Новости Электротехники 2(116) 2019





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №3(21) 2003

Закон о техническом регулировании ставит задачи



Решать их придется всей энергетике

С 1 июля 2003 года вступает в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Он значительно отличается от нормативно-правовых актов, определявших техническую политику в прошлом, и коренным образом меняет практически всю систему нормативно-технического обеспечения в России, а также вносит существенные коррективы в продолжающуюся в настоящее время работу по пересмотру действующей и разработке новой научно-технической документации (НТД).
Владимир Трубилов, начальник отдела Департамента электроэнергетики Минэнерго РФ

Этим законом устанавливаются только три основных вида технической документации:
  • технический регламент – документ, принятый международным договором Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента России, или постановлением Правительства Российской Федерации, и подразумевающий обязательное выполнение;
  • национальный стандарт, подразумевающий добровольное исполнение, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
  • стандарт организации – документ, подразумевающий добровольное выполнение только организацией, принявшей его.


С момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» до введения в действие технических регламентов, разрабатываемых в его исполнение (они должны быть созданы в течение 7 лет), действуют только нормативные акты, утвержденные федеральными органами власти, и только в части:
  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

При этом вся остальная НТД отменяется.
В законе устанавливается приоритет международных договоров и стандартов над национальными, в связи с чем предстоит большая работа по гармонизации нашей отечественной НТД с международными стандартами.

Сейчас идет изучение постулатов данного закона и разработка подзаконных актов. Так, в Минэнерго России издан приказ от 20.03.2003 № 109 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании» в топливно-энергетическом комплексе», которым создана рабочая группа во главе с заместителем министра Станевым B.C. по вопросам технического регулирования в ТЭК.
Организациям ТЭКа рекомендовано представить предложения по перечню первоочередных технических регламентов, необходимых для устойчивого функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса. Во исполнение указанного приказа министр энергетики РФ Игорь Юсуфов 29 апреля 2003 года утвердил План мероприятий по техническому регулированию в топливно-энергетическом комплексе. В соответствии с Планом были сформированы научно-консультационные группы по техническому регулированию в нефтегазовой отрасли (группа № 1), в энергетике (группа № 2) и в торфяной промышленности (группа № 3). В состав научно-консультационной группы по техническому регулированию в энергетике вошли представители различных департаментов и управлений Минэнерго России, а также руководители и специалисты РАО «ЕЭС России», Российской ассоциации «Коммунальная энергетика», ОАО «ВТИ», ОАО «Фирма «ОРГРЭС» и ОАО «Энергосетьпроект».

В РАО «ЕЭС России» было принято решение о необходимости пересмотра и разработки НТД в электроэнергетике в соответствии с требованиями закона о техническом регулировании. В частности, была отмечена необходимость детального учета положений закона при организации дальнейшей работы по двум направлениям:
1. обеспечить через Минэнерго утверждение до 01.07.2003 в министерствах и ведомствах Российской Федерации первоочередной НТД, которая будет действовать в течение семилетнего переходного периода;
2. сформировать перечни технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций, которые необходимы для обеспечения нормального функционирования электроэнергетики. Для решения задач по первому направлению совместная рабочая группа Минэнерго России и РАО «ЕЭС России» по пересмотру НТД составила перечень первоочередной НТД, которую необходимо переработать и до 01.07.2003 утвердить в Минэнерго России. Эти документы отвечают указанным выше условиям и будут действовать до выхода соответствующих технических регламентов. Для решения задач второго направления Департаментом научно-технической политики и развития РАО «ЕЭС России» предлагается:
1. Возложить на созданное по решению Совета Директоров РАО «ЕЭС России» некоммерческое партнерство «Инновации в электроэнергетике» (НП «ИНВЭЛ») функции саморегулируемой организации, которая выступит в роли заказчика по разработке технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций в области производства, передачи, распределения и сбыта электрической и тепловой энергии.
2. Расширить количество участников НП «ИНВЭЛ» за счет вступления в него дочерних зависимых обществ РАО «ЕЭС России», АО-энерго, не входящих в холдинг РАО «ЕЭС России», унитарных предприятий концерна «Росэнергоатом», крупных потребителей электрической и тепловой энергии, производителей энергооборудования.
3. Организовать работу по привлечению целевых средств членов НП «ИНВЭЛ» на выполнение работ по организации разработки технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций. Минэнерго рассмотрело предложения Госстандарта России по вопросам технического регулирования и технических регламентов и направило свои предложения по разработке указанных нормативных документов в части топливно-энергетического комплекса, а также предложения по внесению изменений в действующее законодательство по этим вопросам.

Госгортехнадзор России направил обращение в Правительство Российской Федерации по реализации Федерального закона «О техническом регулировании», в котором предложил разработку около 20 основных общих и специальных технических регламентов с общим объемом финансирования около 30 млн. рублей.
Также Госгортехнадзор России в инициативном порядке организовал проведение дополнительных исследований международной практики применения законодательных актов (технического законодательства) и нормативных документов в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов. Данные исследования проводились с привлечением ведущих специалистов в рамках государственного контракта, заключенного в установленном порядке с НТЦ «Промышленная безопасность», выигравшим тендер на проведение научно-исследовательских работ по соответствующей тематике. На основании анализа нормативно-правовой базы США и стран Евросоюза по вопросам технического регулирования сейчас разработаны:
  • концепция совершенствования нормативного регулирования в области
  • промышленной безопасности в условиях либерализации экономики;
  • концепция системы нормативного и организационного обеспечения деятельности по подтверждению соответствия требованиям промышленной безопасности;
  • проекты концепций и технических заданий на разработку 6 первоочередных технических регламентов.


В Плане проведения открытых конкурсов Минэнерго России на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2003 году предусмотрена разработка технического регламента расчета перспективных электрических нагрузок по России в целом и по регионам, а также разработка технического регламента по электрической безопасности. Функциональным заказчиком работ выступает Департамент электроэнергетики министерства.
В целом сегодня научно-проектный комплекс электроэнергетической отрасли представлен 62 организациями, из которых 13 – это научно-исследовательские институты и 49 – проектные институты и сервисные организации общей численностью 13,5 тысяч человек. Перед коллективами ученых и проектировщиков стоят большие задачи по реализации Федерального закона «О техническом регулировании». В современных условиях либерализации экономики изменяются и основные принципы формирования научно-технической политики в энергетике. Государственная научно-техническая политика сегодня строится не на прямых директивных указаниях, как это было ранее, а путем налоговых, ценовых сигналов, направленных на повышение эффективности электроэнергетики за счет внедрения современных технологий. Правда, при этом, например, объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по Минэнерго России на текущий год снизился в полтора раза против уровня 2002 года.
В Энергетической стратегии России на период до 2020 года, разрабатываемой в настоящее время, формулируются жесткие требования к экономической эффективности электроэнергетики. К 2020 году они должны будут полностью удовлетворяться только за счет новых энерготехнологий. Исходя из этого, первостепенную важность среди направлений научно-технической политики приобретает разработка и массовое внедрение технологий, способных существенно и качественно повысить эффективность использования органического топлива без дополнительного роста загрязнения окружающей среды, а также обеспечить более широкое и эффективное вовлечение прочих топливных и нетопливных энергоресурсов, прежде всего атомной энергии и энергии возобновляемых источников.
Именно поэтому Департаментом электроэнергетики Минэнерго России, наряду с темами:
«Разработка технического регламента расчета перспективных электрических нагрузок по России в целом и по регионам», «Разработка технического регламента по электрической безопасности»,
были заказаны темы: «Разработка основанных на оптической технологии приборов регистрации тока и напряжения в электрических сетях всех напряжений», «Экономическая оценка перевода ТЭС и котельных на альтернативные виды топлива (включая водо-угольное) на примере базовых электростанций в отдельных регионах страны».

Необходимость международной интеграции в научно-технической политике, предстоящее вступление нашей страны в ВТО (Всемирное торговое общество) потребовали принятия Федерального закона «О техническом регулировании», что в свою очередь поставило перед нашей отраслью достаточно трудоемкие задачи по пересмотру действующей и разработке новой научно-технической документации в электроэнергетике.
Таким образом, мы вступили в новую научно-техническую эру, первоначальный этап которой начался 1 июля 2003 года. Перед Министерством энергетики России, РАО «ЕЭС России» и всеми отраслевыми предприятиями и организациями поставлены серьезные задачи, правильность и своевременность решения которых позволят динамично развиваться отечественной электроэнергетике.




Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2019