|
ПРЕДПРИЯТИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Реальные преимущества объединения
Реформа электроэнергетики поставила в тяжелое положение предприятия коммунальной энергетики. Запрещение совмещения деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже лишило энергоснабжающие предприятия доли финансовых средств для ремонта и модернизации стареющих электрических сетей. Выход из сложившейся ситуации многие специалисты видят в объединении по региональному принципу.
Александр Байдаков | На сегодняшний день слияние муниципальных предприятий электрических сетей в одну управляющую компанию проведено в нескольких регионах России – в Ростовской, Ленинградской, Свердловской, Московской областях. Какие преимущества для потребителей и самих МУП дало создание таких компаний? Об этом мы беседуем с руководителями «Ленинградской областной управляющей электросетевой компании» (ОАО «ЛОЭСК»), созданной в 2004 году: генеральным директором Львом Давидовичем Хабачевым и первым заместителем генерального директора – главным инженером Александром Михайловичем Байдаковым. |
Лев Хабачев |
– Каковы главные задачи создания управляющей компании и что уже сделано за прошедшее время?
Л.Х.: Основная наша цель – концентрация производственных и финансовых ресурсов с целью обеспечения содержания, реконструкции и развития электросетевого хозяйства городов Ленинградской области. С этой целью нами взяты в аренду муниципальные электросети и относящиеся к ним объекты инфраструктуры.
Сейчас, когда идут реформы в электроэнергетике и в местном самоуправлении, осуществление производственной деятельности небольшими предприятиями коммунальной энергетики сильно затруднено. Им приходится решать проблемы взаимоотношений с администрациями районов, с региональной сетевой компанией, с региональными сбытовыми компаниями, с энергетическими комиссиями. ЛОЭСК в значительной мере взяла на себя эти проблемы и одновременно стабилизировала финансирование деятельности бывших муниципальных предприятий, дав возможность директорам филиалов заниматься своими непосредственными обязанностями – текущей эксплуатацией и обеспечением надежного энергоснабжения потребителей.
Существует ЛОЭСК с осени 2004 года, но реальную хозяйственную деятельность начала с января 2005 года. И я считаю, что за это время мы стали стабильной и, не побоюсь этих слов, динамично развивающейся компанией. Сегодня у нас имеется 15 филиалов в Ленинградской области.
ЛОЭСК начала реализовывать крупные инвестиционные проекты, которые практически никогда не были бы осуществлены в отдельных муниципальных предприятиях. Например, повышение надежности энергоснабжения города Кириши. В течение двух лет мы вкладываем по 20 млн рублей, осуществляя капитальный ремонт 18 кабельных линий 10 кВ. Сейчас взялись за масштабный проект реконструкции сетей 10 и 0,4 кВ в поселке Вырица, в котором летом проживает до 100 тыс. человек.
А.Б.: Мы в массовом порядке начали осуществлять капитальный ремонт и реконструкцию крупных распределительных подстанций 6(10) кВ, срок службы которых уже истек. Они проработали от 40 до 60 лет и находятся в предаварийном состоянии. Мы заменяем их на подстанции нового поколения. Только в этом году реализовано пять проектов: в Гатчине, Ивангороде, Киришах, Сосновом Бору и Луге. Каждый из них стоил от 10 до 20 млн рублей.
В общем можно сказать, что если в прошлом году на объектах капитального ремонта, реконструкции и модернизации было освоено 140 млн рублей, то до конца этого года планируется освоить 260 млн. Отдельным муниципальным предприятиям с инвестиционной составляющей 3–8 млн рублей в год это было просто не под силу.
Именно консолидация ресурсов позволила компании проводить и единую техническую политику. Я имею в виду строительство современных сетей уличного освещения, установку экономичных и долговечных деревянных опор, возведение быстромонтируемых комплектных подстанций, внедрение автоматизированных систем учета и управления.
– Раньше, хоть и понемногу, но реконструировались сети во всех районах области. А сейчас вы говорите только о крупных проектах. Не получается ли, что забыли про остальных?
Л.Х.: Нет, конечно. Каждый год растет потребление электроэнергии, повышаются тарифы. За счет этого растет объем инвестиционных ресурсов. Поэтому при сохранении прежнего уровня текущих темпов модернизации электрических сетей во всех районах и появилась возможность в значительных объемах концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях.
Отмечу также, что мы всерьез начали заниматься потерями электроэнергии. Этот вопрос был сильно запущен в муниципальных предприятиях. Например, нами профинансирован целый комплекс мероприятий в Выборге: новая техника, приборное оснащение, программное обеспечение, кадры. В результате за год с небольшим потери снизились с 22 до 18%. С одной стороны, не очень много, но если учесть, что город потребляет примерно 250 млн киловатт-часов в год, то 4% – это 10 млн сэкономленных киловатт-часов, т.е. 5–6 млн рублей. Для нас это дополнительная инвестиционная составляющая.
– Какие муниципальные предприятия не вошли в состав ЛОЭСК и почему?
Л.Х.: Крупные предприятия электрических сетей Всеволожска, Кингисеппа и три сравнительно небольшие компании поселков Сертолово, Пикалево и Коммунар. При этом только Всеволожск является динамично развивающимся муниципальным образованием, где идет массовое строительство, и его электросетевое предприятие может спокойно существовать, развивая свою сеть и обеспечивая реконструкцию сетей. В остальных случаях проблемы вхождения в состав ЛОЭСК в основном связаны с нежеланием муниципальных администраций заглянуть в будущее развития систем энергоснабжения в городах.
– Из чего складывается инвестиционный ресурс ЛОЭСК?
Л.Х.: С развитием экономики области увеличивается потребление электроэнергии на 3–4% в год. Только из-за этого на 15–20% возрастает объем возможного финансирования инвестиционных программ.
Немаловажную роль сыграло и то, что создание компании совпало с проблемами в исполнении инвестиционных программ «Ленэнерго». В прошлые годы к этому АО-энерго были серьезные претензии со стороны Правительства Ленинградской области относительно использования тарифных денег для развития областных сетей. Часть средств, которые раньше включались в тарифы «Ленэнерго», была передана в ЛОЭСК.
И, наконец, у нас нарастает платная составляющая, связанная с привлечением средств потребителей, то есть плата за технологическое присоединение. Сейчас она существует в Выборге, Кировске, Шлиссельбурге, Волхове. Мы готовим нормативные документы, которые распространят этот механизм на все наши филиалы. Плата за присоединение только в 2006 году даст нам от 25 до 30 млн рублей, что позволит наращивать объемы реконструкции сетей. Причем эти деньги должны быть прозрачными и контролируемыми. У меня уже лежит проект приказа, согласно которому привлекаемые филиалом средства потребителей должны попасть в целевую инвестиционную программу.
– Плата за присоединение едина для всех районов области?
Л.Х.: Нет, она будет разная для каждого муниципального образования, где есть филиал ЛОЭСК, в зависимости от состояния сетей, условий развития района, потребности в дополнительной мощности. Сейчас в Выборге плата за присоединение без учета составляющей «Ленэнерго» – 12–15 тыс. рублей, в Кировске – 7 тыс. рублей. Думаю, что в других районах она будет составлять от 10 до 15 тыс. рублей за один киловатт присоединяемой мощности.
– Существуют ли комплексные планы развития электрических сетей ЛОЭСК?
Л.Х.: Сегодня мы имеем представление о перспективах развития электросетей на территории всех городов, где есть наши филиалы. Однако программы как таковой в данный момент нет. Мы сильно зависим от перспектив создания опорных источников «Ленэнерго». Сейчас «Ленэнерго» разрабатывает схему развития электрических сетей до 2015 года, которая должна быть закончена к середине 2007 года. Ориентируясь на нее, будем составлять свою программу.
– Анатолий Чубайс включил Ленинградскую область в список неблагополучных по возможному прохождению пиковых нагрузок в наступающую зиму. Неужели всё действительно так плохо?
Л.Х.: Если отойти от общей ситуации и говорить лишь о надежности энергоснабжения наших городов, то реальный дефицит мощности присутствует только в Луге. В других городах и поселках ситуация достаточно устойчива. Но мы – часть единой системы региона и привязаны к петербургскому полукольцу 330 кВ, опоясывающему Санкт-Петербург и область. Там и существует настоящий дефицит пропускной способности, а мы в определенной мере являемся заложниками северной столицы. Если опять будет холодная зима, то, естественно, ограничения могут распространиться и на Ленобласть. Поэтому сейчас мы готовимся к ним, разрабатываем политику ограничений.
Кроме того, нами создается аварийный запас. Мы закупили партию трансформаторов 6(10)/0,4 кВ, опоры воздушных линий, другое оборудование, сосредоточив всё на одном складе. Например, в случае выхода из строя трансформатора, его замена будет осуществлена в течение 12 часов.
– По каким принципам выбираются поставщики оборудования для ваших объектов? Существует ли программа закупок, можно ли рассказать о ней поподробнее?
А.Б.: Объектов нового строительства у нас немного. Значительно больше объектов капитального ремонта и реконструкции.
При этом оборудование выбирается в зависимости от конкретной схемы модернизируемого объекта и его назначения. Например, если это ответственная подстанция, которая снабжает большое количество потребителей, то там применяется самое современное оборудование. Так, в Подпорожье мы использовали блочную комплектную трансформаторную подстанцию производства «ПО Элтехника». Я считаю, что оборудование этой компании – одно из лучших, что производится сейчас в России.
При реконструкции РП-1 в Сосновом Бору применены ячейки итальянского завода VEI, которые поставила нам компания «Росполь-Электро». Компания «Энергоучет» поставляет нам польские бетонные подстанции завода ZPUE.
В зоне производственной деятельности наших филиалов очень много сетей, которые проходят по сельским районам. И перед нами стоит задача замены подстанций сельского типа, мачтовых подстанций на современные блочные КТП. В ближайшие годы мы вплотную займемся этим вопросом, благо производителей БКТП в Петербурге много.
Для менее ответственных объектов мы все-таки продолжаем использовать традиционное и более дешевое оборудование – это ячейки КСО 300-й серии с выключателями нагрузки производства целого ряда предприятий. Здесь следует учесть, что у нас электросетевое хозяйство, где не происходит частого срабатывания коммутационных аппаратов, поэтому применение выключателей нагрузки, а не силовых, вполне удовлетворяет наши потребности. К примеру, достаточно большие объемы договорных отношений у нас с заводом «СтрелковЭлектроТехника», который поставлял нам оборудование для Гатчинского и Лужского филиалов.
– Вы используете систему тендеров или полагаетесь на свой опыт?
А.Б.: Естественно, что выбор поставщика оборудования осуществляется на тендерной основе. А участников тендеров выбираем сами с учетом имеющегося опыта, полученной информации о производителях. На сегодняшний день в России, как ни прискорбно, многие предприятия выпускают, скажем так, или не совсем качественную продукцию, или уступающую и западным, и отечественным аналогам по своим техническим характеристикам. Приходится отсеивать такое оборудование еще на начальной стадии конкурса.
Если нужны блочные подстанции, зачем нам приглашать к участию в конкурсе предприятие, которое начало выпуск бетонных корпусов два месяца назад и неизвестно, как они поведут себя в эксплуатации? А такие предложения мы получали неоднократно. Естественно, что они отклонялись, даже несмотря на низкую цену.
– В некоторых регионах России активно используется оборудование ведущих западных производителей – Siemens, Schneider Electric, ABB. Вы применяете их продукцию?
А.Б.: Мы рассматривали их оборудование изначально. Но всё-таки наша задача заключается в выборе оптимальных параметров, при этом немаловажное значение имеет стоимость. А цена оборудования этих производителей очень высока...
– Сейчас активно создаются объединения российских производителей электрооборудования. Можно назвать «Русская электротехника», «Управляющая компания «Электрощит» – Самара», «Союзэнерго»… Ваше отношение к этому процессу?
А.Б.: Положительное, если, конечно, появление ассоциаций, объединений принесет пользу потребителям их продукции и создаст нормальную, честную конкуренцию на рынке.
Если такой конкуренции нет, то иногда оказывается дешевле перевезти оборудование из-за тридевяти земель, нежели закупить у местных производителей. Так, одним из направлений нашего технического развития является внедрение систем телемеханики и диспетчерского управления. В прошлом году мы реализовали такой проект в Луге. Несмотря на то, что в Петербурге есть как минимум две организации, которые занимаются этой проблематикой, проект был реализован с помощью московской компании за 1,5 млн рублей. В своем же городе мы полгода ходили вокруг 6 миллионов при том же функциональном наборе воспринимаемых сигналов.
Из упомянутых компаний мы работаем с самарскими производителями – и «Электрощитом», и «Русским трансформатором», входящими в УКЭС. Недавно взяли партию самарских трансформаторов, чтобы в период зимних максимальных нагрузок проверить их в эксплуатации.
Знаю, что в «Союзэнерго» входят «Элтехника», о которой я уже говорил, «Росэлектропром Холдинг», «НИИЭФА-ЭНЕРГО» и «Электрофизика», производитель сухих трансформаторов. Если такая Ассоциация сможет предложить нам комплексные решения по разумной цене, мы обязательно рассмотрим вопрос о сотрудничестве.
Л.Х.: Добавлю, мы живем в этой стране и заинтересованы в том, чтобы наши отечественные производители производили качественную продукцию. А если говорить о конкуренции, важно одно – чтобы была реальная, нормальная конкуренция. Необходимо повышать качество, назначать разумные цены не только на технику, но и на проектные, строительно-монтажные работы. Понимаю, что не всё так просто, особенно на региональных рынках, где активно защищаются интересы местных производителей и подрядчиков. Но двигаться вперед необходимо.
– Многие компании предлагают проведение работ «под ключ». Для вас наверняка такие предложения привлекательны?
А.Б.: Говоря «под ключ», обычно имеют в виду объекты нового строительства. При реконструкции действующего объекта необходимо привлечение оперативного персонала, ремонтных служб для едва ли не ежесменных переключений и сборки резервных схем для вывода определенного оборудования в ремонт при сохранении питания потребителей. И в этом случае работа с подрядными организациями не всегда бывает успешной.
Что касается объектов нового строительства, то, конечно, предложения оснащенных, специализированных организаций, которые выполняют работу от и до, очень привлекательны. Но при условии постоянного жесткого контроля со стороны эксплуатации. Сегодня, к сожалению, подрядчики, с которыми мы работаем, еще не вышли на тот уровень, когда действительно можно говорить о сдаче объекта «под ключ». Такие устойчивые подрядные коллективы еще только формируются.
– Новое оборудование требует наличия определенных знаний у эксплуатирующего персонала. Как в ЛОЭСК решается задача повышения квалификации?
Л.Х.: Начиная с 2006 года в ЛОЭСК действует программа повышения профессиональной подготовки персонала. Достаточно большие деньги выделяются на то, чтобы сделать процесс переобучения и переподготовки эксплуатационного персонала системным. Заключен договор с «Центром подготовки кадров энергетики», который разработал для нас курс повышения квалификации, куда включено изучение охраны труда и техники безопасности, технических и юридических вопросов, а также нового оборудования, испытательных и ремонтных работ.
В планах и ежегодное проведение конкурса профессионального мастерства среди электромонтеров и мастеров по эксплуатации распределительных сетей. Первый был проведен летом 2006 года, каждая команда выполняла более десятка заданий, охватывающих практически весь спектр профессиональной деятельности.
Выстраивание отношений с потребителями, оперативное решение вопросов присоединения, заключения договоров энергоснабжения – главные задачи для эффективной работы на современном рынке. А путь к ее решению один – повышение квалификации, постоянная учеба, автоматизация бизнес-процессов. Реформа, при всех ее сложностях и опасностях с точки зрения ответственности за надежность в условиях дефицита мощности, сильно подталкивает к этому.
Подготовил Валерий Журавлев, «Новости ЭлектроТехники».
|
|