Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №2 (56) 2009 год     

ПЛАТА ЗА ДОСТУП К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ
Кто остановит антирыночный механизм?

В настоящее время стоимость доступа (технологического присоединения) к электрическим сетям в различных регионах России, устанавливаемая региональными регулирующими органами, изменяется от нескольких тысяч до 100 тысяч рублей (г. Москва) за 1 кВт присоединяемой нагрузки, что в несколько раз превышает стоимость 1 кВт мощности собственной электростанции, которая может обеспечить электроэнергией потребителя.
Постоянный рост платы за техприсоединение настораживает многих специалистов, которые либо пытаются найти ему логическое объяснение, либо призывают вообще отменить эту плату как антирыночную.
Сегодня свое мнение высказывают известные российские экономисты, долгие годы работающие в сфере электроэнергетики.

Георгий Кутовой, заслуженный энергетик РФ, д.э.н., профессор, советник генерального директора «МЕЧЕЛЭНЕРГО»
Владимир Непомнящий, почетный регулятор РФ, д.э.н.,
профессор, заместитель директора по экономике ЗАО «Комкон-2»
Валерий Овсейчук, д.э.н., профессор, главный эксперт ЗАО «СКАФ» г. Москва

После принятия 04.11.2007 поправок к Закону «Об электроэнергетике», установивших нынешний механизм определения платы за доступ к электрическим сетям, в правительстве России не раз говорили о необходимости его совершенствования.
Еще в начале марта 2008 г. разобраться с платой за присоединение потребовал тогдашний премьер-министр Виктор Зубков, заявив, что энергетики «оборзели». Прошло больше года, но положение не изменилось. Нарастает недовольство потребителей беспредельным ростом стоимости за доступ к электрической сети и нерыночным требованием электросетевых компаний (ЭСК) в их границах балансовой принадлежности осуществлять вложения в развитие (усиление) общесистемных сетей.
Анализ показал, что основными причинами запредельной стоимости доступа к электрической сети в России являются:

  • недостаточная четкость и последовательность нормативноправовой базы с точки зрения корректности рыночных отношений контрагентов (потребителей энергии и ЭСК) при заключении публичных договоров на доступ (присоединение) к сети;
  • недостатки в Методических указаниях (МУ) ФСТ России по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (Приказ ФСТ России от 23.10.2007 № 277-Э/7), которые с точки зрения рыночных отношений являются следствием некорректности нормативно-правовой базы.

НЕДОСТАТКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

С позиции рыночных отношений доступ (присоединение) к электрической сети – понятие нерыночное.
Можно привести «аналогии» – доступ к доменной печи для последующей возможности приобретения металла; доступ к поликлинике, больнице для последующего получения соответствующих платных медицинских услуг; доступ к железной дороге для последующего оказания услуг по перевозкам; доступ к ритуальным услугам (например, кладбищу) и т.д.
Исходя из этого, чтобы, например, получить услугу по железнодорожным или внутригородским перевозкам, ритуальным и другим услугам, предварительно необходимо оплатить стоимость доступа к естественным монополиям или немонопольным видам деятельности и только после этого получать сами платные услуги или приобретать соответствующий товар.

Федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» (ст. 26) указывает, что договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства является публичным, т.е. в нем должны быть заинтересованы оба контрагента (потребитель и ЭСК). В противном случае договор будет ничтожным.
Доступ к электрической сети – для потребителя не самоцель. Он присоединяется к электрической сети ЭСК в указанной ему в техусловиях точке подключения (на границе разделения балансовой принадлежности ЭСК и сети потребителя) для того, чтобы получать услугу от ЭСК по передаче электроэнергии к его энергопринимающим установкам.
Потребителю совершенно безразлично, какие средства и оборудование необходимы ЭСК для подготовки ее сетей внутри границ балансовой принадлежности, чтобы оказывать услугу потребителю по передаче ему электроэнергии. Поставляемая потребителю электроэнергия оплачивается по тарифу, установленному регулирующим органом, с учетом всех затрат ЭСК на развитие и усиление пропускной способности и надежности сетей.
В статье 26 ФЗ № 35 четко разделены понятия «доступ к электрическим сетям» и «услуги по передаче электрической энергии». Из самого названия «доступ к электрической сети» очевиден смысл этого понятия – возможность из той или иной точки присоединения к сети получать платную услугу по передаче электроэнергии к электропринимающим установкам потребителя.
До внесения поправок Законом РФ от 04.11.2007 № 250- ФЗ, в Законе «Об электроэнергетике» не было указания о том, что «доступ к электрической сети» является услугой. Более того, в статье 26 ФЗ № 35 записано, что «не допускается в состав платы за технологическое присоединение включение расходов, связанных с развитием существующих электрических сетей (в части их усиления)», за исключением сетей от места подключения до присоединения энергоустановок потребителя.
С точки зрения рыночных отношений совершенно очевидно, что если затраты на сооружение сетей от места подключения к сети ЭСК до энергоустановок потребителя оплачивает потребитель, то эти сети становятся его собственностью, которую по договору о доступе к сети он может передать в аренду ЭСК или получить акции от ЭСК на долю построенного за свой счет имущества, переданного энергокомпании.
После внесения в Закон вышеупомянутых поправок абзац 13 пункта 1 статьи 26 Закона № 35 о недопустимости включения в плату за доступ к сети инвестиционных расходов на усиление и развитие существующей электрической сети не должен применяться до 01.01.2011. То есть законодательно до 1 января 2011 г. разрешено включать в плату за доступ к сети средства на капитализацию существующей общесистемной электрической сети за счет потребителей. Причем, что самое главное, не прописан рыночный механизм компенсации вложенных потребителем своих средств в капитализацию ЭСК, которая будет оказывать в будущем потребителю услуги по передаче по сетям к его энергопринимающим установкам товара – электроэнергии по тарифу, в котором учтены все расходы, включая стоимость эксплуатации сетей, в которые потребитель вложил свои средства.
Следовательно, для потребителя это будет двойная плата за услуги: первая в стоимости доступа к сети в виде ее капитализации, вторая – в виде эксплуатационных расходов, включая «долю», вложенную в сеть потребителем. Плата за доступ к электрической сети – это разовое действие, которое может быть осуществлено потребителем (контрагентом) по договору капитализации ЭСК. Потребитель может по договору на доступ (технологическое присоединение) к электрической сети произвести оплату работ ЭСК по усилению пропускной способности общесистемной электрической сети в границах балансовой принадлежности ЭСК, но лишь на взаимовыгодных для него условиях.
Обязательным является рыночный принцип возвратности вложенных потребителем средств на долевое финансирование электросетевых объектов [1]:
  • возврат потребителю средств через определенный период;
  • целевой заём потребителем у ЭСК средств с выплатой льготного процента (ниже банковского);
  • покупка (оформление) потребителем акций (облигаций) энергокомпании и другие рыночные методы косвенного софинансирования развития общесистемных электрических сетей.
В этом случае у ЭСК не будет соблазна завышать стоимость работ по усилению существующей электрической сети в границах своей балансовой принадлежности, поскольку заёмные средства подлежат возврату. Такой подход соответствует Закону «Об электроэнергетике» (статья 6, пункт 1), где записано: «Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии».
Вице-премьер, глава Минфина РФ А. Кудрин поддержал первого заместителя мэра Москвы Ю. Росляка, предложившего осуществлять техприсоединение за счет допэмиссии акций ЭСК. Он заявил на коллегии ФСТ России: «Отчасти я бы поддержал предложение Росляка о том, как участвовать в присоединении. Государство и сетевые компании должны поделиться своей собственностью. Тогда каждая присоединяемая компания, вкладывающая деньги по тарифу на присоединение, будет иметь право на соответствующий пакет акций в энергетической компании».
Приобретенный в счет платы за присоединение пакет акций компания может оставить у себя или продать на рынке. «Если собственник, в том числе и государство, собирается сохранить определенный пакет, то он тоже будет принимать участие в этой допэмиссии», – уточнил Ю. Росляк.
(01.04.2008. – «Коммерсант»).
В нормативно-правовых документах необходимо более четко обозначить границы технической и финансовой ответственности между сетевой организацией и заявителем при выполнении технических условий за доступ к электрической сети.
Плату за присоединение следует рассматривать не как услугу (которая по сути таковой и не является), а как инвестиции. В этом случае каждая присоединяющаяся компания (потребитель), вкладывающая деньги за доступ (присоединение) к сети, будет иметь право, как указывалось, на соответствующий пакет акций в энергетической сетевой компании.

О ВКЛАДЕ ГОСУДАРСТВА

Известно, что ЭСК контролируются государством, которому принадлежит 50 % плюс одна акция. Если будет допэмиссия, то государству придется в ней участвовать, чтобы сохранить свою долю. Речь идет о государственном финансировании развития ЭСК, что в условиях экономического кризиса предпочтительно: государству как основному собственнику электросетевых компаний как никогда необходимо принять реальное участие в развитии одной из важнейших инфраструктур экономики страны.
В антикризисной программе правительства США государство вкладывает в модернизацию энергосетей $ 11 млрд, или 6,6% от общих расходов по антикризисной программе. В России на модернизацию электросетей государством не предусмотрено ни рубля.
В то же время уместно указать, что в связи со спадом потребления электроэнергии в период кризиса необходимо не консервировать инвестиционный процесс развития сетей, а заняться усилением их надежности и пропускной способ- ности, чтобы подготовиться к посткризисному периоду роста спроса и потребления электроэнергии в экономике. Для этого необходимо выполнить ревизию ранее разработан- ных и принятых инвестиционных программ на ближайшие 3–5 лет и привести их в соответствие с антикризисными мероприятиями по развитию экономики и электрических сетей. В период кризиса развитие и наращивание мощностей электростанций, очевидно, не столь актуально. По нашей оценке, вложение государственных средств в повышение надежности и развитие электрических сетей всех уровней может составить на ближайшие 2–3 года $ 6–7 млрд:
  • в электрические сети ФСК «ЕЭС» напряжением 220–1150 кВ – около $ 0,9–1 млрд;
  • в региональные распределительные сети Холдинга МРСК напряжением 110–35–10(6) кВ – $ 3,5–4 млрд;
  • в городские и муниципальные распределительные сети МУП напряжением 35–10(6)–0,38 кВ – $ 1,6–2 млрд.
По этому вопросу необходимо политическое решение правительства РФ с внесением соответствующих поправок в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», поскольку в принятых нормативных документах в рассматриваемой сфере имеется принципиальная системная ошибка: сейчас электрическая сеть развивается не самими сетевыми компаниями, а вновь появляющимися для присоединения к этой сети потребителями, которые капитализируют сеть на безвозмездной основе, что противоречит Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону «Об акционерных обществах».

НЕДОСТАТКИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ФСТ

В свете вышеизложенных механизмов взаимоотношений потребителей и ЭСК в части доступа к электрической сети необходимо пересмотреть МУ ФСТ России по определению платы за доступ (технологическое присоединение) к электрическим сетям при условии проведения квалифицированной публичной технико-экономической экспертизы этого документа.
Одним из существенных недостатков в МУ ФСТ России по определению платы за доступ к электрической сети является неучет пропускной способности электрической сети, к которой присоединяется потребитель (Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 168 «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг», п. 2).
МУ по определению платы за доступ к электрической сети должны базироваться на сочетании схемно-технических и экономических методов расчета, что отсутствует в действующих МУ.
В МУ должна также быть Методика по оценке базовой капиталоемкости существующей сети и на регулируемый период.

Учет базовой капиталоемкости

В соответствии с Федеральным законом РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», принципом государственного регулирования тарифов является (статья 24) учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Кроме того, в соответствии с Правилами государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (Постановление Правительства РФ от 24.02.2004 № 109, п. 5), при установлении тарифов на очередной период регулирования регулирующий орган может проводить проверку хозяйственной деятельности организаций в части обоснованности величины тарифов и правильности их применения.
Таким образом, прежде чем устанавливать плату за технологическое присоединение к электрической сети на регулируемый период, необходимо дать оценку капиталоемкости существующей сети. Такой подход в МУ по доступу к электрической сети отсутствует.

Величина капиталоемкости существующей электрической сети оценивается по выражению:

Необходимо отметить, что, по данным бухгалтерского учета о восстановительной стоимости основных средств ЭСК по классам напряжения и по данным диспетчерских служб о совмещенных максимумах электрических нагрузок по уровням напряжения, по изложенному выше алгоритму нетрудно определить капиталоемкость (удельную стоимость 1 кВт) существующей электрической сети по уровням напряжения. По данным на 01.01.2007 о консолидированной финансовой отчетности групп РАО «ЕЭС России» о восстановительной балансовой стоимости основных средств и совмещенному максимуму в зоне РАО «ЕЭС России», по вышеупомянутому выражению (1) была сделана оценка капиталоемкости существующей электрической сети РАО «ЕЭС России» [2, 3]. Средневзвешенная величина капиталоемкости 1 кВт в электрических сетях РАО «ЕЭС России» составляла 7384 руб./кВт, из них 1931 руб./кВт приходился на межсистемные электрические сети 1150–220 кВ ФСК «ЕЭС России» и 5471 руб./ кВт – на электрические сети 110–0,38 кВ региональных сетевых компаний. Было определено, что с доверительной вероятностью 95% максимальное значение удельной капиталоемкости региональных сетевых компаний не превышает 9027 руб./ кВт [2, 3].
Приведенная величина на порядок ниже платы за технологическое присоединение в г. Москве. Поэтому базовая величина капиталоемкости существующей электрической сети должна быть обязательным ориентиром при установлении платы за технологическое присоединение к сети на регулируемый период.
В следующем номере журнала мы подробно расскажем о Методике определения стоимости (себестоимости) технологического присоединения потребителей к электрическим сетям с учетом надежности их электроснабжения, разработанной компанией ЗАО «СКАФ» в пилотной работе по «Оптимизации надежности электрических сетей ОАО «Ростовэнерго». В Методике реализован схемнотехнический и экономический метод расчета, основанный на выполнении соответствующих электрических расчетов для определения пропускной способности электрических сетей для различных вариантов ее развития с технико-экономическим обоснованием и оптимизацией необходимых капвложений в развитие сети [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес: Учебное пособие. – М.: Дело, 2006. 600с.
2. Овсейчук В.А. Методика оценки уровня регулируемых тарифов на электрическую (тепловую) энергию в регионе и доступ (технологическое присоединение) потребителей к электрическим сетям. – М.: ИПКгосслужбы, 2007. – 104 с.
3. Овсейчук В.А. Рыночные аспекты доступа (технологического присоединения) к электрическим сетям // Вопросы регулирования ТЭК: Регионы и Федерация. 2008. № 1. С. 39–43.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024