Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №6(18) 2002 -
1(19) 2003

Энергетическая стратегия России: принять нельзя откладывать

В конце декабря в Москве, в Государственном Кремлевском дворце, прошел Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке. Актуальные вопросы и стратегические ориентиры». Форум проводился по инициативе Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Его организаторами также выступили Министерство энергетики, Министерство экономического развития и торговли, Министерство природных ресурсов, ФЭК России, РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», Концерн «Росэнергоатом», Институт проблем регионального развития.

Обсудить наболевшие проблемы российского ТЭК собрались «генералы» от нефтяного, газового и электрического бизнеса, представители правительства РФ и Администрации Президента, ученые, депутаты Государственной Думы РФ. Необходимость такого публичного разговора о дальнейшем развитии отечественного ТЭК объясняется тем, что до сих пор нет внятной и продуманной Энергетической стратегии России. Министерство энергетики Российской Федерации подготовило проект «Основных положений энергетической стратегии России на период до 2020 года».
Открывая пленарное заседание, председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко отметил, что «современное состояние ТЭК можно охарактеризовать одним емким понятием: стихийно сформировавшиеся с начала 90-х годов механизмы и факторы роста изжили себя. Изменение удачной на сегодня для России мировой ценовой конъюнктуры на нефть, а точнее, падение цены, если в ТЭК не предпринять кардинальных преобразований, неизбежно приведет к кризису похлеще 1998 года. Главные факторы, негативно влияющие на состояние ТЭК, – колоссальный износ производственных фондов, отсутствие стимулов для серьезных инвестиций, замедление темпов прироста сырьевой базы, нерациональная структура топливно-энергетического баланса, деформированная ценовая политика в сфере ТЭК, неоправданно высокая энергоемкость экономики.
Роль государства в разрешении вышеуказанных проблем трудно переоценить. Очевидно, что мы должны решить, по крайней мере, двойную задачу: с одной стороны, добиться роста производства энергоресурсов, а с другой – существенно повысить эффективность их использования, особенно в сфере потребления», – подчеркнул Владимир Катренко.
Вице-премьер Виктор Христенко, отвечающий в правительстве за работу энергетической отрасли, в своем выступлении назвал приоритеты новой концепции развития ТЭК. Это, прежде всего, полное обеспечение энергоресурсами всех отраслей экономики страны, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития. Он посетовал на то, что ныне крайне высокой остается энергоемкость нашей экономики, которая в 3-4 раза превышает показатели европейских стран.
Напомним, что буквально за день до форума Государственная Дума отложила на неопределенное время рассмотрение пакета законов по электроэнергетике. И можно было ожидать, что именно одна из острых тем – реформа электроэнергетики и судьба РАО «ЕЭС России» – станет главенствующей на форуме. Однако начало пленарного заседания напомнило традиции партийных съездов советских времен. С трибуны вяло зачитывались приветствия, направленные в адрес форума Председателем Правительства РФ Михаилом Касьяновым, Председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым, Председателем Госдумы Геннадием Селезневым. Следует отметить и тот факт, что участником форума был заявлен Президент России Владимир Путин. Но его не было, как не было и его приветствия. Причина такого отношения первых лиц государства к жизненно важному для страны вопросу, а именно их отсутствия на форуме, необъяснима.

Как стать сильным государством

Атмосферу форума подогрело как всегда эмоциональное выступление заместителя Председателя Госдумы Владимира Жириновского.
– Прослушал предыдущих выступающих, и создалось впечатление, будто я в крематории. Умирающим голосом сообщают о том, какие у нас огромные богатства и как мы не можем их направить на развитие нашей страны. И никаких реальных предложений.
Мы создали кучу министерств, имеющих отношение к рассматриваемой теме, например, министерство природных ресурсов. В его адрес раздается масса критики, но министр остается на месте, и сюда он не пришел. И председатель «Газпрома» здесь не появился. А где многие другие первые лица? Зачем нужны приветствия? Приди живьем, выступи, скажи, что ты хочешь. А то – «Удачи вам!». При чем здесь удача? Работать надо! Я считаю, что все, что горит, светит, дает тепло, необходимо объединить в единое министерство. И министр должен быть, с одной стороны, патриотом Родины, а с другой – человеком с железной хваткой.
В нынешнем веке победит только та страна, у которой будет энергия. Все остальные замерзнут. В России, если суммировать, 30% всех богатств мира – лес, нефть, газ, металл и прочее. И это притом, что в стране всего 1% населения всего земного шара. И мы должны стать самыми сильными. У нас две отрасли, которые всегда будут давать доход, – военная промышленность и энергетика. Если мы будем развивать их, мы станем сильным государством. А такое государство будет иметь и сильную экономику. Давайте думать над этим и предпринимать реальные шаги.

Депутаты нанесли удар по всей стране

От выступления главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса ждали его реакции на новую остановку в ходе энергореформы. Ожидания эти Чубайс оправдал: его речь была весьма резкой и притом политически заостренной. «В ближайшие несколько дней все встанет на свои места: либо будет принято решение по реформированию электроэнергетики, либо страна будет остановлена» – такова была в те дни, по мнению Чубайса, сложившаяся ситуация (стоит, однако, отметить, что с момента выступления прошло уже более месяца и ничего не произошло – ред.).
Только за два дня ущерб от решения Думы отложить рассмотрение пакета законов по реформе электроэнергетики составил, по оценке Анатолия Чубайса, $220 млн. Настолько упала стоимость акций РАО. «Потери государства – более $110 миллионов», – отметил Чубайс. Государству, как известно, принадлежат 52,55% акций энергохолдинга.
При этом Анатолий Чубайс заявил, что знает, кто стоит за действиями депутатов. Это не миноритарные акционеры, в недалеком прошлом бывшие постоянными оппонентами менеджмента РАО. «Теперь стало ясно, что акционеры хотят реформу и поддерживают ее, – это доказано цифрами», – подчеркнул Чубайс.
Враги реформы, по версии Чубайса, намного влиятельнее: уже около двух месяцев «группа крупных бизнесменов страны» скупает акции РАО ЕЭС. Правда, председатель правления энергокомпании оговорился, что точных данных у него нет, но, «по мнению аналитиков», скуплено уже около 10% акций компании примерно за $600 млн. Причем, по словам Чубайса, благодаря своему политическому влиянию покупатели намеренно снизили цену компании за два дня на 4% и таким образом «получили за два дня $30 млн. чистого дохода».
«Кто-то получил политические дивиденды, а кто-то просто банально заработал деньги», – сделал вывод Чубайс. Перенос сроков рассмотрения законопроектов об электроэнергетике во втором чтении Чубайс назвал «ударом по компании, ударом по акционерам и ударом по государству». Вкратце глава РАО напомнил присутствующим о сути реформы. «Она очевидна и достаточно банальна. В тех секторах энергетики, где нет и не может быть конкуренции, – сетевом хозяйстве и диспетчеризации – должно быть жесткое государственное регулирование. А в тех секторах, где может быть конкуренция, – генерации и сбыте – должен работать нормальный, внятный, цивилизованный рынок».
Говоря о тарифах, которые в результате проведения реформы должны снизиться, Анатолий Чубайс отметил, что подобные примеры есть – «в Казахстане на наших глазах, тихо и спокойно, проведена полная реформа энергетической отрасли. В итоге сейчас цена киловатт-часа на казахстанских станциях – угольных, заметим, – в результате конкуренции снизилась в полтора раза, до 1 цента».
Анатолий Чубайс счел необходимым отметить и успехи своей компании в последние годы. К ним он отнес полное решение проблемы бартера и неплатежей, 100-процентную оплату сейчас и радикальное продвижение в урегулировании гигантской задолженности РАО государству, газовщикам, нефтяникам, угольщикам.

Необходима ли реформа «по Чубайсу»?

Закончив свое выступление, глава РАО «ЕЭС России» тут же покинул Кремлевский дворец. И в полемику (заочную, как всё последнее время) с Анатолием Чубайсом тут же вступил его постоянный оппонент, советник Президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов. По мнению Илларионова, колебания курса акций на 2% в день «не являются удивительными для российского фондового рынка». Что касается подозрений главы РАО «ЕЭС России», то советник сообщил, что ему ничего не известно о том, кто скупает акции. В любом случае, сказал он, акции скупаются «по рыночной цене на прозрачном рынке».
Президентский советник, как известно, на всех российских и международных форумах не устает повторять, что снижение капитализации РАО является реакцией рынка на план реструктуризации, предложенный менеджментом компании и ставший основой для правительственных законопроектов по реформе электроэнергетики. То есть, по Илларионову, в обвале котировок РАО «ЕЭС России» виноват сам Чубайс.
Как заявил советник, инвестор, решившийся в марте 2000 г. вложить $100 тыс. в «ЮКОС», в ноябре 2002 г. получил бы $1,1 млн, если в «Сибнефть» – $450 тыс., а если бы он вложил эти деньги в РАО ЕЭС, то сегодня из-за резкого падения стоимости акций получил бы только $52 тыс.
Андрей Илларионов высказался против ускорения темпов реформирования национальной электроэнергетики. «Содержание и качество реформ гораздо важнее их темпов», – заявил он. «Сегодня надо не торопиться, а вначале проанализировать, что нам предлагают реформировать и какую цену мы будем платить за эту реформу. Надо понять, что не нравится в действующей системе, и надо выяснить, какие существуют гарантии, что реформа электроэнергетики удастся», – считает советник президента. В своем выступлении Андрей Илларионов подверг сомнению необходимость реорганизации вертикально интегрированных компаний в ходе реформирования отрасли. По его словам, в странах, где были сохранены вертикально интегрированные компании, стоимость электроэнергии ниже, чем в странах, где произошла «горизонтальная разинтеграция» вертикально интегрированных компаний по видам бизнеса — на генерацию, сети и сбыт. В качестве негативных примеров он привел Уэльс, Калифорнию, Норвегию. В этих странах в последние годы обанкротились десятки посредников, которых предлагается создать в рамках российской реформы. Рынок продажи и перепродажи электроэнергии очень узкий – многим там не развернуться. «В Норвегии, где реформа прошла по подобию предлагаемой РАО, сейчас тяжелейший энергетический кризис. За последние пять месяцев цена на электроэнергию выросла в 7 раз. И норвежские власти вынуждены разъяснять населению, как экономить электричество, и призывать к использованию дров и торфа».
Также Илларионов считает необоснованным стремление РАО «ЕЭС России» добиться повышения тарифов. «В настоящее время в России в среднем для промышленных потребителей стоимость одного киловатт-часа составляет 2,1 цента. В Германии – 2,2 цента. В то же время внутренняя цена российской нефти – около 30% от мировой, мазута – 35%, газа – примерно 20%.
Соотношение же по электроэнергии – 43,5%. Товар, который не продашь за рубеж легко и просто, оказывается в большей степени приближен к уровню мировых цен, чем любой другой. В других странах происходит прямо противоположное», – заявил он.
Советник Президента не верит, что в результате реформы цены на свет и тепло с 2005 года понизятся, как прогнозирует Анатолий Чубайс: «Глава РАО говорит, что в 2005 году, когда будет полноценный рынок электроэнергетики, цены пойдут вниз из-за того, что предложений будет много, а спрос небольшой. Но уже сейчас предложение превышает спрос. А цены на электроэнергию растут. Нестыковка».

Дан наказ…

В рамках Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в XXI веке: актуальные вопросы и стратегические ориентиры» прошел ряд «круглых столов»: «Вопросы энергетической стратегии Российской Федерации», «Тарифная политика и государственное регулирование естественных монополий в ТЭК России», «Энергосберегающие технологии – основа устойчивого развития ТЭК России», «Государственная лицензионная политика в области недропользования и проблемы разведки и освоения новых запасов углеводородного сырья».
К сожалению, надежды многих участников «круглых столов», представлявших предприятия электроэнергетики, не оправдались в полной мере.
Заявленными выступающими практически были обойдены молчанием вопросы электроэнергетики. Большая часть времени была посвящена обсуждению вопросов, связанных с либерализацией газового рынка, установлением тарифов на транспортировку нефти, нефтепродуктов и газа. Более того, если на пленарном заседании присутствовало более тысячи человек, то каждый из «круглых столов» собрал лишь по нескольку десятков выступающих и слушателей.
В итоговом документе форума – рекомендациях – его участники записали, что «практическая реализация Энергетической стратегии России невозможна без усиления роли государства в развитии ТЭК, а также без совершенствования на федеральном уровне законодательной и нормативно-правовой базы». Дан наказ и Федеральному Собранию России: «…сосредоточить усилия на формировании целостной системы законодательных актов в сфере топлива и энергии». Окончательная редакция энергетической стратегии России до 2020 года должна быть подготовлена в первой половине 2003 года. Своими впечатлениями о двух днях, проведенных на форуме, мы попросили поделиться некоторых участников.

Александр Слеза, консультант экспертно-аналитического совета Межфракционного депутатского объединения «Энергия России» Госдумы РФ: – Что касается итогов форума, то, если результатом его работы станут документы, улучшающие экономическую стратегию, это будет плюс. Если же все останется словами, то пользы не будет никакой.
Говоря конкретно об электроэнергетике, необходимо отметить, что мы сейчас бежим впереди лошади. Законодательной базы реформирования еще нет, а реформа вовсю идет. Чубайс торопится. Все транснациональные компании стараются быть вертикально интегрированными – тогда получается эффект максимального снижения издержек, максимальной капитализации. Мы же пытаемся идти иным путем – путем горизонтального разделения. Не считаю это правильным. Почему прекрасно работают те же нефтяные компании – «Лукойл», «ЮКОС»? Потому что у них вся цепочка – от скважины до бензоколонки. Разделение же на части электроэнергетики, считаю, ни к чему хорошему не приведет.

Алексей Макаров, директор института энергетических исследований РАН:
– Организация такого рода форумов подразумевает тщательную предварительную работу. Необходима четкая постановка проблем, четкий подбор людей, способных осветить разные аспекты этих проблем, и организация собственно дискуссий.
К сожалению, всего этого не было ни на пленарном заседании, ни на «круглых столах». Сомневаюсь, что результатом этого мероприятия станет принятие какого-либо документа, с помощью которого можно было бы решить насущное проблемы в ТЭК страны. Конечно, пообщаться всегда приятно.
Но большинство из присутствующих прекрасно знают друг друга и общаются постоянно и помимо форума. Что могут решить те несколько десятков человек, которые сидели в этом зале?

Владимир Джангиров, вице-президент Электроэнергетического совета СНГ:
– Кто здесь присутствовал из тех людей, которые принимают решения? Для кого мы здесь выступали? Возьмите любую страну Европы: на подобных энергетических форумах присутствует по 4-5 тысяч человек.
И в обязательном порядке – абсолютно все министры. Ведь энергетика – это основа жизни всей, подчеркиваю, всей страны.
В Японии энергетический форум открывает наследный принц. Во Франции присутствие президента страны является обязательным.
А у нас получается, что энергетика никому, кроме присутствующих здесь, не нужна – у первых лиц совсем другие интересы – не те, которые здесь обсуждаются.
Необходимо отметить и то, что энергосистема России тесно связана с энергосистемами стран СНГ. И в самой стратегии говорится: «сохранить тесное взаимодействие со странами СНГ».
Почему же организаторы не пригласили их представителей?

Через несколько дней после окончания форума на сайте РАО «ЕЭС России» появился комментарий к выступлению Андрея Илларионова, подготовленный членом Правления РАО «ЕЭС России» Андреем Трапезниковым. Приводим небольшую выдержку: «…По утверждению г-на Илларионова, тарифы на электроэнергию для потребителей в России (2,1 цента США) практически сравнялись с тарифами в Германии (2,2 цента США) при совершенно ином уровне доходов населения. Из этого г-н Илларионов делает вывод, что тарифы на электроэнергию в стране завышены.
На самом деле г-н Илларионов сравнивает несопоставимые вещи: 2,2 цента за кВт.ч.– это базовая цена немецкого оптового рынка электроэнергии. Пиковая цена оптового рынка (в период максимального энергопотребления) примерно в полтора раза больше. Цены для различных групп конечных потребителей в Германии составляют от 5 центов за кВт.ч. (для промышленности) до 16 центов (для населения). При этом названные Илларионовым 2,1 цента за кВт.ч. в России – это средний размер тарифов для конечных потребителей, а средний тариф оптового рынка – почти в 2 раза меньше.
Характерно, что с 1992 по 2001 гг. (до тех пор, пока рост тарифов отставал от общего роста цен в промышленности) энергоемкость ВВП России увеличилась в 1,5 раза. В условиях заниженных тарифов у предприятий нет стимулов экономить электроэнергию, тратить деньги на внедрение энергосберегающих технологий».


Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024