|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СЕТЯМ
Условия и стоимость
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям уже несколько лет остается в числе самых спорных тем, обсуждаемых в профессиональном сообществе. Например,
в то время как Российский союз промышленников и предпринимателей требовал отменить оплату, РАО ЕЭС убеждало, что без этого источника инвестиций будет недостаточно
средств для строительства сетей и трансформаторных мощностей.
Частично повод для разногласий исчерпан: согласно законам, принятым в ноябре текущего
года, плата за техприсоединение будет существовать до 2011 г. Однако размер этой суммы и его
экономическая обоснованность по-прежнему оставляют множество вопросов.
Валерий Александрович Овсейчук рассматривает действующие механизмы определения стоимости присоединения и способы их совершенствования.
Валерий Овсейчук, д.э.н., профессор, ЗАО ПКФ «СКАФ», г. Москва
В электроэнергетике развитие мощностей по производству, передаче и распределению электроэнергии ее потребителям (отраслям
экономики) должно осуществляться в соответствии с социальноэкономическим развитием всей страны.
Причем электроэнергетика, являясь системообразующей, базовой, инфраструктурной отраслью экономики, в соответствии с
фундаментальными принципами ее развития, заложенными еще
на заре советской власти в плане ГОЭЛРО, должна иметь некоторое
(оптимальное) опережение в росте производственных мощностей,
чтобы обеспечить безусловное снабжение электроэнергией и теплом отрасли экономики и социальной сферы.
Как показывает анализ, менеджеры РАО «ЕЭС России» из-за
спада потребления электроэнергии и тепла в отраслях экономики
упустили в 1991–2006 гг. вопросы прогнозирования (планирования)
развития электрических сетей. В результате во многих регионах
возникла ситуация, когда технически невозможно подключить к
электросетям новых потребителей, если не увеличить пропускную
способность общесистемных сетей (энергосистем).
Причинами такого положения являются:
- просчеты менеджмента электросетевого комплекса в вопросах прогнозирования электрических нагрузок потребителей в регионах России и отставание в связи с этим в разработке среднесрочных инвестиционных программ электросетевого развития;
- недостаточное финансирование со стороны регулирующих органов в тарифах на передачу электроэнергии по сетям средств на техперевооружение и новое строительство сетей;
- слабая увязка (в пространстве и времени) комплекса развития электросетевого хозяйства с развитием и размещением экономики (производительных сил) и социальной сферы в регионах – во многих регионах отсутствуют перспективые схемы развития электрических сетей;
- отсутствие в регионах комплексных программ по эффективному использованию энергии в отраслях, региональных программ энергосбережения, согласованных администрацией и энергокомпаниями с целью эффективного управления потреблением энергии и нагрузками в регионе (во исполнение Федерального закона «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996).
В настоящее время уже существует дефицит генерирующих мощностей в Московской, Ленинградской и Тюменской энергосистемах.
В 2007–2008 гг. возможен дефицит еще в 13 энергосистемах РАО
«ЕЭС России» [2], а к 2010 г. будет пройден уровень наивысшего
годового потребления электроэнергии по России, имевшего место
в 1990 году и составившего 1073,8 млрд кВт·ч [1, 2].
Следовательно, пропускная способность электрических сетей
энергосистем, рассчитанная на мощности 1990 г., близка к предельным значениям.
ОСОБЕННОСТИ ДОСТУПА К СЕТИ
В связи с недостаточностью в регулируемых государством тарифах на передачу электроэнергии средств на техперевооружение
и развитие электрических сетей, была введена так называемая
одноразовая «плата за доступ (технологическое присоединение)
к электрической сети». Выпущены соответствующие нормативные
и правовые документы, регламентирующие процедуру и порядок
определения стоимости недискриминационного доступа к электрической сети. Однако всё было бы хорошо, если бы четко было прописано, кто и на каких условиях оплачивает увеличение пропускной
способности существующей (общесистемной) электрической сети
при доступе (подключении) к ней новой или расширяемой электрической нагрузки энергопринимающих устройств [3].
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной
службы (ФАС) России справедливо отметил [4], что во многих
случаях в договорах на технологическое присоединение (доступ) к
электрической сети имеет место навязывание сетевой организацией
потребителю (контрагенту) экономически необоснованных условий
по оплате затрат на усиление общесистемной электрической сети,
в которых контрагент не заинтересован.
Проанализируем существующие нормативные, правовые и методические документы, касающиеся определения стоимости доступа
к электрической сети и порядка ее оплаты [3, 4, 5].
Основным документом является Постановление Правительства
РФ [3, 3.1, 3.2].
Во-первых, необходимо отметить, что нельзя путать понятия
«доступ к электрической сети» и «недискриминационный доступ
к услугам по передаче электрической энергии по сети». Доступ к
сети – это не услуга, а подготовка сети к возможности оказывать
потребителю услугу по передаче электроэнергии его энергопринимающим установкам.
Услуга, по определению ФЗ от 07.07.1995 «О государственном
регулировании внешнеэкономической деятельности», – это есть
«предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц…». Исходя из этого понятия можно
сделать вывод, что потребителю совершенно безразлично и у него
нет никакого экономического интереса к тому, каким образом и какой
ценой будет готовиться сеть для удовлетворения его потребности
в электрической энергии, передача которой к его энергопринимающим установкам будет оплачиваться в полном объеме, включая
амортизационные расходы и другие затраты по содержанию электрической сети с учетом увеличения ее пропускной способности.
Другое дело, если электросетевая компания (ЭСК) в договоре с потребителем установит потребителю взаимовыгодные условия возврата
средств, вложенных последним в усиление электрической сети.
Плата за доступ к электрической сети – это разовое действие,
которое может быть осуществлено потребителем (контрагентом)
по договору капитализации ЭСК. В этом договоре должны быть
прописаны взаимовыгодные для обеих сторон условия. В противном
случае договор будет ничтожным, т.к. он противоречит принципам
рыночных отношений.
Потребитель может по договору на техприсоединение оплатить
работу ЭСК по усилению пропускной способности общесистемной
электрической сети в границах балансовой принадлежности ЭСК,
но лишь на взаимовыгодных условиях. Обязательным является
принцип возвратности вложенных потребителем средств на долевое
финансирование электросетевых объектов [6, с. 201], механизмами
которого могут быть:
- возврат потребителю средств через определенный период;
- целевой заём потребителем ЭСК средств с выплатой льготного процента (ниже банковского);
- покупка (оформление) потребителем акций (облигаций) энергокомпании и другие рыночные методы косвенного софинансирования развития общесистемных электрических сетей.
В этом случае не будет соблазна у ЭСК завышать работы по
усилению существующей электрической сети в границах своей
балансовой принадлежности.
В Правилах [3.1, п. 44] указано, что в «условиях ограниченной
пропускной способности электрических сетей исключается возможность взимания дополнительной платы».
Из этого следует, что, если в тарифе на передачу электроэнергии в связи с ростом нагрузок недостаточно средств на развитие и
увеличение пропускной способности электрической сети, то при
необходимости требуемые недостающие затраты включаются в
стоимость платы за техприсоединение.
При этом по Правилам технологического присоединения [3.2,
п. 25, а и б] обоснованные требования по усилению существующей
электрической сети в связи с присоединением новых мощностей
обязательны для исполнения ЭСК (через инвестиционные программы, согласованные в установленном порядке).
Совместной обязанностью ЭСК и потребителя являются требования по оснащению устройствами релейной защиты, автоматики, приборами учета электроэнергии, выполнение требований оперативно-
диспетчерских служб по управлению нагрузками [3.2, п. 25, в, г, д].
Плата за техприсоединение может устанавливаться регулирующим
органом по индивидуальному проекту (при согласии заявителя-потребителя). При этом регулирующий орган должен учесть в тарифе на
передачу расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения (либо в инвестпрограмме с возвратом заёмных средств и процентами по ним из тарифа, либо непосредственно
в тарифе на передачу за счет амортизации и прибыли).
ОПЫТ КАЗАХСТАНА
В связи с изложенным необходимо отметить порядок технологического присоединения дополнительных мощностей к электрическим сетям в Республике Казахстан (РК), установленный «Правилами
присоединения дополнительных мощностей и компенсирования
затрат для реконструкции и расширения объектов электроэнергетических установок», утвержденными постановлением Правительства
Республики Казахстан от 08.10.2004 № 1044 [7].
Правилами предусмотрено, что размер платы за единицу присоединяемой электрической или тепловой нагрузки (за 1 кВт или
1 Гкал/час) определяется на основе утвержденного Плана развития
электрических и тепловых сетей городов, районов и областей (далее
План развития) и является единым для всех потребителей, претендующих на подключение дополнительных мощностей в пределах
охватываемой Планом территории (город, район, область).
План согласовывается с регулирующим органом и утверждается
местными исполнительными органами.
При этом потребитель обеспечивает компенсацию затрат
энергопередающей организации на расширение и реконструкцию
сетей транспортировки энергии общего пользования на возвратной
основе [7].
Агентством по регулированию естественных монополий РК
направлены в Правительство РК предложения по установлению
единого для всех сетевых организаций срока возврата средств потребителям, а также по установлению Министерством энергетики
и минеральных ресурсов РК сроков разработки и утверждения
Планов развития.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
В соответствии с п. 6 и п. 16 Правил технологического присоединения [3.2], в Договоре на техприсоединение в мероприятиях
по присоединению и обязательствах сторон по их выполнению
должны быть прописаны условия привлечения средств потребителей
в качестве инвестиционных ресурсов, когда присоединение новых
потребителей без перегрузок электросетевого оборудования не
представляется возможным. Это соответствует п. 2 Постановления
Правительства РФ от 21.03.2007 № 168.
Весьма полезным, на наш взгляд, будет являться выпуск соответствующего разъяснения по этому вопросу Федеральной
антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам и
Ростехнадзора.
Необходимо четко обозначить границы технической и финансовой ответственности ЭСК и заявителя при выполнении
технических условий за доступ к электрической сети (мероприятия по усилению и развитию электрических сетей включаются в
инвестиционную программу, которая финансируется в основном
за счет заёмных средств с их возвратом на основе окупаемости
из суммы тарифа в течение срока и на условиях, согласованных
с инвестором).
Из приведенных данных нетрудно определить фондоемкость 1 кВт
расчетного совмещенного максимума электрической нагрузки:
Следовательно, в современных условиях загрузки электрических
сетей передачу 1 кВт мощности обеспечивают основные фонды
электросетевого хозяйства в размере 7032 руб. (из них 1822 руб.
приходится на ФСК и 5210 руб. – на региональные ЭСК).
От восстановительной стоимости основных фондов можно перейти к величине капитальных вложений, обеспечивающих формирование основных фондов.
Принимается, что из капитальных вложений, обеспечивающих
ввод основных фондов, около 5% расходуется на изыскательские,
проектные работы, временные здания и сооружения при строительстве, которые не включаются в балансовую стоимость основных
фондов.
Таким образом, в современных условиях электросетевого хозяйства РАО «ЕЭС России» средневзвешенная капиталоемкость 1 кВт
расчетной максимальной нагрузки составит:
Из приведенной величины фактической капиталоемкости 1 кВт в
сетях РАО «ЕЭС России», на сети ФСК приходится 1913 руб./кВт, а
на сети региональных ЭСК – 5471 руб./кВт. Полученные средние показатели электросетевой капиталоемкости 1 кВт нагрузки являются
средней характеристикой генеральной совокупности.
Приняв нормальный закон распределения фактических показателей капиталоемкости по РАО «ЕЭС России» с вариацией отклонения
по ЭСК, равной
можно определить с той или иной
степенью вероятности размах отклонения фактических значений
генеральной совокупности от среднего значения.
Для распределения Лапласа размах значений капиталоемкости в
генеральной совокупности с вероятностью 0,95 составляет:
Подставив в выражение (3) значение
– среднее
значение генеральной совокупности капиталоемкости 1 кВт нагрузки в распределительных электрических сетях РАО «ЕЭС России»,
определим размах этой величины по региональным ЭСК Холдинга
с достаточной для инженерных расчетов вероятностью 0,95:
Следовательно, с вероятностью 95% можно утверждать, что
удельная капиталоемкость 1 кВт электрической нагрузки в распределительных сетях РАО «ЕЭС России» изменяется в пределах от
1 915 до 9 027 руб./кВт (среднее значение 5 471 руб./кВт). Расчетная
удельная капиталоемкость единицы нагрузки в сетях является, по
существу, фактической стоимостью 1 кВт нагрузки, сложившейся в
существующих сетях (без дифференциации по уровням напряжения, категории надежности электроснабжения, условиям прохождения
и топологии электрической сети).
В любом случае приведенная оценка показателей стоимости
1 кВт нагрузки в фактически сложившейся сети может служить
ориентиром при оценке стоимости доступа к электрической сети
современных сетевых компаний.
Необходимо отметить, что, если имеются данные по бухгалтерскому учету о восстановительной стоимости основных средств
ЭСК по классам напряжения и по данным диспетчерских служб,
совмещенные максимумы электрических нагрузок по уровням напряжения, нетрудно определить по изложенному выше алгоритму
капиталоемкость (удельную стоимость 1 кВт) существующей сети
по уровням напряжения.
Приведенная методика может использоваться при энергоэкономическом обследовании сетей и экспертной экспресс-оценке
фактической стоимости 1 кВт доступа к электрической сети.
Анализ установленной некоторыми регулирующими органами
России стоимости технологического присоединения к сетям показал [8], что эта величина изменяется в пределах (по среднему
показателю без НДС и дифференциации по уровням напряжения)
от 300 до 10 000 руб./кВт в МРСК Центра и Юга России, от 9 000 до
11 400 руб./кВт – в ОАО «Ростовэнерго», 13 837 руб./кВт – в ОАО
«Ленэнерго», 39 128 руб./кВт – в Московском регионе.
Приведенные показатели свидетельствуют о том, что регулирующие органы в регионах при утверждении завышают величину
стоимости техприсоединения. Поэтому собираемость средств по
доступу к сетям РАО «ЕЭС России» не превышает 20–30% к планируемым показателям.
При этом совершенно очевидно, что при цене за техприсоединение,
превышающей стоимость 1 кВт мощности мини-электростанции (ГТУ,
ГПЭУ), можно потерять потенциального потребителя в сети централизованного электроснабжения. Чтобы этого не произошло, стоимость
доступа к электрической сети должна быть в 1,5–2 раза ниже стоимости единицы мощности локального источника электроснабжения.
По нашему мнению, предельной экономически обоснованной
удельной стоимостью технологического присоединения к электрической сети является цена 600.800 $/кВт или 15 000–20 000 руб./кВт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сценарные условия развития электроэнергетики и Холдинга РАО
«ЕЭС России» на 2007–2011гг. и предварительного прогноза цен
до 2030 г. /РАО «ЕЭС России», Агентство по прогнозированию
балансов в электроэнергетике. – М., 2007.
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года
и предельные уровни тарифов на продукцию (услуги) субъектов
естественных монополий. – М.: МЭРТ, 2007.
3. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 № 168):
3.1. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
3.2. Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
4. Голомолзин А.Н. Правовые и экономические основы и практика применения антимонопольного законодательства в электроэнергетике
России: Методическое пособие. – М.: ИПК госслужбы, 2007.
5. Методические указания по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям / Приказ ФСТ
России от 15.02.2005 № 22-Э/5 в редакции Приказа ФСТ России
от 24.01.2006 № 5-Э/5.
6. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес – М.: Дело,
2006.
7. Правила присоединения дополнительных мощностей и компенсирования затрат для реконструкции и расширения объектов
электроэнергетических установок: Утверждены Постановлением
Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2004 г. №1044.
8. Овсейчук В.А. Методика оценки уровня регулируемых тарифов на
электрическую (тепловую) энергию в регионе и доступ (технологическое присоединение) потребителей к электрическим сетям.
Учебно-методическое пособие. – М.: ИПК госслужбы, 2007.
|
|