|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
|
| | |
| |
|
Цель госэнергонадзора –
помощь,
а не наказание
Петербургская практика применения
Кодекса об административных
правонарушениях
Год назад в «Новостях Электротехники» № 3(15) 2002 был опубликован материал специалистов юридической службы ГУ «Петербурггосэнергонадзор» под заголовком «1 июля 2002 года – праздник или трагедия для всех энергетиков?» (текст можно найти на сайте www.news.elteh.ru). В связи со вступлением в силу с 01.07.2002 нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) авторы статьи анализировали документ с позиции органов госэнергонадзора и рассматривали нормы и нарушения, права сторон, меры их ответственности и т.д. применительно к энергетике.
С момента введения в действие нового КоАП прошел год. Можно подвести первые итоги.
Алексей Мохнаткин, Дмитрий Светенков,
специалисты юридической службы ГУ «Петербурггосэнергонадзор»
По поручению Госэнергонадзора России специалисты петербургского гос-энергонадзора принимали активное участие в разработке «Методических указаний органам государственного энергетического надзора о порядке производства по делам об административных правонарушениях», утвержденных министром энергетики 01.07.2002, которые содержат образцы бланков протокола об административном правонарушении, определений и постановлений, выносимых при производстве по делам об административных правонарушениях.
На основании КоАП и Закона № 134- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в ГУ «Петербурггосэнергонадзор» разработана «Инструкция о порядке составления протоколов об админи-стративных правонарушениях». В помощь инспекторам созданы наглядные схемы, назначен специалист, ответственный за административную практику и содействующий работникам надзора, составляющим протоколы и рассматривающим дела о правонарушениях.
Успешно применяется закрепленная КоАП процедура привлечения юридических лиц к административной ответственности. В каждом случае для принятия законного и обоснованного решения о привлечении к ответственности материалы дела подлежат полной, всесторонней проверке, а также проходят строгий анализ, что позволяет принимать юридически грамотные решения.
Есть и сложности в деятельности инспекторов. Так, в связи с тем, что поднадзорные объекты, как правило, являются источниками повышенной опасности, к ним ограничен доступ посторонних лиц и государственным инспекторам трудно привлечь для осмотра понятых. Из-за этого данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применяется, а заменяется предусмотренным в соответствии с законом №134-ФЗ обследованием.
С 1 июля 2002 года вступил в законную силу Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее КоАП), в соответствии с которым при выявлении государственным инспектором по энергетическому надзору достаточных признаков, указывающих на совершение административного правонарушения*, им составляется протокол согласно ст.ст. 28.2 и 28.5 КоАП.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения на основании проведенного обследования либо в день непосредственного обнаружения, либо в день вручения акта-предписания.
Примеры наиболее типичных для Санкт-Петербурга
административных правонарушений в энергетике
Пример № 1
ООО «А» ввело в эксплуатацию электроустановки торгового центра без разрешения ГУ «Петербурггосэнергонадзор», при этом у ООО отсутствовала проектная и исполнительная документация, что было установлено государственным инспектором ГУ «Петербурггосэнергонадзор» в ходе плановой проверки. Кроме того, в ходе проверки были выявлены значительные нарушения требований Правил Эксплуатации Электроустановок Потребителей (далее ПЭЭП) и Правил Устройства Электроустановок (далее ПУЭ). В результате был составлен протокол об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 9.9, 9.11 КоАП.
Директор ООО «А» вину своего предприятия в совершении вышеуказанных правонарушений признал полностью, своевременно представил все необходимые документы, предпринял действия для устранения выявленных нарушений, подготовил отсутствовавшую документацию, чем способствовал всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Санкции вышеуказанных статей предусматривают наложение административного штрафа в сумме от 10 000 до 20 000 рублей за каждое правонарушение. Однако, исходя из требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП, предусматривающей назначение наказания в пределах только одной санкции, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, и с учетом поведения нарушителя, размер штрафа для ООО «А» был избран на уровне низшего предела ответственности, т.е. 10 000 рублей.
Пример № 2
Инспектор ГУ «Петербурггосэнергонадзор» при обследовании магазина ООО «Б» выявил множественные нарушения ПУЭ и ПЭЭП, в том числе практически полностью отсутствовала проектная и исполнительная документация, не был назначен персонал, ответственный за электрохозяйство. Кроме того, магазин был построен под высоковольтной линией напряжением свыше 1000 В без разрешения ГУ «Петербурггосэнергонадзор», т.е. в нарушение Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В и ПУЭ. В результате был составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 9.8 и 9.11 КоАП.
Руководитель ООО «Б» вину в совершении административных правонарушений признал полностью, требуемые документы собрал и предоставил в полном объеме и в кратчайшие сроки представил график устранения нарушений. С учетом тяжелого финансового положения ООО «Б», подтвержденного банковскими документами, в результате всестороннего рассмотрения материалов дела на ООО был наложен штраф в сумме 10 000 рублей и предоставлена отсрочка его выплаты сроком на 3 месяца. На сегодня штраф полностью уплачен.
Пример № 3
ОАО «В» эксплуатировало ТП, расположенную на своей территории, с нарушением правил эксплуатации электроустановок, предусмотренных пп.1.2.2 – 1.2.4, 1.1.3, 1.1.5 ПЭЭП, нарушая правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В. В охранной зоне образовалась свалка мусора, а дверь в ТП была заблокирована прицепом грузового автомобиля. тем самым организация совершила административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 9.8 и 9.11 КоАП.
Учитывая неудовлетворительную эксплуатацию электроустановок, что могло привести к несчастным случаям с людьми, к пожарам и авариям, в соответствии с Федеральным законом № 134-ФЗ от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю (надзору)» и Постановлением Правительства РФ от 12.08.1998 № 938 «О государственном энергетическом надзоре в РФ», энергоснабжающей организации было дано указание о прекращении подачи электрической энергии на электроустановки ОАО «В».
В связи с тем, что ОАО «В», несмотря на требование ГУ «Петербурггосэнергонадзор», продолжало противоправные действия, что, согласно ч.1 ст. 4.3 КоАП, отягчает административную ответственность, а также принимая во внимание то, что эта организация совершила два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в санкциях статей в размере до 200 МРОТ за каждое правонарушение, на ОАО «В» был наложен административный штраф в размере 20 000 рублей.
ОАО «В» оспорило принятое ГУ «Петербурггосэнергонадзор» постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который оставил постановление в силе.
Не останавливаясь на этом, организация обжаловала решение Арбитражного суда в апелляционной, а затем и в кассационной инстанциях, однако обе вышестоящие инстанции оставили решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области без изменения, а жалобы ОАО «В» – без удовлетворения. Тем самым осталось в силе постановление ГУ «Петербурггосэнергонадзор» о назначении наказания в виде административного штрафа и ОАО «В» было вынуждено устранить все выявленные нарушения и заплатить назначенный штраф.
Пример № 4
ООО «Г» возвело здание станции технического обслуживания легковых автомобилей и расположило открытую стоянку автомобилей под проводами высоковольтной линии напряжением 220 кВ, в охранной зоне высоковольтной линии напряжением 110 кВ, нарушив п. 2.5.113 ПУЭ и п. 13 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, т.е. совершило административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 9.8 и 9.11 КоАП.
Учитывая, что генеральный директор ООО «Г» вину предприятия в совершении вышеуказанных административных правонарушений признал полностью, своевременно представил все необходимые для рассмотрения дела документы, предпринял действия, направленные на устранение выявленных нарушений, чем способствовал всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, представил график проведения работ по замене ВЛ 110 кВ и ВЛ 220 кВ на кабельные линии и начал его выполнять, размер административного штрафа был избран в размере 10 000 рублей.
Пример № 5
ООО «Д» без разрешения ГУ «Петербурггосэнергонадзор» ввело в эксплуатацию энергопотребляющий объект – подало напряжение на электроустановки производственно-административных зданий, нарушив своими действиями п. 1.3.7 ПЭЭП, пп. 2.2, 2.7 «Методических указаний по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок», утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 03.04.2002, при этом нарушило правила устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок в пунктах: 7.1.21, 7.1.38, 7.3.1, 7.3.2, 7.3.3, 7.3.4, 7.3.5, 7.3.12, 7.3.40, 7.3.50, 7.3.54, 7.3.55, 7.3.59, 7.3.60, 7.3.65, 7.3.67, 7.3.68, 7.3.69, 7.3.70, 7.3.71, 7.3.76, 7.3.77, 7.3.92, 7.3.93, 7.3.94, 7.3.99, 7.3.100, 7.3.101, 7.3.103, 7.3.104, 7.3.112 ПУЭ, а также пп. 1.3.4, 1.8.1, 1.8.2, 1.2.3, 1.4.8, 1.4.16, 1.4.1, 1.2.1, 1.4.3, 1.4.4, 1.6.1, 1.6.2, 1.6.3, 1.6.4, 1.6.14, 1.8.14, 1.4.7, 1.7.11, 1.7.13, 1.7.2 ПЭЭП, совершив тем самым административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 9.9 и 9.11 КоАП.
Генеральный директор ООО «Д» вину организации в совершении вышеуказанных административных правонарушений признал полностью, однако истребованные документы в установленные законом сроки не представил и выявленные нарушения не устранил. Учитывая это, а также то, что ООО «Д» совершило два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в санкциях статей в размере до 200 МРОТ за каждое правонарушение, электроснабжение производственно-административных зданий было прекращено, а административный штраф был назначен в сумме 20 000 рублей.
Примечания
*«Новости Электротехники», 2002, №3. – С. 29. «Права органов госэнергонадзора».
** «Новости Электротехники», 2002, №3. – С. 30. «Наиболее серьезные нарушения в энергетике».
Практика применения КоАП в ГУ «Петербурггосэнергонадзор» показывает, что протокол об административном правонарушении немедленно составляется в следующих случаях:
- выявление в ходе обследования множественных фактов неудовлетворительного состояния энергоустановок, которое может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу третьих лиц, а также привести к аварии, пожару (ст. 9.11 КоАП);
- непринятие предприятием мер по выполнению оформленного актом требования инспектора об отключении электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде, имуществу третьих лиц, привести к аварии, пожару (ст. 9.11, ч.1 ст. 19.4 КоАП);
- отказ в доступе инспектору по энергонадзору в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок (ч.1 ст. 19.4 КоАП);
- нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией (ст. 9.8 КоАП);
- выводы в акте-предписании о неудовлетворительной организации экс-плуатации и техническом состоянии энергоустановок с перечислением наиболее серьезных нарушений, подтверждающих сделанные выводы (ст. 9.11 КоАП);
- наличие в повторном акте-предписании выводов о неудовлетворительном выполнении предыдущего акта-предписания (ст. 9.11, ч.1 ст. 19.5 КоАП).
В остальных случаях при достаточных основаниях протокол об административном правонарушении составляется либо немедленно после выявления правонарушения, либо по результатам проведенного обследования и составленному акту-предписанию.
Год назад мы обозначили наиболее серьезные нарушения**, за которые привлечение к административной ответственности возможно, а практика показала, что в этих случаях оно практически неизбежно.
В связи с тем, что работа энергонадзора направлена прежде всего на оказание помощи предприятиям, организациям, гражданам в создании энергохозяйства, отвечающего всем нормам и требованиям, действующим в энергетике, ГУ «Петербурггосэнергонадзор» не преследует цели финансового наказания предприятия. Однако организациям, относящимся к акту-предписанию государственного инспектора без должного внимания и не спешащим устранять выявленные нарушения, а также эксплуатирующим энергоустановки, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, не избежать привлечения к административной ответственности.
Отметим, что вопросы финансирования административного производства в органах Госэнергонадзора полностью не решены, хотя сейчас ГУ «Петербурггос-энергонадзор» уже рассмотрено около 30 дел об административных правонарушениях в энергетике и в бюджет взысканы значительные штрафы.
|
|
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|