|
ЗАО «ВНПО ЭЛСИ»: СТАЛЬНЫЕ МНОГОГРАННЫЕ ОБЛЕГЧЕННЫЕ ОПОРЫ
ДЛЯ ВЛ 35-220 кВ
Юрий Гунгер, к.т.н.,
Юрий Лавров, к.т.н.,
ЗАО «ВНПО ЭЛСИ»,
г. Новосибирск,
Александр Зевин, д.т.н.,
ОАО «СевЗапНТЦ»,
г. Санкт-Петербург
Воздушные линии (ВЛ) 35, 110 и 220 кВ –
основа распределительных сетей и главные каналы передачи электроэнергии
крупным промышленным потребителям.
В связи с большой протяженностью и
значительной стоимостью этих линий
актуальна разработка новых конструкций опор и технологий строительства,
которые снизят стоимость и сроки
сооружения ВЛ, что особенно важно в
районах со сложными климатическими
условиями, например, в Сибири, на
Дальнем Востоке и т.д.
Положение о технической политике в
распределительном электросетевом
комплексе, разработанное ФСК ЕЭС,
определяет мероприятия, повышающие
эффективность, технический уровень,
надежность и безопасность распределительных сетей на основе апробированных, научно обоснованных решений и
технологий. В частности, в п. 2.5.3 главы
2.5 «Воздушные линии электропередачи»
Положения рекомендуется применять для
ВЛ 110–220 кВ в качестве промежуточных
опор одноцепные и многоцепные стальные многогранные опоры (СМО).
СМО – НЕИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
В 1970-х годах СМО начали массово
применять при строительстве ВЛ в США,
несколько позже – в Западной Европе, а в
последние 10 лет – в наиболее развитых
странах Азиатско-Тихоокеанского региона
и Ближнего Востока.
В СССР в 1970-х годах также пытались
освоить выпуск СМО: на Волгоградском
заводе металлоконструкций была создана
технологическая линия, на которой изготавливались опоры серий ПМ и ПМО для ВЛ
110 и 220 кВ.
Следует отметить, что конструкция стоек
СМО не менялась с момента их изобретения.
Безусловно, по сравнению с башенными
решетчатыми опорами они обладают рядом
преимуществ, однако, по мнению авторов
статьи, не идеальны.
Главный недостаток СМО – неоптимальная конструкция с точки зрения нагрузок,
влияющих на опоры ВЛ в основных рабочих
и аварийных режимах (рис. 1). Так, напряжения конструкции в нейтральных осях сечения
при действии нагрузок равны нулю, т.е. часть
материала просто не работает, в результате
чего конструкция изначально тяжелее, чем
требуется.
Помимо неоптимального сечения, у СМО
есть и другие недостатки:
- неудобство выполнения такелажных работ, т.к. на гладкой стойке СМО нет элементов, за которые можно закрепить стропы;
- неудобство установки опор, т.к. их строповка может быть выполнена только под нижнюю траверсу, для чего на трассе ВЛ нужны краны с достаточно длинными стрелами, которые не всегда есть у монтажных организаций, а если и есть, то не всегда обладают достаточной проходимостью;
- невозможность подъема на опору по её конструктивным элементам (требуются автовышки или специальные приспособления), что увеличивает сроки и стоимость строительства ВЛ;
- наличие замкнутых полостей, в которых может образовываться конденсат, не высыхающий длительное время и вызывающий коррозию.
Сечение стальных решетчатых опор
(СРО) более удачно, т.к. здесь нагрузки воспринимаются четырьмя несущими поясами,
а в нейтральных осях сечения расположены
легкие раскосы.
НОВЫЙ ЭТАП В ЭВОЛЮЦИИ ОПОР
Стальные многогранные облегченные
опоры (СМОО) – это продукт, в котором сочетаются и развиваются технические идеи,
реализованные в СМО и СРО.
От конструкции СМО почерпнута идея
узкой базы и переменного по высоте опоры
сечения стойки, а из конструкции СРО –
идея четырех несущих поясов и раскосов
по нейтральным осям сечения. В результате
этой комбинации СМОО соединили в себе
достоинства стальных многогранных и решетчатых опор и в то же время не имеют их
недостатков.
Конструкция СМОО обладает новизной
мирового уровня: на сегодня авторы уже получили патенты РФ, Китая, Индии и ОАЭ.
Группа компаний ЭЛСИ промышленно
производит СМОО для ВЛ 35, 110 и 220 кВ.
Опоры собираются из двух секций, тросостойки и траверс с помощью болтовых
соединений, легко транспортируются, не
требуют точной установки фундаментной
трубы.
Все секции СМОО изготавливаются из
стали С345 по ГОСТ 27772-88 (марка стали
09Г2С по ГОСТ 19282-73*), что позволяет
эксплуатировать опоры в районах с температурой ниже –50 OС.
Одностоечная свободностоящая опора
крепится к фундаменту с помощью фланцевого соединения. Фундамент опоры –
стальная труба диаметром 530 или 720 мм
и толщиной стенки 8–10 мм забивается,
вибропогружается или устанавливается в
пробуренный котлован, глубина которого
определяется характеристиками грунта
(обычно она составляет 4–5 метров, что
обеспечивает устойчивость опоры без дополнительных ригелей).
Опоры спроектированы на расчетные
нагрузки по ПУЭ 7-го издания для районов
с умеренной пляской проводов (табл. 1;
рис. 2).
Стальные многогранные облегченные
опоры не только лишены недостатков
многогранных опор, но и обладают меньшим
весом при тех же несущих характеристиках
за счет оптимальной конструкции сечения
(табл. 2).
Таким образом, СМОО, предлагаемые
группой компаний ЭЛСИ, более удобны в
монтаже и эксплуатации, чем СМО, а также
обладают меньшим весом и соответственно
меньшей ценой.
630024, г. Новосибирск, ул. Сибиряков-Гвардейцев, 50
Тел.: (383) 353-4662, 217-4009, 217-4010, 217-4011
e-mail: elsi@elsi.ru, www.elsi.ru
|
|