|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №1(13) 2002 |
| | |
| |
|
Права и обязанности инспекторов органов Госэнергонадзора РФ
Григорий Кулеша,
специалист юридической службы ГУ «Петербурггосэнергонадзор»
Как правило, энергетики предприятий ждут посещения инспектора Госэнергонадзора с некоторым содроганием. Считается, что любая проверка обязательно сопровождается необоснованными придирками со стороны инспектора, массой потраченного времени и нервов. Не все четко представляют, что имеет право потребовать инспектор Госэнергонадзора, где заканчиваются его полномочия. Между тем права и обязанности инспектора Госэнергонадзора строго регламентированы Федеральным законом, Постановлением Правительства РФ, а также иными нормативными документами (Мин-энерго России, Госэнергонадзора и др.).
Энергетики должны знать, что если вопросы энергобезопасности и надежности энергоснабжения ими не игнорируются, а ведется целенаправленная работа в этом направлении, нечего волноваться при визите инспектора Госэнергонадзора. Перед инспектором стоит задача не наказать энергетика, главного инженера или руководителя предприятия, а оказать им помощь в обеспечении надежного, безопасного и качественного энергоснабжения своего предприятия. Вот перечень основных прав и обязанностей инспектора Госэнергонадзора.
Основной задачей органов госэнергонадзора является осуществление контроля за:
- техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций;
- рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.
Что может инспектор
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими права и обязанности государственных инспекторов органов Госэнергонадзора, являются Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1998 «О государственном энергетическом надзоре в РФ».
В соответствии с указанным Постановлением государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право:
Давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции.
Компетенция органов Госэнергонадзора вытекает из тех задач, которые на них возложены государством.
- Требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу третьих лиц, а также привести к аварии, пожару. Это положение дублируется и в ч. 2 ст. 546 ГК РФ.
Отключение - это не наказание, это необходимая мера. Именно для целей обеспечения энергетической безопасности органы Госэнергонадзора созданы и выполняют свои функции.
- Осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации. Порядок проведения проверки знаний закреплен в ПЭЭП, ПТБ, в Правилах работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ, утвержденных Приказом Минтопэнерго РФ от 19.02. 2000 № 49, а также в Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М -016-2001, РД 153-34.0-03.150-00), введенных в действие с 1 июля 2001 года.
В соответствии с ранее действовавшими Правилами пользования электрической и тепловой энергией, отсутствие персонала, прошедшего проверку знаний в установленном порядке, являлось безусловным основанием к прекращению подачи энергии. Но в настоящее время Правила пользования электрической и тепловой энергией отменены, и действуют только статьи Гражданского кодекса, регулирующие отношения в сфере энергоснабжения. В связи с этим возникает вопрос о законности прекращения подачи электрической или тепловой энергии при отсутствии персонала, прошедшего проверку знаний. Энергоустановка (тепло- или электроустановка) являются источником повышенной опасности. Без-опасная эксплуатация энергоустановок возможна только при наличии у лиц, их эксплуатирующих, достаточных знаний. Органы госэнергонадзора осуществляют проверку знаний у лиц, ответственных за энергохозяйство предприятия. Таким образом, при отсутствии аттестованного персонала предприятие не может гарантировать без-опасную эксплуатацию энергоустановок как для своих сотрудников так и для других лиц, что соответственно может привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека. В этом случае энергоустановки предприятия в соответствии с Гражданским кодексом РФ подлежат отключению.
- Давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила.
Кроме того, в соответствии с новым Трудовым кодексом России, в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.
- Принимать участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.
- Осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок.
Допуск в эксплуатацию энергоустановок осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, утвержденной Минтопэнерго России 30 июля 1999 года. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок заключается в обследовании энергоустановки инспектором Госэнергонадзора, составлении акта-допуска энергоустановки в эксплуатацию после рассмотрения представленной документации (перечень документов указан в Инструкции) и выдаче разрешения энергоснабжающей и энергопотребляющей организациям на подключение данной энергоустановки.
- Давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов.
Данное право связано прежде всего с полномочиями органов Госэнергонадзора в области энергосбережения. Кроме того, договор энергоснабжения в соответствии с Гражданским кодексом РФ может быть заключен только при обеспечении учета энергии. Обязательность установления приборов учета энергии прямо предусмотрена и законом РФ «Об энергосбережении».
- Проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с этим требованием в Госэнергонадзоре должны быть согласованы все проекты (электрическая, тепловая и топливная части), в том числе и по вопросам рационального использования энергии.
- Беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения и распоряжения о проведении проверки (ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ).При этом распоряжение о проведении проверки должно содержать:
— номер, дату распоряжения о проведении проверки;
— наименование органа государственного энергетического надзора;
— фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
— наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
— цели, задачи и вид мероприятия по контролю;
— правовые основания проведения мероприятия по контролю;
— дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Следует отметить, что при проведении лицензионного контроля, а также в случае контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством РФ, предъявление распоряжения о проведении проверки не требуется. Оно также не требуется, если мероприятия по контролю осуществляются в связи с обращением самого предприятия. В правилах пользования электрической и тепловой энергией ранее однозначно указывалось на то, что недопущение должностного лица энергетического надзора к электроустановкам потребителя или к приборам учета электроэнергии является безусловным основанием для прекращения подачи электрической энергии.
Инспектор обязан хранить коммерческую тайну
Для осуществления возложенных на органы Госэнергонадзора функций они могут запрашивать у организаций необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора. При этом ссылка на то, что тот или иной документ составляет коммерческую тайну, совершенно не основательна. Инспектор имеет право требовать любой документ, который ему необходим для выполнения своих функций. Естественно, при этом он несет ответственность за разглашение коммерческой тайны предприятия - так же, как, например, и налоговый инспектор, сотрудник налоговой полиции. В ГУ «Петербурггосэнергонадзор» разработано и утверждено Положение о служебной информации, в котором регламентирован порядок обращения информации, которая стала известна инспектору Госэнергонадзора в процессе осуществления энергетического надзора, в том числе и информации, составляющей коммерческую тайну.
В случае если в результате разглашения инспектором Госэнергонадзора коммерческой тайны, организации будет причинен вред, организация вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении причиненного ущерба.
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор в Российской Федерации, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор в Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке. Однако подача жалобы не приостанавливает выполнения обжалуемого решения (п.11 Постановления Правительства РФ от 12.08.1998 № 938).
| |
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|