|
[ Следующая > |
Журнал №2(8) 2001 |
| | |
| |
|
Валерий Радченко:
«Самое главное —
защита
собственного
рынка»
Радченко Валерий Анатольевич,
генеральный директор ОАО «Звезда»
Родился 12 июня 1941 г. в городе Чойбалсан (Монголия). Окончил Ленинградский политехнический институт им. Калинина по специальности «инженер-металлург».
Вице-президент инвестиционной компании «Гермес-Нева», член президиума Общественного движения «Промышленность Санкт-Петербурга».
Кандидат экономических наук. Член-корреспондент Санкт-Петербургской инженерной академии. Заслуженный машиностроитель Российской Федерации.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалями.
|
– Валерий Анатольевич, как вы оцениваете состояние своего предприятия?
– Как и у всей российской промышленности, у нас был «провал» в 1991-1993 годах. Однако в последующие годы положение выправилось и сейчас предприятие динамично развивается. Это подтверждают показатели выполнения плана первого квартала. Мы знаем, в каком направлении двигаться, и твердо уверены в наличии заказов по всему спектру выпускаемой продукции.
Конечно, есть и проблемы, но в основном они связаны с состоянием всей экономики государства. Скажем, на нынешний год мы запланировали увеличение выпуска продукции в 1,5 раза. Соответственно и строили экономическую модель предприятия. Но уже с самого начала года резко начали расти тарифы на воду, электричество. И пошла разбалансировка всей системы. О какой стабильной и долгосрочно планируемой работе может идти речь?
– В настоящее время наблюдается крупномасштабное вторжение иностранных производителей, в том числе и ваших конкурентов, на российский рынок. Ни для кого не секрет, что зачастую их продукция лучшего качества...
– Прежде всего западная интервенция наблюдается в малой энергетике. Причем зачастую мы сами ее и провоцируем. Например, когда работал завод «Русский дизель», он «закрывал» весь ряд дизель-генераторных машин мощностью от 3 до 6 тысяч киловатт. Сейчас, уничтожив «Русский дизель», мы открыли доступ в нашу страну продукции фирм «Vyartsilya», «Katerpiller», МТU, МАN. И они захватили этот сегмент российского рынка.
Иностранные производители предлагают свою продукцию и в классе «Звезды» – дизели и дизель-генераторы мощностью до 600 кВт. Но если говорить о качестве, то я бы не сказал, что наша продукция хуже. «Звезду» аттестовал «Lloyd», выдав свои сертификаты, а это о многом говорит. Ведь для «Lloyd» нет разницы – русский двигатель, немецкий или американский. Требования ко всем одинаковые – по расходу масла, топлива, качеству сборки и т.д. Сейчас мы получаем сертификат качества всего производства по ИСО-9001, что тоже свидетельствует о нашей конкурентоспособности.
Говорить нужно не о том. Ресурсы, которыми располагает та же фирма МТУ, несопоставимы с нашими. Она может позволить себе вложить сотни миллионов долларов только в техническое развитие – в НИОКРы, в исследовательские центры. Мы такими суммами не располагаем.
– Какую политику в таком случае, на ваш взгляд, необходимо вести в отношениях с иностранными компаниями?
– С ними, считаю, ни в коем случае нельзя воевать. Мы и так долгое время жили в отрыве от всего мира. Президент России заявил, что в ближайшее время мы войдем во Всемирную торговую организацию. В этих условиях страна должна выработать свои правила игры. Первое и самое главное – это защита собственного рынка. Нужно сказать: «Господа, мы вас приглашаем на наш рынок, но при условии, что вы организовываете производство своей продукции на производственных площадях профильных российских заводов.» В таком случае российские предприятия продолжат работу, люди получат зарплату и т.д. Подобные условия для иностранных компаний действуют, например, в Китае.
Необходим закон, который заинтересовывал бы западные компании в организации производства в России. Для этого они должны либо быть освобождены от ряда налогов – например, на пользователей автодорог, – либо платить их в меньшем объеме. Кроме того, нужна политическая и экономическая стабильность в обществе.
Но при этом ни в коем случае нельзя соглашаться на так называемую «отверточную сборку», как, например, на заводе «Ford» во Всеволожске. Ведь что это такое? Грубо говоря, необходимо прикрутить колеса и помыть лобовое и боковые стекла. Это ли участь великой страны? Так мы уничтожим весь наш научно-технический потенциал, а он велик.
Да, у нас существует безработица и подобные предприятия могли бы частично решить эту проблему. Но если идти по такому пути, то практически вся полученная прибыль уйдет на Запад. Мы будем поднимать экономику западных стран, а сами все глубже и глубже опускаться в пучину.
– Ваш завод активно работает на мировом рынке. Есть ли отличия в требованиях, предъявляемых к продукции «Звезды», у российских и зарубежных покупателей?
– За последние годы изменились в первую очередь запросы российских потребителей. Они стали понимать, что «покупатель всегда прав», и соответственно себя вести.
А требования к продукции везде одинаковые - что в России, что в странах Африки, что в Антарктиде. Но вписаться в эти требования, особенно за рубежом, очень сложно. В этом направлении еще работать и работать. У нас за границей, в отличие от западных компаний, нет развитой дилерской сети, необходимого количества ремонтных баз. И их создание - наша главная задача ближайшего времени.
- Если говорить об уровне технологических разработок, отстает ли ваше предприятие от иностранных компаний или превосходит их?
- По технологическим возможностям, например, точности изготовления деталей - коленвалов или других сложных изделий, мы не отстаем от Запада. Сопоставимы и параметры расхода топлива и масла. Уступаем только в одном. Дизели у нас высокоскоростные, разрабатывались и строились в свое время для боевых машин (а требования для оборонной продукции несколько иные, нежели для гражданской), поэтому срок службы у них меньше, чем у зарубежных. Это, конечно, можно исправить, и мы сейчас ведем необходимые научно-исследователь- ские и конструкторские работы по увеличению ресурса наших двигателей.
Большое количество нашего оборудования имеет возраст более 25 лет и нуждается в замене. В один день этого не сделать. Но даже чтобы заменять оборудование постепенно, необходимы большие финансовые затраты. Мы, руководители производственных предприятий, давно бьемся, чтобы кредиты в отраслях промышленности не имели таких же ставок, как коммерческие кредиты предпринимателю, который перепродает продовольствие. Воз же и ныне там. А без долгосрочных кредитов промышленность не поднять. Мы вкладываем свои деньги в техническое совершенствование, но хотелось бы большего. Отсюда вытекает главная задача для всех нас - чтобы собственных денег было больше, нужно снижать налоги предприятий, отчисления с заработной платы, таможенные пошлины, платежи организациям-монополистам. Нужен благоприятный экономический климат.
– Ваше предприятие работает с различными поставщиками электротехнических изделий. Какие требования вы выдвигаете своим партнерам в первую очередь? Используете ли импортные комплектующие?
– Все оборудование, которое поставляют наши партнеры, должно соответствовать качеству продукции «Звезды». Щиты управления, допустим, должны обеспечивать устойчивые параметры работы дизель-генератора, которые заданы в техническом задании. Плюс к этому, они должны соответствовать заявленному нами ресурсу. Если мы говорим, что срок службы дизеля 25 лет, значит, столько же должны служить и щиты управления. Подводить «Звезду» наши партнеры не имеют права. И если качество чьих-то комплектующих перестанет нас устраивать, что ж, найдем новых поставщиков.
Используем мы и импортные комплектующие. Например, получаем генераторы английской фирмы «Stamford», которая входит в корпорацию «Cummins». Парадокс нашей действительности в том, что подобные генераторы производятся и в России. Но стоят они дороже английских. Причина этого в постоянно растущих ценах на электроэнергию, газ, топливо. Это увеличивает стоимость металла, различных комплектующих. И этим мы сами убиваем свою промышленность. Рост цен на те же английские генераторы за 4 года составил всего 5 процентов. Наши дорожают на 40-50 процентов в год.
| |
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|