|
ОСТРОВ ВАЛААМ.
ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ С МАТЕРИКОМ
18 декабря 2009 года на острове Валаам Республики Карелия
официально запущен объект под названием «Внешнее электроснабжение острова Валаам». Население архипелага, расположенного в Ладожском озере, стало получать электроэнергию из
российских магистральных сетей, отменены ограничения потребления, связанные с малой мощностью дизельных генераторов.
Новая надежная схема электроснабжения будет способствовать
возрождению и развитию как Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, так и острова в целом.
Заказчиком строительства стало ОАО «ФСК ЕЭС» в лице ЦИУС
Северо-Запада, а генеральным подрядчиком проекта – компания
«Комплексные Энергетические Решения». Объект был построен
и введен в очень сжатые сроки. Городок строителей начал возводиться только в июне 2009 года, а уже через полгода линия электроснабжения острова была введена в эксплуатацию.
Объем выполненных работ довольно широк:
- построена новая ПС 49 «Валаам» 35/6 кВ (на острове);
- реконструирована ПС 92 «Ляскеля» 220/110/10 кВ и введено в строй ЗРУ 35 кВ;
- построены две цепи воздушно-кабельной линии (ВКЛ) 35 кВ протяженностью 20 км от ПС 92 «Ляскеля» до переходного пункта на берегу Ладоги;
- проложены две цепи подводной кабельной линии 35 кВ длиной по 25 км по дну Ладоги;
- введена в действие двухцепная ВКЛ 35 кВ протяженностью 4 км от переходного пункта на берегу Ладоги до ПС 49 «Валаам».
На ПС 92 «Ляскеля»:
- выполнены расширение ОРУ на две новые ячейки 110 кВ с использованием элегазовых выключателей (изготовители выключателей, разъединителей, терминалов релейных защит – УЭТМ, AREVA, «Электрощит-ТМ-Самара», «ЭКРА» (поставщик РЗА - «КомплектЭнерго»); установлены два силовых масляных трансформатора 110/35/10 кВ мощностью по 16 МВА производства УЭТМ с заземленной нейтралью через низкоомное сопротивление («ПНП Болид»); построены ЗРУ 35 кВ и ЗРУ 10 кВ (AREVA); установлены средства КРМ на стороне 10 кВ («Энерком-Сервис»); установлена аппаратура ВЧ-связи производства AББ.
На ПС 49 «Валаам»:
- построены ЗРУ 35 кВ и ЗРУ 6 кВ; установлены два силовых сухих трансформатора 35/6 кВ мощностью по 6,3 МВА («НТТ-Электро»), а также средства компенсации реактивной мощности на стороне 6 кВ.
На воздушных кабельных линиях:
– применен универсальный кабель MULTI WISKI 35 кВ, сечение алюминиевых жил 120 мм2, экран из алюмополимерной
фольги 16 мм2. Фазные кабели скручены вокруг стального
оцинкованного троса в полиэтиленовой изоляции, за который
и подвешивается весь кабель на деревянных опорах («Первый
деревопропиточный завод»). Строительная длина – 1 км. Заземления экранов организованы на каждой соединительной
муфте (арматура линий изготовлена компанией Ensto, муфты –
Prysmian).
На подводной кабельной линии:
– применен подводный трехфазный кабель 35 кВ производства Prysmian с медными жилами сечением 95 мм2 и свинцовым
экраном, который электрически не изолирован от воды. Кабель
имеет стальную круглую броню из проволок. Кабель имеет более высокую герметичность и механическую защищенность по
сравнению с допускающим подводную прокладку универсальным кабелем MULTI WISKI. В него также встроен оптоволоконный
кабель для передачи сигналов телефонии, релейной защиты и
противоавийной автоматики.
При проектировании схемы электроснабжения острова
Валаам пришлось искать решения по многим вопросам, среди
которых и способ заземления нейтрали сети, и выбор средств
регулирования напряжения, и другие. Необходимость решения
этих вопросов диктовалась уникальностью самой линии –
прокладкой подводного участка кабеля на глубине 120 м и
использованием совершенно новых для России технологий
строительства.
В журнале мы планируем рассказать о некоторых наиболее
значимых решениях осуществленного проекта.
В первую очередь хотелось бы остановиться на специфике
впервые сооруженной в России воздушно-кабельной линии
35 кВ длиной 50 км, половина из которых выполнена универсальным самонесущим кабелем.
Выбор универсального кабеля был обусловлен сжатыми
сроками строительства, желанием отказаться от вырубки просеки и максимально сохранить карельский лес на материке и
острове, возможностью перехода от воздушного участка линии
к подводному трехфазному кабелю без строительства на берегу
Ладожского озера специальных переходных пунктов. О решении
вопросов заземления этой линии мы расскажем подробнее на
следующих страницах журнала.
Подготовил Валерий Журавлев,
«Новости ЭлектроТехники»
|
|