Самым ярким и запоминающимся на конференции в Дивноморском, по мнению всех участников, стал доклад Георгия Ахмедовича Султанова, генерального директора управляющей компании «Югэнерго». Особый интерес к его выступлению был связан с системной аварией в Москве и Подмосковье 25 мая 2005 года, предварительный ущерб от которой рабочая группа Госдумы оценила в 1,7 млрд руб. Не все специалисты однозначно поддержали высказанную точку зрения. Редакция сегодня публикует доклад без существенных купюр.
Георгий Султанов,
д. т. н.,
генеральный директор
управляющей компании
«Югэнерго»,
член Международной
энергетической академии |
|
Справка:
Управляющая компания «Югэнерго» объединяет на условиях корпоративного построения десять предприятий городских электрических сетей Краснодарского края: Краснодара, Тимашевска, Тихорецка, Темрюка, Приморско-Ахтарска, Лабинска, Кропоткина, Гулькевичей, Геленджика и самого «Югэнерго». Объем реализации электрической энергии – примерно 2,6 млрд кВт.ч, что составляет почти 20% всей электроэнергии на рынке Краснодарского края.
Московская энергоавария – только начало кризиса
О том, что нас ожидает энергетический кризис, что реформа электроэнергетики идет неправильно, специалисты говорили на протяжении многих лет. Но законодательные органы и правительство РФ до последнего времени не обращали внимания на происходящее в электроэнергетике. По моему глубокому убеждению, авария, которая произошла в Москве и повергла в шок всю Россию, – только начало кризиса. Все слышали выступления бывших работников ЦДУ ЕЭС, которые говорили, что для ликвидации подобной аварии в Советском Союзе потребовалось бы три-пять часов, а не двое суток, как в мае 2005 года. Таков главный «результат» нынешних реформ.
Проводимая реформа – не ноу-хау РАО «ЕЭС России». Она проводится по модели, которая была использована в свое время в США, Англии, Южной Америке.
В США в 60-е годы прошлого столетия власти жестко ограничивали издержки в тарифах на электроэнергию, в результате чего снизилась надежность электроснабжения и повысилась аварийность в сетях. Для восстановления работоспособности энергетической отрасли тарифы были увеличены в четыре раза. В 1978 году при повторной попытке сокращения издержек в электроэнергетике был принят акт «О политике регулирования в электроэнергетике» (PURPA), который предусматривал три модели реформирования.
Третья модель реформирования предполагала разделение сфер производства, передачи и сбыта. Тарифообразование строилось по маржинальному принципу: в качестве продажной выбиралась цена электроэнергии самого дорогого поставщика, закрывающего потребности потребителя. Этот тариф всегда выше среднеотпускного. При этом поставщик самой дешевой электроэнергии получает сверхприбыль, а электростанции, не участвующие в покрытии нагрузок потребителей, вынуждены закрываться. В результате этих преобразований часть генерирующих мощностей ликвидируется.
До начала реформирования электроэнергетики Норвегии и Швеции по такой модели энергосистемы этих стран имели избыточную мощность с резервом до 40%. После закрытия электростанций с более высокими тарифами они стали энергодефицитными и теперь вынуждены покупать часть электроэнергии в Германии и Франции. Аналогичные потрясения происходили в энергетике Канады, Колумбии, Аргентины, Бразилии и самих США. После известного калифорнийского кризиса, реформирование электроэнергетики в США было приостановлено и принято правительственное решение о прекращении разделения вертикально интегрированных электроэнергетических компаний. На уровне конгресса и сената были приняты стандарты надежности, по существу запрещающие любые рыночные преобразования, приводящие к снижению надежности электроснабжения.
Несмотря на отрицательный мировой опыт, реформирование электроэнергетического комплекса России продолжается именно по третьей модели PURPA.
Таким образом, в России создаются все условия для возникновения энергетического кризиса. Особую тревогу вызывает то, что единый технологический процесс производства и передачи электроэнергии в условиях централизованного рынка пытаются разделить по видам деятельности, что губительно для такой естественно монопольной отрасли, как электроэнергетика. На основании принятых законов началось разделение по видам деятельности региональных АО-энерго, объединение федеральных электростанций оптового рынка и оптовых генерирующих компаний с последующей их продажей в частные руки. Происходит и ломка централизованной системы диспетчерского управления энергосистемой страны.
Анализ складывающейся ситуации позволяет утверждать, что грядущие перемены несут угрозу бесперебойному и надежному электроснабжению населения и отраслей промышленности, приведут к значительному росту тарифов на электроэнергию, к дестабилизации экономики страны, анархии и неразберихе в электроснабжении, социальным взрывам.
Уверен, что опасность развития событий по сценарию РАО «ЕЭС России» осознают в правительстве РФ и Государственной думе, которые последние два года возражают против того, чтобы дать зеленый свет продвижению реформы. Не случайно до сих пор не принят ряд основополагающих документов по реформированию.
Но, несмотря на отсутствие законодательной базы и ясности в методах проведения реформ, разрушение единого энергетического комплекса страны идет полным ходом. Реформирование энергосистемы России осуществляют лучшие банкиры, финансисты, экономисты, но не инженеры-электрики.
Рассмотрим некоторые результаты работы менеджмента РАО «ЕЭС России», которые представляют нам, как наиболее успешные.
Привлечение инвестиций. В качестве огромного шага в инвестиционной политике и как большой успех рекламируется принятая на 2002–2007 гг. Программа по вводу 3 ГВт генерирующих мощностей. Но если учесть, что общая мощность действующих электростанций России составляет около 205 ГВт, а ежегодный износ мощностей составляет 3%, то планируемый ежегодный ввод мощностей на уровне 0,5%, естественно, приведет к упадку генерации и к дефициту энергомощностей.
|
|
Сокращение затрат на производство электроэнергии. Эта задача первоначально решалась как «искоренение» затратного принципа формирования тарифа. Однако, поскольку фундаментальный закон сохранения энергии при ее производстве менеджменту РАО «ЕЭС России» искоренить не удалось, это «неожиданное» явление было отнесено к категории неснижаемых затрат. В 2002 году началось рекламирование программы по снижению издержек при производстве электроэнергии. Она предусматривала снижение затрат холдинга на 3% от годового объема выпускаемой продукции. Следует отметить, что, независимо от фактической реализации этой программы, непроизводственные издержки менеджмента РАО «ЕЭС России» по статьям «Прочие расходы» и «Внереализационные расходы» в три-пять раз превосходят возможное экономное снижение издержек.
Внедрение новых технологий. Усилия менеджмента РАО «ЕЭС России» направлены не на эту работу, а на поддержание работоспособности действующего оборудования, поэтому научные исследования ведутся в направлении продления его ресурса, отказа от планово-предупредительных ремонтов и перехода к ремонту по диагностике. По существу, это означает переход к аварийному ремонту оборудования и внеплановому отключению потребителей.
Повышение надежности энергоснабжения. Подобное заявлено как главная цель реструктуризации электроэнергетики. Но обеспечение надежности возлагается на виртуальных гарантирующих поставщиков. Их функции поручены сбытовым компаниям, которые физически не могут обеспечивать надежность из-за отсутствия у них генерирующих мощностей и средств передачи электроэнергии. Кроме того, для повышения надежности предложено страховать потребителя от нарушения электроснабжения. Для этого создаются страховые компании, которые будут возмещать убытки. Но за счет чего? Наценок к тарифам для всех потребителей!
Реформирование неизбежно касается и предприятий коммунальной энергетики, интересы которой никто не учитывал. В свете федеральных законов № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской федерации» и № 35 «Об электроэнергетике» перспектива коммунальных энергоснабжающих организаций представляется достаточно призрачной.
Правилами розничного рынка электроэнергии предусматривается, что практически все коммунальные энергоснабжающие организации, соответствующие установленным правилам и требованиям, могут получить статус гарантирующего поставщика. В случае получения этого статуса они должны в срок до 1 апреля 2006 года разделиться по видам деятельности, а до этого стать участниками оптового рынка, оборудовав границы своей территории автоматизированными системами коммерческого учета электроэнергии. Только затем они будут признаны полноценными гарантирующими поставщиками. Те, кто не сможет выйти на рынок в установленный срок, статуса гарантирующего поставщика не получат и обречены на вымирание.
Необходимо отметить, что определенный срок получения статуса субъекта оптового рынка для коммунальных организаций является нереальным. Практика вывода потребителя даже в сектор свободной торговли на рынке электроэнергии показывает, что минимальный срок составляет от шести месяцев до полутора лет. До 1 апреля 2006 года осталось меньше десяти месяцев. Можно сделать вывод, что практически никто из энергоснабжающих организаций не сможет стать субъектом оптового рынка.
В послании Федеральному собранию РФ 25 апреля 2005 года Президент В.В. Путин четко определил, что интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны государства инфраструктурных монополий. Одной из таких монополий является электроэнергетика.
Учитывая вышеизложенное, руководители коммунальных энергетических предприятий Краснодарского края подписали обращение в Государственную думу, Правительство РФ, Управление федеральной антимонопольной службы по РФ, в котором предлагается:
- Выйти с законодательной инициативой о приостановлении действия ст. 6 Федерального закона № 36-фз и Федерального закона № 35-фз в части разделения электроэнергетики по видам деятельности. Особенно нецелесообразно разделение предприятий коммунальной энергетики.
- Сохранить государственное регулирование в электроэнергетике России.
- Запретить продажу вновь создаваемых оптовых генерирующих компаний в частные руки.
Подобное обращение в рамках ассоциации «Коммунальная энергетика» 29 декабря 2004 года подписали руководители 74 организаций, осуществляющих энергоснабжение в городах 38 субъектов РФ, а в начале мая нынешнего года – представители энергоснабжающих предприятий Ставропольского края. Надеюсь, что к нашему мнению прислушаются.
|