|
[ Следующая > |
Журнал №3(9) 2001 |
| | |
| |
|
Владислав Кузьминов: «Ленэнерго» готово обсуждать размер платы
за присоединение
Владислав Григорьевич Кузьминов,
заместитель генерального директора
по развитию АО «Ленэнерго»
Родился в 1969 году в Ленинграде. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
Был депутатом Кировского райсовета, заместителем председателя комиссии по предпринимательской деятельности. Работал исполнительным директором ассоциации «Санкт-Петербургский межбанковский альянс». До прихода в АО «Ленэнерго» занимал должность советника по экономике и праву Правления холдинга «Банкирский дом «Санкт-Петербург».
Три месяца назад АО «Ленэнерго» изменило схему своих взаимоотношений с потребителями электроэнергии. Теперь в случае присоединения новых электрических мощностей компания не выдает клиентам технические условия, а требует плату «живыми» деньгами. Об этой реформе мы беседуем с заместителем генерального директора по развитию Владиславом Кузьминовым.
- Владислав Григорьевич, не так давно АО «Ленэнерго» провело реорганизацию и была создана дирекция по эксплуатации Петербургских электрических сетей. С какой целью это было сделано?
- На уровне управления «Ленэнерго» в феврале этого года созданы четыре новых подразделения: дирекция ТЭЦ-генерации, специализирующаяся на эксплуатации теплоэлектроцентрали, дирекция ГЭС-генерации — эксплуатация гидроэлектростанций, дирекция по эксплуатации Петербургских электрических сетей, объединивших в себе кабельные, высоковольтные и пригородные сети, и дирекция по эксплуатации областных электросетей. Реорганизация связана с теми процессами, которые происходят во всех компаниях, входящих в состав РАО ЕЭС. Она позволяет ввести раздельный учет по генерации и транспортировке электро- и теплоэнергии и оптимизировать затраты на определенном участке работ. Если говорить конкретно о дирекции по эксплуатации ПЭС, то с ее созданием в городе появился центр ответственности, который полностью отвечает за эксплуатацию, ремонт, обслуживание электросетей на территории Санкт-Петербурга и его пригородов, а также обладает широкими правами в области управления и финансирования подчиненных подразделений электросетей.
- С созданием этой дирекции «Ленэнерго» решило ввести плату за присоединение электрической мощности?
- Отнюдь. Дирекция создана только для ведения раздельного учета. Сам же принцип платы за присоединение был разработан и введен в «Ленэнерго» еще в 1995 году в соответствии с распоряжением мэра Санкт-Петербурга № 617-р от 1994 года. Правда, он не применялся на практике, так как распоряжением предусматривалась и плата за присоединение, и выдача техусловий. В связи с этим возникли сложности с Антимонопольным комитетом. Сейчас же в размер платы внесены отчисления на поддержание головных источников и решены имущественные взаимоотношения. Проблема с МАПом была снята, и мы вернулись к этой идее. Так что связи с созданием дирекции по эксплуатации ПЭС здесь нет.
- Выгодно ли потребителям электроэнергии вносить плату за присоединение, а не заниматься выполнением техусловий?
- К этому вопросу можно подойти с двух сторон. Если говорить о технологии процесса, то, безусловно, клиентам выгоднее платить за присоединение. Каждый должен заниматься своим бизнесом. Строители - строить дома, предприятия - производить продукцию. Возводить подстанции и прокладывать кабельные линии не их дело. С этой стороны никаких сомнений нет - система, предложенная нами, предпочтительнее. Клиент приходит, пишет заявление, платит деньги. Ему указывают точку присоединения, которая находится в ближайшем месте. Все остальные заботы и ответственность - за сроки, качество, надежность подключения, - несет «Ленэнерго». Причем вне зависимости от того, что нужно сделать - проложить кабель, построить новую подстанцию или реконструировать имеющуюся.
Другой вопрос - экономический. В каком случае потребитель понесет большие затраты - при выполнении ТУ или плате за присоединение? Однозначного ответа нет. По каким-то конкретным объектам они могут быть где-то значительно ниже тех расходов, которые потребители понесли бы при выполнении техусловий, где-то они могут быть выше и причем значительно, в каких-то случаях - приблизительно одинаковыми. Но в целом финансовые затраты будут больше во втором случае. Это связано с серьезным старением оборудования. Поэтому мы даже говорим о перечне подстанций в городе, которые вообще закрыты для присоединения: некоторым требуется коренная реконструкция, другим необходимы дополнительные мощности. Сейчас некорректно говорить, что вчера можно было получить ТУ, проложить сколько-то метров кабеля и заплатить за все миллион рублей. А сегодня за то же самое придется потратить три или пять миллионов. Просто вчера подстанция, к которой проводится подключение, имела запас мощности, а теперь она исчерпала свои возможности. И нам необходимо или организовывать разгрузку этой подстанции, или ее реконструировать, или подключать потребителя от другой ТП. Эти вопросы мы и будем решать, но для этого необходимы немалые средства.
- Одинакова ли плата за присоединение во всех районах Петербурга?
- Город разбит у нас на 17 зон. Где-то они близки к территориальным границам, где-то нет. Это в первую очередь связано с состоянием головных источников питания, то есть подстанций напряжением 110 кВ. Разница в плате есть, но она не очень существенна и составляет не более 30-40 %. Есть увеличивающие и уменьшающие коэффициенты в зависимости от запрашиваемой мощности и критериев надежности электроснабжения.
Конечно, сейчас уже выявляются позиции, которые нами не были учтены ранее. Так, мы отменили плату за присоединение строительных мощностей, в индивидуальном порядке рассматриваем подключение субабонентов, когда присоединение идет без увеличения мощности.
- И все-таки, не слишком ли велика сумма, которая в среднем по городу составляет $260 за 1 кВА электроэнергии?
- Конечно, цена на подключение вызывает наибольшие споры. Не принцип, не какие-то условия, а именно цена. Цифры, которыми мы оперируем сейчас, были указаны в распоряжении 1994 года. Просто к ним применен государственный дефлятор за прошедший период. В результате и появилась такая сумма.
Мы понимаем, что она довольно ощутима и попытаемся найти некий компромисс, который заключается в справедливой оценке стоимости подключения. По этому поводу проводились слушания в Законодательном собрании, консультации с представителями Антимонопольного комитета, городской администрации, потребителями. Основываясь на них, мы пришли к выводу, что целесообразно создать общественный совет, куда вошли бы представители как всех заинтересованных сторон, так и независимые эксперты. Необходимо найти критерии определения цены присоединения и закрепить это на общественном уровне. Мы хотим, чтобы в этом совете были в меньшей степени представлены «Ленэнерго» и городские структуры, а основу должны составить реальные потребители, интересы которых в данном случае затрагиваются.
Пока же «Ленэнерго» ввело условный мораторий на обязательное внесение платы за присоединение и сохранило на определенный период как новый, так и старый порядок подключения, выбираемый самим потребителем.
Мы находимся в процессе совершенствования и, надеюсь, что к августу сможем выстроить стройную систему по определению размера платы за присоединение, причем согласованную с остальными участниками процесса.
- Есть мнение, что плата за присоединение должна регулироваться на государственном уровне.
- «Ленэнерго» имеет заключение Антимонопольного комитета, где указано, что в данном случае наша деятельность не подлежит госрегулированию. Региональная энергетическая комиссия может определять только тарифы на электроэнергию. Установление какой-то фиксированной суммы за подключение со стороны государственного органа очень сложно. Ведь мы принимаем на себя обязанность по строительству всей инфраструктуры, чем раньше занимался сам потребитель. Цена не бывает объективной в условиях монополизма, но она должна быть понятной, чтобы все участники процесса понимали, как она рассчитывается. Поэтому создаваемому общественному совету мы готовы предоставить для экспертизы всю информацию - как техническую, так и экономическую.
- Не получится ли, что потребитель заплатит за присоединение немалые деньги, но будет получать электропитание от устаревшего и ненадежного оборудования?
- Во-первых, согласно заключаемому договору мы гарантируем клиенту надежное и бесперебойное питание, поэтому, если что-то произойдет, то полную ответственность будет нести «Ленэнерго». Мы обязаны в установленные сроки обеспечить устранение аварии и компенсировать возникшие убытки, если перебои в электроснабжении произошли по нашей вине.
Во-вторых, от имени руководства компании могу заявить, что с точки зрения технической политики мы ориентируемся исключительно на новые технологии и современное оборудование. Да, оно дороже, но затраты на обслуживание и ремонт устаревшей техники перекрывают разницу в цене. Причем эта политика проводилась даже тогда, когда выдавались ТУ. Например, уже год назад мы запретили установку масляных выключателей. Да, они дешевле, чем вакуумные или элегазовые, но в то же время менее надежны и не так безопасны. Мы не хотим, чтобы у нас появлялось оборудование, не отвечающее мировым стандартам.
При выборе оборудования мы стараемся применять индивидуальный подход. Например, необходимо подключить объект на Каменном острове, который находится под охраной ГИОПа. Одно дело построить там подстанцию из белого кирпича высотой три метра и испортить весь архитектурный вид. Другое - поставить малогабаритный трансформатор производства Schneider Eleсtric или ABB, который можно разместить даже в подвале здания. Естественно, что мы выберем второй вариант. Кстати, хотелось бы отметить, что продукция некоторых российских производителей не уступает зарубежной и мы будем ее применять.
В заключение я хотел бы сказать, что в «Ленэнерго» работают здравые люди и все понимают, что с точки зрения нормальной экономики, с точки зрения логики, взимание платы за присоединение неправильно. И в развитых странах подобного нет. Но наши действия обусловлены той системой, той страной, в которой мы живем. Безусловно, не клиент должен платить, а мы должны быть рады ему за то, что пришел к нам и хочет купить наш товар, которым является электроэнергия. Другой вопрос, что производство этого товара много лет оказывалось убыточным - мы не могли назначить справедливый тариф на электричество, потому что его регулировало государство, исходя из своих интересов. В результате энергетические компании не имели средств не только на развитие, но и на содержание имеющегося хозяйства.
Мы надеемся, что когда-то и в нашей стране подключение станет бесплатным. Конечно, называть сроки в России - дело неблагодарное, но это должно случиться.
| |
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|