Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал 2(104)–3(105) 2017 год    

Трансформаторное оборудование

Проверка электродинамической стойкости обмоток при протекании сквозных токов КЗ определяет надежность конструкции силовых трансформаторов, а значит, и электроснабжения потребителей. Поэтому соответствующие испытания, оборудование и нормативы остаются в центре внимания профсообщества.

Василий Серафимович Ларин оценивает ситуацию, сложившуюся в области подтверждения стойкости силовых трансформаторов к КЗ путем испытаний и расчетного сравнения с успешно испытанными прототипами.

Василий Ларин,
к.т.н., начальник отдела трансформаторов ФГУП ВЭИ,
г. Москва

СИЛОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ
Испытания на стойкость при коротких замыканиях

Стойкость при коротких замыканиях (КЗ) – одна из ключевых характеристик, определяющих надежность работы силовых трансформаторов. Согласно ГОСТ Р 52719 [1] приемка силовых трансформаторов в части стойкости при КЗ и ударных толчках током (последнее – только для трансформаторов собственных нужд электростанций) выполняется в зависимости от мощности трансформатора посредством по крайней мере одного из трех способов:

  • испытание на стойкость при КЗ;
  • расчетное сравнение с трансформатором аналогичной конструкции (прототипом), выдержавшим испытания на стойкость при КЗ;
  • расчет (расчетное обоснование) по методике изготовителя для трансформаторов большой мощности (более 40 MB•А).

Испытательные центры

Cегодня в РФ в области испытаний силовых трансформаторов на стойкость при КЗ действуют два испытательных центра (ИЦ) с давней историей и богатым опытом – во ФГУП ВЭИ и в АО «НТЦ ФСК ЕЭС» (ранее НИЦ ВВА).

ИЦ ВЭИ имеет в своем составе два ударных генератора: ТИ-12 (250 МВ·А, 6 кВ) и ТИ-100-2 (2500 МВ·А, 12 кВ). В 1970–1990-е гг. с использованием ТИ-100-2 в ИЦ ВЭИ проводились испытания двух- и трехобмоточных силовых трансформаторов напряжением 6–35 кВ, мощностью до 10–16 МВ·А. В последние годы стенд с ТИ-100-2 находится в нерабочем состоянии. В работе находится ударный генератор ТИ-12 с группой ударных трансформаторов, с помощью которых проводятся испытания распределительных трансформаторов напряжением 6–10 кВ и мощностью до 1600 кВ·А включительно.

Ранее в состав ВЭИ входил также мощный сетевой стенд (МИС ВЭИ) в Тольятти, где были испытаны на стойкость при КЗ десятки трансформаторов и автотрансформаторов большой мощности, в частности АОДЦТНО-167000/500/220 и ТЦ-666000/500 [2], но, к сожалению, этот сетевой стенд прекратил свое существование в 1990-е гг.

ИЦ АО «НТЦ ФСК ЕЭС» имеет в своем составе три ударных генератора: два ТИ-100-2 мощностью по 2500 МВ·А каждый (с возможностью параллельной работы) и один ТИ-75-1 мощностью 1250 МВ·А. В 1970–1980-е гг. в НИЦ ВВА были проведены испытания силовых трансформаторов мощностью до 125 МВ·А включительно, в частности типов ТДЦ-125000/220, ТРДЦН-63000/220, ТРДЦН-80000/110, ТДТН-40000/220, ТДТН-63000/110 [3]. В настоящее время в ИЦ АО «НТЦ ФСК ЕЭС» можно проводить испытания двухобмоточных трансформаторов мощностью до 40 МВ·А включительно: только за последние пять лет двухобмоточные трансформаторы мощностью 40 МВ·А испытывались трижды. Вместе с тем есть некоторые ограничения в части доставки и разгрузки сравнительно крупных трансформаторов с массой более 50 т, что соответствует мощности свыше 25 МВ·А и свыше 16 МВ·А для двух- и трехобмоточных трансформаторов соответственно.

Таким образом, сегодня технические возможности ИЦ ВЭИ и НТЦ ФСК ЕЭС позволяют испытывать на стойкость при КЗ далеко не все типы силовых трансформаторов, подлежащих согласно ГОСТ Р 52719 приемке посредством испытаний.

Необходимо отметить, что указанная в ГОСТ Р 52719 граничная мощность 40 МВ·А, по сути, отражает технические возможности НИЦ ВВА на момент разработки этого стандарта. Однако в настоящее время имеется ряд технических ограничений, не позволяющих испытать всю линейку силовых трансформаторов мощностью до 40 МВ·А включительно, в особенности трехобмоточных трансформаторов типа ТДТН. Ввиду этого в последние годы испытания ряда двух- и трехобмоточных трансформаторов отечественного производства мощностью 25 и 40 МВ·А были проведены в лаборатории ZKU (Чехия), которая имеет в своем составе два ударных генератора мощностью 2500 МВ·А напряжением 14 кВ и шесть ударных трансформаторов мощностью 35 МВ·А, напряжением 12/(10,5–84) кВ, что сопоставимо с испытательными мощностями отечественных ИЦ (при условии их восстановления).

В последние годы из-за падения курса рубля существенно выросла (в рублевом эквиваленте) стоимость испытаний за рубежом и транспортировки трансформаторов.

Существующая ситуация с испытаниями кардинально могла бы измениться после ввода в эксплуатацию Федерального испытательного центра (ФИЦ), но на это потребуется еще не один год, в то время как испытания нужно проводить уже сегодня.

В случае восстановления и модернизации ИЦ ВЭИ и НТЦ ФСК ЕЭС можно было бы полностью обеспечить потребности РФ в испытаниях силовых трансформаторов до 40 МВ·А включительно. Необходимые работы сопряжены с капитальным ремонтом ударных генераторов, с заменой коммутационных и измерительных аппаратов, систем управления и защиты, ударных трансформаторов, а также с обеспечением возможности транспортировки и разгрузки на площадках ИЦ крупных силовых трансформаторов. Этот объем работ может быть выполнен в относительно короткие сроки, что позволит проводить все необходимые испытания трансформаторов до 40 МВ·А включительно на стойкость при КЗ до момента ввода в эксплуатацию испытательных мощностей ФИЦ.

Очевидно, что потребность в испытаниях силовых трансформаторов на стойкость при КЗ, которые невозможно провести в РФ, – хороший стимул для развития отечественной испытательной базы и веский аргумент для привлечения инвестиций как со стороны главных потребителей – электроэнергетических компаний, так и со стороны заводов-изготовителей трансформаторного оборудования.

Распространение результатов испытаний

Введение в действие ГОСТ Р 52719 и типовых технических требований ПАО «Россети» и ПАО «ФСК ЕЭС» [4] побудило отечественных изготовителей активизировать работы по испытанию на стойкость при КЗ трансформаторов мощностью до 40 МВ·А включительно, в том числе для последующего распространения результатов этих испытаний.

ГОСТ Р 52719 допускает распространение результатов испытаний силовых трансформаторов на стойкость при КЗ в виде расчетного сравнения с трансформатором аналогичной конструкции (прототипом), выдержавшим испытания на стойкость при КЗ. При этом должны быть выполнены следующие условия:

  • трансформатор и прототип должны быть изготовлены на одном и том же предприятии-изготовителе по одному технологическому процессу;
  • рассматриваемый трансформатор должен иметь выдерживаемую при КЗ мощность (номинальная мощность на единицу значения сопротивления КЗ) в диапазоне от 50 до 100% по сравнению с его прототипом, аналогичные конструкции обмоток, магнитной системы, опорной изоляции и прессующих систем;
  • по результатам сопоставительного расчета по методике изготовителя прототип должен иметь более высокие механические усилия и нагрузки (напряжения, деформации, осевые силы на опоры), меньшие запасы прочности и устойчивости.

К настоящему времени заводы-изготовители уже накопили определенный опыт расчетного сравнения с испытанными прототипами, но не всегда этот опыт положительный. Выше-указанные условия для прототипов по ГОСТ Р 52719, несмотря на кажущуюся очевидность и простоту, не всегда можно выполнить. Поскольку выдерживаемая при КЗ мощность рассматриваемого трансформатора должна быть в диапазоне от 50 до 100% мощности его прототипа, то для подтверждения стойкости при КЗ серии трансформаторов, например мощностью 4–40 МВ·А, теоретически можно провести испытания трансформаторов как минимум по мощности через одну ступень, то есть 6,3, 16 и 40 МВ·А, а промежуточные ступени 4, 10 и 25 МВ·А подтвердить сравнением с испытанными прототипами. Для указанных мощностей производятся трансформаторы типов ТДН, ТРДН и ТДТН, то есть каждому заводу требуется испытать как минимум по три трансформатора каждого из этих типов. На практике всё оказывается сложнее, поскольку в трансформаторах меньшей мощности воздействующие при КЗ силы, как правило, меньше и по экономическим соображениям там могут быть применены другие конструктивные решения по сравнению с испытанным прототипом. Это может касаться конструкции обмоток, прессующей системы и других элементов.

Приведу для примера далеко не полный список причин, ограничивающих возможность распространения результатов испытаний.

Разная конструкция обмоток. В пределах одной мощности трансформаторы могут иметь сжимаемые при КЗ обмотки низшего напряжения (НН) и среднего (СН) с напряжением 6,3, 6,6, 10,5, 11, 22 и 38,5 кВ.

Разный уровень напряжения определяет разную конструкцию этих обмоток. Например, обмотка 38,5 кВ может быть непрерывной катушечной, а 6,6 кВ – винтовой или цилиндрической, что не позволяет распространить результаты испытаний трансформатора с обмоткой НН 6,6 кВ на трансформатор того же типа и той же мощности, но, например, с непрерывной обмоткой НН 38,5 кВ.

Разное расположение обмоток. Нередко для обеспечения требуемых значений напряжений КЗ в многообмоточных трансформаторах на разные классы напряжения и мощности необходимо применить разное расположение обмоток на стержне магнитопровода. Например, в трехобмоточных трансформаторах возможно расположение обмоток НН-СН-ВН-РО и НН-РО-СН-ВН, где ВН – обмотка высшего напряжения, РО – регулировочная обмотка. В первом случае обмотка РО при КЗ будет растягиваться под действием радиальных сил, а во втором случае – сжиматься. Таким образом, успешно испытанный трансформатор, имеющий первый вариант расположения обмоток, в общем случае не является 100%?ным прототипом для трансформатора со вторым вариантом расположения обмоток.

Разная система прессовки обмоток. Существует множество вариантов выполнения прессовки обмоток, например, общая (одно прессующее кольцо) или раздельная (одно прессующее кольцо на одну или две обмотки), прессовка клиньями, винтами или тарельчатыми пружинами, с использованием металлических прессующих колец или кольца из ДСП.

Разные силы и усилия при КЗ. Нередко при расчетном сравнении в рассматриваемом трансформаторе отдельные силы и усилия при КЗ оказываются немного больше, чем в испытанном прототипе. Эти отдельные силы и усилия могут быть значительно меньше допустимых расчетных значений, но формально в этом случае имеется несоответствие условиям, указанным в перечислении в) подпункта 9.3.2.4 ГОСТ Р 52719.

Другой характерный случай несоответствия, когда изготовитель, получая в расчете большие силы и усилия, закладывает в конструкцию более прочные материалы (более жесткий обмоточный провод, высокопрочную конструкционную сталь, большую толщину стали, ДСП и пр.), вместе с тем формально требования к прототипу также не выполняются.

Разные напряжения КЗ и выдерживаемая при КЗ мощность. В последнее время нередко заказывают трансформаторы с нестандартным сочетанием напряжения обмоток и/или сопротивления КЗ. В пределах одной мощности испытанный прототип может иметь большее сопротивление КЗ, чем рассматриваемый трансформатор. В этом случае выдерживаемая при КЗ мощность рассматриваемого трансформатора может оказаться, например, больше 100% от соответствующей мощности прототипа, что также может стать причиной несоответствия требованиям к прототипу.

Теоретически изготовитель может выполнить расчеты серии трансформаторов для разных исполнений по напряжению обмотки НН и СН и выбрать те трансформаторы, которые имеют наибольшие силы и усилия и наименьшие запасы прочности, чтобы удовлетворить требованиям к прототипу. На деле трансформаторы мощностью свыше 6,3 МВ·А ввиду их большой стоимости изготавливаются, как правило, на заказ, и испытать на стойкость при КЗ можно лишь тот трансформатор, который был заказан и на проведение испытаний которого согласен заказчик. Таким образом, нередко испытаниям подвергается трансформатор, который заведомо не является наиболее полным прототипом даже в пределах одной мощности.

Необходимо отметить, что в последнее время понятие типа и типовых испытаний применительно к трансформаторам мощностью свыше 6,3 МВ·А, изготавливаемым на заказ, утратило первоначальный смысл, заложенный в основополагающих ГОСТах много десятилетий назад.

В условиях, когда проектирование дорогостоящих трансформаторов в значительной степени автоматизировано и не требует существенных затрат ресурсов и времени, а соотношения цен на активные материалы за период в несколько лет могут сильно колебаться, в мире получила широкое распространение практика изготовления трансформаторов с оптимизацией под каждый конкретный заказ. В результате при повторных заказах на ранее изготовленные трансформаторы в их конструкцию могут быть внесены изменения, затрагивающие отдельные узлы, либо трансформатор может быть полностью перепроектирован.

Например, падение курса рубля в конце 2014 г. привело к существенному росту стоимости меди в РФ ввиду ее привязки к ценам на мировых рынках. При этом стоимость электротехнической стали выросла не так значительно. В трансформаторах на одинаковые номинальные параметры расход активных материалов определяется условием минимизации полной стоимости трансформатора, поэтому в настоящее время стало выгоднее производить трансформаторы, в которых преобладает масса электротехнической стали. Таким образом, на конкурсах заводы, которые спроектировали свои трансформаторы до роста цен на медь, теперь могут оказаться в проигрыше по сравнению с заводами, которые проектируют трансформаторы с учетом текущих цен на активные материалы.

В результате фактически испытанные трансформаторы мощностью 6,3–40 МВ·А далеко не всегда могут быть полными прототипами для всех исполнений даже в пределах одной мощности. Таким образом, число трансформаторов типа ТДН, ТРДН и ТДТН, подлежащих испытаниям для подтверждения стойкости при КЗ, исчисляется не менее чем десятком.

Представляется целесообразным при последующих пересмотрах действующих стандартов ГОСТ Р 52719 и ГОСТ Р 55188 (МЭК 60076-5:2006) [5] внести в них уточнения и дополнения на основе накопленного опыта расчетных сравнений с успешно испытанными прототипами, чтобы сделать процедуру расчетного сравнения более прозрачной и обоснованно гибкой, например включить дополнительное приложение, детализирующее требования к прототипу и порядок расчетного сравнения трансформаторов. Необходимо отметить, что в настоящее время Технический комитет ТК14 «Силовые трансформаторы» МЭК проводит работу по пересмотру стандарта IEC 60076-5. Отмеченные выше уточнения и дополнения в ГОСТ Р 52719 и в ГОСТ Р 55188 могут быть внесены после официальной публикации новой редакции IEC 60076-5 в рамках актуализации и гармонизации национальных стандартов со стандартами МЭК.

Испытания мощных силовых трансформаторов

В связи с необходимостью выполнения правил приемки по ГОСТ Р 52719 и требований СТО 56947007-29.180.091–2011 отечественные заводы стали более активно проводить испытания силовых трансформаторов мощностью 25 и 40 МВ·А. Так, начиная с 2010 г. было испытано около десятка двух- и трехобмоточных трансформаторов. При этом не всегда испытуемые трансформаторы проходили испытания с первого раза.

Для трансформаторов мощностью свыше 40 МВ·А в действующих отечественных нормативных документах нет требований обязательного проведения испытаний на стойкость при КЗ. Фактически испытания таких трансформаторов не проводились последние 20 лет. При этом за прошедшее время были запущены новые трансформаторные заводы, не проводившие ранее испытаний на стойкость при КЗ трансформаторов мощностью свыше 40 МВ·А; широко применяются новые материалы, внедряются новые конструкции и технологии изготовления трансформаторов. Необходимо также отметить, что в последние годы испытаниям подвергались исключительно двух- и трехобмоточные трансформаторы и не было испытано ни одного отечественного автотрансформатора.

Как показывает опыт, у трансформаторов мощностью до 40 МВ·А включительно испытания позволяют выявить возможные недоработки конструкции и технологические отклонения, которые на стадии проектирования и расчета стойкости при КЗ могли остаться незамеченными и неучтенными. Очевидно, что испытания дают бесценный опыт для разработчиков трансформаторов, позволяют выявить слабые места в конструкции и экспериментально подтвердить работоспособность новых конструктивных и технологических решений.

Для обеспечения надежной работы трансформаторов мощностью свыше 40 МВ·А испытания на стойкость при КЗ также важны, как и для трансформаторов меньшей мощности. Однако, ввиду высокой стоимости трансформаторов мощностью свыше 40 МВ·А и стоимости их испытаний на стойкость при КЗ, эти испытания, скорее всего, должны носить выборочный характер, чтобы продемонстрировать способность того или иного завода изготавливать стойкие к воздействиям КЗ силовые трансформаторы, наличие у завода соответствующих навыков проектирования, апробированного программно-методического обеспечения, опыта изготовления и т. п.

Обеспечить экспериментальную проверку стойкости при КЗ мощных силовых трансформаторов – задача, которая может оказаться непосильной для отдельно взятых трансформаторных заводов, особенно в условиях снижения спроса на трансформаторное оборудование. Однако ее решение важно не только для изготовителей, но и для крупных потребителей трансформаторов – электросетевых и энергогенерирующих компаний.

Одной из возможных форм объединения усилий изготовителей и основных потребителей мощных трансформаторов может стать проведение НИОКР по стойкости при КЗ, в которых приняли бы участие все основные отечественные заводы-изготовители. В рамках подобных НИОКР можно предусмотреть финансирование выборочных испытаний трансформаторов мощностью свыше 40 МВ·А, изготавливаемых в РФ. Проведение НИОКР по исследованиям и разработке методики оценки электродинамической стойкости силовых трансформаторов к токам КЗ широко обсуждается в последние годы.

Представляется, что выполнение данных комплексных НИОКР позволило бы объединить усилия отечественных заводов и научных организаций и получить ценное экспериментальное подтверждение стойкости при КЗ серийно изготавливаемых мощных трансформаторов. Такое подтверждение особенно важно в свете предстоящей замены отработавших свой срок силовых трансформаторов, изготовленных в 1970–1980 гг., когда испытания на стойкость при КЗ носили более массовый характер, чем сейчас.

Испытание макетов трансформаторов большой мощности

Подтверждение стойкости при КЗ трансформаторов и автотрансформаторов мощностью свыше 100 МВ·А затруднено отсутствием возможности проведения испытаний в существующих отечественных испытательных центрах даже с учетом возможного их восстановления и модернизации.

За рубежом в последние годы всё большее применение находит подтверждение стойкости при КЗ трансформаторов большой мощности путем испытаний масштабных макетов трансформаторов (в иностранной литературе для таких макетов трансформаторов используется термин mock-up или mock-up unit).

В частности, в докладах СИГРЭ 2014–2016 гг. представлен опыт компаний Siemens [6, 7] и ABB [8] по подтверждению стойкости при КЗ однофазных генераторных трансформаторов мощностью 570 МВ·А напряжением 420/20 кВ путем испытания масштабных макетов трансформаторов по требованию энергокомпании EDF (Франция).

Испытанные макеты трансформаторов содержат все основные элементы активной части реальных трансформаторов, определяющие стойкость трансформатора при КЗ, включая обмотки, прессующую систему, отводы и пр. Реальные генераторные трансформаторы имеют двухстержневое исполнение активной части, и для упрощения конструкции макетов в них воспроизведен лишь один обмоточный стержень. За исключением высоты обмоток, все другие основные размеры, в том числе размеры проводов, радиальные размеры обмоток, в целом такие же, как в реальном трансформаторе. Высота обмоток в макете составляет примерно 1/4–1/3 высоты обмоток реального трансформатора. С учетом указанных отличий эквивалентная однофазная мощность макетов составляла около 46 МВ·А для макета трансформатора Siemens [6, 7] и 84 МВ·А для макета трансформатора ABB [8], что существенно меньше мощности реальных трансформаторов.

Необходимо отметить, что подобные макеты не воспроизводят на все 100% силы и усилия при КЗ реального трансформатора, однако в отсутствие возможности непосредственного испытания трансформаторов большой мощности альтернативного варианта экспериментального подтверждения их стойкости при КЗ практически нет.

Известно, что меньшая высота обмоток в макетах приводит к меньшим осевым силам при КЗ как внутри обмоток, так и на опорах обмоток, на элементах прессующей системы, а также к иным собственным частотам механических колебаний этих обмоток. Таким образом, недостаточно взять какую-либо произвольную часть высоты обмотки, требуется некоторая оптимизация конструкции активной части макета, чтобы осевые силы в макете были приближены к силам макетируемого трансформатора. Приведенные в [8] результаты расчетов радиальных, осевых и тангенциальных усилий в реальном трансформаторе и его макете показывают, что такую задачу с некоторым приближением вполне можно решить на практике.

Нельзя не отметить научную ценность испытаний масштабных макетов. Так, в [8] макет был снабжен датчиками осевых сил в каждой из трех обмоток (НН1, НН2 и ВН), а также двумя прозрачными окнами в стенке бака, через которые с помощью высокоскоростной камеры регистрировались перемещения обмоток во время опытов КЗ. Таким образом, помимо подтверждения стойкости при КЗ, был получен большой объем ценной экспериментальной информации, в том числе об изменении сил прессовки во время опытов КЗ и их остаточных значениях.

Кроме того, несомненное преимущество масштабных макетов – возможность их испытания повышенными токами КЗ для определения фактических и подтверждения требуемых запасов прочности, а также для выявления слабых мест конструкции. Так, макеты [6, 7, 8] по требованию заказчика были испытаны повышенными примерно на 10% токами КЗ, что соответствует силам и усилиям при КЗ, равным ~120% от расчетных.

Подводя итог, можно отметить, что за рубежом испытание полномасштабных макетов трансформаторов как форма подтверждения стойкости при КЗ трансформаторов и автотрансформаторов большой мощности находит всё большее применение. Испытание макетов рассматривается по линии не только Исследовательского комитета А2 «Трансформаторы» СИГРЭ, но и Технического комитета ТК14 «Силовые трансформаторы» МЭК, где в рамках пересмотра стандарта IEC 60076-5 обсуждаются вопросы проектирования и испытания масштабных макетов трансформаторов большой мощности. Эти наработки целесообразно учесть при пересмотре отечественных нормативных документов.

Выводы

  1. Технические возможности действующих испытательных центров ФГУП ВЭИ и АО «НТЦ ФСК ЕЭС» в настоящее время позволяют испытывать на стойкость при КЗ далеко не все типы силовых трансформаторов мощностью до 40 МВ·А включительно. Чтобы удовлетворить потребности РФ в испытаниях данных трансформаторов, требуется восстановить и модернизировать испытательные мощности этих центров.
  2. При последующих пересмотрах ГОСТ Р 52719 и ГОСТ Р 55188 целесообразно внести в них уточнения и дополнения, направленные на обеспечение более прозрачной и обоснованно гибкой процедуры расчетного сравнения.
  3. Для обеспечения надежной работы трансформаторов мощностью свыше 40 МВ·А испытания на стойкость при КЗ имеют не меньшую важность, чем для трансформаторов мощностью до 40 МВ·А включительно. Однако ввиду высокой стоимости трансформаторов мощностью свыше 40 МВ·А и их испытаний целесообразен выборочный характер испытаний на стойкость при КЗ, например для демонстрации способности завода изготавливать стойкие к воздействию КЗ силовые трансформаторы.
  4. В нынешней экономической ситуации и в условиях снижения спроса на трансформаторное оборудование экспериментальная проверка стойкости при КЗ мощных силовых трансформаторов, даже выборочная, может оказаться непосильной задачей для трансформаторных заводов. Для объединения усилий заинтересованных сторон целесообразно провести под эгидой предприятий электросетевого комплекса – основных потребителей мощных трансформаторов – масштабных тематических НИОКР по стойкости при КЗ, предусматривающих выборочные испытания трансформаторов мощностью свыше 40 МВ·А, изготавливаемых отечественными трансформаторными заводами.
  5. Испытание масштабных макетов трансформаторов и автотрансформаторов мощностью свыше 100 МВ·А для подтверждения их стойкости при КЗ находит всё большее применение в мире. При пересмотре отечественных нормативных документов в части стойкости при КЗ силовых трансформаторов целесообразно принять во внимание международный опыт испытаний масштабных макетов.

Литература

  1. ГОСТ Р 52719-2007. Трансформаторы силовые. Общие технические условия. М.: Стандартинформ, 2007.
  2. Хренников А.Ю., Кувшинов А.А. Мощный испытательный стенд ВЭИ в г. Тольятти. М.: НТФ «Энергопрогресс», 2016.
  3. Конов Ю.С., Короленко В.В., Хубларов Н.Н. Классификация деформаций мощных трансформаторов при внешних коротких замыканиях // Электрические станции. 1983. № 3.
  4. СТО 56947007-29.180.091-2011. Типовые технические требования к трансформаторам, автотрансформаторам (распределительным, силовым) классов напряжения 110–750 кВ (с изм. от 18.06.2012, 15.01.2015, 08.12.2016).
  5. ГОСТ Р 55188-2012 (МЭК 60076-5:2006). Трансформаторы силовые. Стойкость к коротким замыканиям. М.: Стандарт-информ, 2014.
  6. Leber G., Passath H., Ryadi M., Hurlet P. Short circuit verification for a 570 MVA, 420 kV single-phase GSU-transformer by SC-withstand tests on a mock-up unit // 45th CIGRE Session, report A2-201. Paris, 2014.
  7. Tanguy A., Ryadi M., Hurlet P. Specifications and testing of very large power transformers concerning qualification of short-circuit capability of new designs and new materials // CIGRE SC A2 Colloquium with the participation of SC A3 & SC B3, report FP0644. Shanghai, 2015.
  8. Cuesto M., Porrero J., Muñoz M., Camara J., Hurlet P., Tanguy A., Ryadi M. Short circuit design conception and validation of a 570 MVA, single-phase GSU-transformer by SC-withstand tests on a mock-up unit // 46th CIGRE Session, report A2-206. Paris, 2016.




Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024