|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №2(8) 2001 |
| | |
| |
|
Проектным институтам требуется информация
Если театр начинается с вешалки, то любое строительство – с проекта. Ни для кого не секрет, что за последние 10 лет темпы строительства – как жилищного, так и промышленного – значительно сократились. Как чувствуют себя в нынешнее время проектные институты? Об их жизни мы беседуем с главным специалистом по электроснабжению и электрооборудованию Санкт-Петербургского зонального научно-исследовательского и проектного института жилищно-гражданских зданий Олегом Владимировичем Котляровым и главным специалистом ОАО «Тяжпромэлектропроект» (г. Санкт-Петербург) Юрием Евграфовичем Губановым.
– Существует ли у ваших институтов проблема заказов? Вы сами вынуждены искать работу или работа находит вас?
О. К.: В подавляющем большинстве заказчики выходят на нас сами, благо репутация и известность у института хорошие. Ведь жилищным и гражданским проектированием, кроме нас, в Ленинграде-Петербурге занимались в основном только такие крупные организации, как ЛенНИИпроект, Гражданпроект, Ленгипроинжпроект. Но если в прошлые годы мы имели массу заказов на проектирование для северных районов страны, то сейчас таковых осталось немного. В основном работаем на наш город.
Раньше основными заказчиками у нас были Госгражданстрой и Госстрой. Но ситуация в стране изменилась и от этих организаций «кормятся» московские институты. Мы получаем заказы от городской администрации, известных строительных фирм. Много выполняем работ для индивидуальных заказчиков – проектируем коттеджи.
Приходится и переделывать чужие работы. Дело в том, что на наш рынок стали проникать институты, занимающиеся промышленным проектированием. Но, не зная специфики гражданского строительства, они допускают ошибки, исправлять которые приходится нам.
Ю. Г.: Наш институт исконно занимался проектированием подстанционного, силового оборудования, освещения, электроприводов, высоковольтных сетей для тяжелой промышленности. Но состояние экономики России таково, что новых производств уже много лет практически не строилось. Только сейчас в этой области стало наблюдаться какое-то оживление. Поэтому в последнее время мы в основном занимались проектами реконструкции действующих предприятий. Причем искать заказы вынуждены были сами. Правда, и наши традиционные заказчики сразу же обращались к нам, если появлялась необходимость.
– При разработке проекта в него закладывается самое различное оборудование. Сейчас появилось множество новых, еще малоизвестных компаний, которые производят электротехническую продукцию. Каким образом вы выходите на них?
О. К.: К сожалению, в последнее время поток необходимой информации резко уменьшился. Точнее, она есть, но стала очень дорогой. Раньше мы выписывали различные каталоги. Много информации черпали, допустим, из «Информ- электро», но сейчас каталог на единицу оборудования стоит порядка тысячи рублей. А нам нужна информация по десяткам, даже сотням единиц. Бюджет нашего института такой финансовой нагрузки выдержать не может.
Ранее существовала практика, когда «Ленэнерго» проводило семинары, на которых мы могли ознакомиться с новинками в области энергетики и электротехники. Ныне такого нет.
Поэтому с потенциальными поставщиками знакомимся в основном на выставках, где просим их присылать нам все сведения об ассортименте их продукции. Кстати, сейчас массу буклетов и каталогов мы получаем от иностранных фирм, которые очень заинтересованы в том, чтобы мы продвигали их оборудование.
Ю. Г.: У нас в последнее время с информацией об электротехнических изделиях стало проще. Еще десять лет назад ее приходилось выбивать у производителей – сплошь и рядом ее давали не очень охотно. Сейчас же производители сами ищут проектантов. Мы заключаем с новыми поставщиками интересующих нас изделий договоры, в которых есть пункт о предоставлении нам всей необходимой информации. Масса информации идет по традиционным связям, наработанным годами. Ну и, конечно, знакомимся на выставках, через средства массовой информации.
– Какая техническая информация от фирм или заводов-производителей вам необходима, чтобы их продукцию вы использовали при разработке проектов?
О. К.: Информация нам нужна как можно более подробная. Ведь при разработке проекта мы должны правильно и грамотно подобрать технические данные, чтобы в лучшем виде использовать все возможности оборудования.
Ю. Г.: Давайте остановимся на конкретном примере. Возьмем ячейки. Помимо общих сведений о конструкции, основных параметрах и характеристиках, в тех информационных материалах, с которыми мы работаем, обязательно должна быть сетка схем первичной коммутации, вторичной коммутации, включая расположение клеммников, разъемов и т.д. Естественно, необходимо указывать габаритные и установочные размеры, принципиальные схемы – как главные, так и вспомогательные... Так что если в каталогах на изделия информация будет расписана буквально до мелочей, мы, проектанты, только спасибо скажем.
– По каким параметрам отдается предпочтение тому или иному виду оборудования, закладываемому в проект?
О. К.: Если мы проектируем объекты федерального уровня, например, Дворец спорта (а наш институт занимался реконструкцией «Юбилейного»), то, согласно письму Госстроя, обязаны применять отечественное оборудование. Да и для других крупных объектов стараемся использовать российские изделия.
С индивидуальными заказчиками ситуация иная. Мы предлагаем им различные виды оборудования на выбор. Далее все зависит от них. Иногда и сами «частники» просят учесть в проекте конкретное оборудование. Для нас главное - чтобы оно удовлетворяло требованиям ГОСТов и нормативов.
Ю. Г.: Раньше существовала жесткая система прикрепления. Конкретному заказчику мы могли поставить оборудование только конкретного изготовителя. Сегодня заказчик хочет иметь право выбора. Нам, конечно, в этой ситуации работать сложнее – оборудование разное не только по техническим характеристикам, но и по габаритным размерам. Плюс каждый производитель добавляет свою изюминку. Так что, пока поставщик не определится, с ним не будет заключен договор, мы не можем продолжать работу над проектом.
– Если раньше при проектировании всех «стригли под одну гребенку» и жилые дома, садики да и промышленные предприятия были очень похожи друг на друга, то в последнее время новое строительство приобретает индивидуальный характер. Используете ли вы сейчас в своей работе типовые проекты?
О. К.: Некоторое время назад Госстроем было издано распоряжение, в котором рекомендовалось по возможности стараться не применять типовые проекты. Хотя их у нас – свыше сотни. Как секции жилых домов, так и школы, детские сады... Но время типового строительства прошло. И теперь основная масса проектов – индивидуальные. При всем при этом типовой проект стоит дороже. Только стоимость его привязки под конкретные условия составляет 60-70 процентов стоимости индивидуального. А ведь и разработка самого типового проекта стоит немалых денег.
Ю. Г.: Мы всегда имели типовые проекты. Однако сами очень мало ими пользовались. Как правильно отметил коллега, привязка типового проекта более трудоемка и дорога, чем разработка индивидуального. Тем более, что нам сплошь и рядом приходится иметь дело с нешаблонными изделиями. Хотя, если мы проектируем главную понизительную подстанцию, то используем типовые проекты конструктивной части, установочных чертежей, принципиальных схем.
– Много разговоров идет о проблеме сертификации. Кто-то считает, что сертификат гарантирует качество, кто-то считает его вообще ненужной бумагой...
О. К.: Мы вообще не требуем сертификаты. Ведь все оборудование изготавливается по ГОСТам, ТУ, и если оно им соответствует, то должно быть гарантировано и качество продукции. В моем понимании нынешняя система сертификации – очередной способ вымогательства денег у произ-
водителей. Да, некоторые фирмы могут делать приборы «на коленке». Но к нам такое оборудование попасть попросту не может. Мы в проектах указываем продукцию конкретного производителя, и заказчик, заключая с ним договор, может сам проверить наличие необходимых сертификатов и лицензий.
Ю. Г.: Конечно, наш институт интересуется наличием сертификата на выпускаемую производителем продукцию. Более того, мы стараемся рекомендовать только то оборудование, которое уже прошло испытания и опытную эксплуатацию. У нас серьезные заказчики и надежность применяемого оборудования играет большую роль.
Мы работаем с целым рядом заводов, продукция которых проверена временем и они уже не нуждаются в рекомендациях. И потому, если они выпускают что-то новое, мы им доверяем. Если же продукцию какой-то фирмы видим в первый раз, то проявляем определенную осторожность. Ведь ни по чертежу, ни даже по готовому образцу нельзя сказать, как это оборудование проявит себя в дальнейшем. Поэтому опыт эксплуатации имеет большое значение.
Как видно из разговора, несмотря на нынешнюю сложную экономическую ситуацию в России, услуги проектных институтов по-прежнему востребованы. Вот только жить им не очень легко. И мы призываем наших читателей, руководителей компаний - производителей электротехники, облегчить жизнь проектантов - не сочтите за труд, поделитесь с ними информацией о вашей продукции, о новых разработках.
| |
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|