|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №4(34) 2005 |
| | |
| |
|
УЧЕТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В БЕЛАРУСИ
ОТНЫНЕ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
При переходе на рыночные отношения в электроэнергетике остро встает проблема учета электроэнергии как одного из главенствующих факторов во взаимоотношениях поставщиков и потребителей, в снижении коммерческих потерь энергии и оптимизации режимов в узлах электрических нагрузок.
Первым и самым важным шагом в этом направлении должно стать массовое внедрение автоматизированных систем учета и контроля электроэнергии. В странах постсоветского пространства наиболее активная работа ведется в Беларуси. В «Новостях ЭлектроТехники» № 5(23) 2003 мы рассказывали о «Концепции приборного учета электроэнергии в Республике Беларусь»,
которая к тому времени была согласована в концерне «Белэнерго», Министерстве энергетики РБ и готовилась к передаче в Совет Министров РБ. В августе нынешнего года Концепции был придан статус официального документа. Напомним, что на основе Концепции в Беларуси будут разрабатываться или уже разрабатываются другие нормативно-правовые документы: «Правила пользования электроэнергией», «Инструкция по организации учета электрической энергии» и др.
В России, о чем неоднократно говорили специалисты на страницах нашего журнала, ситуация с нормативно-правовым обеспечением взаимоотношений между энергоснабжающими организациями и потребителями близка к патовой. Многие ранее действовавшие документы отменены, а новые не появляются. Возможно, нашей стране будет полезен опыт соседней республики. Ведущие российские специалисты в области учета электроэнергии Александр Исаакович
Фаенсон – редакция, пользуясь случаем, поздравляет нашего автора с 60-летием – и Семен Семенович Лебедев прокомментировали Постановление Совмина Беларуси.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь
2 августа 2005 г. № 847
«О мерах по внедрению в Республике автоматизированной системы
контроля и учета электрической энергии»
В целях внедрения в республике автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Министерству энергетики:
1.1. разработать и утвердить в установленном порядке до:
1 сентября 2005 г. концепцию приборного учета электрической энергии в Республике Беларусь;
1 декабря 2005 г. совместно с Государственным военно-промышленным комитетом программу создания в республике в 2006–2012 годах автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии, предусмотрев в ней разработку и реализацию организационно-технических мероприятий, включая замену и модернизацию средств расчетного учета электрической энергии, а также создание до 1 января 2008 г. информационно-измерительной системы контроля и учета электрической энергии на электросетевых объектах межгосударственных, межсистемных перетоков этой энергии и электростанциях республики;
1.2. определить до 1 декабря 2005 г. в соответствии с законодательством порядок и условия замены средств расчетного учета электрической энергии, установленных у потребителей;
1.3. обеспечить координацию работ по созданию в республике автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии.
2. Установить, что в соответствии с законодательством финансирование осуществляется:
- создания информационно-измерительной системы контроля и учета электрической энергии на электросетевых объектах межгосударственных, межсистемных перетоков этой энергии и электростанциях республики – за счет средств инновационного фонда, образуемого Министерством энергетики;
- замены и модернизации средств расчетного учета электрической энергии и создания автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии у потребителей – организаций и индивидуальных предпринимателей – за счет средств этих потребителей (на основе заключенных договоров) и части средств инновационного фонда, образуемого Министерством энергетики, направляемой на финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования;
- замены и модернизации средств расчетного учета электрической энергии у граждан, использующих ее для бытового потребления, – за счет средств инновационного фонда, образуемого Министерством энергетики, средств прибыли, учитываемых при формировании тарифов на указанную энергию, и средств этих граждан.
3. Министерству архитектуры и строительства совместно с Министерством энергетики внести необходимые изменения в соответствующие технические нормативные правовые акты в части применения современных средств расчетного учета электрической энергии с введением их в действие 1 октября 2005 г.
4. Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь совместно с Министерством промышленности, Министерством связи и информатизации, Министерством энергетики, Государственным военно-промышленным комитетом принять меры к разработке технических нормативных правовых актов, определяющих требования к средствам расчетного учета электрической энергии, в том числе к многотарифным счетчикам, созданным на базе микропроцессорной и другой электронной техники.
5. Министерству промышленности с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, определить до 1 сентября 2005 г. комплекс мер по производству современных средств учета электрической энергии на базе микропроцессорной и другой электронной техники в согласованном с Министерством энергетики количестве с учетом максимального их использования на объектах республики.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА –
ПУТЬ РЕШЕНИЯ МНОГИХ ПРОБЛЕМ
Александр Фаенсон,
к.т.н., ведущий научный сотрудник
НТЦ «КомпАС», г. Москва
Не стану подробно комментировать детали принятого Постановления Совета Министров Республики Беларусь. Отмечу лишь, что оно является наглядным примером ответственного государственного подхода к решению проблемы, затрагивающей интересы всех без исключения хозяйствующих субъектов и, что очень важно, всего населения. Ведь по мере роста тарифов и оснащенности квартир бытовыми электроприборами затраты на электроэнергию занимают все более заметное место в семейных бюджетах. Соответственно возрастают требования к качеству учета энергии или, более широко, ко всей системе отношений между потребителями и энергоснабжающими организациями.
Данное Постановление ориентирует на создание в Республике Беларусь единой автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии. Я не отношусь к числу безоговорочных сторонников полноохватного внедрения АСКУЭ, особенно у мелкомоторных и бытовых потребителей. Здесь есть много альтернативных вариантов: применение выносных наружных счетчиков и наделение контролеров переносными считывающими устройствами, оснащение счетчиков блоками предоплаты энергии с использованием смарткарт и т.д. Но такая работа должна четко координироваться на государственном уровне. Можно только позавидовать тому, что в Беларуси государство непосредственно участвует в финансировании работ по программе совершенствования учета электроэнергии.
В нашей стране, учитывая стремительное вхождение российской экономики в рынок, такое вряд ли возможно. Но государство могло бы взять на себя функцию долгосрочного кредитования подобных работ на льготных условиях через специальные инвестиционные фонды.
Парк приборов учета в России, особенно в бытовом секторе, безнадежно устарел – и физически, и морально. Конечно, есть директивное требование замены устаревших приборов учета на приборы класса точности 2,0 и выше, и такая работа ведется. Но, откровенно говоря, это важнейшее дело пущено на самотек.
Номенклатура выпускаемых многочисленными производителями счетчиков безбрежна. Возникает проблема выбора, ложащаяся на плечи предприятий и потребителей. Нужен объективный сопоставительный анализ выпускаемых приборов, но его нет, как нет и органа, который взял бы на себя эту функцию. Значит, его необходимо срочно создавать с широким привлечением к работе энергетической общественности, дабы исключить коррупционную составляющую.
О нормативно-правовой базе в России
Говоря о совершенствовании учета электроэнергии, не могу не сказать о наиболее острой проблеме: о крайне низком уровне нормативно-правового обеспечения взаимоотношений между энергоснабжающими организациями и потребителями.
Эта проблема обсуждалась не раз, в том числе и на страницах журнала «Новости ЭлектроТехники», но полагаю не лишним повторить: фактически возник «правовой вакуум». Считаю огромной ошибкой отмену более 5 лет назад «Правил пользования электрической энергией», «Инструкции о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию», ряда других документов. Кто-то посчитал эти документы нерыночными! Конечно, они были весьма далеки от совершенства и не вполне отвечали новым условиям, но при этом все-таки создавали необходимый правовой фундамент. Значит, надо было их совершенствовать, уточнять, а не отменять. Однако отменили! Взамен должны были появиться «Правила энергоснабжения в Российской Федерации», но они по сию пору не вышли и когда появятся – не известно. По сути, сегодня есть только
§ 6 главы 30 Гражданского кодекса, но он содержит общие положения, никак не регламентируя нюансы этих сложнейших взаимоотношений.
Уже давно назрела неотложная необходимость разработки «Инструкции о порядке расчетов за электрическую энергию», имеющей полноценную юридическую силу. Документ должен быть всеобъемлющим и весьма подробным. Это мнение разделяет абсолютное большинство руководителей энергоснабжающих предприятий, с которыми не раз приходилось обсуждать насущные проблемы отрасли. Но пока что-то не видно государственного интереса к этому острейшему вопросу.
Конечно, силами энтузиастов такой документ можно было бы подготовить. Но это – лишь полдела. Главное – придать ему юридическую силу, а здесь одного энтузиазма мало.
Чем дальше в лес…
Между тем ситуация с учетом электроэнергии и расчетами за нее всё более усложняется, особенно в бытовом секторе.
Во-первых, в парке приборов учета растет доля многотарифных счетчиков, позволяющих рассчитываться по зонным тарифам, дифференцированным по периодам суток. И такие тарифы уже действуют не первый год, хотя непростая процедура расчетов по зонным тарифам нигде не прописана.
Во-вторых, многие директивные документы последнего времени, в частности Постановление Правительства РФ № 392, предусматривают применение для населения «ступенчатых» тарифов, дифференцированных по объемам потребления. При этом нормативы потребления энергии должны определяться местными органами, но методики их определения нет. Нигде даже не сказано, как определять этот норматив: на семью или на человека. А ведь этот вопрос – остросоциальный, порождающий серьезные конфликты. Замечу, что совместное использование зонных и ступенчатых тарифов многократно усложняет расчеты за электроэнергию.
И, наконец, в-третьих, льготы. Рискну предположить, что в ближайшие несколько лет льготы по оплате услуг ЖКХ отменены (монетизированы) не будут. Возможно, при этом не останется льгот, не имеющих ограничений по объему потребления энергии. И социальные нормы по льготам также должны определяться местными органами власти. При этом придумываются самые невероятные схемы их расчета. Понятно, что сложность расчетов при одновременном использовании зонных и ступенчатых тарифов многократно возрастает при наличии у абонента льгот.
Перечисленные проблемы могут быть решены эффективно при прямых начислениях стоимости потребленной энергии, что возможно только при переходе к биллингу. А это в свою очередь требует ускоренного совершенствования всей системы учета электроэнергии. Вот мы и вернулись к тому, с чего начали. Хотелось бы, чтобы белорусское Постановление стало импульсом к усилению этой работы и у нас.
БЕЗ ПРИНЯТИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА
ВОПРОСОВ БУДЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ
Семен Лебедев,
директор ООО «Софтэлектро»,
эксперт ФСТ, г. Дубна
Постановление правительства Беларуси – важный шаг, говорящий об интересе государства к проблемам учета электроэнергии. К сожалению, в России ничего подобного нет.
Способы реформирования энергетики нашей страны затрудняют, а скорее, даже закрывают возможности решения назревших проблем в области учета электроэнергии, т.к. ликвидация централизованного руководства энергетикой не позволяет создать типовые решения по автоматизированным системам коммерческого учета: сколько хозяев, столько мнений. Отсутствие единого методического центра в стране по обеспечению энергосбытовой деятельности привело к тому, что эта деятельность сейчас вообще никем не управляется.
В связи с принятием Госдумой Жилищного кодекса РФ появилась масса проблем, в том числе и с учетом электроэнергии: не ясно, кто является энергоснабжающей организацией? Энергосбыт, которому мы платим за электроэнергию? Электросетевая компания, которая доставляет электроэнергию нам в квартиру? Или некая управляющая жилым домом компания, у которой в эксплуатации внутридомовые сети? Отсюда вытекают вопросы по оплате потерь во внутридомовых сетях и по месту установки электросчетчиков. В общем, без принятия концептуального документа в России вопросов будет оставаться гораздо больше, чем ответов.
И еще об одном аспекте. Идея вертикальной дезинтеграции единого процесса выработки, передачи, распределения и сбыта энергии представляется ошибочной, наносящей немалый урон и отрасли, и потребителям. Наиболее неудачным решением выглядит здесь отделение сбытовой функции от электросетевых предприятий, особенно применительно к коммунальной энергетике. Об этом говорят многие специалисты, существует множество обращений в Госдуму, в правительство, а воз и ныне там.
|
|
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|