Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №6(42) 2006

КОММУНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА
Залог стабильности – в объединении усилий

Василий Михайлов, к.э.н., генеральный директор ЗАО «Роскоммунэнерго», председатель Российской ассоциации «Коммунальная энергетика», г. Москва

Структурные реформы в коммунальной энергетике проходят непросто, в процессе преобразований энергопредприятиям приходится искать ответы на многие возникающие вопросы.
В «Новостях ЭлектроТехники» (№ 2(38)2006, с. 38–40) председатель Российской ассоциации «Коммунальная энергетика» Василий Васильевич Михайлов уже анализировал ряд проблем, связанных с разделением деятельности по производству, передаче и купле­продаже электроэнергии. В новом материале, представляющем итоги 36­го семинара­совещания, работа которого в основном касалась новейших изменений в нормативной базе, он конспективно знакомит с позициями основных организаций, имеющих отношение к управлению реформированием энергетики и ЖКХ.

Принятие Правительством Российской Федерации постановлений, утверждающих Правила функционирования розничных рынков электроэнергии и кардинальные изменения в Правила работы оптового рынка электроэнергии, открыло новый этап в реформировании электроэнергетики.
С 28 ноября по 1 декабря 2006 года Российская ассоциация «Коммунальная энергетика» им. Э. Хижа совместно с ЗАО «Роскоммунэнерго» провела семинар­совещание руководителей предприятий коммунальной энергетики по проблемам, связанным с формированием розничных рынков электроэнергии.

Наиболее существенное нововведение, о котором говорилось уже много лет, но которое начало осуществляться с введением в действие указанных документов, – формирование института гарантирующих поставщиков электроэнергии само по себе ставит массу трудноразрешимых вопросов перед предприятиями энергетики, и в особенности перед организациями коммунальной энергетики.
Тем не менее десятки энергоснабжающих и энергосбытовых предприятий заявили о себе как о гарантирующих поставщиках, за ними в установленном порядке закреплен этот статус.
Процессы формирования розничных рынков электроэнергии связаны с серьезными проблемами для всех участников, но особенно сложны они именно для энергосбытовых предприятий коммунальной энергетики.
Если гарантирующие поставщики, образованные на базе бывших АО­энерго, имеют четко сформированную систему управления, начинающуюся с РАО «ЕЭС России», то такие же структуры, образованные на базе муниципальной или региональной собственности, предоставлены сами себе. Более того, такие организации зачастую встречают непонимание у региональных и муниципальных органов управления, от которых, как правило, находятся в полной зависимости.
На протяжении многих лет практически единственной структурой федерального уровня, защищающей интересы коммунальной энергетики, является Российская ассоциация «Коммунальная энергетика» им. Э. Хижа, отметившая в 2006 году десятилетний юбилей. В 1996 году основную задачу Ассоциации можно было сформулировать просто: помочь предприятиям выжить, не допустить сбоев в работе коммунальной энергетики. Жизнь показала, что, объединив усилия, предприятия коммунальной энергетики с этой задачей справились.
Объединяя сегодня более 80 предприятий коммунальной энергетики, работающих более чем в 50 регионах Российской Федерации, Ассоциация принимает участие в подготовке нормативно­правовой базы реформирования энергетики и жилищно­коммунального хозяйства. Представители Ассоциации участвовали в подготовке законов об электроэнергетике, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период, Правил оптового рынка электроэнергии и многих других документов. Руководство Ассоциации входит в состав Экспертного совета Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации, в Экспертный совет ФАС России по энергетике, в Общественный совет при министре регионального развития, в состав Комиссии Минпромэнерго России по утверждению нормативов. Ассоциация взаимодействует со всеми федеральными структурами, имеющими отношение к управлению процессами реформирования энергетики и жилищно­коммунального хозяйства.
В семинаре­совещании, посвященном работе энергетических предприятий коммунального комплекса в изменившихся рыночных условиях и приуроченном к 10­летнему юбилею Российской ассоциации им. Э. Хижа, участвовали руководители и специалисты организаций из 26 субъектов Российской Федерации.
Перед собравшимися выступили представители Министерства регионального развития России, Министерства промышленности и энергетики, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам, ВНИИЭлектроэнергетики, Московского государственного строительного университета, РАО «ЕЭС России».
Докладчики стремились донести до слушателей точку зрения своих ведомств и организаций, ведь все они оценивают новые рынки электроэнергии с различных позиций. В отчете о состоявшемся семинаре мы постарались кратко представить основные идеи, прозвучавшие в ходе заседаний.

РОСКОММУНЭНЕРГО ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НОРМАТИВНОЙ БАЗЕ

Открывая семинар­совещание, председатель Российской ассоциации «Коммунальная энергетика» им. Э. Хижа, генеральный директор ЗАО «Роскоммунэнерго» В.В. Михайлов коротко рассказал об изменениях в нормативной базе ЖКХ и энергетики, произошедших в последнее время. В частности, вышедшие недавно Правила функционирования розничных рынков дали возможность предприятиям коммунальной энергетики претендовать на статус гарантирующих поставщиков электроэнергии. В то же время было подчеркнуто, что предприятия стали гарантирующими поставщиками в заявительном порядке и следует быть готовыми к тому, что в дальнейшем предполагается проведение конкурсов и полученный статус придется отстаивать.
В отношении нормативных документов по ЖКХ докладчик отметил, что вся нормативно­техническая база по регулированию тарифов будет пересматриваться, так как уже сейчас видны принципиальные недоработки во вновь вышедших нормативных документах. Предполагается переработка Федерального закона № 210­ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который после внесения в него целого ряда изменений стал запретительным. Ожидаются изменения в постановления Правительства РФ № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», а также № 306 «Об утверждении правил установления определения нормативов потребления коммунальных услуг» и № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

РАО «ЕЭС РОССИИ» О НОВОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

О новой модели рыночных отношений в электроэнергетике в связи с выходом Правил функционирования оптового и розничного рынков рассказала консультант Центра управления реформой РАО «ЕЭС России» Н.В. Невмержицкая. Она подробно остановилась на вопросах развития конкуренции на оптовом и розничном рынках электроэнергии, разделения по видам деятельности, специфике работы гарантирующих поставщиков и сбытовых компаний, не получивших статуса гарантирующих поставщиков. Было отмечено, что запущенная с 1 сентября новая модель оптового рынка соответствует целевой модели и пересматриваться в дальнейшем уже не будет.

МИНПРОМЭНЕРГО О НОРМАТИВАХ ПОТЕРЬ

О работе Комиссии Министерства промышленности и энергетики России по утверждению нормативов потерь в электрических и тепловых сетях и нормативов создания запасов топлива рассказала заместитель начальника отдела энергетики Департамента топливно­энергетического комплекса (ТЭК) Минпромэнерго России И.В. Петрова. Она обратила внимание слушателей на большое количество неточностей в присылаемых в министерство материалах и рекомендовала по всем неясным вопросам обращаться к организациям­консультантам, определенным Комиссией по утверждению нормативов:
  • по тепловым потерям и запасам топлива – ОРГРЭС (для предприятий большой энергетики);
  • по потерям электроэнергии – ВНИИЭ (также для большой энергетики);
  • по всем видам нормативов для предприятий коммунальной энергетики – ЗАО «Роскоммунэнерго».

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЖКХ

Выступление Л.Д. Соловьевой – начальника отдела нормативно­правового регулирования инфраструктуры Департамента жилищно­коммунального хозяйства Минрегиона России было посвящено совершенствованию нормативно­правовой базы в области развития коммунальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг. Она остановилась на ряде типичных вопросов и заблуждений, связанных с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. В частности, на часто задаваемый вопрос: «как Правила влияют на отношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией?» последовалответ: «Никак. Влияние есть только в отношении качества подаваемого ресурса и непрерывности его поставки».
В соответствии с Жилищным кодексом и Правилами предоставления коммунальных услуг меняется характер договорных отношений. Деньги с жителей за услуги собирает управляющая компания, и она же расплачивается с поставщиками ресурсов.
Также многих интересует, необходима ли управляющей компании лицензия на продажу электроэнергии. Выступающая отметила, что это еще одно заблуждение: управляющая компания или ТСЖ – не перепродавец ресурсов, она предоставляет услуги и в лицензии не нуждается.
Задавался и вопрос о том, кто оплачивает разницу между показаниями общедомового счетчика, по которому управляющая компания рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией, и суммарным показанием квартирных счетчиков, т.е. расход энергии на общедомовые нужды и потери. Докладчица пояснила, что это количество энергии оплачивается в составе платы за содержание жилья.
Все расчетные методы розничного рынка должны совпадать с разработанными нормативами коммунальных услуг. Не может быть среднего норматива на город. Как правило, количество нормативов соответствует количеству серий домов – 7–9 .
Важным моментом в новых Правилах является рассмотрение всех видов коммунальных услуг как единого целого и наличие возможности приостанавливать (без прекращения договора электроснабжения) предоставление одной услуги в счет неуплаты за другие виды услуг, отключение которых технически невозможно.
В настоящее время разрабатывается проект новых Правил по коммерческому учету коммунальных услуг.
Большое место в выступлении было отведено разрабатываемым в настоящее время Минрегионом России нормативным документам, в частности, проекту постановления Правительства Российской Федерации о финансировании инвестиционных программ в тепло­ и электроэнергетике. Позиция Минрегиона России – вся инвестиционная нагрузка должна включаться в плату за подключение к сетям инженерно­технического обеспечения. Финансирование инвестиционных программ предполагает разработку генеральных планов муниципальных образований, работа над которыми должна быть завершена согласно Градостроительному кодексу к 2010 году.
В связи с реализацией Федерального закона № 210­ФЗ возникла необходимость в разработке постановления Правительства РФ о публичном договоре и об определении условий деятельности предприятий коммунального комплекса, влияющих на величину тарифа.
Еще одним разрабатываемым Минрегионом России документом является проект постановления Правительства РФ о федеральных органах власти, осуществляющих функции мониторинга тарифов. За мониторинг тарифов предположительно будет отвечать ФСТ России, а за методологию – Минрегион России.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА О РАБОТЕ КОММУНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Выступление А.А. Пироженко, начальника Управления по контролю и надзору в ТЭК Федеральной антимонопольной службы России, было посвящено развитию рыночных отношений в энергетике и деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии в рамках антимонопольного законодательства.
Докладчик подробно рассказал о том, что ждет коммунальную энергетику в рыночных условиях: необходимость получения статуса гарантирующего поставщика электроэнергии, выполнение требования по разделению видов деятельности (вне зависимости от наличия статуса гарантирующего поставщика), борьба за потребителя, выход на оптовый рынок электроэнергии, необходимость сделать бизнес привлекательным для инвесторов и многое другое. Новые условия существования коммунальной энергетики – это функционирование в условиях рисков выживания при наличии огромного количества проблем, но с перспективой развития и новыми возможностями.
На вопрос слушателей о том, что разделение по видам деятельности сложно само по себе, да еще возникают проблемы с лицензией у сбытовой организации, выступающий ответил, что ФАС полагает необходимым отмену лицензирования сбытовой деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ О СБЫТОВОЙ НАДБАВКЕ

О методических вопросах определения сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков электроэнергии, стоимости электроэнергии, поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам, а также оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных рассказала Г.А. Гапоненко – начальник отдела методологического обеспечения Управления методологии и экспертизы Федеральной службы по тарифам России. Она отметила, что, в частности, ФСТ России издан приказ от 24.11.2006 № 302­Э/5 о сбытовой надбавке гарантирующих поставщиков. В нем говорится о том, что при разделении видов деятельности у сбытовой компании появляется необходимость в заключении как минимум трех договоров: с потребителем, с сетевой организацией и с Администратором торговой системы (НП АТС).
Приказом ФСТ России от 28.11.2006 № 318­Э/15 внесены изменения в Методические указания по расчетам цен на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ № 20 от 06.08.2004. В нем, например, к категории «население», помимо самого населения, также отнесены:
  • исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно­строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы – либо управляющие организации), наймодатели, предоставляющих гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда;
  • гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электроэнергию в целях дальнейшей продажи потребителям­гражданам и исполнителям коммунальной услуги электроснабжения, наймодателям, в объемах фактического потребления потребителей­граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования;
  • садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан;
  • некоммерческие объединения граждан (гаражно­строительные, гаражные кооперативы, автостоянки);
  • содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.

ВНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ О ПРОЕКТЕ ПРАВИЛ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

О проекте Правил коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках в переходный период реформирования электроэнергетики рассказала главный метролог ВНИИэлектроэнергетики Е.В. Комкова.
Она отметила, что основными задачами Правил являются:
  • определение требований к методам и средствам измерений, используемым для взаиморасчетов между субъектами розничного рынка электроэнергии;
  • определение порядка расчета количества потребленной электроэнергии при отсутствии приборов учета или при наличии коммерческого учета с нарушением установленных требований;
  • определение порядка расчета и применения типовых объемов потребления электроэнергии.
По версии Правил, обеспечением коммерческого учета потребленной электроэнергии будут заниматься сетевые организации, и приборы коммерческого учета должны находиться у них. Если прибор учета будет находиться у потребителя, то он должен будет заключить договор с аккредитованной организацией о метрологическом обслуживании этого прибора.

Московский государственный строительный университет о необходимости акционирования МУП Выступление заведующего кафедрой Московского государственного строительного университета (МГСУ) профессора Л.Н. Чернышова было посвящено вопросам изменения организационно­правовых форм предприятий, особенностям переоценки и регистрации имущества коммунальных энергообъектов.
Он отметил, что муниципальному унитарному предприятию присущи недостатки, ограничивающие его правоспособность:

  • ограничения, налагаемые Уставом, на сделки с имуществом;
  • ограничения на совершение крупных сделок;
  • ограничения по формам и порядку осуществления заимствований в порядке, определяемом органом местного самоуправления;
  • отсутствие защиты прав инвестора.
И как следствие неэффективного хозяйствования МУПов – высокие издержки, низкое качество услуг, низкая инвестиционная привлекательность. Всё это говорит о необходимости акционирования муниципальных предприятий, что повысит инвестиционную привлекательность и расширит правоспособность предприятий, защитит инвестора и повысит качества предоставляемых услуг.
Подробно рассказав о сложностях и этапах акционирования муниципального предприятия, докладчик подчеркнул, что, несмотря на высокую затратность мероприятий, связанных с инвентаризацией, оценкой основных фондов предприятий, постановкой на баланс, решать эту задачу нужно и делать это следует как можно быстрее, так как вступление страны в ВТО предполагает новую конкурентную среду и международную систему финансового учета, что, несомненно, скажется на экономической деятельности наших предприятий, и предусмотреть это заранее жизненно необходимо.

Подводя итоги семинара­совещания, необходимо отметить, что Российская ассоциация «Коммунальная энергетика» им. Э. Хижа открыта для всех энергетических предприятий. Для всех, кто убежден, что насущные проблемы не решить в одиночку, для всех, кто понимает, что только объединение позволит коммунальной энергетике занять достойное место в электроэнергетической отрасли, обеспечить стабильность в условиях реформирования энергетики и жилищно­коммунального комплекса.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024