Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №1(31) 2005

Юные техники и глобальная энергетика

По мнению Мирового энергетического совета, главное сегодня – обеспечить устойчивость энергетики. Поэтому, помимо всего прочего, МИРЭС рекомендует энергетикам завоевать и сохранить доверие и понимание общественности, чтобы избежать политического давления (ведь «ценообразование, отражающее затраты, не всегда популярно у потребителей»). В свою очередь общественное понимание и доверие начинаются с молодежи, заключает МИРЭС.
Как достичь этого понимания? PR-технологии здесь могут дать осечку, однако есть опыт, в котором энергетикам, наверное, удастся найти рациональное зерно.

В последней трети 19 века – начале 20-го техникой, и особенно электротехникой и энергетикой, увлекались повально: от гимназистов – до академиков. Популярностью пользовались не только выставки, публичные лекции ученых, но и домашние научные забавы. Помощниками в этом деле стали общедоступные руководства, например: «Какъ простыми домашними приспособленiями производить занимательные опыты из области электричества, магнетизма, гидравлики, гидростатики, света, звука и проч.».
Потом мода прошла. «Люди – дети, их занимает только новинка, а то, что стало обычным, перестает привлекать их внимание и возбуждать желание познакомиться с ним поближе», – отмечает В.В. Рюмин, автор «Занимательной электротехники» (1929). Усилия популяризаторов теперь направлены в основном на молодежь. «Электротехник не найдет в моей книге ничего для себя нового, ведь она и предназначается не для него, а для тех, кто в будущем, быть может, захочет сам стать электротехником», – писал Рюмин.

В 20-х годах прошлого века время домашних лабораторий подошло к концу. Быстро развивались кружки и станции юных техников, стихийные увлечения постепенно обретали рамки, правила и методические указания. Постреволюционному обществу тоже нужны были лояльные и технически подкованные граждане, и с 1930 г. детские технические станции перешли на государственный бюджет под крыло Наркомпроса. Методическим центром для них стала Центральная станция юных техников в Москве.
Вот что издавал ЦСЮТ им. Н.М. Шверника в 30–40-х годах: «Индукционный электромотор однофазного тока» (М.–Л., 1934); Аманов В. «Занимательные задачи по электротехнике» (М., 1939, 1941); «Действующая модель паровой турбины и паровой котел с керосиновой топкой» (М., 1948); «Самодельный мотор для радиолы» (М., 1941).
В «Занимательных задачах по электротехнике» В. Аманов писал: «Задачи на техническую смекалку всегда интересуют юных техников. (...) Эти задачи могут быть использованы с большим эффектом в школе ... в лабораториях детских технических станций, дворцов и домов пионеров, на вечерах занимательной электротехники». Предлагались такие вопросы, как: «Почему загорается лампочка, подвешенная обеими клеммами на один провод, по которому течет ток?». Или дается задание: имеется электрический звонок, элементы, моток проволоки, кнопка, нож, отвертка, плоскогубцы. Требуется соединить звонок, элемент и кнопку так, чтобы звонок звонил, когда кнопка отпущена, и переставал звонить, когда кнопка нажата, а затем сделать соединения так, чтобы звонок при нажиме кнопки ударял молоточком только один раз.
В середине 50-х годов в кружках юных техников уже занималось свыше миллиона школьников и их «достижения» рассматривались, как имеющие общественное значение. Так, в 1956 г. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (будущая ВДНХ) демонстрировалась действующая модель гидроэлектростанции Быстрицкой школы Станиславской области. «Небольшая река, протекающая в живописной местности, преграждена плотиной. Вода по желобу поступает к турбине и приводит ее в движение. С помощью трансмиссионной передачи вращение турбины передается генератору. При включении рубильника загораются электрические лампочки в здании станции, школы и в домах колхозников.» Экспозиция располагалась в «Зале юных техников» павильона «Юные натуралисты». Путеводитель по выставке рассказывает: кружковцы Татауровской средней школы «построили ветроэлектростанцию оригинальной конструкции (с шестью ветроколесами) и используют энергию ветра для освещения и отопления школы».

Вот, например, как В.В. Рюмин предлагает организовать защиту от любителей чужой собственности.
«Начнем с простейшего предохранителя для двери с нажимаемой вниз ручкой. Сигнализатор переносный – на день его можно снять, а на ночь укрепить на двери. Для устройства его возьмите деревянный зажим, применяемый фотографами для подвешивания просушиваемых отпечатков, а хозяйками – для укрепления выстиранного белья на веревках. Припаяв к концам разноименных проводов от звонка и батареи латунные полоски а и а1, введите последние внутрь зажима в положении, указанном на рисунке.
Зажим двумя гвоздями bb прижимается к внутренней поверхности двери, как раз под самой ручкой. Между его верхней стороной и дверью плотно вставляется вертикально деревянная чурочка. При нажиме на ручку извне, она сжимает зажим, латунные ленточки соприкасаются, и звонок звенит.»

Электрозажигалка – «непедагогичная» самоделка из той же книги.
«Возьмите трубку из непроводящего ток материала и приспособьте к ней такое же дно с двумя отверстиями. Через них введите внутрь трубки медные проволоки а и в. Затем … залейте ее гипсом так, чтобы заметными остались только самые кончики проволок. Соедините их между собою … очень тонкой платиновой проволочкой с. Прикройте ее кружком из тонкой медной сетки d. Устройте рычажный контакт из двух латунных полосок. Верх-нюю укрепите на гвозде е так, чтобы она свободно вращалась … припаяйте крючок и повесьте трубочку. (…) Концы проволок, выходящие через отверстия трубки, соединяются проводами – один с гвоздем рычага, другой с нижней латунной пластинкой m. Снимая трубку с крючка, вы замыкаете ток установки. Ток раскаливает платиновую спираль, а от нее раскаливается медная сетка. Прикосновением к последней и закуривается папироса.»

С точки зрения МИРЭС, обращение к молодежи – это возможность достичь большей устойчивости мировой энергетики, ресурсы и преимущества которой сегодня распределены неравномерно и несправедливо.
Какими методами энергетики будут добиваться доверия молодежи, пока не очень понятно. У России здесь – уникальная позиция. Инженеры и педагоги страны имеют за плечами огромный опыт профессиональной работы с молодежной аудиторией. Несложные исследования помогут выяснить, рождается ли в этом процессе лояльность будущего взрослого поколения. Может оказаться, что юные электротехники 30–40-х годов сегодня действительно с большим пониманием, чем их почтенные сверстники, реагируют на тарифные нововведения коммунальных служб и, не тратя силы и здоровье на пикетирование муниципалитетов и энергокомпаний, давно уже соорудили небольшой ветряк на крыше, биогазовую установку на даче или усовершенствовали прибор учета электрической энергии.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024