|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №4(28) 2004 |
| | |
| |
|
Год назад, в октябре 2003 года, председатель Правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс подписал приказ «О совершенствовании работ по повышению энергоэффективности и оптимизации издержек технологического и эксплуатационного характера», согласно которому функции головной организации по выполнению этих работ были возложены на Центр энергоэффективности ЕЭС. О том, что сделано Центром за прошедшее время, редакции рассказал генеральный директор Центра энергоэффективности ЕЭС Алексей Конев.
Алексей Конев:
«Задача
энергетических обследований - научить людей считать деньги
и эффективно ими управлять»
– Начну с того, что Центр энергоэффективности ЕЭС является преемником Центра энергосбережения РАО «ЕЭС России», созданного еще в 1999 году для управления Программой энергосбережения в электроэнергетической отрасли на 1999–2000 годы и на перспективу соответственно до 2005 и 2010 годов. Поэтому немного истории.
Основными задачами Центра энергосбережения на то время были: выполнение положений Федерального закона «Об энергосбережении», организация работ по проведению обязательных энергетических обследований организаций РАО «ЕЭС России» в соответствии с этим законом; организационное, методическое и экспертное сопровождение энергетических обследований, информационное обеспечение процесса, обучение и повышение квалификации персонала. Плюс управление Программой энергосбережения и ее координация как с другими корпоративными программами (в первую очередь с Программой управления издержками), так и с федеральной и региональными программами энергосбережения.
Я считаю, что за 4 года было сделано очень много. В первую очередь была сформулирована и согласована с ФЭК России и Минэнерго России идеология системного подхода к проблемам повышения энергоэффективности и управления издержками, а также созданы предпосылки (нормативно-правовая и методическая база, инфраструктура) для управления издержками на основе обязательных энергетических обследований. Это интересно для энергокомпаний, потому что, согласно методическим указаниям, утвержденным ФЭК России, обоснованные затраты на обязательные энергетические обследования включаются в себестоимость.
Октябрь 2003 г. стал завершающим этапом в деятельности Центра энергосбережения РАО «ЕЭС России», который выполнил поставленные перед ним руководством РАО «ЕЭС России» задачи.
Необходимо было двигаться дальше с учетом тех значительных перемен, которые произошли как внутри РАО «ЕЭС России», так и вне его. Для этого и был образован Центр энергоэффективности ЕЭС.
– Алексей Викторович, какие функции возложены сейчас на Центр энергоэффективности ЕЭС?
– Лучше всего процитировать основные положения приказа по РАО «ЕЭС России» № 556 от 23.10.2003:
«Возложить на Центр энергоэффективности ЕЭС функции головной организации по следующим видам работ, направленным на повышение энергоэффективности и оптимизацию издержек технологического и эксплуатационного характера:
- проведение обязательных энергетических обследований в организациях Холдинга;
- организация работ по оптимизации издержек технологического и эксплуатационного характера в организациях Холдинга с учетом требований экологии, безопасности и надежности;
- координация «Программы энергосбережения в отрасли «электроэнергетика» на 1999-2000 гг. и на перспективу до 2005 и 2010 гг.», утвержденной приказом РАО «ЕЭС России» от 14.05.1999 № 184, с программами управления издержками акционерных обществ энергетики и электрификации, Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» и региональными программами энергосбережения с учетом интересов организаций Холдинга;
- организация информационного обеспечения и обучения (повышения квалификации) персонала организаций Холдинга».
Кроме того, сейчас на Центр энергоэффективности ЕЭС возложены также те функции, которые раньше выполнялись Центром энергосбережения РАО «ЕЭС России».
– Для чего необходимо проведение обязательных энергетических обследований?
– Я считаю энергетические обследования очень гибким и практически универсальным инструментом для поиска способов повышения эффективности деятельности предприятий.
С точки зрения руководства бизнес-единиц и управляющих компаний, директоров региональных энергокомпаний, энергетические обследования, проводимые независимыми высококвалифицированными энергоаудиторами, могут стать важным источником информации о состоянии оборудования, потенциале снижения издержек и повышения энергоэффективности.
Результаты энергетических обследований включают в себя перечень и технико-экономическое обоснование организационных, технических и других мер, обеспечивающих экономически обоснованное снижение издержек, повышение эффективности использования топлива и энергии, позволяют предметно обосновывать объемы необходимых ремонтов и инвестиций, а также средства на реализацию мероприятий по оптимизации издержек.
Еще раз подчеркну, что, согласно методическим указаниям, утвержденным ФЭК России, обоснованные затраты на обязательные энергетические обследования включаются в себестоимость.
– Как воспринимают такие обследования сами предприятия?
– Вы знаете, по-разному. Можно проследить следующую хронологию: 1999–2000 годы – от непонимания до активного неприятия; 2001–2002 годы – рост числа проводимых обследований, что я связываю в первую очередь с определением источника финансирования энергетических обследований, то есть с отнесением их на себестоимость; 2003–2004 годы – стабилизация процесса.
Интересно, что сначала энергетические обследования проводились в самых законопослушных энергокомпаниях во исполнение требований федеральных, ведомственных и корпоративных руководящих документов. Программа обследований, как правило, ограничивалась только технологическим блоком.
С приходом в энергокомпании топ-менеджеров, обладающих активным бизнес-мышлением и нацеленных на повышение эффективности компании и расширение бизнеса, энергетические обследования стали рассматриваться как средство поддержки принятия решений при формировании стратегии развития компании, оптимизации оргструктуры, реинжиниринге бизнес-процессов.
– Что делается в РАО ЕЭС для повышения эффективности энергокомпаний?
– Делается немало и многое уже сделано. Наверное, следует оглянуться немного назад и оценить путь, пройденный компаниями холдинга РАО «ЕЭС России» после прихода новой генерации мененджеров во главе с Анатолием Чубайсом.
Да им памятник, как минимум, можно поставить только за одну ликвидацию системы бартерных расчетов за поставленные потребителям электроэнегию и тепло.
Проделана огромная работа по созданию и внедрению в производственную деятельность энергокомпаний системы бизнес-планирования, бюджетирования, постановке управленческого учета.
Фактически осуществлен переход от административной системы управления к корпоративной, разработана и постоянно совершенствуется система материльного поощрения топ-менеджеров и работников энергокомпанний.
Последовательно реализуется комплекс взаимоувязанных программ, нацеленных на повышение эффективности функционирования энергокомпаний холдинга: программа реформирования, программа управления издержками, инвестиционная программа, программа технического перевооружения и модернизации, программа энергетических обследований.
– На что нацелена Программа управления издержками?
– Программа управления издержками нацелена на оптимизацию издержек энергокомпаний при сохранении необходимого уровня надежности и качества поставляемой продукции, на подготовку к работе в рыночных условиях.
Программа управления издержками идеологически шире,
чем программа энергосбережения, поскольку охватывает весь производственный цикл энергокомпании, начиная от закупок топлива и заканчивая потерями в сетях при распределении электроэнергии.
Основная задача Программы – научить людей считать деньги и эффективно ими управлять.
Раньше перед энергокомпаниями не стояло задач экономии расходов на собственные нужды, снижения потерь, затрат на управление и оптимизации численности персонала.
От них требовалось лишь обеспечение надежного бесперебойного снабжения потребителей. Необходимые для этого средства закладывались в тариф на электроэнергию. При этом большинству энергосистем при защите величины запрашиваемого тарифа удавалось доказать региональным энергетическим комиссиям, что затраты на производство и транспортировку именно такие, какие показывались в запросах. И, как правило, в результате энергосистемы получали тот тариф, который запрашивали.
Понимание бесперспективности с экономической и политической точек зрения повышения тарифа без организации работ по оптимизации издержек, повышению эфективности и конкурентоспособности и привело к появлению Программы управления издержками.
За 4 года пройден огромный путь от пассивного сбора статистики через методическое осмыление и уточнение задач к активному целевому управлению издержками в рамках нового формата Программы управления издержками.
– Как вписываются энергетические обследования в новый формат Программы управления издержками?
– При желании отлично вписываются. Новый формат Программы управления издержками предполагает, что для региональной энергокомпании «сверху» устанавливается ряд контрольных показателей, в том числе: предельный уровень эксплуатационных затрат, уровень потерь электроэнергии в сетях и оптимальные величины расходов электроэнергии на собственные и производственные нужды. В совокупности это образует «задание по снижению издержек», как правило, достаточно жесткое.
Что делать руководителю энергокомпании? Варианты могут быть следующие. Первый – согласиться с установленным заданием. Второй – обратиться к консультанту, который поможет обосновать и защитить «нужное» задание по снижению издержек. Третий – провести энергетическое обследование по экспресс-методике и, имея на руках заключение независимого энергоаудитора, согласованное с органами Госэнергонадзора, обоснованно отстаивать свою позицию как в вышестоящих инстанциях, так и в регулирующих органах.
Лично я – за третий вариант. Ранее регулирующие органы при снижении энергокомпаниями собственных издержек и, соответственно, увеличении прибыли сразу снижали тарифы, что совершенно не стимулировало программы энергосбережения и управления издержками.
В настояще время в 109-м Постановлении Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии», принятом в феврале 2004 года, записано, что, если компания провела некие мероприятия (в том числе предложенные и обснованные по результатам энергетического обследования), позволившие снизить собственные издержки, то на срок окупаемости и последующие два года тариф на тепловую и электрическую энергию остается на уровне, который существовал до проведения этих мероприятий.
– И много ли энергетических предприятий уже воспользовались положениями 109-го Постановления?
– Пока подобных прецедентов, к сожалению, нет. Это результат отсутствия необходимой нормативно-правовой базы. Также пока нет и согласованного механизма использования результатов энергетических обследований для обоснования и защиты тарифов.
В настоящее время, по поручению РАО «ЕЭС России», Центр энергоэффективности ЕЭС ведет переработку нормативно-правовой базы обязательных энергетических обследований. В рамках этой работы предполагается разработка раздела, связанного с использованием результатов энергетических обследований для обоснования и защиты тарифов.
– Энергетические обследования стоят немалых денег...
– Это не совсем так. Стоимость энергетических обследований зависит как от сложности энергообъекта, так и от целей и задач энергетического обследования.
Формальное проведение энергетических обследований может стоить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей, но, на мой взгляд, это пустая трата денег.
Энергетическое обследование типовое (технологический сектор) стоит от 600 до 1500 тыс. рублей для сетевых предприятий, от 1500 до 3500 тыс. рублей для тепловых станций. При проведении комплексных энергоэкономических обследований цифры надо увеличить вдвое. Фактическая стоимость работ по проведению энергетических обследований определяется с учетом реальной рабочей программы по результатам конкурсных торгов.
– Сколько компаний в России уже провели у себя такие обследования?
– Больше сотни обследований энергетических предприятий уже завершены, около полусотни сейчас в стадии работы. И в планах на 2005 год ещё 50–70.
– Какой эффект дали и дадут уже проведенные обследования?
– Скажу так: всё зависит от обследуемого предприятия и квалификации энергоаудитора. Как правило, расчетный объем экономии от реализации мероприятий (со сроками окупаемости до трех лет), разработанных в ходе энергетических обследований, в несколько раз превышает затраты на энергетические обследования.
– Вы упомянули о конкурсных торгах...
– Закупка товаров и услуг для нужд организаций холдинга с использованием конкурсных процедур – это принципиальная и последовательно проводимая менеджментом РАО «ЕЭС России» политика, направленная на сокращение издержек при сохранении должного качества закупаемой продукции.
Методическое руководство этой деятельностью осуществляет Центральная конкурсная комиссия РАО «ЕЭС России» (ЦКК). Центр энергоэффективности ЕЭС аккредитован при ЦКК в качестве квалифицированного консультанта по организации закупок в области осуществления энергетических обследований с правом организации конкурсов в качестве специализированной организации.
– Каковы формы и цели участия Центра энергоэффективности ЕЭС в конкурсных процедурах?
– Формы участия могут быть разные. Специалистов Центра энергоэффективности ЕЭС привлекают как на этапе подготовки, так и на этапе проведения конкурса в качестве экспертов-консультантов или членов конкурсных комиссий («Мосэнерго», «Липецкэнерго», «Якутскэнерго», «Томскэнерго», «Ярэнерго», «Тулэнерго», «Комиэнерго» и другие).
Несколько энергокомпаний поручили Центру энергоэффективности ЕЭС от их имени организовать конкурсный отбор энергоаудиторов (Киришская ГРЭС, «Вологдаэнерго»).
Некоторые идут еще дальше, поручая Центру энергоэффективности ЕЭС заключить договор на проведение энергетических обследований с энергоаудитором-победителем конкурса. Таким образом, Центр берет на себя все организационные вопросы, обеспечивает качественное, своевременное выполнение работы и сдачу ее заказчику.
- Каковы цели участия Центра в торгах?
Во-первых, выполнение функций, возложенных на Центр РАО «ЕЭС России» в части экспертного, организационного и информационного сопровождения энергетических обследований. Во-вторых, обеспечение в интересах заказчика оптимального соотношения цена/качество. В-третьих, формирование цивилизованного рынка, свободного как от откровенного демпинга (ведущего, как правило, к снижению качества работ), так и от искусственного завышения цен на обследования. В-четвертых, Центр выступает как независимый наблюдатель за соблюдением установленных конкурсных процедур. Ну и, в-пятых, нельзя не сказать о коммерческой составляющей этой деятельности, ведь согласно существующим правилам оплата услуг организатора конкурса (именно организатора, а не эксперта или члена конкурсной комиссии) может составлять до 5% от стоимости предмета торгов (в нашем случае – стоимости энергетического обследования).
– Каковы планы Центра энергоэффективности ЕЭС на ближайшее время?
– Планы обширные.
Во-первых, совершенствование технологии и расширение сферы применения энергетических обследований. Мы считаем, что любой проект в «большой» ли, «малой» ли энергетике, в ЖКХ должен начинаться с энергетического обследования, а результаты энергетического обследования, проведенного в соответствии с согласованными процедурами, должны приниматься как надзорными, так и регулирующими органами.
Во-вторых, развитие и максимально возможное использование потенциала существующей инфраструктуры. При РАО «ЕЭС России» аккредитовано около сотни энергоаудиторских компаний. Это тысячи высококвалифицированных специалистов. Многие из этих компаний являлись экспертами ФЭК России. Среди них – ведущие организации научно-проектного комплекса РАО «ЕЭС России». Этому сообществу энергоаудиторских компаний под силу решение широкого спектра задач: от рядового энергетического обследования и экспертизы тарифов до разработки генеральных схем энергоснабжения регионов.
В-третьих, развитие инновационной деятельности с целью продвижения передовых отечественных и зарубежных технологий в электроэнергетику через существующую в РАО «ЕЭС России» инновационную инфраструктуру: фонд НИОКР,
НП «Инновации в электроэнергетике», сеть региональных научно-технических и инженерно-технических центров, объединивших ведущие организации научно-проектного комплекса РАО «ЕЭС России».
В-четвертых, содействие развитию международных контактов путем организации участия топ-менеджеров энергокомпаний в работе крупнейших международных энергетических форумов.
В сфере наших интересов – экология энергетики, схемы развития и управление распределительными сетями, распределенная энергетика, взаимодействие независимых производителей с энергоснабжающими организациями, системы АСКУЭ, а своим девизом мы выбрали: «Энергия–Экология–Эффективность».
|
|
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|