Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №6(48) 2008

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СЕТЯМ
Условия и стоимость

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям уже несколько лет остается в числе самых спорных тем, обсуждаемых в профессиональном сообществе. Например, в то время как Российский союз промышленников и предпринимателей требовал отменить оплату, РАО ЕЭС убеждало, что без этого источника инвестиций будет недостаточно средств для строительства сетей и трансформаторных мощностей.
Частично повод для разногласий исчерпан: согласно законам, принятым в ноябре текущего года, плата за техприсоединение будет существовать до 2011 г. Однако размер этой суммы и его экономическая обоснованность по-прежнему оставляют множество вопросов.
Валерий Александрович Овсейчук рассматривает действующие механизмы определения стоимости присоединения и способы их совершенствования.

Валерий Овсейчук, д.э.н., профессор, ЗАО ПКФ «СКАФ», г. Москва

В электроэнергетике развитие мощностей по производству, передаче и распределению электроэнергии ее потребителям (отраслям экономики) должно осуществляться в соответствии с социальноэкономическим развитием всей страны.
Причем электроэнергетика, являясь системообразующей, базовой, инфраструктурной отраслью экономики, в соответствии с фундаментальными принципами ее развития, заложенными еще на заре советской власти в плане ГОЭЛРО, должна иметь некоторое (оптимальное) опережение в росте производственных мощностей, чтобы обеспечить безусловное снабжение электроэнергией и теплом отрасли экономики и социальной сферы.
Как показывает анализ, менеджеры РАО «ЕЭС России» из-за спада потребления электроэнергии и тепла в отраслях экономики упустили в 1991–2006 гг. вопросы прогнозирования (планирования) развития электрических сетей. В результате во многих регионах возникла ситуация, когда технически невозможно подключить к электросетям новых потребителей, если не увеличить пропускную способность общесистемных сетей (энергосистем).
Причинами такого положения являются:

  • просчеты менеджмента электросетевого комплекса в вопросах прогнозирования электрических нагрузок потребителей в регионах России и отставание в связи с этим в разработке среднесрочных инвестиционных программ электросетевого развития;
  • недостаточное финансирование со стороны регулирующих органов в тарифах на передачу электроэнергии по сетям средств на техперевооружение и новое строительство сетей;
  • слабая увязка (в пространстве и времени) комплекса развития электросетевого хозяйства с развитием и размещением экономики (производительных сил) и социальной сферы в регионах – во многих регионах отсутствуют перспективые схемы развития электрических сетей;
  • отсутствие в регионах комплексных программ по эффективному использованию энергии в отраслях, региональных программ энергосбережения, согласованных администрацией и энергокомпаниями с целью эффективного управления потреблением энергии и нагрузками в регионе (во исполнение Федерального закона «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996).

В настоящее время уже существует дефицит генерирующих мощностей в Московской, Ленинградской и Тюменской энергосистемах.
В 2007–2008 гг. возможен дефицит еще в 13 энергосистемах РАО «ЕЭС России» [2], а к 2010 г. будет пройден уровень наивысшего годового потребления электроэнергии по России, имевшего место в 1990 году и составившего 1073,8 млрд кВт·ч [1, 2].
Следовательно, пропускная способность электрических сетей энергосистем, рассчитанная на мощности 1990 г., близка к предельным значениям.

ОСОБЕННОСТИ ДОСТУПА К СЕТИ

В связи с недостаточностью в регулируемых государством тарифах на передачу электроэнергии средств на техперевооружение и развитие электрических сетей, была введена так называемая одноразовая «плата за доступ (технологическое присоединение) к электрической сети». Выпущены соответствующие нормативные и правовые документы, регламентирующие процедуру и порядок определения стоимости недискриминационного доступа к электрической сети. Однако всё было бы хорошо, если бы четко было прописано, кто и на каких условиях оплачивает увеличение пропускной способности существующей (общесистемной) электрической сети при доступе (подключении) к ней новой или расширяемой электрической нагрузки энергопринимающих устройств [3].
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России справедливо отметил [4], что во многих случаях в договорах на технологическое присоединение (доступ) к электрической сети имеет место навязывание сетевой организацией потребителю (контрагенту) экономически необоснованных условий по оплате затрат на усиление общесистемной электрической сети, в которых контрагент не заинтересован.
Проанализируем существующие нормативные, правовые и методические документы, касающиеся определения стоимости доступа к электрической сети и порядка ее оплаты [3, 4, 5].
Основным документом является Постановление Правительства РФ [3, 3.1, 3.2].
Во-первых, необходимо отметить, что нельзя путать понятия «доступ к электрической сети» и «недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии по сети». Доступ к сети – это не услуга, а подготовка сети к возможности оказывать потребителю услугу по передаче электроэнергии его энергопринимающим установкам.
Услуга, по определению ФЗ от 07.07.1995 «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», – это есть «предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц…». Исходя из этого понятия можно сделать вывод, что потребителю совершенно безразлично и у него нет никакого экономического интереса к тому, каким образом и какой ценой будет готовиться сеть для удовлетворения его потребности в электрической энергии, передача которой к его энергопринимающим установкам будет оплачиваться в полном объеме, включая амортизационные расходы и другие затраты по содержанию электрической сети с учетом увеличения ее пропускной способности. Другое дело, если электросетевая компания (ЭСК) в договоре с потребителем установит потребителю взаимовыгодные условия возврата средств, вложенных последним в усиление электрической сети. Плата за доступ к электрической сети – это разовое действие, которое может быть осуществлено потребителем (контрагентом) по договору капитализации ЭСК. В этом договоре должны быть прописаны взаимовыгодные для обеих сторон условия. В противном случае договор будет ничтожным, т.к. он противоречит принципам рыночных отношений.
Потребитель может по договору на техприсоединение оплатить работу ЭСК по усилению пропускной способности общесистемной электрической сети в границах балансовой принадлежности ЭСК, но лишь на взаимовыгодных условиях. Обязательным является принцип возвратности вложенных потребителем средств на долевое финансирование электросетевых объектов [6, с. 201], механизмами которого могут быть:
  • возврат потребителю средств через определенный период;
  • целевой заём потребителем ЭСК средств с выплатой льготного процента (ниже банковского);
  • покупка (оформление) потребителем акций (облигаций) энергокомпании и другие рыночные методы косвенного софинансирования развития общесистемных электрических сетей.
В этом случае не будет соблазна у ЭСК завышать работы по усилению существующей электрической сети в границах своей балансовой принадлежности.
В Правилах [3.1, п. 44] указано, что в «условиях ограниченной пропускной способности электрических сетей исключается возможность взимания дополнительной платы».
Из этого следует, что, если в тарифе на передачу электроэнергии в связи с ростом нагрузок недостаточно средств на развитие и увеличение пропускной способности электрической сети, то при необходимости требуемые недостающие затраты включаются в стоимость платы за техприсоединение.
При этом по Правилам технологического присоединения [3.2, п. 25, а и б] обоснованные требования по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей обязательны для исполнения ЭСК (через инвестиционные программы, согласованные в установленном порядке).
Совместной обязанностью ЭСК и потребителя являются требования по оснащению устройствами релейной защиты, автоматики, приборами учета электроэнергии, выполнение требований оперативно- диспетчерских служб по управлению нагрузками [3.2, п. 25, в, г, д].
Плата за техприсоединение может устанавливаться регулирующим органом по индивидуальному проекту (при согласии заявителя-потребителя). При этом регулирующий орган должен учесть в тарифе на передачу расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения (либо в инвестпрограмме с возвратом заёмных средств и процентами по ним из тарифа, либо непосредственно в тарифе на передачу за счет амортизации и прибыли).

ОПЫТ КАЗАХСТАНА

В связи с изложенным необходимо отметить порядок технологического присоединения дополнительных мощностей к электрическим сетям в Республике Казахстан (РК), установленный «Правилами присоединения дополнительных мощностей и компенсирования затрат для реконструкции и расширения объектов электроэнергетических установок», утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 08.10.2004 № 1044 [7].
Правилами предусмотрено, что размер платы за единицу присоединяемой электрической или тепловой нагрузки (за 1 кВт или 1 Гкал/час) определяется на основе утвержденного Плана развития электрических и тепловых сетей городов, районов и областей (далее План развития) и является единым для всех потребителей, претендующих на подключение дополнительных мощностей в пределах охватываемой Планом территории (город, район, область).

План согласовывается с регулирующим органом и утверждается местными исполнительными органами.
При этом потребитель обеспечивает компенсацию затрат энергопередающей организации на расширение и реконструкцию сетей транспортировки энергии общего пользования на возвратной основе [7].
Агентством по регулированию естественных монополий РК направлены в Правительство РК предложения по установлению единого для всех сетевых организаций срока возврата средств потребителям, а также по установлению Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК сроков разработки и утверждения Планов развития.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ

В соответствии с п. 6 и п. 16 Правил технологического присоединения [3.2], в Договоре на техприсоединение в мероприятиях по присоединению и обязательствах сторон по их выполнению должны быть прописаны условия привлечения средств потребителей в качестве инвестиционных ресурсов, когда присоединение новых потребителей без перегрузок электросетевого оборудования не представляется возможным. Это соответствует п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 № 168.
Весьма полезным, на наш взгляд, будет являться выпуск соответствующего разъяснения по этому вопросу Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам и Ростехнадзора.
Необходимо четко обозначить границы технической и финансовой ответственности ЭСК и заявителя при выполнении технических условий за доступ к электрической сети (мероприятия по усилению и развитию электрических сетей включаются в инвестиционную программу, которая финансируется в основном за счет заёмных средств с их возвратом на основе окупаемости из суммы тарифа в течение срока и на условиях, согласованных с инвестором).

Из приведенных данных нетрудно определить фондоемкость 1 кВт расчетного совмещенного максимума электрической нагрузки:

Следовательно, в современных условиях загрузки электрических сетей передачу 1 кВт мощности обеспечивают основные фонды электросетевого хозяйства в размере 7032 руб. (из них 1822 руб.
приходится на ФСК и 5210 руб. – на региональные ЭСК).
От восстановительной стоимости основных фондов можно перейти к величине капитальных вложений, обеспечивающих формирование основных фондов.
Принимается, что из капитальных вложений, обеспечивающих ввод основных фондов, около 5% расходуется на изыскательские, проектные работы, временные здания и сооружения при строительстве, которые не включаются в балансовую стоимость основных фондов.
Таким образом, в современных условиях электросетевого хозяйства РАО «ЕЭС России» средневзвешенная капиталоемкость 1 кВт расчетной максимальной нагрузки составит:

Из приведенной величины фактической капиталоемкости 1 кВт в сетях РАО «ЕЭС России», на сети ФСК приходится 1913 руб./кВт, а на сети региональных ЭСК – 5471 руб./кВт. Полученные средние показатели электросетевой капиталоемкости 1 кВт нагрузки являются средней характеристикой генеральной совокупности. Приняв нормальный закон распределения фактических показателей капиталоемкости по РАО «ЕЭС России» с вариацией отклонения по ЭСК, равной



можно определить с той или иной степенью вероятности размах отклонения фактических значений генеральной совокупности от среднего значения.
Для распределения Лапласа размах значений капиталоемкости в генеральной совокупности с вероятностью 0,95 составляет:

Подставив в выражение (3) значение

– среднее значение генеральной совокупности капиталоемкости 1 кВт нагрузки в распределительных электрических сетях РАО «ЕЭС России», определим размах этой величины по региональным ЭСК Холдинга с достаточной для инженерных расчетов вероятностью 0,95:

Следовательно, с вероятностью 95% можно утверждать, что удельная капиталоемкость 1 кВт электрической нагрузки в распределительных сетях РАО «ЕЭС России» изменяется в пределах от 1 915 до 9 027 руб./кВт (среднее значение 5 471 руб./кВт). Расчетная удельная капиталоемкость единицы нагрузки в сетях является, по существу, фактической стоимостью 1 кВт нагрузки, сложившейся в существующих сетях (без дифференциации по уровням напряжения, категории надежности электроснабжения, условиям прохождения и топологии электрической сети).
В любом случае приведенная оценка показателей стоимости 1 кВт нагрузки в фактически сложившейся сети может служить ориентиром при оценке стоимости доступа к электрической сети современных сетевых компаний.
Необходимо отметить, что, если имеются данные по бухгалтерскому учету о восстановительной стоимости основных средств ЭСК по классам напряжения и по данным диспетчерских служб, совмещенные максимумы электрических нагрузок по уровням напряжения, нетрудно определить по изложенному выше алгоритму капиталоемкость (удельную стоимость 1 кВт) существующей сети по уровням напряжения.
Приведенная методика может использоваться при энергоэкономическом обследовании сетей и экспертной экспресс-оценке фактической стоимости 1 кВт доступа к электрической сети. Анализ установленной некоторыми регулирующими органами России стоимости технологического присоединения к сетям показал [8], что эта величина изменяется в пределах (по среднему показателю без НДС и дифференциации по уровням напряжения) от 300 до 10 000 руб./кВт в МРСК Центра и Юга России, от 9 000 до 11 400 руб./кВт – в ОАО «Ростовэнерго», 13 837 руб./кВт – в ОАО «Ленэнерго», 39 128 руб./кВт – в Московском регионе.
Приведенные показатели свидетельствуют о том, что регулирующие органы в регионах при утверждении завышают величину стоимости техприсоединения. Поэтому собираемость средств по доступу к сетям РАО «ЕЭС России» не превышает 20–30% к планируемым показателям. При этом совершенно очевидно, что при цене за техприсоединение, превышающей стоимость 1 кВт мощности мини-электростанции (ГТУ, ГПЭУ), можно потерять потенциального потребителя в сети централизованного электроснабжения. Чтобы этого не произошло, стоимость доступа к электрической сети должна быть в 1,5–2 раза ниже стоимости единицы мощности локального источника электроснабжения.
По нашему мнению, предельной экономически обоснованной удельной стоимостью технологического присоединения к электрической сети является цена 600.800 $/кВт или 15 000–20 000 руб./кВт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сценарные условия развития электроэнергетики и Холдинга РАО «ЕЭС России» на 2007–2011гг. и предварительного прогноза цен до 2030 г. /РАО «ЕЭС России», Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике. – М., 2007.
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года и предельные уровни тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий. – М.: МЭРТ, 2007.
3. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 № 168):
3.1. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
3.2. Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
4. Голомолзин А.Н. Правовые и экономические основы и практика применения антимонопольного законодательства в электроэнергетике России: Методическое пособие. – М.: ИПК госслужбы, 2007.
5. Методические указания по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям / Приказ ФСТ России от 15.02.2005 № 22-Э/5 в редакции Приказа ФСТ России от 24.01.2006 № 5-Э/5.
6. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес – М.: Дело, 2006.
7. Правила присоединения дополнительных мощностей и компенсирования затрат для реконструкции и расширения объектов электроэнергетических установок: Утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2004 г. №1044.
8. Овсейчук В.А. Методика оценки уровня регулируемых тарифов на электрическую (тепловую) энергию в регионе и доступ (технологическое присоединение) потребителей к электрическим сетям. Учебно-методическое пособие. – М.: ИПК госслужбы, 2007.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024