Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №1(13) 2002

Госэнергонадзор выполняет только то, что ему предписано государством



Главный специалист по электроснабжению и электрооборудованию Санкт-Петербургского зонального научно-исследовательского и проектного института жилищно-гражданских зданий Олег Котляров задал ряд вопросов специалистам Госэнергонадзора. По его мнению, органы Госэнергонадзора зачастую выдвигают представителям проектных институтов различные необоснованные требования, что мешает работе, затягивает сроки согласования проектов. Мы публикуем ответы специалистов юридической службы ГУ «Управление государственного энергетического надзора по городу Санкт-Петербургу» Алексея Мохнаткина и Григория Кулеши.

Не противоречит ли действующему законодательству требование органов Госэнергонадзора представлять им на согласование все проекты новых и реконструируемых энергоустановок?
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 12.08.1998 № 938 «О государственном энергетическом надзоре в РФ», государственному инспектору по энергетическому надзору предоставлено право проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений. Некоторые воспринимают эту норму как право проверять проекты выборочно. Однако такое понимание искажает всю сущность органа, осуществляющего функции государственного надзора. Фактически те права, которые предоставлены государственному инспектору по энергетическому надзору, являются его должностными обязанностями, не исполняя которые или исполняя их лишь выборочно, он не выполняет те задачи, которые на него возложены государством: контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием энергоустановок, рациональным и эффективным использованием ТЭР. Государственный надзорный орган не может предоставлять преимущества одним юридическим лицам перед другими, ко всем должен быть одинаковый подход. Кроме того, согласование проектной документации связано и с осуществлением органами Госэнергонадзора допуска в эксплуатацию новых и реконструируемых энергоустановок в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке допуска в эксплуатацию новых и реконструируемых энергоустановок (утв. Минтопэнерго России 30.06.1999). Допуск в эксплуатацию новых и реконструируемых энергоустановок является обязательным. Для получения акта допуска в эксплуатацию энергоустановки необходимо представить проект новой или реконструируемой энергоустановки, согласованный с органом Госэнергонадзора. Результатом акта допуска в эксплуатацию является разрешение органов Госэнергонадзора на подключение энергоустановки и подачу энергоносителя.

Сотрудники Госэнергонадзора требуют прилагать к проектам лицензию проектной организации. Законно ли их требование, в то время как лицензия не числится в перечне документов, входящих в состав проекта согласно СНиП 11-01-95, а номер лицензии указывается на титульном листе?
Требование государственных инспекторов по энергетическому надзору является абсолютно законным и вызвано следующими обстоятельствами: 1. Проектирование оборудования, зданий, сооружений электрических и тепловых сетей (электроснабжения, теплоснабжения) является деятельностью, подлежащей лицензированию в соответствии с действующим законодательством РФ. Таким образом, организация имеет право оказывать услуги по проектированию электроснабжения, теплоснабжения здания, сооружения, помещения только при наличии лицензии. При отсутствии соответствующей лицензии сделка является недействительной (ст. 168 ГК РФ).
2. Кроме того, помимо предъявления самой лицензии, необходимо представить ее приложения, где расшифрованы те работы, которые имеет право осуществлять организация.
3. На основании проектной документации осуществляются монтажные работы по электроснабжению здания (сооружения). Таким образом, правильно сделанный проект - это базис для безопасного использования электрической энергии. При выдаче лицензии лицензирующий орган обязательно проверяет соблюдение соискателем лицензии всех лицензионных условий и требований, в том числе и наличие персонала, необходимого для подготовки проектной документации. Лицензия на проектирование – минимальная гарантия качественного выполнения проектной документации.
4. В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 12.08.1998 № 938 «О государственном энергетическом надзоре в РФ» и от 05.04.2001 № 267, утверждающими Положение о лицензировании деятельности по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей, органы Госэнергонадзора участвуют в лицензировании и проводят лицензионный контроль, в процессе которого выявляются организации, осуществляющие свою деятельность без лицензии.
ГУ «Петербурггосэнергонадзор» неоднократно были выявлены случаи фальсификации лицензий, а также выдачи лицензирующими органами за пределами их полномочий лицензий на проектирование электро- и теплоснабжения зданий (помещений), сооружений. Такие лицензии также считаются недействительными. Именно этим вызвана необходимость предъявления копии лицензии со всеми приложениями.

Госэнергонадзор считает недоработкой отсутствие в проекте сертификатов на оборудование. По-моему, это неверно, т.к. заказчик может приобрести оборудование на любом российском предприятии, а все оборудование выпускается по ГОСТам или ТУ. Прошу Вас прокомментировать это обстоятельство.
Государственный инспектор по энергетическому надзору требует представить сертификаты качества только на то оборудование, те работы и услуги, обязательная сертификация которых предусмотрена Федеральным законом от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации». В случае представления копий сертификатов, полученных в порядке добровольной сертификации, они также приобщаются к проекту.
Сертификация направлена на обеспечение безопасности электротехнического оборудования для окружающей среды, жизни и здоровья граждан. Это требование установлено Законом, и в нем заключена вся суть сертификации. Если потребитель применяет несертифицированное оборудование, он создает определенную угрозу не только для себя, но и для обслуживающего персонала.
Использование несертифицированного оборудования может сказаться на надежности работы всей энергосистемы России. К примеру, существует сертификация качества электрической энергии, ГОСТ 13.109-07. В соответствии с этим документом энергоснабжающая организация должна получить сертификат качества на поставляемую электроэнергию. Но если потребитель будет использовать оборудование, которое не имеет сертификата и не соответствует требованиям Госстандарта России, то может пострадать качество электроэнергии во всей сети. При этом ответственность за качество энергии, поставляемой другим абонентам, будет нести энергоснабжающая организация, которая в свою очередь имеет право предъявить соответствующий иск абоненту, у которого установлено несертифицированное оборудование.
Кроме того, за отсутствие сертификата качества на продукцию, которая внесена в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, предусмотрена административная ответственность. В новом Кодексе об административных правонарушениях, вступающем в силу с 1 июля 2002 года, в ст.ст. 13.6, 14.4, 19.19 предусмотрены штрафы до 500 МРОТ за продажу товаров и выполнение работ без сертификата соответствия. Проектная организация не несет никакой ответственности за то, что закладывает в проект несертифицированное оборудование. Заказчик часто не понимает всей меры ответственности, не знает, что сертификация электрооборудования обязательна. естественно, такой проект не будет согласован соответствующими органами, в частности, Госэнергонадзором, что повлечет за собой дополнительные затраты на переделку документации. Если использование несертифицированного оборудования привело к аварийной ситуации на электроустановке и тем более к угрозе здоровью и жизни персонала, заказчик будет нести ответственность вплоть до уголовной.

Как замечание к проекту считается отсутствие согласования проекта со стороны энергоснабжающей организации. Насколько такое замечание является обоснованным?
Договор энергоснабжения может быть заключен только при наличии у энергоснабжающей организации технической возможности обеспечить подачу необходимого абоненту количества электрической или тепловой энергии. В процессе согласования документации, сопоставления проектной мощности и возможностей энергоснабжающей организации решается вопрос о технической возможности предо-ставления необходимого абоненту количества энергии. В результате согласования выдается «справка на мощность». Без согласования проекта с энергоснабжающей организацией его рассмотрение органами Госэнергонадзора бессмысленно. Госэнергонадзор проверяет соответствие проектов электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и топливно-энергетических ресурсов.



Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024