|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №4(16) 2002 |
| | |
| |
|
В.Г. Жемойдо, инженер
А Н А Л И З
"Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации"
"Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации" (в дальнейшем ПРП), утвержденные приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 19 февраля 2000 г. № 49, являясь одним из важнейших руководящих документов энергетической отрасли, изложены с существенными ошибками и непоследовательно, в связи с чем воспринимаются тяжело.
В ПРП:
- используется термин "инструктаж по пожарной безопасности", однако такого инструктажа не существует;
- неправомерно отождествляется подготовка по новой должности со стажировкой;
- не предусмотрена подготовка по новой должности руководящих работников организации, руководителей структурных подразделений, административных работников и специалистов, вспомогательного персонала, других специалистов, служащих и рабочих;
- не определены разделы программ подготовки по новой должности;
- электрослесари по обслуживанию автоматики и средств измерений необоснованно включены в состав оперативно-ремонтного персонала; определены не все лица, проводящие целевые инструктажи;
- не дано определение термину "учебная тренировка";
- не сказано, как должны проводиться и оформляться учебные тренировки.
Этот далеко не полный перечень допущенных ошибок будет продолжен в последующем тексте.
Данная статья состоит из двух разделов, в первом из которых говорится только о замеченных ошибках и неточностях, а во втором - даются предложения по устранению некоторых ошибок. Сделано это для удобства прочтения.
Замечания
1. В названии сказано "… в организациях электроэнергетики…", однако ПРП распространяется не только на электротехнический персонал, но и на работников тепловых сетей, котельных и турбинных цехов, другой теплотехнический, а также химический, транспортный и другой персонал.
2. п. 2.5. - термин "управленческий персонал" не является точным и требует приведения в соответствие с Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) и Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок", ПОТРМ-016-2001 (МПОТ), где говорится об административно - техническом персонале, а также с п.8.5 самих ПРП.
3. п. 2.16 - существующее определение термина "дублирование" не отвечает его содержанию. Во-первых, управление энергоустановкой это только малая часть обязанностей оперативного руководителя и лица из числа оперативного (оперативно-ремонтного) персонала, а многочисленный отряд диспетчеров всех уровней управляет не энергоустановками, а работниками; во-вторых, совершенно непонятно выражение "…или несение других функций на рабочем месте…", в-третьих, не сказано, кто осуществляет "управление энергоустановкой или несение "других функций" на рабочем месте".
4. п. 2.17 - не сказано, о поддержании квалификации какого именно работника идет речь.
5. В терминах и определениях не дано определение термину "учебная тренировка". Не используется этот термин ни в "Правилах проведения противоаварийных тренировок персонала электрических станций и сетей", ни в ПТЭ.
6. п. 4.3 - непонятен порядок проверки знаний, установленный "…органами государственного надзора в случаях, если он (кто он?) принимает на себя прямое руководство и проведение работ непосредственно на рабочих местах и производственных участках". Во-первых, единый порядок установлен ПРП, а что за порядок, установленный госэнергонадзором? Во-вторых, что это за случаи?
7. п. 4.4. - а) здесь идет речь об абстрактных "нормах и правилах по охране труда" и "других государственных нормах и правилах"; б) не сказано о подготовке по новой должности.
8. п. 4.5 - в этом пункте не учтены положения "Закона об охране труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. № 181-ФЗ (статья 18, п.п. 1 и 2), требующие, чтобы все работники, включая руководителя, проходили обучение по охране труда с последующей проверкой знаний.
9. п.п. 4.5.1-4.5.3,4.5.6,4.5.7 - не сказано о подготовке по новой должности, а в п.п. 4.5.1-4.5.7 - о периодической и внеочередной проверке знаний.
10. п.п. 4.5.1,4.5.2 - необоснованно включены слова "…органами госэнергонадзора…". Об этом сказано, где положено и как положено (см. п.8.15).
11. п. 4.5.3 - эта категория работников проходит проверку знаний Правил пожарной безопасности (ППБ), поэтому пожарно-технический минимум включен в этот пункт неправомерно.
12. п. 4.5.4 - а) второй абзац - инструктажа по пожарной безопасности не существует (см. п.11.2), а вопросы по пожарной безопасности включаются в программы вводного и первичного инструктажа; б) подготовка по новой должности это не стажировка. Стажировка является составной частью подготовки по новой должности; в) проверка знаний и дублирование также составные части подготовки по новой должности, о чем совершенно правильно сказано в п.6.4.
13. п. 4.5.5 - а) второй абзац - инструктажа по пожарной безопасности не существует; б) стажировка входит в состав подготовки по новой должности, а не является ее аналогом; в) четвертый абзац является составной частью третьего (подготовки по новой должности) и изложен неправильно. Это категория рабочих (специалисты выделены в пункте 4.5.3) должна проходить проверку знаний по МПОТ в объеме требуемой группы по электробезопасности и необходимых инструкций по охране труда. Проверка знаний ПТЭ для этого персонала не требуется - из раздела "Эксплуатация" он проходит проверку знаний инструкций, проектов организации работ (ПОР), технологических карт и др. документов, регламентирующих работы по техническому обслуживанию, ремонтам, наладке и испытаниям оборудования, устройств, сооружений, зданий в объеме, соответствующем квалификации выполняемой работы (разряду работника); г) проверка знаний ППБ также не требуется, зато требуются противопожарные тренировки, но о них в этом пункте не сказано.
14. п. 4.5.6 - третий абзац - проверка знаний входит в состав подготовки по новой должности.
15. п. 4.10 - какое обучение и какой инструктаж имеется в виду?
16. Глава 6 - не сказано, что должны предусматривать программы подготовки по новой должности руководящих работников, руководителей структурных подразделений, административно-технического персонала и специалистов, оперативного и оперативно-ремонтного персонала, вспомогательного персонала, других специалистов, служащих и рабочих.
17. п. 6.4. - не раскрыт термин "стажировка" для оперативных руководителей.
18. п. 7.2. - стажировка является составной частью подготовки по новой должности. Ее этапы конкретизируются в процессе работы над программой подготовки по новой должности для каждой категории работников. Зачем же вторично разрабатывать программу стажировки?
19. п. 8.7. а) первый абзац, - почему руководитель определяет объем только правил и норм? Это явно не достаточно; б) последний абзац, - почему инструкция по охране труда, а не программа подготовки по новой должности определяет для рабочего объем знаний по технике безопасности и почему только по технике безопасности? В "Методических рекомендациях по разработке государственных нормативных требований по охране труда", п. 4.8. (Постановление Минтруда от 6.04.01 г. № 30) нет требования об изложении в инструкциях по охране труда объема знаний по технике безопасности для рабочих.
20. п. 8.16 а) первый абзац - не сказано, что из себя должны представлять программы предэкзаменационной подготовки. Разве не достаточно вопросов для проверки знаний? б) не следует перечислять документы, знание которых подлежат проверке, тем более такие туманные как "другие НТД". Об этом должно быть сказано в п.8.7.
21. п. 9.3. - во-первых, о какой программе может идти речь, если дублер, находясь на рабочем месте, выполняет работу основного работника, руководствуясь его должностной инструкцией, инструкциями по оперативным переключениям, ликвидации аварий и др.? Разве можно составить программу работы основного работника, ежедневно выполняющего непредсказуемую работу, сообразуясь с реальной обстановкой? Во-вторых, дублирование является составной частью программы подготовки по новой должности.
22. п. 9.4. - "электрослесари по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций" не относятся к категории работников, указанных в п. 4.5.4 и не должны дублироваться.
23. п. 9.5. - количество контрольных тренировок в период дублирования и их тематику должна определять комиссия по проверке знаний или непосредственный руководитель дублера.
24. п. 11.3.5.,11.9.- записано: "…с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего…". Слова "обязательно", "категорически", "особо", "безусловно" не должны применяться, т.к. все требования правил должны выполняться в равной степени (см. "Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда").
25. п. 11.4.1 - а) противоречит п. 11.4.2; б) первичный инструктаж проводится не со всеми вновь принятыми в организацию… и т.д.
26. п. 11.4.2. - а) инструментом пользуется практически все работающие; б) при чем тут хранение и применение сырья и материалов? в) после слов "ремонтом оборудования" надо поставить точку, исключив последующие слова. ГОСТы тоже не безгрешны. Надо обратиться в Госстандарт и объяснить, что вторая часть примечания к п.7.2.1 ГОСТ 12.0.004-94 является ошибкой.
27. п. 11.4.4. - согласно ГОСТ 12.0.004 - 90 (п.7.2.3) первичный инструктаж возможен и с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах одного рабочего места.
28. п. 11.6.1 - а) в одних и тех же случаях проводится внеочередная проверка знаний и внеплановый инструктаж; б) не сказано, что внеплановый инструктаж проводится при изменении схемы энергоустановки.
29. п. 11.10.2. - ответственный руководитель и наблюдающий также должны делать целевые инструктажи.
30. Глава 12 - а) изменить заглавие, записав "Контрольные и учебные тренировки"; б) не сказано, как проводятся и оформляются учебные тренировки.
31. п. 12.4. - согласно "Правилам проведения противоаварийных тренировок персонала электрических станций и сетей" противоаварийные тренировки рекомендуется, а не допускается совмещать с противопожарными.
32. п. 13.1. - говорит о противоаварийных учебных тренировках, а п.13.3 о противоаварийных и противопожарных.
33. п. 14.4. - а) руководитель организации не разрабатывает программы повышения квалификации рабочих; б) не определены периодичность и продолжительность повышения квалификации рабочих.
Некоторые предложения
1. В названии ПРП слово "электроэнергетики" заменить на слово "энергетики".
2. п. 2.5. - термин "управленческий персонал" заменить на термин "административно-технический персонал".
3. "Учебная тренировка" - составная часть специальной подготовки оперативных руководителей, оперативного и оперативно-ремонтного персонала, проводится руководителями (или их заместителями) этой категории работников по заранее разработанной тематике (но без разработки программы тренировки) путем собеседования, с использованием при необходимости, схем, тренажеров и т.п.
4. п. 2.16 - "дублирование" - это исполнение дублером должности основного работника из числа оперативных руководителей, оперативного или оперативного ремонтного персонала на его рабочем месте в соответствии с ПТЭ, МПОТ, должностной инструкцией основного работника, инструкциями по оперативным переключениям, ликвидации аварий, оперативно-диспетчерскому управлению, ведению оперативных переговоров и записей, эксплуатации оборудования, устройств, сооружений и зданий, инструкцией о мерах пожарной безопасности, оперативным планом пожаротушения, инструкциями по охране труда, приказами, распоряжениями и другими действующими документами, имеющими отношение к этой должности. Дублер выполняет работу под наблюдением основного работника, в смену которого он назначен распорядительным документом. Указанный основной работник несет ответственность за подготовку дублера.
5. п. 2.17 - после слов "квалификации работника" записать: "из числа оперативных руководителей, оперативного или оперативно-ремонтного персонала путем его…" и далее по тексту.
6. п. 4.4. второй абзац записать в редакции: "при этом завершающий этап подготовки по новой должности - проверку знаний, а также периодическую и внеочередную проверку знаний руководители холдингов, генеральные директоры (директоры), заместители генеральных директоров (директоров) организаций по производству и передаче энергии проходят в комиссии Минтопэнерго.
7. п. 4.5.1. изложить в редакции: "С руководящими работниками организации:
- вводный и целевой инструктажи;
- инструктаж руководителя организации согласно п.4.6;
- подготовка по новой должности;
- периодическая проверка знаний в объеме, определенном программой подготовки по новой должности;
- внеочередная проверка знаний;
- повышение квалификации".
8. п. 4.5.2. - изложить в редакции: "С руководителями структурных подразделений:
- вводный и целевой инструктажи;
- инструктаж руководителя организации согласно п.4.6.;
- подготовка по новой должности;
- периодическая проверка знаний в объеме, определенном программой подготовки по новой должности;
- внеочередная проверка знаний;
- повышение квалификации".
9. п. 4.5.3. - изложить в редакции: "С административно-техническим персоналом и специалистами:
- вводный и целевой инструктажи;
- инструктаж руководителя организации согласно п.4.6.;
- подготовка по новой должности;
- периодическая проверка знаний в объеме, определенном программой подготовки по новой должности;
- внеочередная проверка знаний;
- повышение квалификации".
Примечание: возможно объединение 3-х пунктов (4.5.1.-4.5.3) в один.
10. п. 4.5.4. - изложить в редакции: "С оперативными руководителями, оперативным и оперативно-ремонтным персоналом:
- вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;
- подготовка по новой должности;
- периодическая проверка знаний в объеме, определенном программой подготовки по новой должности;
- внеочередная проверка знаний;
- контрольные противоаварийные и противопожарные тренировки;
- специальная подготовка;
- повышение квалификации".
11. п. 4.5.5. - изложить в редакции: "С ремонтным персоналом:
- вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;
- подготовка по новой должности;
- периодическая проверка знаний в объеме, определенном программой подготовки по новой должности;
- внеочередная проверка знаний;
- контрольные противопожарные тренировки;
- повышение квалификации".
12. п. 4.5.6. - изложить в редакции: "С вспомогательным персоналом:
- вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;
- подготовка по новой должности;
- периодическая проверка знаний, в объеме, определенном программой подготовки по новой должности;
- внеочередная проверка знаний;
- пожарно-технический минимум;
- повышение квалификации".
13. п. 4.5.7. - изложить в редакции: "С другими специалистами, служащими и рабочими:
- вводный и целевой инструктажи;
- подготовка по новой должности;
- периодическая проверка знаний в объеме, определенном программой подготовки по новой должности;
- внеочередная проверка знаний;
- пожарно-технический минимум;
- повышение квалификации".
14. п. 4.10. - изложить в редакции: "Руководитель организации, в соответствии с законодательством, не должен допускать работников к работе без проведения вводного и первичного инструктажа, подготовки по новой должности и медицинского освидетельствования в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 г. № 90.
15. п. 6.3. - исключить второй абзац.
16. Глава 6 - необходимо ввести несколько новых пунктов, при этом существующий п. 6.4. станет п. 6.9. П. 6.4.(новый) - изложить в редакции: "Программы подготовки по новой должности руководящих работников организации, административно-технического персонала и специалистов, руководителей структурных подразделений должны включать в себя:
- "Перечень действующих руководящих, распорядительных и инструктивных документов, знание которых подлежит обязательной проверке", (п.8.7);
- вид предэкзаменационной подготовки с указанием ее продолжительности;
- проверку знаний".
п. 6.5. - (новый) - изложить в редакции: "программа подготовки по новой должности ремонтного персонала должна включать в себя;
- стажировку (издание распорядительного документа руководителя организации или структурного подразделения с указанием календарных сроков стажировки и лиц, ответственных за ее проведение; изучение МПОТ, если работнику требуется присвоение группы по электробезопасности - в соответствии с приложением № 1 МПОТ; изучение необходимых инструкций по охране труда; изучение инструкций, ПОР, технологических карт и других документов, регламентирующих техническое обслуживание, ремонты, наладку или испытание оборудования, устройств, сооружений, зданий в объеме, соответствующему квалификации выполняемой работы (разряду работника); практическое обучение безопасным методам производства работ под руководством опытного работника);
- вид и продолжительность предэкзаменационной подготовки;
- проверку знаний".
п. 6.6. (новый) - изложить в редакции: "Программа подготовки по новой должности вспомогательного персонала должна содержать:
- изучение МПОТ в объеме 1 или 2 группы по электробезопасности, если это требуется по условиям работы (например, для строительно-монтажных работников, электросварщиков, водителей, крановщиков, машинистов, стропальщиков, работающих в действующих электроустановках или в охранных зонах ВЛ);
- изучение необходимых инструкций по охране труда;
- вид и продолжительность предэкзаменационной подготовки;
- проверку знаний МПОТ и инструкций по охране труда".
п. 6.7.(новый) - изложить в редакции: "Программы подготовки по новой должности других специалистов, служащих и рабочих должны содержать:
п. 6.7.1. - для других специалистов и служащих:
- изучение необходимых инструкций по охране труда для видов работ (например, при работе на компьютере);
- изучение необходимых распорядительных документов;
- вид и продолжительность предэкзаменационной подготовки;
- проверку знаний.
п. 6.7.2. - для рабочих, не работающих в электроустановках:
- изучение необходимых инструкций по охране труда;
- вид и продолжительность предэкзаменационной подготовки;
- проверку знаний".
п. 6.8. (новый) - изложить в редакции: "Программы подготовки по новой должности для оперативного и оперативно-ремонтного персонала должны содержать:
- стажировку (издание распорядительного документа руководителя организации или структурного подразделения с указанием календарных сроков стажировки и лиц, ответственных за ее содержание; изучение МПОТ в объеме требуемой группы; изучение ПТЭ с указанием необходимых пунктов; изучение главных, нормальных, оперативных и других схем, знание которых необходимо для данного работника; изучение должностной инструкции, необходимых инструкций по охране труда, инструкций по эксплуатации оборудования, устройств, сооружений, зданий, оперативных переключений, ликвидации аварий, ведению оперативных переговоров и записей, о мерах пожарной безопасности, оперативного плана пожаротушения и других, необходимых для работы, распорядительных и инструктивных документов; отработка ориентирования на рабочем месте: изучение компоновки щита управления - расположение и назначение ключей, кнопок, накладок, блоков, рубильников, пакетных выключателей, автоматов и приборов; знакомство с местом расположения на местности ТП, РП, коммутационных аппаратов и их управлением; практическое освоение организационных и технических мероприятий; ведение оперативной документации);
- вид и продолжительность предэкзаменационной подготовки;
- проверку знаний;
- дублирование (издание распорядительного документа руководителя организации или структурного подразделения с указания срока дублирования и лица, ответственного за подготовку дублера; выполнение обязанностей основного работника на рабочем месте под руководством лица, ответственного за подготовку дублера; участие в индивидуальных контрольных тренировках)".
п. 6.9. (настоящий п. 6.4) - изложить в редакции: "Программа подготовки по новой должности для оперативных руководителей должна содержать:
- стажировку (издание распорядительного документа руководителя организации или структурного подразделения с указанием календарных сроков стажировки и лиц, ответственных за ее проведение; изучение действующих документов согласно "Перечню руководящих, распорядительных и инструктивных документов, знание которых подлежит обязательной проверке", разработанному для данной должности; отработка ориентирования на рабочем месте: усвоение мнемонической схемы и других элементов щита управления, порядка оперативных переговоров, ведения оперативной документации; изучение условий наиболее экономического ведения технологического процесса производства и транспортирования энергии);
- вид и продолжительность предэкзаменационной подготовки;
- проверку знаний;
- дублирование (издание распорядительного документа руководителя организации или структурного подразделения с указанием срока дублирования и лица, ответственного за подготовку дублера; выполнение обязанностей основного работника на рабочем месте под руководством лица, ответственного за подготовку дублера; участие в индивидуальных контрольных тренировках);
- кратковременную самостоятельную работу на рабочих местах объектов, в том числе…- и далее по тексту существующего п.6.4.
17. Существующий п. 6.5. станет п. 6.10.
18. п. 7.2. - изложить в редакции: "Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 смен".
19. п. 8.7. - изложить в редакции: "Для каждой должности руководящих работников, административно-технического персонала и специалистов, оперативных руководителей должен быть разработан "Перечень руководящих и инструктивных документов, знание которых подлежит обязательной проверке", утвержденный руководителем организации".
Указанный перечень должен состоять из 4-х разделов: "охрана труда", "эксплуатация", "пожарная безопасность" и "межотраслевые нормативные акты" (ПУЭ, "Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек), "Правила устройства и безопасной эксплуатации электрических котлов и электрокотельных" и т.п.).
20. п. 8.16 - а) в первом предложении первого абзаца исключить первые три слова; б) четвертый абзац изложить в редакции: "знания проверяемых работников оцениваются по четырехбальной шкале: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"". в) пятый абзац изложить в редакции: "Положительная оценка знаний, уровень которой устанавливается решением большинства членов комиссии, дает право на присвоение группы по электробезопасности в соответствии с МПОТ (приложение № 1). г) шестой (последний) абзац изложить в редакции: "Если проверяемый не дал правильных ответов на большинство вопросов хотя бы одного члена комиссии, - общая оценка устанавливается "неудовлетворительно".
21. п. 9.3. - исключить.
22. п. 9.4. - второй абзац - исключить слова: "электрослесарей по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций".
23. п. 9.5. - изложить в редакции: "В период дублирования с работником необходимо провести индивидуальные контрольные тренировки с оформлением в журналах контрольных тренировок. Количество контрольных тренировок и их тематику определяет комиссия по проверке знаний или руководитель дублера".
24. п.п. 11.3.5 и 11.9 - в первом предложении обеих пунктов исключить слово "обязательной".
25. п. 11.4.1. - изложить в редакции: "Первичный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми лицами, работа которых связана с техническим или оперативным обслуживанием, ремонтами, наладкой или испытаниями электроустановок или их частей: вновь принятыми в организацию, переводимыми из одного цеха, участка, службы, подразделение в другое, командированными, временными работниками, студентами и учащимися, прибывшими в организацию для производственного обучения или прохождения практики, работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующих электроустановок".
26. п. 11.4.2. - изложить в редакции: "С лицами, не связанными работой в действующих электроустановках, согласно п. 11.4.1., первичный инструктаж на рабочем месте не проводится".
27. п. 11.4.4. - вторая строка - после слова "индивидуально" записать: "или с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах одного рабочего места с практическим показом…" далее по тексту.
28. п. 11.5.1. - второй абзац - после слов "до одного" записать: "или трех месяцев с проведением его…" и далее по тексту.
29. п. 11.6.1. - а) второй абзац изложить в редакции: "при внесении изменений в действующие нормативно-технические документы и схемы"; б) третий абзац - после слов "безопасность труда" поставить запятую и записать: "изменении схемы энергоустановки".
30. п. 11.10.2. - третий абзац изложить в редакции: "допускающий - ответственному руководителю работ, производителю работ, наблюдающему и членам бригады:
ответственный руководитель - производителю работ, наблюдающему и членам бригады;
производитель работ и наблюдающий - членам бригады".
31. Глава 12 - изменить название на "Контрольные и учебные тренировки".
32. п. 12.4. - первый абзац "второе предложение - вместо слова "допускается" записать слово "рекомендуется".
33. п. 12.7. - первая строка, после слов "при проведении" записать: "контрольной тренировки" и далее по тексту.
34. п. 12.9. (новый) - изложить в редакции: "Учебные тренировки проводятся индивидуально с оформлением в журнале произвольной формы с отражением фамилии и должности лица, проводящего тренировку и лица, ее играющего, а также темы и оценки тренировки, и замечаний, повлиявших на снижение оценки".
35. п. 13.1. - третья строка - вместо слов "учебных противоаварийных" записать: "учебных противоаварийных и противопожарных".
36. п. 14.4. - а) вторая строка - исключить слова: "разрабатываемым и…"; б) определить периодичность и продолжительность повышения квалификации рабочих.
37. И последнее. В "Словаре русского языка" под редакцией Ожегова слово "порядок определяется как "последовательный ход чего либо" или "правила, по которым совершается что-нибудь". А слово "правило" - как "постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо". То есть порядок - это правило, а правило - это порядок. В ПРП пять раз предлагается разработать порядок, один из которых является порядком самих "Правил работы с персоналом…", т.е. разработать порядок порядка. Разве это не абсурд? Одна из энергосистем, входящая в состав "Южэнерго", переписала ПРП почти один к одному, назвав этот опус "Порядком проведения работы с персоналом". Кому это нужно? Как уже было сказано, последовательность изложения ПРП нарушена. Предлагаемые изменения и дополнения в какой-то мере позволить ее восстановить. Однако над стилем изложения ПРП, еще придется поработать, полностью исключив из текста слово "порядок".
Вывод: Все, выпускаемые в последнее время руководящие документы, например, ПТЭ или МПОТ разработаны с неудовлетворительным качеством. Такой оценки заслуживают и ПРП. Объясняется это просто: квалификация разработчиков не соответствует выполняемой работе. Надо строже подходить к подбору таких работников.
| |
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|