|
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
КОНТРОЛЯ ЗА СИСТЕМОЙ ОПЕРАТИВНО–
ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
АТТЕСТАЦИИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
СВЯЗАННУЮ С ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКИМ
УПРАВЛЕНИЕМ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Документы, регламентирующие деятельность
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, нечасто привлекают к себе внимание СМИ. Однако РД-12-
04-2007 и РД-12-05-2007, введенные в действие
с 1 мая нынешнего года, представляют интерес
не только для сотрудников Ростехнадзора.
Так, первый документ, регулирующий процедуры
контроля оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике, содержит типовую программу
мероприятий. С ней полезно познакомиться будущим проверяемым – энергокомпаниям, осуществляющим ОДУ.
Второй документ – методические указания по
подготовке сотрудников энергонадзора – представляет, в частности, новый образец удостоверения
инспектора, о котором нелишне будет узнать и потенциальным субъектам проверок.
Предлагаемый материал подготовлен Всеволодом
Юрьевичем Филипповым, директором экспертного
технического центра «ЭнергоАудит» (Москва).
3 апреля 2007 года руководителем Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору подписан приказ «Об утверждении и введении в действие Положения об организации и осуществлении контроля за системой
оперативно–диспетчерского управления в электроэнергетике и
особенностях организации и проведения аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с
оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике»
(далее – Положение).
Положение разработано Управлением государственного
энергетического надзора центрального аппарата Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(далее – Ростехнадзор) на основании:
- федеральных законов от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
- постановлений Правительства РФ от 27.12.2004 № 854 «Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» и от 06.05.2006 № 273 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854»;
- приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 20.07.2006 № 164 «Об аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике».
Данное Положение зарегистрировано в Ростехнадзоре как РД-
12-04-2007 и введено в действие с 1 мая 2007 года. Положение
распространяется на работников (государственных инспекторов по
энергетическому надзору) Ростехнадзора, так как регламентирует
вопросы внутренней деятельности.
В РД определены организация и порядок осуществления государственного контроля за соблюдением субъектами оперативно-диспетчерского управления требований и условий федеральных
законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в
сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным
состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих
установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных
электроэнергетических систем.
В соответствии с утвержденным Министерством промышленности и энергетики РФ Порядком аттестации лиц, осуществляющих
профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, разработчики
руководящего документа учли особенности организации и проведения государственной аттестации диспетчеров и определили
требования к оформлению, выдаче, учету и хранению документов,
подтверждающих результаты её проведения.
В Положении четко разграничены полномочия между центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными органами
по организации и осуществлению контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Одновременно с этим определена полная процедура осуществления
контроля, включающая в себя планирование работы, подготовку,
проведение и оформление проверок, а также выдачу предписаний
и контроль за их исполнением.
Следует отметить, что в данном документе учтены особенности
работы диспетчерских центров, в связи с чем определены ограничения при проведении мероприятий по контролю.
При оформлении результатов проверок разработчики учли
требования федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ
«О защите прав юридических и физических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора)» и разделили выдаваемый ранее Акт-предписание на
Акт о результатах проверки деятельности организации и Предписание (документ, содержащий обязательные для исполнения
требования и мероприятия по устранению выявленных нарушений). Следовательно, по результатам мероприятия по контролю
должностное лицо (лица) органа Ростехнадзора, осуществляющее проверку, составляет акт установленной формы. А в случае
выявления административного правонарушения должностное
лицо органа Ростехнадзора составляет протокол в порядке,
установленном законодательством РФ об административных
правонарушениях, и дает предписания об устранении выявленных нарушений.
Также следует отметить, что в Положении не только определяются организационные мероприятия по осуществлению контроля,
но и предъявляются требования по обеспечению эффективности
государственного контроля за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, такие, как накопление,
анализ и комплексное использование информации об организации
оперативно-диспетчерского управления. Результаты контроля
будут учитываться и анализироваться Ростехнадзором в целях
последующего использования в процедурах государственного
регулирования в сфере оперативно-диспетчерского управления
и для совершенствования контроля.
Одним из наиболее значимых требований по осуществлению
контроля в данном Положении является разработанная Типовая
программа проведения мероприятия по контролю за системой
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Программа предназначена для использования в качестве типовой при
осуществлении мероприятий по контролю и определяет вопросы,
касающиеся исполнения субъектами оперативно-диспетчерского
управления требований по безопасному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики, по работе
с персоналом и аттестации.
Разработанная программа может быть использована при проведении мероприятий не только органами Ростехнадзора, но
и ведомственными подразделениями технического аудита как
субъектами оперативно-диспетчерского управления, а также сетевыми предприятиями, осуществляющими оперативное управление
энергетическим оборудованием.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ
ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ ИНСПЕКТОРСКОГО
СОСТАВА ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА
ЗА ЭНЕРГОУСТАНОВКАМИ
5 апреля 2007 года руководителем Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору подписан
приказ № 203 «Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке подготовки и аттестации инспекторского
состава по вопросам государственного энергетического надзора
за энергоустановками».
Методические указания РД-12-05-2007 введены в действие
с 1 мая 2007 года и распространяются на работников Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
и её территориальных органов.
В представленном документе разработана новая форма удостоверения о проверке знаний работников, контролирующих
энергоустановки. Данная форма является единым документом,
свидетельствующим о праве предъявителя осуществлять государственный энергетический надзор в подконтрольных организациях,
и предусматривает наличие фотографии, подтверждающей личность
работника.
В Методических указаниях определены формы подготовки
инспекторского состава по вопросам государственного энергетического надзора, процедуры реализации этих форм и порядок
аттестации.
При подготовке Методических указаний разработчики установили следующие обязательные формы работы с инспекторским
составом: вводный, внеплановый и целевой инструктажи по охране
труда; подготовка по новой должности (обучение, стажировка,
проверка знаний, инструктажи); первичная, периодическая (очередная, внеочередная) проверка знаний в объеме, определенном
программой профессиональной подготовки по новой должности
или программой подготовки, связанной с причиной внеочередной
проверки знаний; повышение квалификации.
В разработанном документе не предусмотрен первичный, а
следовательно, и повторный инструктаж инспекторского состава,
так как в соответствии с п. 7.2.1, 7.3.1 ГОСТ 12.0.004-90 «Лица,
которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и
ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением
и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят». Учитывая это, разработчики документа
предусмотрели проведение целевых инструктажей инспекторского
состава перед началом проверок, а также при выполнении мероприятий по контролю в действующих энергоустановках.
Следует отметить, что Методические указания определяют порядок подготовки по новой должности инспекторского состава,
включающий в себя:
а) проведение обучения;
б) прохождение стажировки;
в) прохождение предэкзаменационной подготовки;
г) осуществление допуска к проверке знаний норм и правил;
д) проверку знаний норм и правил;
е) допуск к самостоятельной работе;
ж) проведение инструктажей по безопасности труда;
з) повышение квалификации.
Одним из наиболее значимых требований по подготовке в Методических указаниях является разработанная Типовая программа
профессиональной подготовки инспекторского состава по новой
должности. Программа учитывает требования к устройству и безопасной эксплуатации энергооборудования и осуществлению мероприятий по контролю, установленные федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и
включает учебно-тематический план, рассчитанный на 72 часа обучения. Формы протокола проверки знаний норм и правил, а также
журнала учета проверки знаний норм и правил соответствуют ранее
принятому оформлению.
|
|