Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №1(43) 2007

ИННОВАЦИЯМ В ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ НУЖНА ГОСПОДДЕРЖКА

Александр Мизинцев, к.т.н.,«НИИЭФА­Энерго», г. Санкт­Петербург

Продолжаем обсуждение проблем развития электротехнической отрасли России, взаимоотношений отечественных потребителей с западными и российскими производителями электротехнического оборудования, начатое в прошлом номере журнала («Новости ЭлектроТехники» № 6(42) 2006) Олегом Аношиным и Эдуардом Палеем.
Сегодня мы беседуем с генеральным директором ООО «НИИЭФА­Энерго», членом президентского совета Северо­Западной ассоциации «Союзэнерго» Александром Витальевичем Мизинцевым.

Подготовил Валерий Журавлев, «Новости ЭлектроТехники»

– Многие отмечают, что в последнее время наблюдается застой в российской электротехнической промышленности. С чем, на Ваш взгляд, связана сложность создания новых, конкурентоспособных видов оборудования в нашей стране?

– С одной стороны, я согласен с Олегом Аношиным, который в прошлом номере вашего журнала сказал, что для сохранения российской электротехнической промышленности нужно вкладывать огромные деньги в новые разработки. С другой, миллион долларов в НИОКР уже недостаточно для того, чтобы выйти на настоящий уровень конкуренции с западными компаниями.
Конечно, в России есть компании, которые уже вывели и еще выведут свои продукты на мировые рынки. Но мы должны понимать, что в данном случае вступаем в прямую конкуренцию с мировыми концернами, и соизмерять свои желания и возможности. Можно вложить миллионы долларов, создать в общем­то неплохой продукт, однако перспективы дальнейшего продвижения этого изделия на мировом рынке достаточно туманны, так как мировые концерны тратят на подобные разработки миллиарды долларов.
Ситуация может измениться, если будет вновь введена государственная поддержка российских компаний, что сейчас активно обсуждается в правительстве и Госдуме. Причем электротехническим предприятиям, по моему мнению, господдержка нужна даже не в форме прямого финансирования, а через современные кредитные схемы, налоговые и таможенные послабления и т. д.
Мне кажется, что и сырьевые – газовые, нефтяные компании, возможно, возьмутся за инвестирование в создание новых видов оборудования. Каких – большой вопрос, и зависит он от сферы интересов инвестора.

– Возможна ли вообще государственная поддержка, пусть даже в тех формах, которые Вы отметили, в условиях рыночных отношений?

– Во многих странах в условиях рынка государственная политика позволяет с успехом заниматься производством современных продуктов. В свое время по такому пути прошли Япония и Южная Корея. Начинали с того, что либо покупали лицензии, либо просто копировали передовые на тот момент технологии, а затем, пройдя путь становления и развития, сконцентрировались на секторах, в которых сумели добиться собственных хороших результатов. Но всё это было сделано не за счет финансов относительно небольших компаний, а за счет государственных программ и господдержки.
Кстати, во времена Советского Союза существовали целые институты, которые занимались изучением лучших зарубежных образцов, и разрабатывали на их основе свою продукцию.
Многие продукты в нашей стране уже просто потеряны, хотя и имели в свое время перспективу. Повторюсь, что возродить их возможно только при поддержке государства.
Сейчас же большинство российских компаний вынуждены покупать лицензии у зарубежных производителей на основные виды комплектующих или на готовые продукты.

– На Ваш взгляд, должна ли в России в электротехнике существовать единая техническая политика на федеральном уровне?

– Техническую политику я считаю довольно абстрактным понятием. Единая политика на федеральном уровне должна существовать только с точки зрения обеспечения условий безопасности. А рекомендовать или, более того, предписывать применение на объектах определенных типов коммутационных аппаратов или распредустройств считаю нецелесообразным.
Такое допустимо только для определенных сегментов отрасли. Понятно, что эксплуатирующим организациям бессмысленно иметь десятки или сотни поставщиков, но также рискованно иметь единственного поставщика. Поэтому крупный потребитель электротехнического оборудования, конечно, выбирает двух­трех поставщиков, чтобы действительно не быть зависимым.

– Закон о техрегулировании принят еще в 2003 году, однако ни одного техрегламента, касающегося безопасности электротехнического оборудовании, пока не принято.

– Не принято на федеральном уровне. Зато подобные регламенты уже разработаны крупными заказчиками оборудования – ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть» и другими.
Сейчас эти компании направляют средства на финансирование разработок собственных корпоративных норм технического регулирования. А в соответствии с ними предприятия, которые собираются поставлять оборудование на объекты таких заказчиков, должны руководствоваться этими стандартами. То есть самостоятельно финансировать разработку оборудования, которое соответствует этим нормам.
Считаю такой подход правильным, но с определенными оговорками. Все­таки повторяю, что в современных условиях нужна поддержка инновационной высокотехнологичной деятельности в России.

– По мнению некоторых специалистов, в работе западных электротехнических компаний на российском рынке существуют проблемы, которые существенно осложняют жизнь отечественным потребителям. Какова Ваша точка зрения?

– Я знаком с подобными мнениями, которые касаются вопросов адаптации западной продукции к российским условиям эксплуатации, изменения готовых технических решений под запросы заказчика, соответствия западного оборудования отраслевым стандартам предприятий­заказчиков в условиях отсутствия ГОСТов, техрегламентов, а также ремонтопригодности оборудования, наличия складов комплектующих и запасных частей на территории России и т. д.
Полностью согласен с этими утверждениями, в большинстве случаев действительно российские потребители сталкиваются с подобными проблемами при использовании зарубежного оборудования.
Однако в настоящий момент, по моему мнению, уровень электротехнической продукции, которую производят российские компании, в общем и целом уступает техническому уровню ведущих западных электротехнических концернов. Именно поэтому с целью обеспечения надежности электроснабжения наши потребители зачастую просто вынуждены покупать зарубежное оборудование. Это объективная реальность.
Перечисленные же сложности западных компаний, на мой взгляд, являются временными. Потому что, во­первых, техническое регулирование, которое осуществляется сейчас по одноименному закону, нацелено на международную интеграцию и вопрос адаптации западного оборудования рано или поздно будет решен. Во­вторых, большое количество инжиниринговых работ по российским объектам сейчас ведут западные фирмы. Этот постепенно накапливаемый опыт и локализация производства на территории Российской Федерации естественным и положительным образом скажутся на решении проблем.
Кроме того, практически все западные компании сейчас пытаются вступить в кооперацию с российскими партнерами с целью производства оборудования на территории нашей страны.

– Какова будет наукоемкость производства электротехнического оборудования в рамках такой кооперации? Я имею в виду вклад российской стороны.

– Те проекты по кооперации, которые сейчас предлагаются и в рамках предоставления лицензий, и в рамках создания совместных предприятий, нацелены в основном на то, что русские партнеры либо проводят отверточную сборку, либо обеспечивают поставку второстепенных комплектующих. Основные же фрагменты, которые связаны с научными исследованиями, созданием новых ключевых продуктов, технологий, остаются у иностранных участников.
Такая тенденция должна измениться, необходимо создавать новые или восстанавливать ныне утраченные российские электротехнические центры, которые займутся основными разработками. Иначе, скорее всего, будет полностью свернута разработка новых видов отечественного оборудования. А процесс пока идет именно в этом направлении. Доля собственных разработок, собственных изделий (я не имею в виду продукты, произведенные по лицензиям) неуклонно снижается. Под российским изделием я подразумеваю тот продукт, основные технологии которого, дизайн и, самое главное, все его компоненты являются отечественными. Да, сейчас предпринимаются попытки создать, к примеру, отечественные разъединители, коммутационные аппараты и т. д., но чем они закончатся, сказать пока сложно.

– Ваше предприятие выпускает различную продукцию по лицензии Siemens: КРУ серии NXAIR, НКУ Sivacon. Как Вы оцениваете итоги сотрудничества?

– Я считаю, что «НИИЭФА­Энерго» совместная работа с Siemens пошла только на пользу. Не будем говорить о техническом и технологическом отставании нашего предприятия до начала сотрудничества – оно не являлось глобальным. Были недостатки в подходах к управлению предприятием, к управлению конкретными проектами, а сотрудничество с одним из мировых лидеров дало толчок к повышению культуры производства.
Отмечу, что сейчас партнерство с ведущим электротехническим концерном не связано с передачей нам ключевых продуктов и технологий.
Производство в Петербурге низковольтных распределительных устройств базируется на использовании коммутационных аппаратов Siemens.
Следующим шагом должно стать производство таких выключателей в России.
Пока итоги сотрудничества с зарубежными компаниями подводить рано. То, что на данном этапе оно дало позитивный толчок развитию нашей компании, факт. Что будет дальше – посмотрим.

– Поговорим о взаимоотношениях с российскими предприятиями. «НИИЭФА­Энерго» вошло в Северо­Западную ассоциацию «Союзэнерго». Что стало побудительным мотивом этого решения и какие плюсы совместной работы видите Вы лично?

– Основными мотивами я назову следующие.
Во­первых, обострившийся уровень конкуренции. Еще 10 лет назад технический уровень производства был очень низким. Были хорошие научные, конструкторские идеи, но их воплощение категорически слабое. Когда мы пытались в рамках реализации комплексных проектов применить распредщиты, другие компоненты, изготовленные на бывших предприятиях Минэлектротехпрома, то были просто ошарашены нижайшим уровнем качества.
Сейчас ситуация изменилась, появились новые компании, выпускающие вполне достойные по качеству продукты. При этом большинство отечественных предприятий инвестируют средства в разработку одних и тех же устройств, в одни и те же фрагменты технологического оборудования. И все понимают, что большая часть этих инвестиций зачастую не очень эффективна.
В условиях растущего рынка нужно координировать свои усилия. Речь идет не о каких­либо сговорах, а об открытых дискуссиях, обсуждениях, о рациональном использовании своих технологических возможностей и возможностей партнеров. Если у кого­то есть производственные мощности, которые могут быть использованы совместно, то зачем другому покупать такой же комплекс оборудования для производства?
Во­вторых, обмен данными о программах вложений в разработку новых видов оборудования. Когда я ознакомлен с уровнем развития, допустим, вторичных распредустройств у своего партнера и имею собственную программу развития этого направления и еще нескольких видов оборудования, которые тоже требуют вложений, то могу принять решение закрыть то или иное направление, сконцентрировать силы на той продукции, которая приоритетна для нашего предприятия. И соответственно, сэкономить средства компании.
В­третьих, конечно же, мы должны лоббировать свои интересы. Даже крупным предприятиям, не говоря уже об относительно небольших, это сложно делать на любом уровне. Не только на федеральном, но даже на региональном. Именно поэтому в России уже существуют и активно создаются ассоциации производителей, которые нацелены именно на это. Повторяю, речь идет не о создании протекционистских барьеров, а о доведении до заказчика, до государственных уровней власти тех вопросов, проблем, которые нужно решать в интересах развития региона.

– Ассоциация существует уже год, есть уже какие­то практические результаты ее деятельности?

– Конечно. Например, достигнуто соглашение о координации в разработке новых продуктов, о возможностях технологического взаимодействия. Нам удалось получить заказы на сооружение нескольких объектов на Северо­Западе и работаем над ними в тесном сотрудничестве.
«НИИЭФА­Энерго» закрыло собственную программу разработки блочных комплектно­модульных подстанций и подписало соответствующее соглашение с «ПО Элтехника». А это предприятие, в свою очередь, обратило внимание на производственные возможности «Электрофизики», занимающейся изготовлением и поставкой трансформаторного оборудования. Подобное сотрудничество активно идет и с «Электропультом».
Вместе мы сооружаем объекты электроснабжения, на которые, допустим, «НИИЭФА­Энерго» поставляет распределительные устройства переменного тока, низковольтное трансформаторное оборудование, «ПО Элтехника» – распределительные устройства постоянного тока для оперативного напряжения и т. д.
Отмечу, что предприятия, которые вошли в Ассоциацию «Союзэнерго», относятся к числу одних из самых высокотехнологичных в России. Их директора, что тоже немаловажно, лично знают друг друга и находятся в хороших отношениях. Всё это помогает общей работе в рамках нашего союза.
Стоит добавить, что путь в Ассоциацию никому не закрыт, ее деятельность сейчас только формируется. Единственным критерием для вступления в Ассоциацию является хороший технический уровень предприятия, высокое качество производимого им продукта и желание работать в партнерстве.

– Как заинтересовать потребителя в покупке российского оборудования? Допустим, Ваше предприятие выпускает, помимо ячеек КРУ и низковольтных комплектный устройств, современные сухие трансформаторы. Они намного дороже масляных, что останавливает их активное внедрение в электрические сети.

– На самом деле убеждать уже никого не надо. Здравомыслящие люди во главу угла ставят стоимость всего жизненного цикла конкретного оборудования. Не только цену самого изделия, но и затраты на поставку, монтаж, пусконаладку, эксплуатацию, а также на устранение последствий возможных аварий, ликвидация которых требует очень больших расходов.
Если говорить, в частности, о сухих трансформаторах, то есть объекты, где таким трансформаторам просто нет альтернативы. Речь идет о тяговых подстанциях в метро, о жилых зданиях, буровых платформах и прочих сооружениях, где повреждение трансформаторов может повлечь тяжелые последствия. Современный, технически подкованный потребитель в состоянии оценить эти последствия при применении сухого трансформатора в сравнении с масляным.

– Сейчас активно обсуждается тема перехода электросетей городов­мегаполисов с напряжения 6–10 кВ на 20 кВ. Готовы ли российские производители обеспечить сети оборудованием на повышенное напряжение?

– Конечно, переход на более высокое напряжение повысит надежность электроснабжения потребителей, снизит потери электроэнергии. Но это всё нужно рассматривать вкупе с затратами на изменение инфраструктуры, на замену кабелей, другого оборудования. Это огромная работа. Поэтому над обоснованностью перехода должны думать сетевые компании, на плечи которых ляжет такая задача.
Для потребителя теоретически такой переход выгоден, поскольку при уменьшении потерь должен снизиться и тариф на электроэнергию. Хотя в нашей стране скорее возрастет прибыль сетевой компании (улыбается). Но всё­таки принципиально такие меры позволят снизить энергоемкость при производстве оборудования, повысить надежность электроснабжения.
Что касается КРУ­строительных производств, к которым относится наше предприятие, то больших проблем для перехода на выпуск оборудования на 20 кВ я не вижу. «НИИЭФА­Энерго» имеет лицензию на производство ячеек КРУ, которые изначально рассчитаны на напряжение до 24 кВ. Расширить рамки лицензии, в принципе, несложно. Но пока электротехнического рынка на такое напряжение в России нет, мы не занимаемся развитием этого производства.
Да и создать собственное распредустройство на 20 кВ, в то время как мы производим КРУ на напряжение 35 кВ, проблем не составит.
Сложнее с компонентами, которые будут использоваться, например, с коммутационными аппаратами. Отечественные выключатели, допустим, трехфазные аппараты на 35 кВ, сейчас иногда в разы дороже импортных аналогов. И тенденция снижения цены российских аппаратов пока не намечается. Если такая ситуация сохранится, рассчитывать на конкурентоспособность наших предприятий будет сложно.
Повторяю, что, если будут приняты меры, которые привлекут в этот сектор инвестиции, то наладить производство оборудования на 20 кВ совершенно реально. Технически нашей науке подобные разработки подвластны. Всё упрется в затраты, которых потребуют нормальные конструкторские проработки, технологическая подготовка производства, вложения в покупку необходимого оборудования.
И, самое главное, необходима заинтересованность заказчика в покупке именно российских продуктов. Если не будет заказов, то российские производители никогда не смогут производить качественное оборудование.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2025