|
Низковольтное
оборудование: чем живет
российский рынок?
Александр Дементьев,
начальник электротехнического
отдела института «Мосэнергопроект» |
В прошлом номере нашего журнала мы начали разговор о низковольтной аппаратуре, применяемой в России. Напомним, что поводом к разговору послужило различие во мнениях специалистов: одни считают, что отечественная продукция сильно отстала от мирового уровня, другие уверяют, что она вполне конкурентоспособна. Сегодня мы обсуждаем этот вопрос с начальником электротехнического отдела института «Мосэнергопроект» Александром Дементьевым и генеральным директором ООО «Электрический центр ТСН» Сергеем Власовым.
|
Сергей Власов,
генеральный директор
ООО «Электрический центр ТСН» |
— Как вы оцениваете современное состояние российского рынка низковольтного электрооборудования? Соответствует ли оно вашим требованиям и требованиям заказчиков?
А.Д: C одной стороны, на рынке появляется всё больше новых российских фирм, производящих низковольтное оборудование, особенно электрощитовое. С другой стороны, производителей можно разделить на три группы. Представители первой изготавливают щиты из отечественных металлоконструкций и отечественных комплектующих. Предприятия второй группы шкафы делают сами, но начиняют их западным оборудованием. Третьи используют только импорт.
Так вот первых, к сожалению, очень мало, и это объяснимо: российское низковольтное оборудование, которое используется в качестве комплектующих, недостаточно качественное. У него очень слаба элементная база. Допустим, выключатели ВА, которые мы до недавнего времени в основном использовали в своих проектах, сильно уступают импортным аппаратам по габаритам, по динамической и термической стойкости. Если автоматические выключатели Compact производства Schneider Electric можно смело ставить в щите, где короткое замыкание достигает 20-25 кА, то выключатели ВА с аналогичными заявленными характеристиками можно устанавливать только на вторичных отводах, где ток короткого замыкания существенно ниже.
Большинство нынешних российских производителей относится ко второй группе. Применение импортных комплектующих позволяет уменьшить габаритные размеры щитов, что немаловажно при реконструкции уже действующих объектов и строительстве новых, повысить надежность и безопасность в эксплуатации. К наиболее динамично развивающимся, быстро откликающимся на запросы потребителей я могу отнести протвинский завод «Прогресс», московскую фирму «Техэнергокомплекс». В последнее время активность на рынке проявляет и Чебоксарский электроаппаратный завод.
С.В.: Наша фирма, по классификации Александра Николаевича, относится к третьей группе. Мы собираем щиты исключительно на импортной базе. Так уж повелось со дня создания – используем комплектующие ведущих фирм мира: АВВ, Schneider Electric, Siemens. Практически все их изделия унифицированы по габаритам и техническим характеристикам.
И так как наша компания является изготовителем электрощитовых изделий, то давайте говорить не о рынке производителей, а о рынке потребителей.В Петербурге он растет день ото дня. Правда, того подъема, который ожидался в связи с празднованием 300-летия города, не случилось. Мы думали, что будет потрачено больше денег на переобустройство внутренней инфраструктуры многих городских объектов, в том числе и энергетического оборудования. Но все-таки рынок оживляется, появляются новые инвесторы, строятся торговые гиперцентры, большие бизнес-центры, где востребовано современное электрощитовое оборудование.
Отмечу, что нашими заказчиками в основном являются западные компании, на деньги которых и возводятся новые объекты.
Отечественные фирмы пока еще не готовы вкладывать значительные финансовые средства в современную энергетическую инфраструктуру и выбирают оборудование подешевле. Хотя в последнее время появляются и российские заказчики, которые хотят обеспечить себе беспроблемное существование: не просто поставить UPS для надежного электроснабжения директорского компьютера, но и добиться того, чтобы всё оборудование, питающееся от электричества, работало так же надежно. Они готовы заплатить деньги, чтобы получить ту технику, те решения, которые обеспечат качественное энергоснабжение.
Но в моем понимании рынок потребителей еще не сложился окончательно: в нем нет должной управляемости, цивилизованности. Заказчики, особенно отечественные, часто устраивают, как мы называем, «дикие» тендеры – пытаются «столкнуть лбами» нескольких производителей электрощитовой продукции, заставляя их снизить цены на свою технику, причем довольно некорректным образом.
— Неужели российские производители – а сейчас мы говорим о производителях комплектующих изделий – отстали настолько, что говорить о применении их продукции в электрощитовом оборудовании вообще не стоит?
А.Д.: Нельзя так ставить вопрос. Наш институт занимается проектированием в основном электрических станций, но при этом приходится работать и с сетевыми предприятиями. Если говорить о станциях, то и сейчас в них применяется полностью отечественное оборудование: сборки КРУЭМ, РТЗО различных заводов. На станциях нет большой необходимости в экономии места, поэтому немалые габариты российских изделий заказчиков не смущают. Кроме того, хоть и понемногу, но российская техника за последние десять лет начала приближаться по своим характеристикам к западным аналогам.
А вот сетевые предприятия (большинство проектов мы делаем для Московской кабельной сети ОАО «Мос-энерго») предъявляют другие, более жесткие требования к оборудованию. Так, в Москве на многих объектах МКС применяются только изделия западных фирм – в основном Schneider Electric. Правда, большинство этого оборудования собирается на отечественных заводах либо по лицензии, либо с применением комплектующих этой компании.
С.В.: Честно говоря, мне, как родившемуся и живущему в России, было бы приятнее делать свою продукцию исключительно на отечественных комплектующих. Но пока это невозможно. Мы постоянно пытаемся «подмешивать» что-то российское в свои щиты, но все-таки основное – коммутационную аппаратуру и устройства защиты – применяем западного производства.
И объяснение этому есть. Скажем, необходимо увеличить мощность потребителя в уже существующей строительной части, то есть поставить щит на больший ток – вместо 63 А нужно 250 А. Импортные комплектующие позволяют разместить нужное оборудование в шкафу более компактно. С российскими это сделать невозможно.
Например, в прошлом номере вашего журнала написано про автоматический выключатель АП-50. Действительно неплохой аппарат, но неплохой для 70-х годов прошлого века, когда он был разработан. Сегодня габариты не позволяют разместить его в небольших современных шкафах – пора подумать о чем-то другом, более совершенном.
Кроме того, не выдерживает никакой критики и качество некоторых отечественных комплектующих. Возьмем однополюсные автоматы серии АЕ, выпускаемые несколькими заводами. Это не анекдот, но из партии в десять штук работает лишь один, да и тот выдерживает только несколько десятков циклов «включения-отключения». 90% брака. Это разве нормально? Если я их поставлю в свои электрощитовые изделия, то мне ни один заказчик подобного не простит.
— В конце прошлого года на базе ЧЭАЗ прошел технический семинар, где многие присутствующие говорили о недопустимости ситуации, когда российские энергообъекты ставятся в прямую зависимость от продукции иностранных фирм. А вы как считаете?
А.Д.: Когда российские предприятия начнут выпускать электротехнические изделия низкого напряжения, конкурентоспособные с продукцией западных предприятий, тогда об этом можно будет говорить. Пока же необходимо изучать импортные изделия и пытаться сделать что-то аналогичное. И путей здесь много. Самый, считаю, простой и эффективный – покупка лицензии и производство в России.
С.В.: Чтобы воплотить в жизнь этот лозунг, необходим интерес либо российских энергомонополий, либо самого государства. Причем интерес в части финансовых инвестиций в научно-исследовательские институты, которые в большинстве своем сейчас бедствуют, и классные специалисты оттуда уходят, в конструкторские коллективы, способные заниматься современными разработками. Только тогда, да и то по прошествии значительного времени, можно будет ставить подобный вопрос.
Что же касается подхода к выбору оборудования в некоторых энергосистемах, в частности «Мосэнерго», то он мне не всегда понятен с технической точки зрения. Так «на корню» пресекается здоровая конкуренция. Чем сухой трансформатор «Триал» Schneider Electric принципиально отличается от Resiblok АВВ или каких-либо других? Да ничем.
— Мне неоднократно приходилось слышать подобные высказывания. Все-таки так ли уж продукция западных производителей похожа одна на другую по своим характеристикам?
А.Д.: Дело в том, что крупные западные компании, работающие на одном рынке, внимательнейшим образом следят друг за другом. И на какую-то разработку одной компании следует ответ другой. Поэтому аналогичное оборудование можно найти у АВВ, у Schneider Electric, у Siemens и многих других фирм.
— Если сравнивать продукцию западных производителей между собой по цене, то какая получается картина?
С.В.: Изначально цены на конкретную низковольтную продукцию у производителей в Европе примерно одинаковы.
Более интересен вопрос вообще о стоимости электрощитовых изделий и комплектующих, поставляемых в Россию. И это связано с нашими таможенными пошлинами.
Ни для кого не секрет, что в Восточной Европе, где практически все ведущие мировые производители имеют свои производства, электротехническое оборудование стоит намного дешевле, чем в Западной Европе. С одной стороны, ситуация в России отличается ненамного от восточноевропейских стран – та же сравнительно дешевая рабочая сила, недорогая энергия. Но...
За готовый электрический щит, привезенный из-за границы, государство требует 5%-ную таможенную пошлину. А за отдельные комплектующие, которые мы используем в своей продукции, – уже 20%. То есть малый бизнес, к которому относится наша фирма, душат прямо «на корню». И сейчас нам очень сложно конкурировать с теми же чехами и поляками. Заказчики, может, и готовы купить наши изделия, но они получаются дороже, чем готовая продукция, привезенная из-за рубежа. Вот такова ситуация со ставками таможенных пошлин на радость крупным иностранным концернам.
Если же возвратиться к цене комплектующих, то она меняется в зависимости от условий покупки, количества закупаемого и в конце концов от имиджа самой российской фирмы. Нам, например, самые лучшие условия предлагают АВВ и Schneider Electric.
— Если говорить о низковольтных комплектных устройствах , какие принципы их построения предпочтительнее для России – системы, изготовленные для каждого конкретного случая или применяемый на Западе модульный принцип с возможностью последующего расширения, замены блоков?
А.Д.: Думаю, что модульный принцип построения низковольтных комплектных устройств более удобен в эксплуатации.
С.В.: Я не согласен, что импортные НКУ можно потом расширять или переделывать. Любое изделие, особенно вводное распределительное устройство или главный распределительный щит, имеет достаточно законченную систему сборных шин. Внесение каких-либо изменений будет сопряжено с разного рода трудностями. Что же касается возможности наращивания мощности, то она должна закладываться уже на стадии проектирования – и именно так поступают ведущие проектные институты. В проекте имеется расчет нагрузок и всегда дается определенный запас на развитие, если он предусмотрен техническим заданием – обычно это 20-30% от мощности нагрузки. Я считаю, что под каждый конкретный объект должен проетироваться и делаться конкретный щит.
В западных странах, а особенно в Америке, сейчас именно такая тенденция. Они делают так называемые «хай-тэк» – щиты, изготовленные специально для определенного объекта, с законченной системой сборных шин, с уже встроенными автоматами, протестированные прямо на заводе-изготовителе.
И подобная «индивидуальная» продукция обходится потребителю дешевле, чем стандартная. Возьмем традиционные щиты ЩО-70, которые выпускаются множеством заводов в России. Да, у них есть отличия, связанные с ТУ конкретного производителя. Но по конструктивной идее они практически одинаковы: стойка такой-то ширины, такой-то глубины, такой-то высоты, коммутационный аппарат расположен так-то, шины обязательно идут по верху шкафа, подходящих и отходящих линий строго определенное количество.
При индивидуальном же изготовлении мы можем в зависимости от требований поставить в стойку один, два или три аппарата, сделать необходимые размеры шкафа.
— Каковы должны быть номинальные токи вводного вы-ключателя и выключателей отходящих линий в НКУ для российских условий?
А.Д.: Если говорить об электрических станциях, то на вводных щитах 0,4 кВ номинальные токи не превышают 250 А. На вторичных сборках – 40-50 А, а на сборках потребителей – до 10 А.
На электросетевых предприятиях ситуация несколько иная. Номинальные токи на вводах обычно 200-300 А. Но есть и подстанции, где может быть востребован номинальный ток до 630 А.
— Что, по вашему мнению, лучше использовать в низковольтных устройствах – автоматические выключатели или предохранители?
С.В.: Опыт наших коллег различен. Допустим, в низковольтных сетях Финляндии и Германии очень распространены предохранители, поэтому в этих странах достаточно богатая гамма выпускаемого оборудования, предусматривающего использование предохранителей – держателей, рубильников и т.д. Во Франции больше используют автоматические выключатели. В каждой стране существуют свои предпочтения. В России их пока нет.
Для каждой электроустановки необходимо продумывать целесообразность установки либо автоматического выключателя, либо предохранителя. Но я считаю, что предохранители более удобны и безопасны в случае короткого замыкания в сети – они просто сгорят, а их замена не отнимает много времени. С другой стороны, автоматические выключатели надежны, безопасны и практически не нуждаются в регламентном обслуживании на протяжении всего срока эксплуатации. Они заметно дороже предохранителей, но не требуют замены при каждом аварийном отключении. Но «на вкус и цвет»... Всё зависит от желания заказчика.
— Саратовский завод «Контакт» сейчас разработал вакуумный низковольтный контактор. Как уверяют создатели, аналогов в России нет. Насколько он будет востребован?
С. В.: Да, в России аналогичной конструкции нет, но подобные изделия выпускают многие западные производители. Несомненно, такой аппарат будет иметь применение, если его технические характеристики соответствуют заявленным. По аналогии с коммутационными аппаратами среднего напряжения, низковольтные вакуумные выключатели безопаснее воздушных, особенно во взрывоопасных средах. Кроме того, они имеют меньшие габариты, что также немаловажно.
|
|