Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №5 (77) 2012 год     

Тарифная политика • События • Совещание

ТАРИФЫ, СБЫТОВЫЕ НАДБАВКИ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Всероссийское совещание регулирующих органов

Подготовил Валерий Журавлев, «Новости ЭлектроТехники»
Фото предоставлено ФСТ России

В начале октября 2012 года в г. Сочи состоялся Всероссийский семинар-совещание «Тарифное регулирование в 2012 году и задачи органов государственного регулирования на 2013 год».
В работе семинара-совещания приняли участие около 650 человек: представители Федеральной службы по тарифам, Министерства энергетики РФ, Федеральной сетевой компании, НП «Совет рынка», ОАО «РЖД», а также руководители органов власти субъектов РФ, осуществляющих государственное регулирование цен (тарифов).
На совещании были рассмотрены актуальные вопросы ценообразования на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), вопросы тарифообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, поставлены основные задачи в области энергосбережения.

ТАРИФЫ И ИЗМЕНЕНИЯ

Открывая семинар-совещание, руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков отметил, что в электроэнергетике законодательно закреплен срок изменения тарифов. Теперь их пересмотр для всех категорий потребителей будет происходить не 1 января, а 1 июля. То есть тарифы на электроэнергию в первом полугодии 2013 года будут сохранены на уровне декабря 2012 года, а их повышение в 2013 г. и в последующие годы будет осуществляться с 1 июля. Этот перенос позволит уже в текущем периоде регулирования учитывать результаты контрольных мероприятий, рассмотрения разногласий и досудебных споров.

В нынешнем году тарифы на электроэнергию для населения выросли в среднем по стране примерно на 6%. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014–2015 гг., одобренным правительством Российской Федерации, в 2013–2015 гг. ежегодный рост тарифов для населения составит 12–15%. Несколько меньшее повышение ожидает другие категории потребителей электроэнергии: 12–14% в 2013 г., 10–12% в 2014 г., 10,8–12,5% в 2015 г.

– В некоторых регионах рост будет совсем незначительным, в других, напротив, чуть более высоким. Ситуация с разным уровнем тарифа типична для России. Это в значительной степени связано не с экономикой энергетики в этом регионе, а с некой «исторической памятью» и тянется со времен РАО «ЕЭС России», когда регуляторные решения принимались в рамках одного субъекта Федерации и вне всяких правовых конструкций применялся механизм перекрестного субсидирования, – отметил руководитель ФСТ.

В настоящее время готовятся изменения в законодательство. После их принятия появится правовая конструкция для «легализации» перекрестного субсидирования, и оно либо будет ликвидировано, либо перейдет в разряд особенностей ценообразования.

Также глава ФСТ рассказал о проекте ФЗ о совершенствовании тарифного регулирования. Так, тарифы на основе долгосрочных параметров регулирования (не менее трех и не более пяти лет) будут устанавливаться в порядке, определенном отдельным постановлением правительства РФ.

В условиях совершенствования законодательной базы особое внимание должно уделяться прозрачности работы регулятора, подчеркнул Сергей Новиков. К положительным сдвигам он отнес такие факты:

  • совместно с Фондом ЖКХ и «Российской газетой» подготовлена брошюра «В помощь собственникам помещений многоквартирного дома. Практическое пособие в вопросах и ответах»;
  • на сайте ФСТ создан новый специализированный раздел «Для граждан» России, где все полезные для потребителя документы, решения и ответы собраны в одном месте;
  • на том же сайте публикуются ссылки на тарифные решения региональных органов регулирования (во многих субъектах Российской Федерации эти решения либо сложно найти, либо они публикуются в неудобном для потребителя виде);
  • создан калькулятор коммунальных платежей, с помощью которого любой житель России сможет проверить правильность начисления квартплаты.

СБЫТОВЫЕ НАДБАВКИ

Михаил Курбатов, заместитель министра энергетики, отметил, что 1 октября в Госдуму внесен проект федерального бюджета на ближайшие три года. В качестве приложения к нему имеется прогноз социально-экономического развития страны и соответственно прогнозируемые планки роста тарифов.

– Рост тарифов на передачу, указанный в прогнозе (10–11%), не учитывает решения, которые в ближайшее время будут приняты по перекрестному субсидированию «последней мили», – заметил замминистра. – Поэтому итоговые цифры могут быть другими. В некоторых регионах вырастет тариф для населения сверх социальной нормы, в некоторых – тариф на передачу электроэнергии.

Далее Михаил Курбатов остановился на анализе деятельности гарантирующих поставщиков (ГП). С принятием в последние годы новых нормативных документов, которые лишали ГП дополнительных доходов (разрешение на уход крупных предприятий на оптовый рынок либо на образование ими собственных сбытовых компаний, повлекшее соответственно снижение выручки ГП), участились случаи банкротства ГП, их исключения из числа субъектов ОРЭМ и т.п.

– Сбыты нужно спасать. И сделать это возможно только поднятием планки сбытовой надбавки, которая позволит сбытовым компаниям нормально существовать. Минэнерго и ФСТ должны разработать единую методику подсчета этой надбавки. Сейчас цифры отличаются в разы. Поэтому где-то она вырастет на 5%, где-то на 200%, но подобных цифр не нужно бояться. Если сейчас у ГП сбытовая надбавка 3 копейки, а станет 6 копеек за киловатт, то это все равно минимум того, что необходимо для нормального существования сбытовой компании, обеспечивающей электроэнергией огромное количество потребителей, – сказал выступающий.

По его мнению, необходимо, и Минэнерго сейчас начинает такую работу, определить так называемый «эталонный сбыт» с конкретной сбытовой надбавкой, что позволит, наконец, разобраться с непрозрачностью сбытовых компаний. Далее следует ввести несколько поправочных коэффициентов в зависимости от структуры потребителей, доли населения, соотношения городских и сельскохозяйственных объектов, обширности обслуживаемой территории.

Отдельно Михаил Курбатов обратился к руководителям региональных энергетических комиссий и представителям федеральной антимонопольной службы:

– Вы должны следить, чтобы тарифные решения по инвестпрограммам выполнялись. Есть много примеров раздувания тарифов. То есть в тарифы сетевой компании включается определенная инвестсоставляющая, она утверждается регулятором, а ее реальное исполнение составляет 10%. И никто на это внимания не обращает, в том числе и руководитель энергетической комиссии региона. Говорю прямо: в таких случаях Минэнерго будет действовать со всей «пролетарской ненавистью» и бороться с подобными фактами нещадно. Есть антимонопольное законодательство, другие законы. Мы со своей стороны и я лично будем требовать как минимум увольнения руководителя РЭК, потому что подобные решения дискредитируют всех нас.

ДОЛГИ И РЫНКИ

Председатель правления НП «Совет рынка» Вячеслав Кравченко обратил внимание на достаточно негативную тенденцию последних лет – постоянно увеличивающуюся задолженность на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

Так, на ОРЭМ задолженность росла до 1 февраля 2010 года и в максимуме составляла 38,3 млрд руб. В 2010–2011 годах уровень задолженности стабилизировался, однако с 2012 года ее рост возобновился и к сентябрю 2012 года составил 45,7 млрд руб.

На розничном рынке задолженность в сентябре составила 113,1 млрд руб.

Выступающий огласил и причины формирования такой задолженности.

На розничных рынках электроэнергии:

  • использование получаемых от населения платежей нецелевым образом;
  • длительное согласование денежных средств, поступающих для бюджетных потребителей;
  • несогласование и непризнание объемов полезного отпуска сетевыми организациями;
  • тяжелое финансовое положение крупных промышленных предприятий;
  • отсутствие системы авансовых платежей для населения и приравненных к нему категорий;
  • непрозрачность деятельности энергосбытовых компаний при осуществлении расчетов.

На оптовом рынке:

  • проблемы расчетов на розничных рынках электроэнергии (платежная дисциплина, безучетное потребление, высокие потери при передаче, разногласия между сбытовыми и сетевыми компаниями);
  • проблемы тарифно-балансового регулирования (образование выпадающих доходов и отсутствие их учета в НВВ, тарифные дисбалансы в ЖКХ);
  • кассовые разрывы и их кредитование;
  • возможность льготного кредитования за счет оптового рынка;
  • выход на оптовый рынок недобросовестных компаний.

– Повышение платежной дисциплины на рынках электроэнергии требует ужесточения ответственности участников рынка и потребителей за несвоевременную и неполную оплату электроэнергии, – сказал Вячеслав Кравченко. – Во исполнение поручения Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии и развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 10.07.2012 №А60-26-8, разработаны поправки в Уголовный кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях, в закон «Об электроэнергетике», усиливающие ответственность за бездоговорное потребление и неуплату.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Максим Егоров, начальник управления электроэнергетической отрасли ФСТ РФ, в своем выступлении сказал, что уже согласованы изменения в федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части упрощения и снижения стоимости платы за техприсоединение для потребителей с компенсацией затрат сетевой организации, учитываемых в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В ближайшее время они будут внесены в правительство и в Государственную думу.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», из законодательства исчезло понятие «присоединенная мощность». Оно заменено на «максимальная мощность», и все расчеты по техприсоединению будут производиться исходя именно из нее.

Теперь к мероприятиям по техприсоединению (так называемой «последней миле») относится строительство воздушных и (или) кабельных линий; пунктов секционирования; КТП и РТП с классом напряжения до 35 кВ; центров питания, подстанций классом напряжения 35 кВ и выше (ПС).

Из платы за техприсоединение исключены расходы на организацию автоматизированного учета электроэнергии; телемеханики (телеуправления, телеизмерения); устройств релейной защиты и ПА, на организацию связи, на компенсацию емкостных токов.

При этом при расчете платы для конкретного заявителя предусматривается учет затрат только по тем мероприятиям «последней мили», которые предусмотрены техническими условиями, выданными ему сетевой организацией. Условия технологического присоединения энергоустановок до 100 кВт распространены на энергоустановки до 150 кВт.

Но эти нововведения – только первый шаг.

С 1 июля 2015 г. в плате за техприсоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт будет учитываться не более 50% от величины расходов на мероприятия «последней мили».

С 1 июля 2017 г. в состав платы за техприсоединение указанных устройств вообще не станут включаться расходы, связанные со строительством объектов «последней мили».

Максим Егоров обратил внимание присутствующих на ценовой калькулятор по технологическому присоединению.

– Любой потребитель в скором времени сможет посмотреть, есть ли свободные мощности на конкретном центре питания, рассчитать плату за свое техприсоединение, – отметил докладчик. – Подобные калькуляторы уже работают на сайтах ФСК, МОЭСК, «Ленэнерго». На страничке ФСТ с калькулятором можно будет увидеть ссылки и на сайты региональных органов регулирования, на которых доступна подобная услуга.

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА ПОТРЕБЛЕНИЯ

Немало внимания во время семинара-совещания было уделено социальной норме потребления электроэнергии населением и приравненным к нему потребителям.

Распоряжением Правительства РФ от 10.09.2012 № 1650 был принят комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг.

Сейчас в правительстве находится постановление о порядке определения и применения социальной нормы потребления электроэнергии. Оно согласовано с Минрегионразвития, Минфином, ФСТ. Когда документ будет принят, то население страны будет платить за электроэнергию по двум ставкам. В объеме установленной (социальной) нормы – по тарифам, устанавливаемым регулирующими органами, а сверх этой нормы – по экономически обоснованным тарифам, т.е. по рыночным ценам.

Уже принят поэтапный план введения социальной нормы. В 2013 году в пилотных регионах России, которых будет около 10, она уже будет введена. Социальная норма потребления электроэнергии, по подсчетам регуляторов, должна охватить приблизительно 70% населения.

Сергей Новиков отметил, что следующим этапом станет введение нормы по всей территории страны с 2014 года.

– Социальная норма не утверждена, но пока речь идет о 75–100 кВт·ч в месяц на каждого зарегистрированного на конкретной жилой площади, – отметил глава ФСТ. – По цене электроэнергии сверх нормы есть разные варианты. Естественно, что она будет существенно выше, но в ближайшее время останется регулируемой. Я не могу назвать конкретные цифры, но они не будут сверхвысокими.

По прогнозам специалистов, тариф за энергопотребление сверх социальной нормы будет выше тарифа в пределах этой нормы примерно на 70%. В частности, в рамках эксперимента в Забайкальском крае цена на электроэнергию в пределах социальной нормы потребления составляла 1,92 руб. за кВт·ч, а сверх этой нормы – 3,19 руб. за кВт·ч.

В 2014 году будут запущены пилотные проекты в ряде регионов по введению социальной нормы потребления в сфере водоснабжения. После этого они будут проанализированы, и с 2015 года, вполне возможно, социальная норма будет введена по всей стране.

При этом, по словам главы ФСТ, не стоит рассчитывать, что введение социальной нормы поможет решить существующие проблемы энергетики и ЖКХ. И тем более – проблему перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

– Если говорить о ликвидации перекрестного субсидирования, то, по нашим оценкам, вклад реформы в решение этого вопроса составит всего 10–15 процентов, — констатировал Сергей Новиков, уточнив, что объем перекрестного субсидирования сейчас достигает 200 миллиардов рублей.

Тему развил Михаил Курбатов:

– Мы искренне верим, что вводить социальную норму крайне необходимо, это единственный способ если не изжить полностью, то прекратить рост перекрестного субсидирования. Я вижу, что и большинство жителей страны понимает, что социальная норма – это вполне объяснимая модель развития страны.

Если мы этого не сделаем, придется продолжать нагружать ростом тарифов крупный бизнес. А он найдет способы обходить или вовсе избегать этой нагрузки. За всё придется отвечать малому и среднему бизнесу и соответственно опять же населению за счет повышения цен на товары и услуги.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Середина 2013 года и начало 2014-го, судя по всему, поставят перед регулирующими органами немало вопросов. Как решить вопросы с неплатежами на оптовом и розничных рынках? Как разруливать ситуацию с гарантирующими поставщиками электроэнергии? Не будет ли общественных протестов после введения социальной нормы электропотребления? Ответы даст только время…





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024