Новости Электротехники 2(116) 2019





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №5(41) 2006

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ ВЫХОДИТ НА НОВЫЕ РЫНКИ

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РЕГУЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ



Сергей Новиков



Юрий Липатов



Лариса Ширяева



Евгений Яркин



Алексей Санников



Игорь Кожуховский



Виталий Королев

Подготовил Валерий Журавлев, «Новости ЭлектроТехники»

20–21 октября 2006 года в г. Сочи состоялся ставший уже традиционным пятый Всероссийский семинар-совещание «Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов регулирования на 2007–2008 годы», организованный Федеральной службой по тарифам России (ФСТ) при поддержке Администрации Краснодарского края. В работе совещания приняли участие представители федеральных министерств, служб и агентств РФ, Администрации Краснодарского края, руководители 62 органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, ведущие специалисты РАО «ЕЭС России», «ФСК ЕЭС», «Газпрома».

Открывая заседание, глава ФСТ Сергей Новиков сказал, что программой запланировано обсуждение вопросов тарифообразования в газовой отрасли, жилищно-коммунальном хозяйстве и электроэнергетике, но в связи с тем, что незадолго до совещания в стране произошли коренные перемены на рынках электроэнергии, основное внимание предлагается уделить обсуждению именно этих вопросов: – Конфигурация рынка, которая запущена 1 сентября, является намного более честной и справедливой для продавцов и покупателей, нежели то, что мы имели до этого.
Поэтому значительная часть выступлений была посвящена произошедшим изменениям условий функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии в связи с принятием Постановлений Правительства РФ № 529 от 31.08.2006 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» и № 530 от 31.08.2006 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Правила вступили в действие 1 сентября 2006 года и предопределили изменения в основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии. Подробнее о самых основных проблемах, затронутых на совещании, – в нашем репортаже.

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

Председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ Юрий Липатов кратко остановился на тех законопроектах, которые приняты в 2006 году или готовятся к принятию Государственной Думой.
1 апреля вступила в силу статья 6 ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» в части запрета совмещения деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. В связи с этим 31 марта был принят ФЗ № 54, исключающий из сферы действия этой нормы крупные промышленные предприятия, имеющие в собственности объекты электроэнергетики, используемые в основном для обслуживания собственных нужд. Аналогичное решение принято в отношении эксплуатации объектов электросетевого хозяйства АЭС, необходимых для обеспечения безопасности их деятельности в соответствии с требованиями государственных стандартов и технических регламентов.
На рассмотрении находится законопроект, согласно которому тарифы на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов до принятия закона субъекта федерации о его бюджете. Юрий Липатов отметил, что к данному законопроекту имеются серьезные возражения со стороны ФСТ, но при этом проинформировал, что из 88 субъектов РФ 62 дали положительные заключения на документ и скоро он будет вынесен на второе чтение.

В Госдуму также внесен законопроект о внесении изменений в статью 7 ФЗ «Об электроэнергетике», предлагающий исключить из единой национальной электрической сети линии электропередач и другие объекты электросетевого хозяйства железнодорожного транспорта. Автор законопроекта обосновывает его тем, что подавляющее большинство ЛЭП, обеспечивающих питание тяговых подстанций на железной дороге, служат вводами в тяговые подстанции и технологически не предназначены для обеспечения межсистемных связей.
Должен измениться и Земельный кодекс. В частности, введут охранные зоны для ЛЭП от 0,4 до 1250 кВ и будут резервироваться земли для строительства новых ЛЭП.
Далее докладчик остановился на вопросах, связанных с тарифами и инвестиционной составляющей. В федеральном бюджете на 2007 год впервые предусмотрено выделение средств для электроэнергетики: 15 млрд руб. для ликвидации перекрестного субсидирования и 30 млрд руб. для внесения в Уставный капитал Федеральной сетевой компании и Системного оператора, чтобы государство имело в них 75% плюс 1 акция. Эти деньги должны быть направлены на реконструкцию и строительство новых объектов энергетики.
К сожалению, есть немало депутатов, которые критически относятся к подобному расходованию федеральных средств. В условиях предстоящих выборов в 2007 году в Государственную Думу каждой политической партии хочется понравиться избирателям, и поэтому были и сейчас идут попытки изъять эти средства для того, чтобы направить их на решение социальных вопросов, другими словами, побольше в конце следующего года разрезать ленточек перед школами, больницами и другими объектами социального обеспечения. Но большинство все-таки понимает, что электроэнергетика находится в критическом состоянии и сегодня государство должно приложить усилия, чтобы ликвидировать тот дефицит электроэнергии, который сложился в 16-ти регионах и нарастает в других областях.
– Я высказываю свою личную точку зрения, но того, что происходит с тарифообразованием, умом не понять, – продолжил Юрий Липатов. – Три с половиной года назад было принято не совсем взвешенное решение, что тарифы в течение трех лет будут увеличиваться только с учетом инфляционного коэффициента. И, по сути дела, энергетика сейчас расплачивается за то решение. С одной стороны, мы говорим, что в структуре баланса должны быть заложены инвестиционные составляющие как в генерации, так и в электросетях, с другой стороны – что ни в коем случае тарифы не увеличивать. Этим мы на корню гробим реформу, будущее государства.

НОВЫЕ ПРАВИЛА РЫНКОВ

От лица РАО «ЕЭС России» и соответственно от лица основных разработчиков новых Правил рынков выступила Лариса Ширяева, начальник Департамента рынка ЦУР РАО «ЕЭС России».
Она подчеркнула, что все нововведения, вступившие в силу с 1 сентября, не касаются населения, которое в ближайшие годы все 100% электроэнергии будет получать по регулируемым тарифам. При этом она обратилась к регуляторам с просьбой четко определить, кого относить к категории «население». Ведь сейчас к этой категории относят и садоводческие товарищества, и дачные участки, и гаражно-строительные кооперативы. Последних, по общему мнению участников совещания, из «населения» необходимо исключить.

ОПТОВЫЙ РЫНОК

Новая модель оптового рынка предусматривает три основополагающих изменения по сравнению с действующим рынком. Первое – весь регулируемый сектор преобразован в систему регулируемых двусторонних договоров (РДД). Де-факто это даже трехсторонние договоры, хотя третья сторона – администратор торговой системы (НП АТС) просто контролирует надлежащее исполнение правил оптового рынка и основных положений этих договоров.
Второе – сектор свободной торговли модифицирован в «рынок на сутки вперед» и свободные двусторонние договоры, в рамках которых участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки электроэнергии.

И третье – на «балансирующем рынке» (покупка и продажа в режиме реального времени) теперь отсутствуют тарифы, а ценообразование является свободным и конкурентным для всех участников.
Особым сектором нового оптового рынка является торговля мощностью. До введения новых Правил оптового рынка поставщики получали оплату 85% от установленной мощности генерирующего оборудования, а покупатели оплачивали эту мощность в составе одноставочного тарифа на электроэнергию (мощность). Теперь мощность и электроэнергия оплачиваются раздельно. При продаже мощности у поставщиков появляются обязательства по поддержанию их генерирующего оборудования в постоянной готовности к выработке электрической энергии. Эти обязательства заключаются в соблюдении поставщиком заданного Системным оператором (СО) режима работы генерирующего оборудования, включая соблюдение выбранного СО состава оборудования и его параметров, в участии генерирующего оборудования в регулировании частоты в сети и т.д. Стоимость мощности напрямую зависит от выполнения обязательств генерирующими компаниями, и у них появляется прямой финансовый стимул соблюдать все предъявляемые требования. Такие механизмы введены для страхования рисков снижения текущей надежности в работе энергосистемы при растущем спросе на электроэнергию.
– Что касается РДД, – пояснила Лариса Ширяева, – то поставщик может не производить электроэнергию в исполнение этого договора, а купить на рынке – на «рынке на сутки вперед» или по свободным двусторонним договорам. И покупатель, имея двусторонний договор, не обязан «выбирать» всё потребление по нему, а может часть ненужной ему энергии продать. Уже сейчас, по статистике, этим пользуются около 15% сторон. Это и подразумевает Чубайс, когда говорит о 17–19% либерализации оптового рынка в сентябре: такие объемы от совокупного производства или потребления продавались или покупались по свободным ценам.
Сейчас в стране уже заключено более 5000 регулируемых договоров. С 1 января 2007 года будут заключаться новые договоры с минимальным сроком действия один год. Максимальный срок зависит от волеизъявления потребителя, и долгосрочные договоры станут заключаться, как только ФСТ утвердит методику индексации и формулу определения договорной цены. Введение новых РДД не означает, что договоры будут перезаключаться, разрываться или пересматриваться. К уже существующим договорам будут применяться новые принципы ценообразования.
Если в 2006 г. практически все объемы, за исключением изменений, которые произошли после утверждения ФСТ планового баланса, покупались по регулируемым ценам, то в следующем году по регулируемым ценам потребитель будет покупать 95% от объемов планового баланса 2007 года, а 5% – по свободным. Таким образом, в 2007 году либерализация рынка составит минимум 5%, в 2008 году еще 5–15% и так далее. По прогнозу Ларисы Ширяевой, в 2010 году 30–40% электроэнергии будет покупаться по свободным, нерегулируемым ценам. При этом с 2008 года все новые потребители будут покупать, а вся новая генерация продавать электроэнергию только по свободным ценам. Среди участников оптового рынка существуют две категории: так называемые «полные» покупатели, которые приобретают на рынке 100% объемов потребления, и «частичные» участники, имеющие право купить на оптовом рынке со следующего года до 15% объемов своего потребления. Следует отметить, что «полные» покупатели имеют право присоединиться к рынку один раз в год – до принятия тарифно-балансового решения. Это не касается гарантирующих поставщиков (ГП), которые обязаны выйти на оптовый рынок до 1 января 2008 года. Если они не выполнят данное решение, то потеряют статус ГП.

РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК

В своих разъяснениях по Правилам функционирования розничных рынков Лариса Ширяева заметила:
– Далеко не все потребители могут и захотят стать участниками оптового рынка, на котором действуют строгие и детализированные Правила, серьезные требования к коммерческому учету и к квалификации специалистов, работающих на этом рынке. Поэтому для средних и мелких потребителей, для бюджетных организаций и существует розничный рынок, где энергосбытовые компании, покупающие энергию на оптовом рынке, перепродают ее розничным потребителям. При этом конкуренция заключается в том, что потребитель вправе выбирать сбытовую компанию.
С 1 сентября 2006 года обеспечена полная автоматическая связь между оптовым и розничным рынком. Все цены оптового рынка так или иначе транслируются на розничный рынок.
Трансляция действует на объемы, которые энергосбытовая компания была вынуждена купить сверх объемов, оговоренных в РДД. Эти объемы она будет продавать в рознице по свободным, нерегулируемым ценам.
Свободная розничная цена складывается из цены электроэнергии и мощности на «рынке на сутки вперед» или «балансирующем рынке» (ее можно узнать на сайте НП АТС www.np-ats.ru/index.jsp?pid=517) и инфраструктурных платежей и сбытовой надбавки поставщика, величину которых РАО «ЕЭС России» предложило публиковать на своих сайтах региональным энергетическим комиссиям.

ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК

Институт гарантирующих поставщиков введен для того, чтобы ни один потребитель не остался без электроэнергии. ГП обязан обеспечить поставку электроэнергии потребителю в объеме его фактического потребления.
ГП – это энергосбытовая компания, которая обязана заключить договор с любым потребителем, находящимся на территории обслуживания ГП. Еще одной задачей ГП является «подхват» тех потребителей, которые первоначально выбрали себе другую энергосбытовую компанию, но она не смогла выполнить взятые на себя обязательства.
Новые правила оптового рынка говорят о том, что часть электроэнергии ГП, как и любая другая энергосбытовая компания, будут покупать по регулируемым ценам в рамках РДД, другую часть – по свободным ценам. Соответственно, если поставщик купил часть электроэнергии по регулируемым ценам, а часть – по нерегулируемым, он должен включить в цену конечному потребителю среднюю арифметическую стоимость электроэнергии.
Если потребитель заранее заявил ГП необходимый объем электроэнергии, то этот объем ГП может включить в свою ценовую заявку на оптовом рынке и купить его на более выгодных условиях. Соответственно и продаст он энергию по более выгодной для потребителя цене. Другое дело, когда фактическое потребление будет отклоняться от планового. В этом случае ГП вынужден будет обращаться на «балансирующий рынок» и заплатит за электроэнергию более дорогую цену, которую затем транслирует крупному потребителю.
– По моей информации, регуляторы уже начинают давать статус ГП тем организациям, которые в соответствии с Правилами розничного рынка ими быть не могут либо вообще, либо на этой территории, – отметила Лариса Ширяева. – У некоторых даже нет договоров энергоснабжения с потребителями, а им присваивается статус ГП. Некоторые берут в аренду «последнюю милю» (последний участок распределительной электросети, ведущий к получателям электроэнергии) и тоже получают статус ГП. Поэтому я чувствую, что конфликтов не избежать.
В Правилах очень четко и жестко прописано, кто и на каком основании может быть ГП. На первом этапе в обязательном порядке ГП становятся все энергосбытовые компании, которые выделились в процессе реструктуризации АО-энерго. Кроме того, на некоторых территориях, где много энергосбытовых компаний, желающих стать ГП, должен проводиться конкурс. В Постановлении подробно расписаны правила организации и проведения конкурса, принципы создания конкурсной комиссии.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Заместитель руководителя ФСТ Евгений Яркин остановился на основном принципе, который будет применять ФСТ в условиях появившейся на оптовом рынке торговли мощностью. Это применение двухставочных тарифов. Если раньше в тарифах на электроэнергию допускались одноставочные тарифы, включающие в себя полную стоимость 1 кВт·ч поставляемой энергии, то теперь расчеты станут производиться по двухставочным тарифам: ставка за 1 кВт договорной максимальной мощности, участвующей в максимуме нагрузки общей сети, плюс ставка за 1 кВт·ч отпущенной потребителю активной электрической энергии.
За основу будет принята единая ставка за мощность для региональных генерирующих компаний. И для каждой компании ФСТ установит персональную тарифную ставку за энергию. Это сделано для того, чтобы можно было вести работу по оптимизации загрузки электростанций в режиме «рынка на сутки вперед» и на «балансирующем рынке».
В случае невыполнения поставщиками обязательств по обеспечению генерирующего оборудования к выработке электроэнергии Правлением ФСТ установлены специальные понижающие коэффициенты на стоимость мощности генерирующего оборудования.
До конца этого года ФСТ намерена завершить разработку методики расчета сбытовой надбавки для гарантирующего поставщика, формул индексации цен на электроэнергию и мощность, которые будут применяться с 2008 года. Формулы будут определять зависимость от прогнозных показателей инфляции, изменения цен на топливо, технологических особенностей производства (для АЭС), ставок водного налога (для ГЭС).
В ближайшее время должна быть закончена работа над «Правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам)», «Правилами оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии», а также над коэффициентами, применяемыми в отношении покупателей при расчете стоимости мощности в случае отличия фактического объема мощности от планового. Будут внесены изменения и в «Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке». В частности, они коснутся расчета расходов в тарифах на услуги по передаче электрической энергии территориальной сетевой организации (использование котлового метода), расчетов с потребителями, присоединенными к шинам генераторного напряжения, уточнятся критерии для базовых потребителей и порядок расчета для них, а также порядок дифференциации тарифа на электроэнергию по зонам суток.

ТАРИФЫ, ПРОГНОЗЫ, ПРОБЛЕМЫ

Начальник управления регулирования и контроля в электроэнергетической отрасли ФСТ Алексей Санников подвел итоги тарифного регулирования в 2006 году и очертил задачи регуляторов на следующие два года.
В докладе были приведены основные параметры предельных тарифов на будущий год, основанные на прогнозе социально-экономического развития РФ и принятые на заседании правительства России. Цены на газ в 2007 году, по прогнозу, вырастут в среднем по стране на 15%, на уголь – на 3,1%, на мазут – на 1,8%. Минимальный рост тарифов на электроэнергию должен был составить 8,3%, максимальный – на 10%, при этом максимальная планка роста тарифов для населения – 13%.
Конкретные тарифы для каждого региона, утвержденные ФСТ 1 августа 2006 года, определялись на основе предложенных субъектами РФ региональных программ развития энергетики и необходимых средств на содержание электрических сетей в соответствии с нормами и требованиями. Если же регионы не предоставили инвестиционных программ, то рост тарифа для них был утвержден в размере 8,89%.
При этом есть несколько субъектов, для которых в связи с особенностями региональной энергетики рост тарифа был установлен ниже или выше объявленных границ. К первым относятся Чеченская Республика (рост – 0%), Иркутская область (4,99%), Сахалинская область (6,78%), Еврейская автономная область (8,27%). Ко вторым – Республика Дагестан (23,91%), Санкт-Петербург (16,6%), Москва (15%), Чукотская область (14,9%), Республика Саха (Якутия) (13,9%).
– В Чечне тариф не изменился, и это связано с тем, что большая доля чеченской энергетики финансируется из тарифов ФСК, – сказал Алексей Санников. – В Иркутской области замкнутая энергосистема, и стоимость электроэнергии определяется себестоимостью выработки гидростанций. Сахалин и Еврейская автономная область – выделенные энергосистемы. Регионы, в которых рост более 13%, заявили исключительно большие программы на сетевое строительство. По Дагестану же особый случай, связанный с необходимостью ликвидации перекрестного субсидирования, которое в этой республике носит специфический характер.
Алексей Санников рассказал и о прогнозном балансе следующего года, утвержденном ФСТ 3 октября. Объем производства электроэнергии в РФ в 2007 году вырастет на 3,8%, до 987,9 млрд кВт·ч, а объем потребления – на 3,9%, до 978,6 млрд кВт·ч.
В общем объеме производства выработка ТЭС составит 662,6 млрд кВт·ч, ГЭС – 170,2 млрд кВт·ч, АЭС – 115,2 млрд кВт·ч.
Потери в сетях Единой национальной энергетической системы увеличатся на 1% и составят 22,8 млрд кВт·ч, в сетях РСК и других должны снизиться на 13%, до 98,7 млрд кВт·ч.
Экспорт электроэнергии снизится на 6,6%, до 21,2 млрд кВт·ч, также снизится объем импортируемой электроэнергии – на 1,5%, до 11,8 млрд кВт•ч.
Взявший слово Евгений Яркин отметил несколько негативных моментов в работе электроэнергетических компаний в нынешнем году. В частности, он назвал странной выплату дивидендов в ущерб текущим расходам, прежде всего ремонтным кампаниям.
– Этот вопрос должен быть рассмотрен прежде всего со стороны РАО «ЕЭС России». Мы не против того, что будут выплачиваться значительные, большие дивиденды, но их надо зарабатывать. Если растут удельные расходы, если растут потери в сетях, то о каких дивидендах может идти речь? Акционеры должны понимать, что у компании не всё в порядке.
Отметил замруководителя ФСТ и неудовлетворительную ситуацию с ростом удельного расхода топлива генерирующими компаниями. – И мы, и РАО «ЕЭС России» упустили работу по удельному расходу топлива. За последние 7–8 лет он вырос на 10 грамм (на единицу энергии), а это порядка 5 млн тонн условного топлива. Очень немного электростанций в стране, которые снизили удельные расходы в последние три-четыре года.
Если по коммерческим потерям в сетях ситуация более-менее благополучна и они постоянно снижаются, то по расходу топлива необходимо срочно исправлять положение.

Начальник Департамента экономической политики корпоративного центра РАО «ЕЭС России» Игорь Кожуховский напомнил, что в настоящий момент энергетики, сами предложившие в 2003 году рассчитывать тарифы по принципу «инфляция минус», столкнулись с проблемой, когда фактическая инфляция по итогам года опережает ее прогнозный уровень, исходя из которого и рассчитывались энерготарифы.
– В мае этого года РАО «ЕЭС России» внесло в правительство пакет материалов: прогнозный баланс электроэнергии на 5 лет, масштабная инвестпрограмма на три года, трехлетние финансовые планы, обосновывающие рост тарифов в 2007 году на 12% при росте цен на газ 18%. Масштабный рост инвестиций был предложен нами в увязке со сдерживанием эксплуатационных издержек в рамках инфляции. Причем только треть инвестпрограммы предложено финансировать из тарифных источников. Остальное планируется покрывать за счет IPO (Initial Public Offering – первичное публичное размещение акций. – Ред.), займов, платы за присоединение и др.
Правительство, хоть и не полностью, но впервые за три года пошло нам навстречу, установив тарифы на электроэнергию с ростом выше инфляции, подняв их с запланированных первоначально 6,5% до 10%.
Но и эти цифры не устраивают РАО «ЕЭС России». Игорь Кожуховский назвал опасной ситуацию, сложившуюся с топливообеспечением электростанций. Ограничения по газоснабжению, начавшиеся в прошлом году, не прекратились. По прогнозным балансам «Газпрома», дефицит газа в балансе для поставки на внутренний рынок в 2007 году составляет около 4 млрд м3, а к 2015 году увеличится до 40 млрд м3. Между тем электропотребление за 9 месяцев 2006 года возросло на 4,6%, и этот прирост в основном был покрыт выработкой тепловых электростанций. Рост потребления газа составил 3,8%, мазута – 38%. В этих условиях затраты на топливо возросли очень существенно. Инвестиционные ресурсы компаний отвлекаются на закупку дорогого мазута и угля для замещения недостающего газа.
– В результате мы пришли к выводу, что инвестиционная программа, одобренная правительством, в рамках 10%-го ограничения тарифа не сможет быть реализована из-за ограничений по газу.
Подводя итоги тарифной кампании, Игорь Кожуховский не ушел и от признания собственных ошибок:
– РАО «ЕЭС России» находится в стадии очень серьезной трансформации, и она привела к тому, что мы «просели» по ряду позиций.
Например, не удалось достигнуть высокого качества инвестиционных проектов. Этому есть оправдание: сложно за короткое время разработать сотни инвестпроектов в условиях ценовых перекосов, которые не дают возможности обосновать эффективность проектов. Также в ряде компаний, о чем упоминал Евгений Валентинович Яркин, упущена работа по снижению удельных расходов топлива. Об этом шел нелицеприятный разговор на последнем заседании по подготовке к осенне-зимнему периоду. В последний год немного потеряла остроту и наша работа по программам сокращения издержек. Но, думаю, в ближайшем будущем мы сможем выправить ситуацию.

ПЛАТА ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Одним из самых болезненных вопросов тарифного регулирования Евгений Яркин назвал размер платы за технологическое присоединение. В отдельных регионах она перевалила планку в 40 тысяч рублей за каждый киловатт. Зампредседателя ФСТ выразил опасение, что в связи с этим может повториться ситуация с теплоэнергетикой, когда крупные потребители ушли от централизованного теплоснабжения, построив собственные котельные:
.– Собственные генерирующие мощности обойдутся дешевле, чем плата за подключение в 44 тысячи рублей за киловатт, как сейчас в Москве.
Тему развил представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталий Королев. Он отметил, что ФАС повсеместно наблюдает нарушения действующего законодательства в этой сфере. Получили широкое распространение незаконные способы взимания платы за техприсоединение, например, включение в договоры на техприсоединение необоснованных требований, связанных со строительством объектов, которые не должны возводиться за счет потребителя. Подчас взимается и «серая» дополнительная плата за техприсоединение сверх установленной тарифными органами, что распространено в тех регионах, где официальная стоимость присоединяемого киловатта относительно мала.
За последние три года не удовлетворено заявок на техприсоединение в объеме 8174 МВт. С каждым годом снижается процент выполненных просьб: в 2004 году – 32%, в 2005 – 21%, по прогнозу, в 2006 году будет удовлетворено всего 16% заявок.
Подобная ситуация не является следствием прямого умысла сетевых компаний или занижения тарифными органами платы за техприсоединение. Имеются три основные причины:

  • ограниченный ресурс присоединения к имеющимся сетевым объектам;
  • объективная невозможность модернизации/создания новых объектов из тарифа на передачу;
  • плата за присоединение в настоящее время не включает средств на развитие, необходимых для подключения новых потребителей.
– ФАС предлагает свою концепцию решения проблемы. Она заключается во включении инвестиционной составляющей в плату за технологическое присоединение. Вследствие этого возможно повышение установленного тарифным органом размера платы за техприсоединение, но при этом реальная плата, скорее всего, не вырастет. Просто она станет полностью официальной, прозрачной, ее можно будет понимать и контролировать.
Также появятся возможности осуществления модернизации и создания новых объектов сетевого хозяйства, фактического присоединения потребителей в обозримой перспективе. Соответственно реализация этой концепции приведет к росту внутреннего валового продукта, так как позволит развиваться экономике за счет присоединения новых бизнесов.
Основным концептуальным принципом данной системы является учет инвестзатрат при формировании двух источников (платы за присоединение и тарифа на передачу) в соответствии с предназначением инвестиций.
В плату за присоединение необходимо включать расходы, направленные на присоединение новых потребителей, в тариф на передачу – расходы на обеспечение надежности энергоснабжения ранее присоединенных потребителей. При этом расходы на создание и реконструкцию объектов общего назначения, которые используются как для присоединения новых потребителей, так и для надежности электроснабжения, должны учитываться пропорционально.
Процедура реализации решения довольно проста: нуждающиеся в дополнительных мощностях (при отсутствии возможности присоединения) потребители включаются в инвестиционную программу сетевой компании на следующий период тарифного регулирования. Сетевая компания формирует свою инвестпрограмму с учетом вышеприведенных двух источников. Тарифный орган анализирует эту инвестпрограмму, проверяет правильность пропорционального деления в данном случае.
Для реализации концепции требуется внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 в части закрепления возможности включения инвестиционной составляющей в состав платы за технологическое присоединение и указанного принципа учета расходов согласно их назначению. Затем необходимо приведение в соответствие с данными изменениями Методических указаний по определению размера платы за техприсоединение, утвержденных Приказом ФСТ России от 15.02.2005 № 22-э/5.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Новые Правила оптового и розничного рынков электроэнергии, как отмечали участники совещания-семинара, являются беспрецедентным по масштабам и важности проектом. Они кардинальным образом меняют систему взаимоотношений покупателей и поставщиков, создают базу для формирования полностью конкурентной модели рынка. Однако, несмотря на работу уже в течение трех месяцев, они до сих пор вызывают множество вопросов. Ответы на некоторые из них, которые были озвучены на семинаре-совещании в Сочи, редакция планирует опубликовать в следующем номере.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2019