Кабельные линии • События • Круглый стол
В 2010 году между Санкт-Петербургом и ФСК ЕЭС было подписано соглашение о переводе нескольких воздушных линий 110–330 кВ в черте города в кабельное исполнение.
Прошло два года. Какова ситуация сейчас? Об этом шла речь за круглым столом «Перевод городских электрических сетей под землю. Кому это выгодно и зачем это нужно?», в котором принимали участие представители Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга, ОАО «Ленэнерго», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «МРСК Северо-Запада», кабельных заводов.
По мнению многих специалистов в области электроэнергетики, кабельные линии электропередачи в условиях мегаполиса –наиболее приемлемое решение: они позволяют высвободить для дальнейшего строительства участки дорогостоящей городской земли, которые сейчас занимают ВЛ, практически полностью защищены от внешних воздействий – грозовых разрядов, ветра и низких температур, вандализма, не изменяют исторический облик города и т.п.
ПЕРЕВОД
ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ
В КАБЕЛЬНЫЕ
Необходимость и возможности
Подготовил Валерий Журавлев, «Новости ЭлектроТехники»
ЭКОНОМИКА
Санкт-Петербург ведет работу по переустройству воздушных линий электропередачи (ВЛ) в кабельные (КЛ) более десяти лет. В 2010 году был начат пилотный проект на проспекте Маршала Блюхера, где проходят три высоковольтные ВЛ, две из которых принадлежат ФСК ЕЭС, одна – компании «Ленэнерго». За это время выполнен проект перевода воздушной линии в кабельное исполнение, проведена его экспертиза, определены затраты на строительство. Однако до сих пор не согласованы условия инвестиционной программы по реализации этого проекта, не определен механизм возврата денежных средств инвестору.
– Чтобы каблировать ВЛ напряжением 220–330 кВ, необходимо порядка 200 тысяч рублей на один погонный метр, для ВЛ 110 кВ – 100 тысяч рублей. При этом стоит учесть, что трасса кабельной линии в связи с насыщенностью подземных коммуникаций, которые необходимо обходить, может иметь другую длину – в два, а то и в три раза больше, чем существующая ВЛ, – отметил Валерий Усков, начальник отдела развития инженерно-энергетического комплекса Управления перспективного развития Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга.
Если говорить об общих цифрах, то, к примеру, приблизительная сметная стоимость каблирования линий 110 и 330 кВ на проспекте Маршала Блюхера составляет 1,8 миллиарда рублей. То есть без каких-то осложнений (переноса инженерных коммуникаций, вскрытия асфальта и пр.) строительство обойдется инвестору в 131 миллион рублей за километр. При этом построить ВЛ на том же пространстве можно за 25 миллионов рублей за километр.
Казалось бы, зачем городу и инвесторам переплачивать такие суммы за обеспечение электроснабжения? Однако ныне занимаемые под ВЛ площади с учетом зон отчуждения – это колоссальные земли, которые могут быть использованы под жилищное строительство, под школы, поликлиники и другие нужды. По подсчетам (правда, неофициальным и достаточно оптимистичным) перевод ВЛ в КЛ мог бы принести Петербургу один миллион квадратных метров свободной территории.
– В «Ленэнерго» определен перечень пилотных линий, которые мы будем переводить под землю. Но возникают сложные вопросы по реализации этих проектов. Если говорить откровенно, нет источников финансирования. Город предлагал переустройство линий возлагать на будущих инвесторов, которые будут по своему усмотрению использовать земельные участки, освободившиеся от воздушных линий. Однако правовой механизм таких отношений пока до конца не проработан, – сказал директор филиала «Высоковольтные электрические сети» ОАО «Ленэнерго» Дмитрий Корякин.
Д. Корякина поддержали и другие участники круглого стола. – Инвестор должен иметь гарантию того, что он «на выходе» получит освобожденный участок. Пока же потенциальный инвестор не видит четко прописанного правового механизма защиты его вложений, – таково мнение Николая Федорова, директора специальной дирекции МЭС Северо-Запада.
Есть и еще одна проблема в обсуждаемой теме.
– Нужно понимать: чтобы переустроить существующую ВЛ в кабельное исполнение, сначала кабельную линию надо построить, а уже потом перевести на нее нагрузку потребителей и осуществлять демонтаж существующей ВЛ. То есть сначала необходимо деньги вложить, построить линию, и только после этого освобождать территорию от существующих опор и проводов. Не все потенциальные инвесторы это понимают, – заметил Валерий Усков.
Участники круглого стола отметили, что в качестве инвестора может выступать и сам город. Часть площадей под существующими ВЛ может отойти Санкт-Петербургу в качестве улично-дорожной сети.
– Высоковольтные ВЛ, прямые как натянутые струны, перерезают весь город. Если на их месте проложить транспортные артерии, жители скажут энергетикам только спасибо, поскольку уже сейчас город задыхается в пробках, – сказал Николай Федоров.
НЕОБХОДИМОСТЬ
Все ли ВЛ необходимо опускать под землю? Ведь множество линий исправно работают и передают населению ту энергию, которая необходима.
– Вопрос массового каблирования имеющихся ВЛ пока не стоит. Всё новое строительство мы стараемся осуществлять в кабельном исполнении. А те воздушные линии, которые находятся в неудовлетворительном техническом состоянии либо требуют реконструкции и увеличения пропускной мощности, мы переводим в кабельное исполнение в рамках инвестпрограмм, – пояснил Дмитрий Корякин.
– Вопрос возникает тогда, когда возникает потребность в земле. На всей территории Северо-Западного региона, исключая Санкт-Петербург, такой проблемы нет. Воздушные линии разного класса напряжения проходят прямо по центрам городов. Поэтому, пока земля никому не понадобится, ВЛ будут существовать, – заметил начальник отдела подготовки технических условий ОАО «МРСК Северо-Запада» Александр Виноградов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Что касается программы по каблированию линий, участники круглого стола ожидают создания механизма государственно-частного партнерства. В данном проекте заинтересованы три стороны. Первая – это город, в интересах которого ввести дополнительные энергетические мощности, высвободить конкретные территории. Вторая – это инвесторы, которые могут реализовать участок земли, находившийся в зоне ВЛ, под строительство каких-либо объектов и другие задачи. Третья – сетевые компании, которые заинтересованы в обновлении и повышении надежности своих сетей за счет нового строительства.
Самая насущная на сегодняшний день проблема – достижение договоренностей с собственниками и арендаторами земель, по которым пойдет кабельная трасса.
– Далеко не всегда планируемая КЛ пройдет по тому же коридору, что и существующая ВЛ. Под землей достаточно много иных инженерных коммуникаций, которые затрагивать нельзя, – подчеркнул вице-президент Группы компаний «Комплексные энергетические решения» Владимир Салов.
– Эти вопросы решаются на заседании рабочей группы, которая занимается конкретной кабельной линией. Все арендаторы, которые попадают на сегодняшний момент в охранную зону линий электропередачи, имеют договоры краткосрочной аренды с правом расторжения в одностороннем порядке. КУГИ держит эту ситуацию под контролем. Поэтому проблем с арендаторами, я думаю, не возникнет. А с собственниками придется договариваться, – сказал Валерий Усков.
ТЕХНИКА
То, что Санкт-Петербург заинтересован в замене воздушных линий на кабельные, сомнений нет. КЛ более надежны, потому что проложены в бетонных лотках под землей, имеют большую, чем ВЛ, степень защиты, лучшие эксплуатационные характеристики, не подвержены климатическим воздействиям. Кроме того, не секрет, что ВЛ дают электромагнитное излучение, которое так или иначе влияет на наш организм. КЛ подобного воздействия на человека не оказывают.
– Особых технических проблем при сооружении и эксплуатации КЛ нет. Есть стандартные: необходимость расчета тепловых потерь, которые не учитываются при передаче электроэнергии по воздушным линиям; выбор варианта транспозиции экранов кабелей; контроль показателей характеристик кабельных линий, – уверен Александр Виноградов.
При этом, по его словам, опять же всё сводится к финансам:
– Сами кабельные линии довольно дорогие, но их ведь еще необходимо защищать и наблюдать за эксплуатационными параметрами. Для этого существуют системы мониторинга контроля изоляции, определения места повреждения и так далее». При этом стоимость подобных систем составляет примерно 10 % от общей стоимости линии.
Защита кабельной линии и защита воздушной линии, каналы связи для передачи команд РЗА или телемеханики достаточно сильно отличаются. Если на ВЛ можно использовать уже установленный ВЧ-канал, то для КЛ необходимы либо волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), либо какие-то другие каналы.
– При каблировании к нам, сетевым компаниям, могут присоединиться организации, которым также требуется инфраструктура прокладки под землей, к примеру, операторы связи, которым необходима подземная инфраструктура. В данный момент такие вопросы находятся в стадии проработки, – отметил Александр Виноградов.
Его поддержал Владимир Салов:
– Мы сейчас говорим только о переводе ВЛ в КЛ. Но имеется еще одна проблема городских электрических сетей – необходимость замены уже существующих маслонаполненных кабелей на кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена, что позволит существенно увеличить пропускную способность линии.
Если сейчас линия 110 кВ с маслонаполненными кабелями занимает три «трубы», в каждой из которых проложен кабель сечением 400–600 мм2, то для КЛ с СПЭ-кабелями потребуется только одна, в которой пройдут три фазы сечением до 1200 мм2. То есть пропускное сечение КЛ увеличится в два-три раза. Оставшиеся две «трубы» можно использовать под любые другие инженерные цели.
Зашла речь и о том, что кабельные линии перед вводом в эксплуатацию необходимо испытывать. При этом методы, применяемые для кабелей с бумажно-пропитанной изоляцией, абсолютно неприемлемы при испытаниях кабелей с изоляцией из сшитого полиэтитилена. Поэтому «Ленэнерго» уже закупило несколько дорогостоящих лабораторий зарубежного и отечественного производства, позволяющих проводить испытания неразрушающими методами.
– В настоящий момент мы в полной боевой готовности и готовы начать работы по прокладке КЛ буквально завтра,– отметил Николай Федоров. По его словам, ресурсов для этого у компании хватает.
НАДЕЖНОСТЬ
В «Ленэнерго» для повышения надежности электроснабжения потребителей было принято решение о том, что необходимо каблировать линию на всем ее протяжении без строительства переключательных пунктов. Каждый такой пункт – это, во-первых, дополнительные затраты при сооружении, а во-вторых, еще одно звено цепи, которое может выйти из строя при эксплуатации.
Казалось бы, здравый подход, однако даже Дмитрий Корякин признает:
– Мы должны освободить достаточно протяженную территорию и собрать всех участвующих в проекте инвесторов воедино, чтобы осуществить софинансирование работ, а это достаточно сложно. Более того, не на всем протяжении линии есть интересная для будущего строительства земля. Иногда для небольшого, но привлекательного для инвестора участка может потребоваться перевод под землю линии очень большой длины. А это уже неэффективные вложения для инвестора. Вопрос мы пытаемся проработать уже на протяжении долгого времени, но пока не получается. Наверное, стоит допускать строительство хотя бы одного переключательного пункта.
Однако можно подойти к решению этого вопроса и с другой стороны, считает Владимир Салов. По его мнению, необходимо пересмотреть распределение электрической сети в Петербурге:
– Нужно провести инвентаризацию всех существующих сетей и определить степень их износа. Также узнать потребность в мощности для каждого конкретного района: здесь сейчас недостаток, а там – переизбыток. А уже затем решать, где необходимо строить кабельные линии.
– Это зона ответственности Комитета по энергетике, – парировал Валерий Усков. – Мы проводим разработку схем программ перспективного развития электроэнергетики. Схема разработана и утверждена в прошлом году. При этом город обязан ежегодно проводить корректировку данной программы с учетом мнений всех электросетевых компаний. И в настоящее время такая корректировка проводится.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Поскольку в круглом столе участвовали представители российских кабельных заводов, им был задан вопрос: «Каких инновационных решений можно ждать от производителей кабелей в ближайшее время»?
Ответ был достаточно неожиданным.
– Только спрос рождает предложение. Изобретать что-то инновационное, которое не будет востребовано, бессмысленно. А оно может быть невостребовано по одной простой причине – из-за отсталости нормативно-правовой базы в России, – сказал Павел Прокопенко, технический директор инжиниринговой компании группы «Севкабель».
В качестве примера он привел изолированный высоковольтный провод 110 кВ, так называемый СИП-7. В МРСК Волги уже построена экспериментальная линия с применением такого провода и показывает она себя исключительно с положительной стороны: значительное снижение электромагнитного излучения, стойкость к падению деревьев и еще многое другое. Однако по существующей НТД охранная зона должна быть точно такой же, как и у ВЛ с голым проводом, хотя по расчетам она может быть уменьшена до 5 метров от крайнего провода. У сетевых компаний пропадает смысл использовать эту новинку, заметил Павел Прокопенко.
Несмотря на то что данный вопрос впрямую не относился к теме круглого стола, его участники единодушно решили, что необходимо срочно дорабатывать российскую нормативную базу, поскольку она уже сейчас на десятки лет отстает от со-временных технологий в области электроэнергетики.
Что же касается именно кабелей, то технический директор ОАО «Псковкабель» Александр Демин посетовал, что мощности российских кабельных заводов, которые используют при производстве кабеля самое современное оборудование, загружены в настоящее время только на 30%. Однако отечественные сетевые предприятия по-прежнему закупают импортную продукции.
Ответ дал Валерий Усков:
– Комитет по энергетике отвечает за надежность электроснабжения потребителей. И мы требуем от сетевых компаний, чтобы при реконструкции или новом строительстве головных источников питания применялись самые современные и надежные материалы. Не можем мы себе позволить проложить только что запущенный в производство кабель, что бы ни говорили о поддержке отечественного производителя. Сначала его необходимо запустить в опытную эксплуатацию, понаблюдать за ним,
а уже через какое-то время принимать решение: применять его или не применять.
Его поддержал Александр Виноградов:
– Сетевые компании не являются исследовательскими институтами. Мы доверяем опыту эксплуатации. Если, к примеру, кабели Nexans работают у нас без нареканий уже многие годы, то почему мы должны переходить на продукцию другого производителя? Для нас как сетевой компании выбор определяется в первую очередь надежностью. И никакие доводы типа «у них дороже, а у нас дешевле при одинаковом качестве» меня не переубедят. На ответственных объектах мы будем использовать оборудование только проверенных временем заводов – неважно, зарубежных или отечественных.
Представители кабельных заводов отступать не собирались.
– Мы понимаем, что кабельщики в России, может быть, еще не заслужили такого авторитета, как зарубежные концерны. Однако на сегодняшний день оснащение отечественных кабельных заводов находится как минимум на уровне ведущих зарубежных изготовителей. А продукция производится по российским стандартам, гармонизированным с европейскими. Поэтому считаю, что, за исключением каких-то особенных проектов, наши предприятия готовы обеспечить сетевые компании кабелем в соответствии с их запросами, – считает Александр Демин.
По заверению Валерия Ускова, реализация пилотного проекта по переводу воздушных линий электропередачи в кабельное исполнение начнется уже в 2013 году. Он уверен, что подобное решение пойдет только нп благо Санкт-Петербургу: повысится надежность электроснабжения города, на месте высвободившихся трасс ВЛ появятся зоны отдыха, жилые объекты, детские сады, школы, больницы, поликлиники.
|