|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №1(13) 2002 |
| | |
| |
|
Электроэнергетика получит свой Закон
Министерство экономического развития и торговли внесло на рассмотрение Правительства России проект закона РФ «Об электроэнергетике». До сих пор в стране подобного закона не существовало. Его разработкой занималась межведомственная группа, в которую вошли представители Минэкономразвития, РАО «ЕЭС России», Федеральной энергетической комиссии, Минэнерго РФ, Минатома РФ, МАП РФ.
Необходимость принятия Закона
Принятие федерального закона «Об электроэнергетике» вызвано необходимостью формирования правовых основ экономических и производственных отношений в сфере электроэнергетики, основных прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии.
Действующее сейчас законодательство Российской Федерации не формирует системной правовой базы, регламентирующей правоотношения в электроэнергетическом комплексе. Предметом правового регулирования в настоящее время является исключительно узкая сфера отношений между энергоснабжающими организациями и конечными потребителями энергии, что указано в статьях Гражданского кодекса. К другим специфическим видам правоотношений в электроэнергетике, связанным с куплей-продажей электрической энергии в рамках оптового рынка, передачей энергии, оказанием услуг общесистемного характера и т.д., Гражданский кодекс фактически неприменим.
Предметом правового регулирования ныне действующих отдельных федеральных законов, определяющих отношения в сфере электроэнергетики, являются частные вопросы - ценообразование, лицензирование отдельных видов деятельности, особенности банкротства энергокомпаний, особенности обращения акций организаций электроэнергетики. К этим документам относятся федеральные законы:
— «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;
— «О естественных монополиях»;
— «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;
— «Об энергосбережении»;
— «Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности»;
— «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Однако ни один из перечисленных законодательных актов не дает представления о системе хозяйственных отношений на рынке электроэнергии, об участниках рынка, их правах и ответственности, о системе управления технологической инфраструктурой рынка. Отсутствие системного понимания сути отношений в энергетическом секторе делает возможным произвольное применение отрывочных норм соответствующих федеральных законов.
Более того, в силу технологической специфики электроэнергетики, законодательная регламентация особой системы правоотношений в отрасли является условием ее надежного и бесперебойного функционирования. Ведь электроэнергия - особенный товар, который потребляется непосредственно в момент производства и не подлежит складированию. Кроме того, несоответствие свойств электроэнергии стандартным параметрам качества и надежности может приводить к возникновению аварийных ситуаций. Необходима также единая технологическая инфраструктура отрасли, созданная специально для организованного управления технологическими режимами работы и потоками энергии (единая национальная электрическая сеть и система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике).
Что такое электроэнергетика?
Законопроект определяет электроэнергетику как систему, включающую в себя совокупность:
— объектов, непосредственно используемых в процессе производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии;
— хозяйствующих субъектов, осуществляющих эти виды деятельности;
— экономических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления этих видов деятельности.
Четыре задачи Закона
Предлагаемая в рамках законопроекта модель организации отношений в отрасли основана на обеспечении безусловной реализации в электроэнергетике принципов, закрепленных пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в отношении всех сфер хозяйственной деятельности. Это касается соблюдения гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности при условии поддержания технологического единства электроэнергетической системы страны, ее надежного и безопасного функционирования.
Законопроект направлен на достижение четырех основных целей политики государства в отношении электроэнергетики:
- максимального обеспечения электрической и тепловой энергией потребителей, полно и своевременно исполняющих свои обязательства перед субъектами электроэнергетики, как экономические (оплата принятой энергии), так и технические (режим потребления);
- удовлетворения потребностей национальной экономики прежде всего за счет отказа от законсервированного со времен планово-распределительной экономики механизма директивного утверждения государством балансов электроэнергии и мощности. Необходима эффективная система долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на рынках электрической и тепловой энергии и комплекса стимулирующих мер, направленных на производство такого объема энергии, который требуется для удовлетворения потребностей экономики;
- максимального привлечения в отрасль инвестиционного капитала за счет установления прозрачных, понятных и справедливых правил экономических и производственных отношений в отрасли. Необходимо сформировать исчерпывающий перечень форм и методов государственного воздействия на электроэнергетику (включая ценовое регулирование, технический надзор в отрасли и др.), и ограничить административное нормотворчество в виде подзаконных актов, регулирующих отношения в электроэнергетике.
Принятие федерального закона «Об электроэнергетике» позволит привлечь в отрасль средства, необходимые для финансирования реконструкции и строительства новых линий электропередач и электроустановок. Следует отметить, что за последние 10 лет электроэнергетика, потенциально привлекательная для инвестиционного капитала, практически не смогла привлечь заемные средства на модернизацию и развитие. В результате ее нынешнее техническое состояние является угрожающим и формирует потенциальную пер-спективу возникновения в стране энергетического кризиса;
- гарантирования защиты прав граждан - потребителей электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Основные инструменты —
рынок и конкуренция
Проект закрепляет общие положения правового регулирования отношений в электроэнергетике, призванные обеспечить баланс интересов всех субъектов отрасли и государства.
Один из важнейших принципов организации экономических и производственных отношений в электроэнергетике – использование рыночных отношений и конкуренции в качестве основного инструмента повышения эффективности электроэнергетики.
Отдельно выделяются единая национальная электрическая сеть и система оперативно-диспетчерского управления в отрасли. Закрепляется право субъектов рынка на недискриминационный доступ к отраслевой инфраструктуре (т.е. гарантируется предоставление субъектам равных условий в вопросах пользования инфраструктурой).
Для обеспечения надежного и безопасного функционирования энергетической отрасли проект устанавливает единство управления национальной электрической сетью и единую систему оперативно-диспетчерского управления.
Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике полностью отделяется от участия в обороте энергии и хозяйственных интересов иных субъектов.
Устанавливается принцип безусловного подчинения субъектов электроэнергетики оперативным диспетчерским командам системного оператора, а также принцип приоритета обеспечения экономической эффективности решений, принимаемых системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления.
Положения проекта допускают ограничения свободы хозяйственной деятельности на рынках энергии постольку, поскольку это является необходимым для:
— обеспечения баланса экономических интересов всех участников рынка;
– обеспечения стратегических интересов государства;
– недопущения аварийных ситуаций в процессе производства, передачи и распределения энергии.
Устанавливается, что указанные ограничения применяются как посредством государственного регулирования отрасли (там, где затруднено эффективное саморегулирование), так и посредством самоорганизации участников рынка (добровольное принятие ограничений).
Предполагается, что проект закона «Об электроэнергетике» будет рассмотрен Правительством РФ в марте и закон вступит в действие с 1 июля 2002 года. Разделы и статьи, регламентирующие функционирование оптового и розничных рынков энергии, а также систему государственного регулирования цен (тарифов), начнут действовать с даты начала функционирования в Российской Федерации конкурентного рынка электрической энергии (с 31 июля 2004 года).
| |
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|