Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №2(32) 2005
Какой должна быть реформа топливно-энергетического комплекса России, по каким принципам она должна проводиться? Дискуссии на эту тему продолжаются не один год.
Участники III Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в XXI веке», прошедшего в конце марта в Москве, представили свои соображения, предложения, рекомендации по этой проблеме. Краткий рассказ о форуме мы сопровождаем комментариями почетного члена Союза энергетиков Северо-Запада РФ, председателя энергетической секции Санкт-петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Якова Михайловича Абугова.


ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ТЭК РОССИИ В XXI ВЕКЕ»

Пленарное заседание
Форум традиционно открылся пленарным заседанием, которое прошло в Государственном Кремлевском Дворце. На заседании было зарегистрировано более 1600 делегатов, в том числе члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители министерств и ведомств, субъектов Федерации, крупнейших компаний топливно-энергетического сектора, научных центров и общественных организаций. Центральное место на форуме заняли вопросы структурных реформ ТЭК и связанной с этим нормативной базы, проблемы энергосбережения, создания благоприятного инвестиционного климата, интеграции российского ТЭК в мировое энергетическое пространство.
Яков Абугов: – Первый день работы форума дал представление о состоянии энергетики во всех сферах – в ЖКХ, транспорте, промышленности, строительстве. Из докладов членов правительства, депутатов Госдумы и Федерального собрания складывалась не очень радостная картина: сегодня, как и раньше, в энергоснабжении много проблем, которые слабо решаются. Выступления в основном выглядели так: есть недочеты, надеемся, что будет лучше, обещаем исправиться. Мне лично не понравилось, что многие докладчики читали текст по бумажке, не поднимая глаз.
Довольно эмоциональным было выступление главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, внесшего оживление в ход заседания: «Я начал перестройку электроэнергетики и я ее закончу, кто бы и как бы мне ни мешал».
Оценив промежуточные итоги реформирования электроэнергетики как положительные, он отметил, что «серьезные пробелы в действующем законодательстве не позволяют в настоящее время проводить прозрачную и социально приемлемую реорганизации хозяйствующих субъектов».
Руководители РАО предложили законодательной и исполнительной властям России принять поправки в Трудовой и Налоговой кодексы РФ. В Трудовом кодексе отсутствует четкая трактовка механизма перевода персонала в новые структуры в связи с реорганизацией предприятия, а в Налоговом нечетко описан механизм налоговых последствий в случае реорганизации в форме выделения. В связи с этим неоправданно возникают налог на прибыль и НДС.
Кроме того, требуются изменения в Законе «О государственной регистрации юридических лиц», в котором не прописан механизм госрегистрации компаний, создающихся путем реорганизации через выделение. В итоге МНС трактует регистрацию новой организации как учреждение нового юрлица, что значительно усложняет процедуру регистрации. Также необходимы поправки в Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности»: сейчас требуется сначала регистрация новой компании, и уже потом – получение лицензий и тарифов. Для вновь создаваемых предприятий ситуация чревата судебными исками (к примеру, за работу без лицензий). Только при таких условиях реформа может быть закончена, как и предполагалось, к 2007 году.

Круглые столы
В ходе работы форума были проведены круглые столы по основным вопросам развития ТЭК («Реформирование электроэнергетики», «Российский ТЭК и энергетическое машиностроение – стратегия партнерства и сотрудничества», «Государственное регулирование и стимулирование эффективного и рационального недропользования» и другие), на которых развернулась широкая дискуссия о стратегии страны в энергетической сфере, об экономическом развитии регионов в условиях проведения реформ в энергетике и многом другом. Яков Абугов: – На встречах за круглым столом выступали в основном представители регионов. Доклады были тщательно подготовлены, четко сформулированы наболевшие вопросы и конкретные предложения, обращения к правительству и депутатам.
Главными проблемами, рассмотренными на круглых столах, стали:

  • отсутствие законодательной базы в электро- и теплоэнергетике;
  • бессистемное развитие отдельных энергосистем, систем энергоснабжения городов, краев и областей. Нет общей программы ни на федеральном, ни на региональных уровнях. К примеру, схема теплоснабжения Петербурга разрабатывалась ВНИПИЭнергопром в 1985 году и с тех пор не корректировалась – не учитывается развитие промышленности, бурный рост строительства жилья и так далее;
  • отсутствие федерального финансирования развития ТЭК.
Также отмечалось, что в законе об электроэнергетике нет разделов о малой энергетике и децентрализованном электроснабжении. Но сегодня развиваются автономные системы электроснабжения предприятий, осуществляется активное строительство мини-ТЭЦ. Например, они уже работают на петербургских пивоваренных заводах «Балтика» и «Бочкарев», и у компаний возникают проблемы с «Ленэнерго», которое отказывается принимать в свои сети избыток электроэнергии и тепла от этих предприятий. А ведь себестоимость и отпускная цена энергии от мини-ТЭЦ ниже, чем средняя от «Лен-энерго». Однако ведомственные барьеры и отсутствие четкой законодательной базы не позволяют решить эти проблемы.

Рекомендации
В результате обсуждения участники круглого стола «Реформирование электроэнергетики» рекомендуют правительству и Федеральному собранию РФ ускорить принятие решений, включая необходимые нормативно-правовые акты, по таким ключевым вопросам, как:
  • условия и сроки введения полностью конкурентного оптового рынка электроэнергии (мощности);
  • формирование программы поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, в том числе посредством механизма использования социальной нормы потребления электроэнергии;
  • завершение разработки правил функционирования розничного рынка электроэнергии, правил и порядка деятельности гарантирующих поставщиков;
  • дальнейшее совершенствование, в целях регулирования деятельности участников рынка, методов и принципов государственного антимонопольного контроля;
  • разработка порядка лицензирования деятельности по продаже электроэнергии гражданам;
  • повышение информационной открытости электроэнергетических компаний, совершенствование стандартов раскрытия информации;
  • реализация мероприятий по совершенствованию организационных и финансовых механизмов, создающих соответствующие условия привлечения инвестиций в электроэнергетику, в т.ч. налоговые, кредитные, экспортно-импортные, страхования и гарантирования доходности на вложенный капитал.

Яков Абугов: – Важным моментом форума стал телемост с несколькими городами России. Было очень много конкретных предложений о путях решения проблем, которые сегодня стоят перед топливно-энергетическим комплексом.
Безусловно, энергетический форум, где встречаются представители правительства, депутаты и руководители регионов, разработчики и производители оборудования, обсуждают возможности ускорения развития энергетики, очень полезен. И итоговая декларация должна помочь в решении проблем российского ТЭК.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024