на технические регламенты и стандарты. Другими словами, важная координационная задача для государственных органов, вовлеченных в техническое регулирование, таких, как федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, а также комитеты и депутаты Государственной Думы – гарантировать единообразие и качество технических регламентов».
Западный эксперт, который в дальнейшем и будет определять, насколько наша нормативно-техническая база гармонизирована с европейской, сказал именно то, что тревожит и российских специалистов.
Техрегламент на НЭО
Подтверждением того, что подобное беспокойство небеспочвенно, является, по моему мнению, технический регламент «О низковольтном электрическом оборудовании», или, как он назван в Программе, «О безопасности низковольтного оборудования».
Анализ проекта этого техрегламента позволяет сделать следующие выводы, которые согласуются с мнением г-на Зюйдервика:
- в России нет «архитектора» технического регулирования в области электроэнергетики;
- в принципе отсутствует концепция построения технических регламентов, в том числе определяющая их взаимосвязь с действующими национальными стандартами;
- разработка единого технического регламента на все НЭО, который имел бы практическое применение, невозможна.
Приводить какие-либо конкретные замечания к проекту технического регламента на НЭО, очевидно, нет смысла, так как в предложенной редакции он, по сути, не может быть принят за основу для рассмотрения. Остановлюсь только на двух его принципиальных положениях.
О понятии «фактор риска»...
Введенное в проекте технического регламента такое понятие, как «фактор риска», имеющее конкретное цифровое значение для каждой группы, не может быть принято для электрооборудования, так как уровень риска при эксплуатации НЭО зависит от суммы факторов, которые невозможно определить в цифровом выражении.
Любое изделие, которое включено в линию прохождения электрического тока до токоприемников (НКУ распределения электроэнергии и управления электроприводами, электрические аппараты, входящие в состав НКУ, кабельные линии, электродвигатели и т.п.), может отвечать каким-то определенным требованиям соответствующего национального стандарта. Однако степень риска будет сведена до минимума только при условии, что эти изделия будут выбраны с учетом заданных электрических параметров схемы электроснабжения.
Можно назвать следующие факторы, которые могут стать причиной повышения степени риска при эксплуатации комплекта НЭО:
- несоответствие изделий продекларированным техническим параметрам;
- брак, допущенный при изготовлении изделий;
- ошибки, допущенные при разработке и изготовлении НКУ;
- ошибки, допущенные при проектировании комплекта НЭО объекта;
- вид конструктивного исполнения НКУ: открытое, защищенное, с блоками стационарными или выдвижными и т.д.;
- износ электрооборудования за время эксплуатации до недопустимого уровня;
- человеческий фактор – ошибки, которые могут быть допущены эксплуатационным персоналом, в первую очередь при обслуживании НКУ.
Из семи перечисленных факторов, которые могут стать причиной повышения риска при эксплуатации НЭО, только три первых зависят от изготовителей НЭО. Понятно, что, имея семь неизвестных, невозможно решить одно уравнение.
...И его классификации
Ознакомление с таблицей «Группы электрического оборудования и соответствующие им факторы риска» в приложении 3 к проекту ТР показывает, что принятая классификация НЭО по группам с конкретными цифровыми значениями фактора риска носит абсолютно субъективный характер, не подкрепленный технической аргументацией. Приведем несколько примеров.
Для автоматических выключателей установлен единый фактор риска. Но совершенно очевидно, что степень риска при эксплуатации модульного однополюсного выключателя с расцепителем на 6 А с возможным током короткого замыкания не более 4 кА, установленного в осветительном щитке, значительно отличается от степени риска при применении выключателя на 6000 А, выполняющего функции вводного в щите, подключенного к силовому трансформатору мощностью 2500 кВА с возможным током короткого замыкания более 100 кА.
Для низковольтных комплектных устройств также установлен единый фактор риска без учета многообразия исполнений этих изделий по конструкции и по способу обслуживания. Например, имеются НКУ с выдвижными блоками, в том числе с блокировкой, гарантирующей бестоковое размыкание силовых контактов при выемке блоков, что позволяет использовать неквалифицированный персонал при замене блоков. Одновременно изготавливаются открытые щиты с незащищенными шинопроводами. Такие щиты могут эксплуатироваться только квалифицированным персоналом и при соблюдении определенных правил техники безопасности.
Также очевидно, что не могут иметь одинаковое значение факторы риска соединительного шнура и электростанции, что подразумевает проект ТР.
О частных показателях
При условии, что установлена необязательность соблюдения стандартов, принятая в таблице 1 проекта ТР форма описания частного показателя практически исключает единый подход к сертификации изделий, так как требования по каждому показателю изложены в виде пожеланий. Например, требования к цепям с ограничением тока сформулированы в следующей редакции: «Цепи с ограничением тока должны иметь такую конструкцию, чтобы допустимые ограничения не были превышены при эксплуатации в нормальных условиях и в условиях единичного повреждения в оборудовании».
Учитывая особую опасность, которую представляет собой электрооборудование во время эксплуатации, замена конкретных технических требований стандартов и действующих норм на абстрактные пожелания ТР сравнима с ситуацией, которая может сложиться при отмене обязательных правил дорожного движения с заменой их пожеланием соблюдать осторожность при езде на автомобиле. При этом можно предположить, что с утверждением технического регламента различные ведомства будут разрабатывать свои правила, которые неизбежно приведут к значительному неоправданному усложнению работы изготовителей электрооборудования, с малой вероятностью, что это оборудование станет более безопасным при эксплуатации.
Взгляд профессионалов
Мнение специалистов, работающих в области создания, производства и эксплуатации НЭО, практически однозначно: проект технического регламента на низковольтное электрооборудование в предложенной редакции не может быть рекомендован к утверждению.
Необходимо создать рабочую группу из специалистов-электриков, которая проанализировала бы действующие стандарты на низковольтное электрооборудование, а также такие документы, как «Правила устройства электроустановок», «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правила безопасности при эксплуатации электроустановок».
В результате этого анализа необходимо будет определить следующее:
- уровень гармонизации российских стандартов со стандартами МЭК;
- уровень действующих стандартов и правил в части обеспечения безопасности эксплуатации;
- необходимость в разработке технических регламентов на низковольтное электрооборудование, и если «да», то как они должны быть концептуально построены и кому может быть доверена их разработка.
Решить проблему гармонизации нормативной базы России с системой НТД европейских стран можно только при условии, что разработка технических регламентов на НЭО будет базироваться на аналогичных документах, действующих в Европе.
Резюме
Учитывая вышеизложенное, до выработки рабочей группой специалистов-электриков соответствующих рекомендаций необходимо приостановить разработку технического регламента на НЭО.
Соответствующее предложение направлено автором статьи в Департамент технического регулирования Минпромэнерго России, НП «Союз участников потребительского рынка», институты «ВНИИС», «ВНИИНМАШ» и «ВНИИР».
|
|