Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №5 (83) 2013 год     

События • Совещание

В середине октября 2013 года в г. Сочи состоялся традиционный Всероссийский семинар-совещание «Тарифное регулирование в 2013 году и задачи органов государственного регулирования на 2014 год». Организатором выступила региональная энергетическая комиссия – департамент цен и тарифов Краснодарского края при поддержке администрации Краснодарского края и Федеральной службы по тарифам.

В работе семинара-совещания приняли участие более 600 представителей Федеральной службы по тарифам, Министерства энергетики РФ, Федеральной сетевой компании, НП «Совет рынка», ОАО «РЖД», а также руководители органов власти субъектов РФ, осуществляющих государственное регулирование цен (тарифов).

На совещании были рассмотрены актуальные вопросы ценообразования на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), вопросы тарифообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, внедрения социальной нормы электропотребления, освещены основные задачи в области энергосбережения.

ТАРИФЫ-2014
В центре внимания регулирующих органов – перекрестное субсидирование, социальная норма

Подготовил Валерий Журавлев, «Новости ЭлектроТехники»
Фото предоставлено ФСТ России

Совещание открыл руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков. Он перечислил ключевые направления работы Федеральной службы по тарифам в среднесрочной перспективе в рамках утвержденного Плана деятельности службы на 2013–2018 гг.:

  • разработка комплекса мер по сдерживанию цен (тарифов) естественных монополий;
  • повышение уровня защиты потребителей, качества и надежности предоставления коммунальных услуг – законодательное закрепление стандартов коммерческого качества обслуживания потребителей услуг естественных монополий и мер ответственности за их соблюдение;
  • обеспечение действенного контроля и усиление административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области регулирования тарифов.

Особое внимание было уделено повышению прозрачности регулирования.

– Федеральная служба по тарифам подготовила и уже внесла в правительство Российской Федерации законопроект, в котором зафиксированы требования по созданию единого портала, на котором будет размещаться вся информация по принимаемым регуляторным решениям, – рассказал Сергей Новиков. – Фиксируется обязательность публикации тарифной заявки регулируемой организации, отчетов о реализации инвестиционных программ, параметров надежности и качества регулируемых услуг, как технических, так и коммерческих. Расширяются требования и к органам регионального регулирования: в открытом доступе будут размещены результаты контрольной деятельности, отчеты о деятельности. Таким образом, повышается ответственность за принятие решений.

Перед региональными регуляторами поставлена важная задача – разъяснение вопросов тарифного регулирования в целом и тарифных решений на 2014 г. для населения в частности.

– В первом полугодии 2014 года повышения тарифов не будет. Оно произойдет только с 1 июля. Правительством в целях социальной защиты граждан принято решение по формуле индексации «инфляция минус 30%», т.е. на уровне не более 4,2%, что является самым низким ростом тарифов за последние десятилетия, – заметил Сергей Новиков.

ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ

Сергей Новиков также сказал, что в настоящее время в Государственной думе на рассмотрении находится проект федерального закона № 170322-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 8 Федерального закона «О естественных монополиях». Принятие закона позволит на федеральном уровне закрепить механизм перекрестного субсидирования в части определения понятия и методологии расчета перекрестного субсидирования.

Елена Помчалова, заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам, отметила, что по информации, которую для ФСТ предоставил СО ЕЭС, к утверждению планируется цифра потребления на 2014 год с ростом к 2013 году 1,2%. Предполагается принять ее на уровне 1 трлн 54 млрд киловатт-часов.

– Но это в целом по России, – заметила Елена Помчалова. – По субъектам РФ картина существенно разнится. Во многих регионах планируется снижение энергопотребления, что говорит о том, что какие-то предприятия снижают выпуск продукции, а то и вообще закрываются.
Далее в своем выступлении Елена Помчалова остановилась на перекрестном субсидировании – механизме, который позволяет снизить стоимость отпуска электроэнергии для населения путем увеличения отпускных тарифов для крупных потребителей. От такой схемы, так называемых договоров «последней мили», Россия должна отказаться с 1 января 2014 года. Сейчас годовой объем перекрестного субсидирования достигает 232 млрд рублей.

Пока неясно, на кого будет переложена тарифная нагрузка, ранее погашавшаяся за счет крупных потребителей. В числе наиболее вероятных вариантов сокращения перекрестного субсидирования называется введение социальной нормы потребления электрической энергии. Однако будущий закон предполагает, что «последняя миля» продлевается в 20 субъектах РФ.

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА

Наталья Невмержицкая, председатель правления НП Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, подробно остановилась на социальной норме потребления электроэнергии.

Она отметила, что если по стране в целом уровень тарифов составляет около 2 рублей, то в Москве чуть меньше 5 рублей. При этом размер перекрестного субсидирования в России, по скромным оценкам, примерно 250 млрд рублей. Решить эту проблему можно повсеместным введением социальной нормы электропотребления.

– Сейчас выигрыш от применения существующих тарифов в первую очередь получают те потребители, я имею в виду население, которые потребляют много. Зато промышленность и малый бизнес, которые несут основную нагрузку по перекрестке, платят за вполне состоятельных граждан.

Одной из целей введения соцнормы является то, что вводится уровень для комфортного проживания потребителей электроэнергии, которого достаточно для большинства семей. Соответственно и тариф в рамках этой социальной нормы будет расти самыми невысокими темпами, которые государство может гарантировать.

Те же, кто не уложится в социальную норму, должны будут либо на чем-то экономить в плане энергопотребления, что в общем немаловажный фактор, либо платить по реальной цене.

В шести регионах России социальная норма установлена. С 2005 года: во Владимирской и Нижегородской областях, Забайкальском и Красноярском краях. С 1 сентября 2013 года к ним присоединились Орловская и Ростовская области.

С 1 июля 2015 года социальная норма должна быть введена на всей территории России.

Сейчас в Красноярском крае на первого одного проживающего установлена соцнорма в 110 кВт·ч в месяц, а на всех последующих по 75. Во Владимирской области – 150 кВт·ч, в Забайкальском крае – 65 кВт·ч на человека.

В Орловской и Ростовской областях, где соцнорма введена с 1 сентября 2013 года, расчет ведется по новым правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 614. Максимальная величина соцнормы вводится только для первого проживающего, для остальных устанавливаются соответствующие надбавки.

– В первый год рост платежа на 10% может случиться у тех потребителей, которые превысят социальную норму на 50%. Всего таких семей в общей структуре потребления около 10%. У всех остальных потребителей темпы прироста платежа будут меньше. По нашим подсчетам, в 100% потребления электроэнергии в пределах соцнормы будут укладываться порядка 40% семей в России, не менее 70% потребления будет «закрываться» социальной нормой уже у 75% семей, – сказала Наталья Невмержицкая.

Базовая величина соцнормы составит 1/12 от годового потребления в домах без электроплит в городских поселениях с одним проживающим.

Все домохозяйства разделены на 6 групп в зависимости от количества проживающих.

Для первой группы используется базовая величина соцнормы. Для второй–пятой групп устанавливаются надбавки: на второго проживающего – 50 кВт·ч, на третьего, четвертого и далее – по 20 кВт·ч на каждого. Эти надбавки также определены расчетным путем на основании статистики по разным регионам и выбраны максимальные из них.

В шестую группу входит специализированный жилой фонд (общежития, маневренный фонд, служебный жилой фонд).

Если дом оборудован не газовыми, а электроплитами, то будет добавлено до 90 кВт·ч на человека в месяц.

Если нет централизованного тепло- и газоснабжения и проектом жилого дома предусмотрено обеспечение этих услуг с использованием электрокотла, то в отопительный период надбавка составит до 3000 кВт·ч в месяц на семью на отопление в течение всего года до 100 кВт·ч в месяц на горячее водоснабжение в расчете на каждого проживающего.

Для сельских домов – дополнительно до 100 кВт·ч на домохозяйство. Для ветхого жилья повышающий коэффициент – 1,2, для аварийного – 1,5.

Пенсионеры и инвалиды в первый год введения соцнормы будут платить по льготному тарифу. Далее для них соцнорма должна быть установлена в 1,5 раза больше, чем для прочих.

Ограничение на разницу тарифов сверх соцнормы и в пределах соцнормы предусматривается не более 30% (для субъектов, где соцнорма вводится впервые) с доведением в течение трех лет до экономически обоснованного уровня (сверх соцнормы).

Также Наталья Невмержицкая упомянула о различиях в понятиях «норматив» и «социальная норма». «Норматив» используется для определения объема поставки при отсутствии приборов учета. Сейчас в некоторых регионах складывается ситуация, когда норматив будет гораздо меньше предполагаемой соцнормы, и потребителю выгоднее снять все приборы учета и платить по нормативу. Введение соцнормы, которая не должна быть меньше норматива, станет стимулировать потребителей к установке приборов учета и отражать фактическое потребление. Поэтому в ряде регионов власти вынуждены будут поднимать норматив электропотребления.

С точки зрения применения социальной нормы существует еще один аспект. Чтобы выставить счет по соцнорме, сбытовая компания должна обладать информацией о зарегистрированных в данном помещении лицах. Необходимо наладить информобмен между органами регулирования РФ и муниципальными образованиями (управляющими компаниями, ТСЖ) либо самими потребителями. Сейчас этот процесс дает сбои и сбытовые компании не знают, какой объем потребляют потребители, сколько лиц зарегистрировано в данном домохозяйстве. Поэтому могут возникнуть сложности с определением, к какому домохозяйству относить данное помещение.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Оксана Шатохина, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Российские сети», в своем выступлении затронула вопросы тарифного регулирования по технологическому присоединению потребителей к сетям.

Указом Президента от 22.11.2012 № 1567 и Стратегией развития электросетевого комплекса установлены ключевые задачи и целевые ориентиры для компании «Российские сети». В частности, вводится новый подход к установлению платы за технологическое присоединение (ТП).

– Сейчас отсутствует процедура выбора заявителем способа расчета платы (ставка за мощность, стандартизованные ставки, индивидуальный проект), – сказала Оксана Шатохина. – Мы предлагаем закрепить право выбора заявителем условий договора техприсоединения на этапе согласования, то есть потребитель сам должен принять решение о целесообразности конкретного способа ТП, исходя из его стоимости.

Кроме того, следует включать в плату за ТП полного объем расходов, необходимых для осуществления присоединения конкретного потребителя к сетям. В настоящее время оплату развития инфраструктуры, создаваемой в целях ТП конкретных заявителей, осуществляют все потребители услуг по передаче, что, по нашему мнению, неправильно.

Также «Российские сети» предлагают установить единые принципы оплаты за ТП в регионе для всех действующих компаний на основе единых стандартизированных тарифных ставок, что повысит прозрачность ценообразования ТП и позволит перейти к оплате потребителем фактического и необходимого объема сетевого строительства.

Далее Оксана Шатохина огласила предложения «Российских сетей», которые, по мнению докладчика, необходимо внедрить в ближайшее время:

  • Для новых потребителей, заявленная максимальная мощность которых не менее 150 кВт, должна быть 100% оплата максимальной мощности в течение 5 лет после завершения техприсоединения, с 5-летним мораторием на ее уменьшение по инициативе потребителя.
  • Признать услуги по передаче электроэнергии как деятельность не только по передаче, но и по поддержанию сетевой мощности, обеспечивающей необходимую величину резервируемой максимальной мощности потребителя.
  • В отношении потребителей, максимальная мощность которых не менее 670 кВт (с поэтапным снижением до 15 кВт), необходимо применять штрафные санкции за неиспользование зарезервированной сетевой мощности.
  • Доход, полученный в виде штрафов, не должен включаться в НВВ сетевой организации. Его следует использовать как нетарифный источник мероприятий по повышению доступности, качества и надежности электроснабжения.

КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК ОТБОРА МОЩНОСТИ

Федор Опадчий, заместитель председателя правления ОАО «СО ЕЭС», отметил, что Постановлением Правительства РФ от 28.08.2013 № 743 установлены изменения Правил оптового рынка в части проведения конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2014 год:

  • Исключены минимальные технические требования к генерирующему оборудованию с установлением обязательного ежегодного тестирования оборудования старше 55 лет;
  • Исключено ограничение на участие в КОМ генерирующего оборудования, в отношении которого в установленном порядке получено разрешение на вывод из эксплуатации;
  • Изменен порядок присвоения статуса генерирующего оборудования, поставляющего мощность в вынужденном режиме: по решению Минэнерго России указанный статус может быть присвоен однократно, продление статуса – только через Правительственную комиссию.

– По действующей методологии, а это прогноз потребления, учитывающий Схему и Программу развития на ближайшие 7 лет, видно, что в 2014 году прирост спроса должен составить примерно 3000 МВт, – сказал Федор Опадчий. – Но сейчас ясно, что это очень оптимистичная оценка прироста электропотребления. Уже появилась информация от ряда крупных энергоемких потребителей, которые заявили о сворачивании производственной программы, что, безусловно, повлияет на фактическую величину спроса в 2014 году. Существующая процедура не позволяет учитывать такие оперативные корректировки, поэтому пока не совсем ясно, как сложится работа КОМ в следующем году.

С учетом того, что в 2014 году отменяется «последняя миля», вводятся новые правила технологического присоединения, будут выстраиваться параметры социальных норм электропотребления, можно сказать, что работы у регулирующих организаций только прибавится. Как они с этим справятся, узнаем через год.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024