Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №1(37) 2006

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАКАЗА

Вячеслав Тен, руководитель конструкторского отдела ОАО «ПО Элтехника», г. Санкт-Петербург

Алексей Арайс, к.э.н., независимый консультант по проектированию бизнес-процессов, г. Санкт-Петербург

В современной конкурентной борьбе выигрывают предприятия, которые выпускают продукцию с заданными характеристиками, оптимальной стоимости и в минимальные сроки. На эти важнейшие параметры, определяющие прибыльность производства, влияют практически все основные бизнес-процессы промышленной компании.
В предыдущем номере «Новостей ЭлектроТехники» (№ 6(36)2005, с. 74–79) обсуждались особенности планирования производственного процесса, а в сегодняшней публикации будут кратко представлены вопросы оптимизации конструкторской подготовки производства.

Предприятия электротехнической отрасли отличаются широкой номенклатурой выпускаемой продукции и в связи с этим применяют обширный спектр комплектующих и разнообразные технологические процессы. Поэтому им приходится предпринимать значительные усилия на этапе конструкторской подготовки производства.
С точки зрения оптимизации конструкторской подготовки необходимо рассмотреть два принципиально разных типа предприятий: первые выпускают достаточно однородную продукцию, производство которой подлежит унификации и стандартизации, вторые изготавливают нетиповую, оригинальную продукцию. На предприятиях первого типа обычно имеется конструкторское бюро, которое занимается совершенствованием продукции, её адаптацией к требованиям конкретного объекта, подготовкой конструкторско-технологической документации. В этом случае от КБ требуется системная разработка типовых узлов и сборочных единиц для их серийного изготовления, а адаптация продукции к требованиям объекта будет происходить только на заключительном этапе сборки и монтажа. За счет этого предприятие способно существенно сократить сроки и снизить стоимость производства, что в конечном счете повышает его конкурентоспособность.
Для предприятий второго типа характерно создание конструкторско-технологических бюро, которые решают вопросы не только разработки изделия, но и организации его производства. Такая организация конструкторской подготовки производства значительно увеличивает стоимость и сроки изготовления изделия. В то же время она позволяет создавать уникальную продукцию, адаптированную к требованиям конкретного объекта. Единое руководство конструкторами и технологами снимает возможные противоречия на самой ранней стадии создания продукта.
Кроме предприятий, которые изготавливают уникальную продукцию, совмещение конструкторской и технологической подготовки производства эффективно в период запуска в производство нового изделия. Тогда под единым руководством конструкторы и технологи работают над изделием в режиме проектного управления.

Техническое сопровождение заказа, т.е. подготовка конструкторско-технологической документации (КТД) согласно опросному листу, в соответствии с требованиями заказчика, – один из базовых бизнес-процессов, совершенствование и оптимизация которого чрезвычайно важны для эффективной работы предприятия.
Формализация подготовки КТД повышает продуктивность этой работы, поэтому на нашем предприятии создан и действует стандарт «Техническое сопровождение заказа». Он включает в себя алгоритм процесса, который наглядно описывает действия персонала и взаимосвязи между подразделениями (рис. 1). Таким образом, процесс подготовки КТД интегрирован в общую систему управления, а высокий уровень его унификации и автоматизации снижает издержки производства продукции.

Унификация

На электротехническом предприятии унификация невозможна без ограничения номенклатуры применяемых комплектующих. Для этого мы в первую очередь разработали критерии выбора поставщиков (технические параметры, качество, цена, условия поставки), затем провели анализ и составили ограничительный перечень необходимых комплектующих.
Сегодня процесс построен так, что для подготовки КТД можно пользоваться только комплектующими и материалами, включенными в ограничительный перечень, актуализация которого производится один раз в год. Применение новых позиций, не включенных в перечень, требует согласования со всеми заинтересованными подразделениями.
Для наших изделий разработаны типовые схемные решения, узлы и сборочные единицы, которые сегодня применяются не только при выполнении конкретных заказов, но и для создания типовых проектов как на уровне отраслевых проектных институтов, так и на уровне предприятий-партнеров.
Унификация позволила также сократить время на материально-техническое обеспечение отдельного заказа. Был сформирован список комплектующих и деталей, которые должны находиться на складе. Для некоторых изделий до 95% компонентов – это складские позиции, т.е. заказ можно выполнить практически без дополнительных закупок и изготовления деталей.

Автоматизация

В менеджменте действует известное правило Парето, когда 80% работы выполняется за 20% времени, а большую часть оставшегося времени занимают простои. Существенно сокращает простои автоматизированная система управления предприятием, а первым шагом к её правильному внедрению становится оптимизация организационной структуры. На нашем предприятии внедрена процессная система управления. Поэтому руководитель бизнес-процесса «Техническое сопровождение заказа» отвечает за подготовку КТД по всем изделиям, которые производятся в компании. Такая структура процесса позволяет минимизировать простои, связанные с разрывами организационных цепочек.
Информационные разрывы между подразделениями компании – ещё одна причина простоев бизнес-процессов. Задачу их минимизации при подготовке КТД мы решили интеграцией конструкторско-технологических САПРов в ERP систему MBS Axapta (КТД размещается в электронном архиве Search, а затем необходимая информация через модуль интеграции автоматически переносится в MBS Axapta). В свою очередь внедрение электронного архива Search практически ликвидировало простои, связанные с оборотом конструкторско-технической документации на бумажных носителях. В настоящее время на всех производственных переделах установлены компьютеры, которые через корпоративную сеть связаны с электронным архивом.
После завершения подготовки КТД по заказу все заинтересованные подразделения получают сообщение о размещении документации в электронном архиве. Доступ к документации, которую можно просмотреть и распечатать на рабочем месте в нужном объеме, имеют сразу все участники процесса. Нормативно-техническая документация также представлена в электронном виде и размещена на центральном сервере, чтобы обеспечить свободный доступ к ней сотрудников предприятия.

Особенности подготовки КТД

Подготовка КТД для разных видов изделий имеет свою специфику и зависит от степени унификации. Наше предприятие выпускает как щитовое, так и коммутационное оборудование, и разница в процессах здесь проявляется отчетливо.
Например, для запуска в производство НКУ «Нева» в специализированном САПРе NevaCAD в диалоговом режиме выбираются его основные параметры согласно опросному листу: номинальное напряжение, номинальный ток сборных шин, ток термической стойкости, форма секционирования и т.д. (рис. 2). Далее выбирается оборудование (рис. 3). В результате формируются спецификация и чертежи металлоконструкции, шинной системы, общего вида. Если нужна нестандартная панель, то разрабатывается чертеж, который затем вносится в базу данных для дальнейшего использования в других заказах. В сложных случаях для наглядности в программе SolidWorks создается объемная модель панели или НКУ в целом. Эффективность проектирования и производства НКУ повышает действующая на предприятии программа обучения и передачи САПРа NevaCAD проектным институтам.
Подготовка КТД для КСО имеет свои особенности. Так, благодаря высокой степени унификации подготовка КТД для производства КСО «Аврора» в части главных цепей ограничивается введением в MBS Axapta данных опросного листа. Каждому шагу выбора в опросном листе соответствует узел или сборочная единица, и система автоматически формирует спецификацию для запуска в производство (рис. 4). Комплекты КТД на это изделие, а также на КТП, проработаны в такой степени, что сейчас готовы к передаче по лицензии.
Процесс подготовки КТД для трехпозиционных коммутационных аппаратов ВНТ и РТ выглядит иначе. Их конструкция унифицирована и независимо от типа состоит из одних и тех же элементов. Поэтому данные опросного листа, определяющего набор опций, через электронный архив Search попадают непосредственно в MBS Axapta. Разработчикам, которые планируют применить в конструкции ячеек такие коммутационные аппараты, мы готовы оказать конструкторско-технологическую поддержку.
Оптимизация процесса технического сопровождения заказа повысила его результативность, снизила продолжительность и сократила издержки производства, что позитивно отразилось на рыночных позициях нашего предприятия.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024