ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ВНУТРЕННЕГО МАРКЕТИНГА
Оксана Юлдашева, д.э.н., эксперт-консультант Высшей экономической школы, г. Санкт-Петербург
Анна Лищук, менеджер ОАО «Лукойл», г. Москва
Внутренний маркетинг – современная концепция кадрового менеджмента
или философия управления внутрикорпоративным рынком? Руководители
электротехнических компаний смогут разобраться в этом вопросе с помощью Оксаны
Ульяновны Юлдашевой и Анны Алексеевны Лищук и вынести из этого материала сведения, полезные для своего бизнеса независимо от его специализации и оборотов.
В литературе, посвященной внутреннему маркетингу (internal
marketing), это понятие получило различные толкования. Одни исследователи склоняются к тому, чтобы признать внутренний маркетинг системой взаимоотношений организации и персонала, другие
видят в нем внутрифирменную философию рыночной ориентации,
третьи – практику реализации стратегии компании и т.д. При этом
специалисты признают внутренний маркетинг действенным средством управления персоналом и качеством услуг компании.
Методы внутреннего маркетинга востребованы в условиях
интенсивной рыночной конкуренции, особенно когда российские
компании соперничают с зарубежными, которые давно и эффективно
используют эти инструменты.
Внутренний маркетинг
как концепция кадрового менеджмента
Предложенный подход представляет внутренний маркетинг в
виде системы выстраивания отношений с работником как с клиентом
и создания в соответствии с его потребностями продукта – работы.
«Платой» клиента-работника за «продукт» становится выполнение им
своих рабочих функций в соответствии с корпоративными стандартами. Впервые эта концепция была предложена Л. Берри [1] и развита
К. Гренроосом [2] применительно к маркетингу услуг, который более
других отраслевых видов маркетинга нуждается в организации эффективных коммуникаций персонала фирмы с клиентами.
Используется внутренний маркетинг любыми компаниями вне
зависимости от сферы деятельности для повышения качества продукции и обслуживания клиентов, а также для усиления мотивации
собственного персонала.
М. Брун [3] определяет внутренний маркетинг как «систематическую оптимизацию внутрифирменных процессов средствами
маркетингового и кадрового менеджмента, ведущую к превращению
маркетинга в философию предприятия благодаря последовательной
и одновременной ориентации на клиента и персонал». Такая трактовка
внутреннего маркетинга фактически приближает это понятие к управлению персоналом и затрагивает основы формирования корпоративной
культуры, которая способствует росту мотивации сотрудников, их ответственности за результаты своего труда, лояльности и уверенности в конкурентоспособности продуктов фирмы. В конечном итоге всё это
отражается на выполнении персоналом своих обязанностей.
Потребность в технологии внутреннего маркетинга возникает
в тот момент, когда маркетинг в отношении внешних потребителей,
не учитывающий мотивацию и настроения сотрудников самой компании, перестает приносить результаты.
Именно через сотрудников потребитель и партнеры компании
получают объективную информацию о фирме и ее услугах, конкурентных преимуществах и действующих системах стимулирования
сбыта. Лояльные и мотивированные сотрудники, уверенные в конкурентоспособности компании и ее продуктов, повышают объемы
продаж, продвигают новые виды продукции, популяризуют бренды
компании, и самое главное, что всё это они делают с радостью и
искренним желанием помочь потребителю.
Вопросы организации внутреннего маркетинга замыкаются
на департаменты управления персоналом и маркетинга (рис.1).
Следовательно, для эффективной реализации функций внутреннего
маркетинга необходимо тесное взаимодействие между названными
департаментами, которые становятся не только идеологами и разработчиками соответствующих программ и инструментов, но и их
основными исполнителями. Курирует решение организационных
вопросов топ-менеджмент компании.
Функции внутреннего маркетинга:
- исследование удовлетворенности сотрудников работой;
- разработка внутрифирменных стандартов обслуживания клиентов;
- формирование маркетинговой ориентации персонала в ходе корпоративных семинаров и обучения;
- популяризация внутри фирмы ее продукции, распространение данных о ее преимуществах, и технологии изготовления.
Основной инструмент внутреннего маркетинга – опросы персонала фирмы, выявляющие степень его удовлетворенности работой и
условиями труда (рабочим местом, заработной платой и др.). Обычно
с них начинается работа по внедрению этой технологии в компании.
Примерная анкета для сотрудников, скажем, службы сбыта может
включать в себя вопросы о том, какое впечатление производит на
них текущая стратегия компании, об их отношении к существующей системе оплаты, о том, что мешает увеличить эффективность
собственного труда и повысить квалификацию. Участникам опроса
предлагается также оценить организацию их рабочего места и
эффективность работы их отдела, внести предложения по совершенствованию работы отдела и системы мотивации.
Для разработки анкеты можно использовать целый ряд хорошо
зарекомендовавших себя методик. Например, интересный подход
предлагает Э.В. Новаторов [4], интегрируя методы теории мотивации Герцберга и анализ «важность – исполнение». Помимо этого,
можно использовать любую психологическую методику по оценке
удовлетворенности и лояльности персонала.
Рис. 1. Место внутреннего
маркетинга
в обеспечении
удовлетворенности
конечных потребителей
продукции и услуг
компании
Внутренний маркетинг как инструмент
управления внутрикорпоративным рынком
Данная интерпретация внутреннего маркетинга становится всё
более популярной в связи с постоянным укрупнением бизнеса и
развитием крупных предпринимательских структур в виде национальных, транснациональных и глобальных корпораций. Для таких
компаний внутренний маркетинг становится инструментом обеспечения удовлетворенности внутренних подразделений (дочерних
фирм) корпорации работой на внутрикорпоративном рынке.
Функции внутрикорпоративного маркетинга:
- определение трансфертных цен, по которым подразделения торгуют между собой на внутрикорпоративном рынке;
- формирование эффективной сбытовой политики, в том числе определение оптимальных каналов сбыта продукции внутри корпорации с минимальными издержками;
- продвижение новой продукции различных подразделений (дочерних компаний) на внутрикорпоративный рынок;
- продвижение новых идей, проектов во внутреннюю среду корпорации и получение под них финансирования;
- определение оптимального уровня качества товаров и их ассортимента для реализации внутренним потребителям (подразделениям корпорации);
- маркетинг отношений – поддержание коммуникаций для полноценного информационного обмена между подразделениями корпорации.
Цель внутрикорпоративного маркетинга – создать предпосылки
для формирования целостности корпорации, связать воедино различные подразделения, чтобы обеспечить эффективную реализацию общей стратегии корпорации. Поэтому внутрикорпоративный
маркетинг тесно связан с централизованными подразделениями
управления персоналом и маркетинга.
Концепции внутреннего маркетинга
не противоречат, а дополняют друг друга
Нецелесообразно слишком четко разграничивать представленные интерпретации внутреннего маркетинга. Очевидно, что для
крупной компании характерны оба вида внутреннего маркетинга, а
для небольшой компании актуален первый.
Практика показывает, что внутренний маркетинг, так же как и большинство других функций компании (финансы, маркетинг, логистика
и т.п.), для получения максимального эффекта требует процессного
подхода и участия в разработке и реализации намеченных программ
специалистов практически всех подразделений.
Таким образом, при любом избранном подходе внутренний маркетинг – это составная часть общей стратегии компании, фактор формирования конкурентного преимущества
на насыщенных рынках, а также необходимый элемент
мотивации персонала.
Литература
- Berry L.L. The employee as customer // Journal of Retail Banking. – 1981. – 3(1). – P. 33–40.
- Gronroos C. Internal marketing-theory and practice // Services marketing in changed environment/ American Marketing Association, Chicago. – 1985. – P. 41–47.
- Брун М. Внутрифирменный маркетинг как элемент ориентации на клиента// Проблемы теории и практики управления. – 1996. – № 6. – С. 66.
- Новаторов Э.В. Аудит внутреннего маркетинга методом анализа «важность – исполнение»// Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №1.
|