Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №1(37) 2006

РАСЧЕТЫ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
РЕФОРМА СО ЗНАКОМ МИНУС

Александр Фаенсон, к.т.н., ведущий научный сотрудник, научно-технический центр «КомпАС», г. Москва

На семинаре «Тарифно-балансовая проблематика в условиях реформирования электроэнергетики: от разобщенности к альянсам» (см. стр. 20-23) отмечалось, что идущая в России уже более семи лет реформа электроэнергетики до неузнаваемости изменила «энергетический ландшафт». Принципиальные изменения затронули все без исключения аспекты функционирования отрасли, в том числе и сбыт электроэнергии, и его главную составляющую – расчеты с потребителями.
Однако пока эти изменения происходили не как целенаправленные действия по совершенствованию порядка и процедур расчетов за электроэнергию, а как бы «рикошетом», как вынужденные и непланируемые последствия структурных преобразований в энергетической отрасли. В итоге нынешнее положение дел в сфере расчетов за электроэнергию может быть оценено только со знаком минус – так считает Александр Исаакович Фаенсон.

Отрицательная оценка реформ, касающихся сбытовой деятельности, неизбежно вытекает из анализа двух важнейших тенденций, наблюдаемых в области расчетов за электроэнергию.
С одной стороны, резко возрастают требования к их качеству и обоснованности. Это связано прежде всего с ростом тарифов, а значит, и ростом доли стоимости энергии в затратах потребителей на свою деятельность. Причем речь идет о потребителях, абсолютное большинство которых уже давно работают в условиях рынка и, как говорится, «считают деньги». На рост требований к качеству расчетов за электроэнергию влияют также и изменения в тарифной сфере: расширение тарифного меню, либерализация правил поведения потребителей при выборе и смене вариантов тарифов.
С другой стороны, в России практически полностью ликвидирована нормативно-правовая база расчетов за электроэнергию или, более широко, вся база взаимоотношений энергоснабжающих организаций с потребителями.

О правилах прошлых

Не будет преувеличением оценить ситуацию как «правовой вакуум». Совсем недавно, в январе текущего года, незамеченным, без торжественных скорбных речей прошел шестилетний «юбилей» отмены «Правил пользования электрической и тепловой энергией» (далее – Правила) и примыкающих к ним документов: «Инструкции о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию» и «Правил применения скидок и надбавок к тарифам на электрическую энергию за потребление и генерацию реактивной энергии».
Уже не раз приходилось говорить и писать (в том числе и на страницах журнала «Новости ЭлектроТехники») об ошибочности этого решения. Конечно, перечисленные документы и в момент их принятия были далеки от идеала. Более того, Правила практически никак не изменялись в связи с изменениями в экономике страны, произошедшими в 90-е годы. Так что к моменту отмены этот документ действительно существенно отставал от реалий. Значит, его следовало дополнять и уточнять, но никак не отменять! Тем не менее отменили, посчитав «нерыночным». Отменили и упомянутые инструкции. Негативные последствия этого решения ощущают в своей повседневной работе практически все энергоснабжающие предприятия, независимо от их размеров. Однако наибольшие потери, несомненно, несут здесь небольшие городские предприятия коммунальной энергетики, обеспечивающие электроэнергией большинство населения и мелкомоторных потребителей, но, как правило, не имеющие в своем составе мощной юридической службы. А ведь в отсутствие полноценной правовой базы защита интересов предприятия требует серьезной юридической поддержки.
Подчеркну, что отмена Правил отразилась не только на расчетах за электроэнергию, то есть на взаимоотношениях с потребителями. Это решение оказывает воздействие и на такую фундаментальную проблему, как обеспечение надежности энергоснабжения.
Наглядной иллюстрацией к сказанному является отчет Рабочей группы Госдумы РФ по расследованию причин известной московской системной аварии, произошедшей 25 мая 2005 г. В нем сделан вывод о том, что вследствие отмены Правил одной из главных предпосылок перерастания локального инцидента на подстанции «Чагино» в обширную системную аварию явился дефицит источников реактивной мощности в электрической сети Москвы и Подмосковья. В отчете также указано, что такой дефицит создает угрозу повторения системных аварий. И наконец, отмечено, что Правила устанавливали четкую экономическую заинтересованность потребителей в поддержании баланса реактивной мощности в распределительных сетях. Красноречивее не скажешь!

О Правилах будущих

На смену Правилам готовился новый документ, вроде бы свободный от недостатков предшествующего: «Правила электроснабжения в Российской Федерации», которые года четыре пребывали в «интересном» положении: вот-вот утвердят, напечатают тираж и разошлют всем заинтересованным организациям. Не утвердили! И судя по всему, уже не утвердят. Была предпринята другая попытка как-то заполнить вакуум: в 2002 г. ФЭК и Минэнерго выпустили «Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями» и «Рекомендуемый порядок расчетов за электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке». К сожалению, эта акция нисколько не изменила существующее положение.
Оба документа страдали излишней лаконичностью, содержали мало конкретных рекомендаций, а главное – имели совершенно неясный юридический статус, поскольку Минюстом утверждены не были. Сегодня ими практически никто не пользуется, они забыты.
Вряд ли следует возлагать большие надежды и на готовящиеся к выходу «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Проект Постановления правительства РФ об утверждении и введении в действие этих Правил, видоизменяясь, существует уже около двух лет. И этот документ посвящен широкому кругу вопросов, связанных с функционированием гарантирующих поставщиков, а собственно расчетам за электроэнергию в нем уделено очень мало внимания. Правда, проект поручает Минпром-энерго в трехмесячный срок с даты вступления Постановления в силу разработать «Порядок расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных приемников (групп приемников) потребителей электрической энергии …» и «Порядок расчетов за электрическую энергию при отсутствии учета электрической энергии или осуществлении учета с нарушением установленных требований». Но ведь этими двумя, пусть и очень важными, вопросами проблематика расчетов за электроэнергию далеко не исчерпывается.

О Правилах настоящих

По существу, единственным на сегодня действующим нормативным документом, хоть как-то регламентирующим взаимоотношения с потребителями электроэнергии, является 6-й параграф 30-й главы Гражданского кодекса РФ. Однако этот параграф устанавливает только самые общие рамки этих взаимоотношений, не затрагивая нюансов расчетов с потребителями, что, впрочем, вполне естественно для законодательного акта высшего уровня. К тому же в 2003 году федеральным законом № 37 в данный параграф ГК РФ внесены поправки, главной из которых является следующая: «К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное». Эта поправка перемещает ГК в части регламентации договорных отношений в энергоснабжении с верхнего уровня правовой иерархии на нижний, подчиняя его законам или иным правовым актам.
И наконец, в качестве последней соломинки, за которую можно пытаться ухватиться при решении непростых вопросов взаимоотношений с потребителями, юристы иногда указывают на статью 5 ГК РФ. Она вводит понятие «обычая делового оборота», которым «признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Если исходить из того, что обычаи в сфере взаимоотношений энергоснабжающих организаций с потребителями в течение десятилетий складывались под воздействием Правил, то, основываясь на данной статье ГК, можно было бы предположить, что Правила как бы виртуально продолжают действовать. Однако арбитражная практика последних лет это оптимистическое предположение в основном не подтверждает.
Готовящиеся к выходу нормативные документы, упоминавшиеся выше, вряд ли решат проблему правового вакуума в области расчетов за электроэнергию. Во-первых, они носят «лоскутный» характер, накрывая лишь часть практических вопросов. Во-вторых, даже если «лоскутность» будет преодолена за счет выпуска недостающих документов, практическим работникам сбытовых служб будет весьма затруднительно ориентироваться в их обширном пакете. К тому же, основываясь на опыте последних лет, вряд ли можно рассчитывать на полную согласованность и взаимоувязку документов такого пакета.
Резюмируя изложенное, можно утверждать, что уже давно назрела неотложная необходимость разработки единой «Инструкции о порядке расчетов за электрическую энергию», имеющей полноценную юридическую силу. Документ должен быть всеобъемлющим, четким, ясным и весьма подробным. Если угодно – своего рода «поваренной книгой», содержащей «рецепты» действий на все случаи жизни. Не сомневаюсь, что появление «Инструкции» было бы с удовлетворением воспринято всеми энергоснабжающими и сбытовыми организациями. Но для придания ему полноценной юридической силы этот документ должен быть введен в действие Постановлением правительства РФ. К сожалению, пока реальные шаги в указанном направлении даже не просматриваются. Здесь уместно сослаться на положительный опыт наших соседей, Беларуси и Казахстана, где правительства уделяют достаточное внимание рассматриваемой проблеме, и о правовом вакууме речь там не идет.
Между тем на фоне неспешной работы по подготовке необходимых нормативных документов острота проблем, связанных с расчетами за электроэнергию, неуклонно возрастает. Рассмотрим наиболее важные из них.

Расчеты с юридическими лицами

Необходима четкая регламентация расчетов, их стадийности. Особого внимания здесь заслуживает использование авансовых начислений. Согласно «Порядку расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» (при таком многообещающем и вроде бы всеобъемлющем названии данный документ состоит всего из двух небольших пунктов, касающихся исключительно применения авансовой формы расчетов за потребленные энергоресурсы), утвержденному Постановлением правительства РФ № 294 от 04.04.2000, оплата электрической энергии потребителями – юридическими лицами (за исключением бюджетных потребителей) должна осуществляться с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву.
Несмотря на вроде бы императивный тон указанного документа, на практике авансовые платежи используются в расчетах далеко не со всеми потребителями, еще более ограничено применение расчетов по аккредитиву. В особенности это относится к мелкомоторным потребителям. В то же время использование расчетов в две стадии (аванс + окончательный расчет) укрепляет платежную дисциплину потребителей, улучшает текущее финансовое состояние энергоснабжающих предприятий. Однако применение авансовых платежей сдерживается отсутствием нормативных документов, регламентирующих частоту выставления авансов, размер авансовых платежей, порядок действий при превышении авансовыми суммами стоимости фактически потребленной электроэнергии.

Нормативно не отрегулирована система платежных документов, используемых в расчетах за электроэнергию. После выхода Указа президента РФ № 857 от 08.07.2004 «О внесении изменения в Указ президента Российской Федерации от 18 сентября 1992 г. № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса», согласно которому энергоснабжающие организации лишились возможности рассчитываться с потребителями в безакцептном порядке, резко снизилось использование в расчетах платежных требований. Соответственно основным документом становится счет, форма и содержание которого никак не регламентированы. В частности, необходимо определить обязательную степень детализации в счете данных о потреблении электроэнергии.

Весьма актуальной остается проблема задолженности по оплате потребленной энергии, несмотря на известные подвижки в положительном направлении. Однако наиболее действенный инструмент ее сокращения – взимание пени за просрочку платежей используется крайне ограниченно. Это связано с отсутствием регламентации основных аспектов применения пени: размер ставки, порядок выставления платежных документов, возможность совмещения основного платежа и пени в одном платежном документе и т.д.

Существует необходимость самого серьезного отношения к проблеме реактивной энергии. Однако в настоящее время нормативно-методическая основа для расчетов за потребление и генерацию реактивной энергии (мощности) фактически отсутствует, и такие расчеты почти не проводятся. Некоторые энергоснабжающие организации включают в договоры энергоснабжения соответствующие пункты, имея в виду производить расчеты в соответствии с методикой, изложенной в упоминавшихся выше «Правилах применения скидок и надбавок…». Однако такие действия вызывают возражения потребителей, которые оспаривают их в судебном порядке. И арбитражная практика последних лет показывает, что суды чаще встают на сторону потребителей, обосновывая свои решения как раз отсутствием соответствующих нормативных документов.

Использование расчетов за электроэнергию по двухставочному тарифу, согласно действующим «Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», теперь не зависит от величины присоединенной мощности, т.е. до-ступно практически всем потребителям – юридическим лицам.
Соответственно количество таких потребителей может существенно возрасти, что создаст немалые сложности энергоснабжающим предприятиям в связи с отсутствием нормативной базы таких расчетов. Сложность расчетам придает и установленное право потребителей в заявительном порядке изменять вариант применяемого тарифа с начала каждого регулируемого периода.

Потребители также имеют право самостоятельно выбирать для себя и тарифы, дифференцированные по зонам (часам) суток. Однако отсутствие регламентации данного варианта расчетов создает для них проблемы: некоторые энергоснабжающие и сбытовые компании отказывают в этом, ссылаясь, в частности, на отсутствие у абонента автоматизированной системы учета.

Рост безучетного (бездоговорного) потребления электроэнергии, или, говоря по-старому, ее хищений, наблюдается в течение многих лет. Этому в значительной мере способствует отсутствие нормативного документа, регламентирующего расчеты за потребленную энергию при их выявлении.

В следующем номере журнала Александр Фаенсон подробно остановится на сложностях и особенностях расчетов с бытовыми потребителями, выскажет свои предложения о способах решения существующих проблем.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024