Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ] 
Журнал №3(15) 2002

Инвестиции в малую энергетику: 20-е годы ХХ века, Россия

Общий вид внутреннего устройства гидроэлектрической станции с турбиной системы Френсиса

На конференции, упомянутой в этом номере журнала, достаточно было сказано о малой энергетике. Мы решили напомнить, что не так давно нечто подобное в истории России уже было. Правда, отражение получается зеркальным: в 20-е годы хозяйственная жизнь в стране начала постепенно переходить под контроль государства (миновала отдушину НЭПа и дошла уже на нашей с вами памяти до абсурда), а сейчас (почти уже 20 лет!) длится обратный процесс — минимизации государственного вмешательства в экономику.

Электрификация России, ясное дело, шла и без советов народных комиссаров. К примеру, в 1914 году по заказу Управления земледелия и землеустройства Лодыгин обследовал Олонецкую и Нижегородскую губернии и представил свои соображения по поводу электрификации этих губерний и «местных кустарных промыслов». Однако любопытно, что и план ГОЭЛРО «наряду с сооружением государственных электрических станций» признавал необходимым «сооружение ...станций средней и мелкой мощности местного значения». Причем местная электрификация, в том числе и сельская, должна была «устраиваться самим населением и на его средства».

Все заинтересованные в строительстве станции объединялись (было тогда такое модное слово – почин)и создавали электрический кооператив или паевое товарищество по электроснабжению с ограниченной ответственностью. Отличия между ними принципиальные. Во-первых, член товарищества имеет право продать, с согласия правления, принадлежащий ему пай, но не может отказаться от него и не может потребовать обратно сделанных им паевых взносов, а из кооператива можно выйти и забрать свой взнос.

Во-вторых, в кооперативе «независимо от числа взятых паев, каждый член во всех решениях пользуется одним голосом и не имеет никаких преимуществ перед другими». Это значит, что «заводу, артели и частному капиталисту нет интереса вкладывать большие деньги и покупать много паев, если они будут иметь в нем столько же прав», сколько и у владелеца одного пая. То есть: нужно собрать денег на «электрическое дело» побольше – учреждайте товарищество и, покупая много паев, влияйте на его политику. Кто в этом случае защитит «миноритарных товарищей»? Есть кому позаботиться,чтобы «многие сотни мелких... хозяйств не попали после устройства электрификации в зависимость от частных капиталистов»,– это, конечно, уездный или губернский исполком.

И проблемы с властями у энтузиастов малой энергетики только начинаются. Те же друзья населения потребуют при заключении «договора на право устройства электрификации», чтобы товарищество «не получало большой прибыли при продаже электрической энергии», выговорят «скидки для общественных организаций,для рабочих и служащих государственных учреждений». И к тому же установят срок, когда «станция и сеть должны перейти в собственность государства или совершенно бесплатно,или же путем выкупа».

Как определяется: большая прибыль у предприятия или не очень? Почему для госслужащих устанавливаются льготные тарифы за счет частного предприятия? Подобные вопросы в те времена были вопросами риторическими и ответа не требовали. А иначе обяжут платить, кроме налога, еще и «особые отчисления» в пользу государства.

Различных постановлений и положений и тогда было море. Чтобы в них разобраться, заглядывали в книгу «Законодательство по электрификации». Оказывается, «станции мощностью до 50 киловатт можно сооружать явочным порядком», правда, «лучше и для таких станций выхлопатывать разрешение на постройку, так как при этом проект...будет проверен знающим инженером». Существовало и постановление о порядке сдачи губернскими исполкомами концессий на коммунальные предприятия (т.е. можно было получить исключительное право на электрификацию определенной местности) (Собрание узаконений 1923 г.).

Налоговые льготы – традиционный инструмент в руках государства, и с середины 20-х годов им стали пользоваться для подстегивания электрификации. Отменили промысловый налог, некоторые гербовые и нотариальные сборы, уменьшили взносы по социальному страхованию для убыточных станций.

О перспективах малой гидроэнергетики в России: «В настоящее время в промышленно развитых районах все острее становится дефицит электрической энергии, требуют электрификации отдаленные и горные районы, а также предпринимательские структуры на селе». Эта мысль сформулирована в мае 2002 г., все на той же нашей конференции. Примерно так формулировались задачи и 80 лет назад. Оборудование, правда, предлагалось несколько иное. Например, турбины системы Френсиса.

Там же, на конференции, сетовали, что российский ветроэнергетический рынок развивается не так динамично, как мировой. Недоверчивое отношение к этому источнику энергии в нашей стране можно считать, наверное,исторически сложившимся. Год 1928: «Для вращения динамомашин на станциях можно ставить также ветряные двигатели, но такие станции бывают слабыми и не в состоянии давать много энергии. Они годятся только для освещения хуторов и небольших поселков, но электрические двигатели, например для молотьбы, от них работать не могут. Таким образом,ветро электрические станции большого практического значения не имеют,и мы не будем говорить о них...».

Общая картина электрификации сельского района. Пример инвестиционного, как сейчас говорят, проекта: село Высокое и окрестности, 1926 год. «В третьем, четвертом и пятом году работы...станция будет нести убыток, но затем, с шестого года, станет приносить прибыль».

Странно, что современный энергонадзор ведет свою историю только с 1944 года. Уже в 20-х существовали «инспекции по надзору за электрическими установками (Электронадзор)» – «так называются новые учреждения...для наблюдения за правильным сооружением и правильной работой электрических станций и сетей». Не выдали разрешение на пуск построенной станции «жалобы на неправильные действия Электронадзора нужно направлять в Москву в Главное электротехническое управление ВСНХ СССР».

Если кто забыл, ВСНХ - Высший Совет Народного Хозяйства. А вот и плата за присоединение: «По мере того как население начнет убеждаться в пользе электрификации, в правление будут поступать все новые и новые заявления от жителей с просьбами или провести электричество во двор крестьянина, побоявшегося сделать это с самого начала, или добавить лампу, или поставить электродвигатель. Эти заказы должны приниматься правлением за отдельную плату и выполняться монтерами, служащими на станции».

Сейчас решиться на вложение капиталов в малую энергетику психологически гораздо проще – как говорят врачи, динамика обнадеживает. Ведь тогда, в 20-х, страна только начинала хворать, а сейчас хоть и медленно,но выздоравливает.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024