|
Воздушные линии
Согласно Технической политике ФСК ЕЭС [1] при проектировании и строительстве ВЛ необходимо применять конструкции, сохраняющие расчетные параметры в течение всего срока службы. Этим же документом определены сроки службы ВЛ: на железобетонных центрифугированных опорах – не менее 50 лет, на стальных решетчатых – не менее 60 лет, на стальных многогранных – не менее 70 лет.
Среди элементов ВЛ, подвергающихся воздействию климатических факторов и переменных механических нагрузок, Александр Георгиевич Тарасов и Юрий Викторович Целебровский выделяют фундаментные конструкции под опоры, испытывающие еще и разрушительное влияние грунтовой среды.
|
|
Александр
Тарасов,
к.т.н., начальник службы организации диагностики ВЛ, Новосибирский филиал ОАО «Электросетьсервис ЕНЭС» |
Юрий Целебровский,
д.т.н., профессор, Новосибирский государственный технический университет |
г. Новосибирск |
ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ
Проблемы жизнестойкости фундаментов опор
На фундаменты опор ВЛ одновременно могут воздействовать такие грунтовые факторы, как:
- химическая грунтовая среда, вызывающая коррозию материала фундаментов;
- попеременное замораживание-оттаивание грунта и элементов фундаментов;
- блуждающие постоянные токи, источником которых являются электрифицированные железные дороги и установки электрохимзащиты магистральных трубопроводов;
- длительные переменные токи, обусловленные электромагнитными процессами в самой линии электропередачи.
Только учет при проектировании, строительстве и эксплуатации ВЛ всех этих факторов, наряду с большими знакопеременными механическими нагрузками, испытываемыми фундаментом, позволит обеспечить жизнестойкость фундаментов и ВЛ в целом в течение заданного срока службы.
На жизнестойкость фундаментов в первую очередь влияет материал конструкции. В настоящее время накоплен огромный опыт эксплуатации железобетонных фундаментов и опор. Многие ВЛ в России эксплуатируются уже 50 лет и более, что позволяет обоснованно судить о причинах разрушения фундаментов в процессе эксплуатации.
В последнее время все шире начинают применяться металлические фундаменты с основными элементами в виде трубчатых винтовых свай [2, 3] или свай-оболочек [4]. Опыта длительной эксплуатации фундаментов из металлических труб в грунтовых условиях России нет. Известен лишь опыт эксплуатации стальных анкеров оттяжек опор. Рассмотрим в свете сказанного поочередно аспекты жизнестойкости железобетонных и металлических фундаментов.
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ФУНДАМЕНТЫ
По отношению к железобетонным конструкциям среди названных выше разрушающих процессов следует выделить:
- коррозию бетона;
- переменное замораживание-оттаивание железобетонной конструкции;
- коррозию арматуры.
Коррозия бетона
Коррозия самого бетона в грунте проходит в основном по трем механизмам [5]:
Коррозия выщелачиванием. Грунт вокруг бетонной конструкции имеет, как правило, уменьшающуюся щелочность от рН=12 у поверхности бетона до рН, равного значению этого показателя для рассматриваемого грунта в 0,5–1 м от бетонной конструкции. Если существуют условия перемещения влаги в этом слое, изменяющие рН, то кристаллогидраты цементного камня начинают разлагаться, возмещая убыток ионов ОН–.
Коррозия с образованием растворимых соединений. Если в грунтовой влаге находятся активные анионы, способные при реакции с Ca(OH)2 образовывать соединения с растворимостью, значительно большей, чем у гидрата окиси кальция, то процесс выщелачивания бетона существенно ускоряется. Наиболее опасным в этом отношении является ион хлора, при реакции с которым образуется легко растворимый хлорид кальция.
Коррозия с образованием нерастворимых соединений. К разрушению защитного слоя железобетонной конструкции может привести образование в порах бетона соединений, объем которых превосходит объем прореагировавших веществ. Одним из таких соединений является сульфат кальция, образующийся при наличии в грунтовой влаге ионов SO4––. Происходит так называемая сульфатная коррозия бетона.
Замораживание-оттаивание
Процессы коррозии бетона усиливаются при параллельном воздействии замораживания-оттаивания. При этом снижается механическая прочность бетона и конструкции в целом. Как будет показано ниже, несоблюдение требований по морозостойкости чаще всего является причиной снижения жизнестойкости железобетонных фундаментов.
Коррозия арматуры
Этот фактор начинает проявляться при разрушении защитного слоя бетона в результате действия первых двух процессов. Под слоем неповрежденного бетона коррозии арматуры не происходит (в отсутствие блуждающих постоянных токов) вследствие высокой щелочности порового раствора бетона и пассивации стальной поверхности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЙ
В 2009 году было выполнено инструментальное обследование несущих конструкций опор на шести ВЛ 220 кВ, расположенных на севере Томской области. Указанные ВЛ построены в 1974 году. Их трасса на протяжении более 500 км проходит вдоль реки Обь по лесам Сибирской тайги и Васюганским болотам.
В результате было обследовано более 1500 опор. Каждая опора содержала от двух до четырех железобетонных грибовидных фундаментов, или от 8 до 16 железобетонных свай. Некоторые опоры были выполнены из двух железобетонных центрифугированных стоек. Общее число обследованных несущих железобетонных элементов опор составило 4452 штуки. Основные результаты по состоянию железобетонных конструкций приведены в табл. 1.
Таблица 1. Результаты оценки состояния железобетонных конструкций на обследованных ВЛ 220 кВ
Состояние | ВЛ № 1 шт. / % | ВЛ № 2 шт. / % | ВЛ № 3 шт. / % | ВЛ № 4 шт. / % | ВЛ № 5 шт. / % | ВЛ № 6 шт. / % | Итого шт. / % | Исправное | 0 / 0 | 45 / 13,9 | 76 / 5,8 | 15 / 1,8 | 41 / 5,0 | 322 / 27,4 | 499 / 11,2 | Удовлетворительное | 16 / 32 | 168 / 50 | 697 / 53,2 | 236 / 28,4 | 97 / 13,4 | 490 / 41,6 | 1704 / 38,3 | Неисправное | 15 / 30 | 72 / 22,2 | 237 / 18,1 | 128 / 15,5 | 226 / 30,2 | 148 / 12,6 | 826 / 18,6 | Аварийное | 3 / 6 | 45 / 13,9 | 79 / 6,0 | 50 / 6,0 | 240 / 32,0 | 78 / 6,6 | 495 / 11,1 | После ремонта | 16 / 32 | 0 / 0 | 227 /16,9 | 401 / 48,3 | 145 / 19,4 | 139 / 11,8 | 928 / 20,8 | ИТОГО | 50 / 100 | 330 /100 | 1316 / 100 | 830 / 100 | 749 / 100 | 1177 / 100 | 4452 / 100 |
Из табл. 1 видно, что около 30% железобетонных конструкций опор находятся в аварийном или предаварийном (неисправном) состоянии. При этом если для грибовидных фундаментов характерно разрушение бетона за счет процессов карбонизации и замораживания-оттаивания (рис. 1), то для свайных фундаментов, наряду с упомянутыми процессами, характерно еще и выщелачивание бетона на границе воздух – грунт или воздух – болотная вода (рис. 2).
Рис. 1. Разрушение грибовидного фундамента |
Рис. 2. Разрушение свайного фундамента |
|
|
У некоторых опор число дефектных конструкций, составляющих железобетонный фундамент, приближается к 100%. То есть уже не только фундамент, а вся опора находится в предаварийном состоянии. Состояние подземных анкерных плит, их петель и U-образных болтов для крепления оттяжек, а также самих металлоконструкций опор в основном исправное.
В общем случае, как показали наши исследования [6], средняя скорость деградации бетона железобетонных конструкций электроустановок в единицах прочности при сжатии лежит в пределах 0,4–0,6 МПа/год. То есть при исходной проектной прочности бетона фундаментов металлических опор в 20–30 МПа срок их службы составит 40–60 лет. На северных территориях России этот срок еще ниже и составляет 20–30 лет. Более того, в ряде регионов Сибири наблюдается механизм физической коррозии бетона, который сокращает срок службы конструкций до 10–12 лет.
НЕОБХОДИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕТОНА
Для обеспечения долговечности железобетонных фундаментов необходимо с учетом грунтово-климатических факторов изготавливать сваи из бетона с соответствующими характеристиками, определяемыми такими документами как ГОСТ [7]
и СНиП [8]. Так, в [7] регламентировано, что в условиях водонасыщения бетонной конструкции, расположенной в сезоннооттаивающем слое грунта, марка бетона по морозостойкости должна быть не ниже F300, а по водонепроницаемости – не ниже W6. При засоленных грунтах эти марки соответственно повышаются до F1000 и W16.
Если требования при изготовлении бетона нарушены, то возможны повреждения железобетонных конструкций. Об этом и говорит опыт эксплуатации железобетонных фундаментов в условиях Западной Сибири.
Блуждающие токи, воздействующие на железобетонные сваи, в общем случае могут быть переменными и постоянными. Эти токи могут оказывать на защитный слой бетона и арматуру тепловое, электрокоррозионное и электроэрозионное воздействия.Тепловое действие тока на бетон связано с ионным характером его электропроводности, значение которой зависит от структуры и влажности бетона [9].
В высоковольтных установках большой мощности, к которым относятся и ВЛ энергосистемы, в процессе длительного протекания тока через бетон (при неотключаемых однофазных замыканиях на землю в сетях 6–35 кВ) последний нагревается, часть влаги испаряется и повышается удельное электрическое сопротивление бетона. При этом стекающий с конструкции ток не уменьшается, а увеличивается напряженность поля в защитном слое бетона. Когда напряженность достигает пробивных значений, в бетоне начинаются искровые и дуговые процессы.
Путь тока через дугу и искру более выгоден, поэтому равномерность протекания тока по сечению бетона нарушается и ток сосредоточивается в нескольких, а чаще всего в одном канале. Это приводит к выделению в малом объеме большого количества энергии, что вызывает оплавление и растрескивание бетона и пережог арматуры.
Железобетонная конструкция может потерять при этом свою несущую способность [10]. ГОСТом [7] плотность переменного тока, стекающего с арматуры, ограничена значением 1 А/м2. По нашему мнению [9], в водонасыщенных грунтах ее можно увеличить до 10 А/м2 и относить только к половине поверхности арматуры (поверхности, с которой стекает ток во внешнюю среду).
Электрокоррозионное разрушение стальной арматуры железобетонной конструкции происходит по закону Фарадея с электролизом железа и образованием в итоге гидрата окиси железа.
Объем образовавшейся гидроокиси значительно больше объема корродированного металла, что приводит к механическим напряжениям в железобетонной конструкции и растрескиванию защитного слоя бетона. На основе многолетнего опыта электрокоррозионных испытаний ГОСТом [7] определено, что опасной плотностью постоянного тока, стекающего с арматуры в бетон, следует считать плотность, равную 0,06 А/м2. Это позволяет оценить опасность электрокоррозии при блуждающих постоянных токах.
Все эти моменты должны учитываться при проектировании железобетонных фундаментов ВЛ, что в итоге позволит обеспечить срок службы конструкций 70 лет и более. Указанные токовые воздействия должны контролироваться и в период эксплуатации ВЛ. В случае превышения предельных значений, вызванного изменившимися условиями, должны применяться меры к снижению воздействующих токов.
В следующем номере журнала авторы рассмотрят опыт эксплуатации в России металлических свайных фундаментов опор.
ЛИТЕРАТУРА
- Положение о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС». М., 2011. 147 с.
- Интернет портал инжиниринговой компании ОАО «Энергосетьпроект», http://www.oaoesp.ru/.
- Сваи стальные винтовые для вечномерзлых грунтов. ТУ 5264-82996320-2009 ООО «Завод винтовых свай». Алапаевск, 2009. 15 с.
- Патент на полезную модель № RU 52413 U1, приоритет от 24.11.2005. «Трубчатая свая». Авторы: Железков В.Н., Романов П.И., Дунаев Г.Б., Качановская Л.И. Заявитель: ОАО «СевЗапНТЦ».
- Москвин В.М. Коррозия бетона. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, 1952. 344 с.
- Петров Г.С., Тарасов А.Г. Предельная механическая прочность железобетонных центрифугированных стоек опор «старых» ВЛ 110–220 кВ // Энергетик. 2009. № 5. С. 38–40.
- ГОСТ 31384-2008. Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования. М.: Стандартинформ, 2010. 51 с.
- СНиП 2.03.11-85. Защита строительных конструкций от коррозии. М., 1985.
- Бернацкий А.Ф. и др. Электрические свойства бетона / под ред. Ю.Н. Вершинина М.: Энергия, 1980. 208 с.
- Каганс М.А. Повреждение железобетона переменным током // Бетон и железобетон. 1967. № 11. С. 31–33.
|
|