Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №6(48) 2008

НОРМЫ ТЕПЛОВИЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Предложения по корректировке

Роман Арбузов, к.т.н., директор
Александр Овсянников, д.т.н., профессор, главный инженер
Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – НСПБ электросетьсервиса, г. Новосибирск

Начальные стадии развития дефектов электрооборудования обычно проявляются в виде локальных нагревов. Поэтому тепловизионный контроль является одним из наиболее эффективных методов диагностирования.
Роман Сергеевич Арбузов и Александр Георгиевич Овсянников на основе многолетнего опыта обследования оборудования подстанций и линий электропередачи, а также анализа некоторых экспериментальных данных предлагают внести дополнения и изменения в Приложение 3 руководящего документа «Объем и нормы испытаний электрооборудования» [1]. (В статье упомянуты только те пункты РД, которые, по мнению авторов, требуют корректировки). К предложениям новосибирских специалистов наши читатели могут добавить свои поправки, которые редакция готова опубликовать. Надеемся, что все обоснованные и рациональные предложения найдут отражение в новой редакции документа.

Главное преимущество инфракрасного (ИК) контроля – дистанционное определение температуры, позволяющее обследовать оборудование в процессе его обычной работы, т.е. без отключения и на безопасном расстоянии. Вместе с тем метод основан на измерении так называемой «излучательной» температуры, и потому является косвенным. Более того, ряд факторов может значительно исказить результаты измерений даже этой температуры. Наконец, самый главный этап, интерпретация ИК-изображений и оценка опасности обнаруженных дефектов, базируется на нормированных изменениях температуры.
Именно поэтому нормы РД «Объем и нормы испытаний электрооборудования» требуют самого тщательного обоснования и совершенствования по мере накопления новых экспериментальных данных.

ПУНКТ 1.1

РД: «При тепловизионном контроле электрооборудования и ВЛ следует применять тепловизоры с разрешающей способностью не хуже 0,1OС, предпочтительно со спектральным диапазоном 8–12 mм».
1. Нам известны случаи, когда организации приобретали тепловизоры, предназначенные только для наблюдения изображения в ИК-спектре без возможности измерений излучательной температуры. Поэтому первый абзац надо изложить в следующей редакции: «При тепловизионном контроле электрооборудования и ВЛ следует применять тепловизоры, снабженные радиометрическим каналом измерения температуры с разрешающей способностью не хуже 0,1OС, предпочтительно со спектральным диапазоном 7–14 mм».
2. Результаты измерений принципиально зависят от выбора коэффициента излучательной способности контролируемого объекта. Поэтому предлагается в конце пункта ввести еще один абзац в следующей редакции: «При работе с тепловизором и пирометром должно обращаться внимание на правильность выбора коэффициента излучательной способности контролируемого объекта».

ПУНКТ 1.4

РД: «Пересчет превышения измеренного значения температуры к нормированному осуществляется исходя из соотношения:

где DТном – превышение температуры при Iном; DТраб – то же при Iраб. Тепловизионный контроль электрооборудования и токоведущих частей при токах нагрузки 0,3Iном и ниже не способствует выявлению дефектов на ранней стадии их развития».

Замечание касается рекомендаций правила пересчета температуры контактного соединения (КС) с использованием квадратичной зависимости от величины тока. В большинстве практических случаев измерения превышения температуры проводятся при токах меньше номинальных. Понятно, что при линейности вольт-амперной характеристики КС выделяемая в нем мощность пропорциональна квадрату тока. Однако при этом возрастают потери тепла на излучение и конвекцию. В общем случае изменение температуры КС можно определить по выражению:

где Т, с, m – средняя температура, удельная теплоемкость и масса КС;
t – время;
PJ и PS – мощности нагрева от протекающего тока (Джоулевы потери) и солнечного излучения;
PC и PR – потери тепла, связанные с конвекцией и излучением.
В соответствии с (1) зависимость от тока должна отличаться от рекомендуемой к пересчету. Согласно зарубежным [2, 3] и собственным данным, полученным при стендовых испытаниях, пересчет должен проводиться по линейной зависимости. Поэтому формулу для пересчета следует дать в следующей редакции:

ПУНКТ 1.5

РД: «Для контактов и болтовых КС при токах нагрузки (0,3–0,6)Iном оценка их состояния проводится по избыточной температуре. В качестве норматива используется значение температуры, пересчитанное на 0,5Iном. Для пересчета используется соотношение:

где DТ0,5 – избыточная температура при токе нагрузки 0,5Iном».

Исходя из тех же соображений, предлагаем формулу пересчета заменить на следующую:

ПУНКТ 1.8

РД: «Принимается следующая периодичность проведения тепловизионного контроля. <…>
Воздушные линии электропередачи – проверка всех видов контактных соединений проводов:

  • вновь вводимые в эксплуатацию ВЛ – в первый год ввода их в эксплуатацию;
  • ВЛ, находящиеся в эксплуатации 25 лет и более, при отбраковке 5% контактных соединений – ежегодно, при отбраковке менее 5% контактных соединений – не реже 1 раза в 3 года;
  • ВЛ, работающие с предельными токовыми нагрузками, или питающие ответственных потребителей, или работающие в условиях повышенных загрязнений атмосферы, больших ветровых и гололедных нагрузках, – ежегодно;
  • остальные ВЛ – не реже 1 раза в 6 лет».

И российский, и зарубежный опыт говорит о том, что дефектные обжимные КС в большинстве случаев не могут быть выявлены тепловизионным методом [2, 3]. Дело в том, что наиболее распространенным дефектом в обжимных КС является окисление сопрягающихся алюминиевых поверхностей соединителя и верхнего повива провода. При этом ток вытесняется в стальной сердечник и переходит в алюминиевую часть провода на некотором расстоянии от КС. Один из таких примеров можно увидеть на рис. 1: перегрев в 7,7OС имеет место в проводе на некотором расстоянии от обжимного КС, потерявшего контакт по алюминию.
Исходя из сказанного, в абзаце, касающемся ВЛ, предлагается ввести следующее ограничение: «Воздушные линии электропередачи – проверка всех видов контактных соединений проводов, за исключением обжимных».

ПУНКТ 5.1

РД: «Внутренняя изоляция обмоток.
Измеряются температуры нагрева поверхностей фарфоровых покрышек трансформаторов тока (ТТ), которые не должны иметь локальных нагревов, а значения температуры, измеренные в аналогичных зонах покрышек трех фаз, не должны отличаться между собой более чем на 0,3OС».

ИК-контроль измерительных трансформаторов тока в большинстве случаев показывает, что температура в отдельных частях контролируемой фазы отличается от соседних фаз на 0,3OС и более, хотя испытания другими методами не подтверждают наличия дефектов оборудования. Поэтому предлагается изменить норму до 1 OС.

ПУНКТ 6

РД: «Электромагнитные трансформаторы напряжения. Измеряются температуры нагрева на поверхности фарфоровых покрышек. Значения температуры, измеренные в одинаковых зонах покрышек трех фаз, не должны отличаться между собой более чем на 0,3 OС».

Судя по нашему опыту одним из типичных дефектов в ТН является снижение уровня масла в фарфоровой покрышке. Этот вид дефекта проявляется в виде перепада температуры по высоте конструкции (рис. 2). Поэтому первое предложение п. 6 предлагается дополнить и изложить в следующей редакции: «Измеряются температуры нагрева поверхностей фарфоровых покрышек. Они не должны иметь резкого изменения температуры или локальных нагревов по высоте по сравнению с элементами ТН других фаз».
Как правило, перегревы до одного градуса не связаны с появлением опасных дефектов. Исходя из нашего опыта перегревы вызваны либо смещениями внутренней конструкции относительно оси фарфоровой покрышки, либо случайными факторами. ТН продолжают успешно работать в течение более 5 лет после первого обнаружения таких дефектов. Поэтому предлагается изменить браковочный критерий до 1OС.

ПУНКТ 8

РД: «Разъединители и отделители <…>».

При тепловизионном контроле разъединителей и отделителей встречаются два типа дефектов опорно-стержневых изоляторов: повышенное внутреннее увлажнение фарфора (рис. 3) и продольные раскрытые трещины. Поэтому предлагается ввести в данный раздел п. 8.4 в следующей редакции.
«8.4. Опорные изоляторы.
По высоте фарфора не должно быть локальных нагревов относительно аналогичных элементов конструкции. Тепловизионный контроль изоляторов рекомендуется проводить при повышенной влажности воздуха».

ПУНКТ 12.4

РД: «Элементы конденсаторов связи и делительных конденсаторов.
При выявлении локальных нагревов в элементах конденсаторов производится внеочередной контроль состояния их изоляции».

Конденсаторы связи выполнены с большим запасом по электрической прочности. Поэтому вполне справедливо в п. 12.4 рекомендуется производить внеочередной контроль состояния их изоляции при обнаружении локальных нагревов. Вместе с тем не дается критерий, по которому надо производить это действие. Наш опыт говорит о том, что перегревы до двух градусов не представляют опасности и конденсатор может эксплуатироваться до очередной плановой проверки состояния изоляции. Поэтому предлагается изложить данный пункт в следующей редакции:
«Поверхности фарфоровых покрышек конденсаторов связи не должны иметь резкого изменения температуры или локальных нагревов по высоте по сравнению с аналогичными элементами других фаз.
Значения температуры, измеренные в одинаковых зонах покрышек трех фаз, не должны отличаться между собой более чем на 2OС».

ПУНКТ 13.1

РД: «Элементы разрядника. Признаки исправного состояния вентильного разрядника с шунтирующими резисторами при тепловизионном контроле:

  • верхние элементы в месте расположения шунтирующих резисторов нагреты одинаково во всех фазах;
  • распределение температуры по элементам фазы разрядника практически одинаково (в пределах 0,5–5OС в зависимости от количества элементов в разряднике), а для многоэлементных разрядников может наблюдаться плавное снижение температуры нагрева шунтирующих резисторов элементов, начиная с верхнего».

Считаем необходимым уточнить критерии исправного состояния и ввести признаки типичных дефектов в следующей редакции пункта 13.1:
«Признаки исправного состояния вентильного разрядника с шунтирующими резисторами при тепловизионном контроле:
  • верхние элементы в месте расположения шунтирующих резисторов нагреты одинаково во всех фазах;
  • температуры наиболее нагретых точек соседних элементов одной фазы различаются не более чем на 0,5OС.
При большей разнице температур наиболее нагретых точек соседних элементов одной фазы она признается дефектной.

Для определения вида дефекта сравниваются температуры нагрева соответствующих элементов с другими двумя фазами разрядника. Если элементы забракованной фазы нагреты сильнее соответствующих элементов других фаз разрядника, то элемент с меньшей температурой в дефектной фазе бракуется по признаку «закорачивание» искровых промежутков. Если наблюдается обратная картина, то элемент с меньшей температурой в дефектной фазе бракуется по признаку «обрыв» шунтирующего сопротивления.
При отсутствии дефектов вентильных разрядников по результатам тепловизионного контроля проведение испытаний элементов вентильного разрядника другими методами не является обязательным».

ПУНКТ 19

РД: «Тепловизионный контроль контактных соединений проводов ВЛ осуществляется с вертолета. <…>
19.2. Сварные контактные соединения проводов ВЛ и контактные соединения, выполненные обжатием. <…>»

1. Общий раздел (преамбулу) целесообразно дополнить следующими рекомендациями:
«При тепловизионном контроле ВЛ следует применять тепловизоры со спектральным диапазоном 7–14 .м, имеющие частоту кадров не менее 25 в секунду и обеспечивающие запись информации непосредственно на жесткий диск компьютера.
Рекомендуются следующие условия проведения контроля:

  • нагрузка ВЛ должна быть не менее 60% от номинальной;
  • прохладная пасмурная погода без осадков;
  • расстояние до проводов ВЛ не более 50 метров;
  • скорость полета не более 70 км/час;
  • диапазон температур тепловизора настроен так, чтобы нижняя граница была на несколько градусов ниже температуры окружающей среды, а верхняя граница порядка 50OC.
2. Из п. 19.2 в соответствии с замечанием по п. 1.8 следует убрать «контактные соединения, выполненные обжатием».
На рис. 4а приведена термограмма проводов ВЛ 500 кВ, полученная при скорости полета более высокой, чем это требовалось с данным быстродействием тепловизора. Четочная структура изображения проводов не позволяла при этом увидеть локальные нагревы их КС. На рис. 4б – термограмма, полученная при нормальной скорости полета вертолета.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предлагаем также ввести в РД ограничения на окружающие условия, например, в следующей редакции:
«20. Метеорологические условия при проведении тепловизионного контроля.
  • При использовании тепловизоров с чувствительностью на длинах волн 3–5 мкм для уменьшения помех обследование открытых распределительных устройств необходимо выполнять после окончания навигационных суток. При использовании тепловизоров с чувствительностью на длинах волн 7–14 мкм это требование является желательным.
  • Тепловизионное обследование необходимо проводить при отсутствии осадков (дождь, снег, град), а также при отсутствии снега, изморози, влаги на контролируемых поверхностях.
  • Сильный ветер способен существенно увеличивать теплоотдачу с
  • поверхностей и нивелировать температурные аномалии. Обследование следует проводить при скорости ветра не более 3 м/с.
  • Тепловизионое обследование ВЛ рекомендуется проводить в весенне-осенний период. При этом контрастность изображения контролируемого оборудования относительно земли будет выше».

ЛИТЕРАТУРА

1. РД 34.45-51.300-97. Объем и нормы испытаний электрооборудования / Под общей редакцией Б.А. Алексеева, Ф.Л. Когана, Л.Г. Мамиконянца. – 6-е изд. – М.: ЭНАС, 1998.
2. Pirovano G., Tavano F., Rendina R., Fracchia A. Diagnostics of compression joints of conductors for HV overhead lines / 37th CIGRE Session. – Paris, 1998. – P. 22–206.
3. Ormin J., Bartsch J. Hotline inspection and control of joints / 37th CIGRE Session. – Paris, 1998. – P. 22–203.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024