Самонесущие изолированные провода
Документы для проектировщиков
|
Дмитрий Шаманов, компания ENSTO, г. Москва
|
О преимуществах самонесущих изолированных проводов перед обычными голыми проводами сказано уже немало. СИП всё активнее применяются при строительстве новых воздушных линий и реконструкции имеющихся. Однако некачественный проект ВЛ может нивелировать преимущества СИП. О документах, которые разработаны для облегчения работы проектировщиков, – в материале нашего постоянного автора.
Первые комплекты документов
С появлением самонесущих изолированных проводов на электротехническом рынке РФ встал вопрос о методах проектирования ВЛ с использованием СИП. В 90-х годах прошлого века ОАО «РОСЭП» и АО «Фирма ОРГРЭС» разработали комплекты временной технической документации под названиями «Нормативно-техническая документация на проектирование, сооружение и эксплуатацию опытно-промышленных ВЛ 0,38 кВ с самонесущими проводами АМКА», «Нормативно-техническая документация на проектирование, сооружение и эксплуатацию опытно-промышленных ВЛ 0,38 кВ с самонесущими проводами Торсада» и «Нормативно-техническая документация на проектирование, сооружение и эксплуатацию опытно-промышленных ВЛ 6–20 кВ с проводами SAX».
Эти комплекты включали в себя техническую информацию о проводах, правила устройства и рекомендации по проектированию опытно-промышленных воздушных линий электропередачи, рекомендации по монтажу, методические указания по эксплуатации опытно-промышленных ВЛ.
В течение длительного времени комплекты применялись в качестве единственного документа, используя который можно было проектировать и эксплуатировать воздушные линии с применением СИП.
Содержание комплектов не являлось идеальным и пользоваться ими, к сожалению, было достаточно неудобно. Каждый комплект представлял собой подшивку брошюр, к которым отдельно требовались альбомы проектных типовых решений. Существовала и такая загвоздка: так как документация считалась временной, то часто возникали проблемы с надзирающими организациями при сдаче линий в эксплуатацию.
Подобная ситуация являлась значительным тормозом, ограничивающим массовое внедрение СИП. Действие временных документов должно было закончиться 31 декабря 2002 года. Но в связи с тем, что к этому времени не появилось никаких новых нормативных документов, касающихся применения СИП, образовался правовой вакуум, продолжавшийся 9 месяцев.
ПУЭ признали СИП
В течение 2003 года активно разрабатывалась новая редакция глав 2.4 и 2.5 ПУЭ 7-го издания, которые были введены в действие с 1 октября 2003 года. Эту дату, пожалуй, можно считать днем официального признания СИП в Российской Федерации: в п. 2.4.13 говорится, что «на ВЛ должны, как правило, применяться самонесущие изолированные провода (СИП)».
Отметим, что в главе 2.4 речь идет о ВЛ напряжением до 1 кВ, а в главе 2.5 – о ВЛ напряжением свыше 1 кВ, в том числе и о линиях до 20 кВ, выполненных проводами с защитной изолирующей оболочкой, то есть СИП-3.
Согласно ПУЭ, к применению допускаются все возможные типы самонесущих изолированных проводов до 1 кВ:
- СИП с неизолированным нулевым несущим проводом;
- СИП с изолированным нулевым несущим проводом;
- самонесущий изолированный провод без отдельного несущего провода (четырехпроводная система).
В Правилах описаны практически все параметры воздушных линий с использованием СИП:
- Область применения. Определения;
- Общие требования;
- Климатические условия и нагрузки;
- Провода. Линейная арматура;
- Расположение проводов на опорах;
- Изоляция и изоляторы;
- Заземления. Защита от перенапряжений;
- Опоры;
- Габариты, пересечения и сближения;
- Пересечения, сближения, совместная подвеска ВЛ с линиями связи, проводного вещания и РК;
- Пересечения и сближения ВЛ с инженерными сооружениями и пр.
Альбомы типовых проектов
Имея на вооружении ПУЭ, можно в полной мере применять СИП на линиях электропередачи. Но проектировщики предпочитают иметь в своем арсенале альбомы типовых проектов.
Подобные типовые проекты разработаны в ОАО «РОСЭП»:
- Одноцепные железобетонные опоры ВЛ 0,4 кВ с самонесущими изолированными проводами. Арх. № ЛЭП98.08. – ОАО «РОСЭП».
- Двухцепные железобетонные опоры ВЛ 0,4 кВ с самонесущими изолированными проводами. Арх. № ЛЭП98.10. – ОАО «РОСЭП».
- Переходные железобетонные опоры ВЛИ 0,4 кВ с самонесущими изолированными проводами. Арх. № 19.0022.1 – ОАО «РОСЭП».
- Железобетонные стойки для опор ВЛ 0,4 кВ, повышающие долговечность и электробезопасность их эксплуатации. Арх. № 20.0139 – ОАО «РОСЭП».
- Деревянные антисептированные цельностоечные бесподкосные опоры ВЛИ 0,4 кВ. Арх. № 20.0148. – ОАО «РОСЭП».
Пособие по проектированию
Для облегчения работы проектировщиков все основные типовые решения были сведены в четыре книги «Пособие по проектированию воздушных линий электропередачи напряжением до 20 кВ с самонесущими изолированными и защищёнными проводами». Эти книги написаны группой авторов под руководством компании Ensto и ОАО «РОСЭП».
В Пособии описаны конструкции самих проводов, параметры расчета линии и представлены следующие разделы:
- Общие сведения;
- Техническое описание;
- Конструкции одноцепных железобетонных опор;
- Конструкции двухцепных железобетонных опор;
- Конструкции деревянных опор;
- Отдельные элементы ВЛИ;
- Стойки опор, металлоконструкции и опорно-анкерные плиты;
- Подбор арматуры.
Кроме того, представлены типовые решения опор и указаны таблицы комплектации каждого узла.
На сегодня это, пожалуй, наиболее полный комплект документации, позволяющий проектировать и применять СИП в электрических сетях РФ.
На очереди создание автоматического рабочего места (АРМ) проектировщика, позволяющее производить полный расчет ВЛИ с использованием СИП. Эту работу уже ведет «Укрсельэнергопроект» совместно с ОАО «РОСЭП» при финансировании компанией Ensto. Применение АРМ даст возможность проектировщикам, отсканировав топографическую карту местности и введя в программу требуемые параметры линии, получить уже готовый проект ВЛ с перечнем необходимого оборудования.
|