Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >

КОМПЛЕКТНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРНЫЕ ПОДСТАНЦИИ 10/0,4 кВ
Предложения по усовершенствованию конструкций

Николай Бирюков, главный специалист службы ремонта и эксплуатации воздушных электрических сетей напряжением 0,4–10 кВ ОАО «Московская городская электросетевая компания»

ОАО «Московская городская электросетевая компания» (МГЭСК) более 100 лет эксплуатирует воздушные электрические сети напряжением 0,4–10 кВ с использованием мачтовых (столбовых) и комплектных трансформаторных подстанций (далее КТП) как киоскового типа с кабельными и воздушными выводами (вводами), так и КТП с установкой на железобетонных приставках на высоте 1,8 м от уровня земли. Учитывая многолетний опыт эксплуатации такого оборудования в МГЭСК, Николай Григорьевич Бирюков считает необходимым высказать основные замечания, в той или иной мере относящиеся ко всем типам КТП, изготавливаемых российскими заводами.

25 октября 2006 года распоряжением председателя Правления ОАО «ФСК ЕЭС» № 270р/293р утверждено «Положение о технической политике в распределительном сетевом комплексе».
В разделе «Подстанции и распределительные устройства» сказано, что «новые конструкции КТП и ЗТП должны выполняться: в бетонной или металлической оболочке с тепловой изоляцией; с наружным или внутренним обслуживанием в зависимости от назначения и мощности подстанции; контейнерного и модульного типов; с возможностью установки новой коммутационной аппаратуры на стороне 6–20 кВ, блоков с автоматическими выключателями на стороне 0,4 кВ; с кабельными выводами».
Между тем при разработке подстанций необходимо учитывать и особенности, которые зачастую усложняют работу эксплуатационного персонала. Мы постарались разработать такие рекомендации.

СТРОИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Конструкции КТП должны исключать сток воды с крыши при дожде и таянии снега на стены КТП, в конструктивные щели между дверями и корпусом шкафа КТП, на жалюзи, основание КТП. Непосредственно над дверями должны быть отливы (козырьки). Длина отливов должна перекрывать ширину двери не менее чем на 150 мм.
Нижнее основание КТП всех типов должно быть закрыто полностью листовой рифленой сталью толщиной 3–4 мм. В местах вводов (выводов) кабелей напряжением 0,4–10 кВ дно основания должно быть специальной конструкции, позволяющей монтировать кабель без дополнительных работ с нижним основанием KTП.
Все двери КТП должны быть подвешены на 3 петли. Верхняя петля должна исключать снятие дверей посторонними лицами. Втулки петель приварить к корпусу КТП и двери через усиливающую подложку (подкладку). Толщина подкладки должна быть не менее 3 мм. На дверях предусмотреть типовые дверные ручки для наружной установки. Для фиксации дверей в закрытом состоянии предусмотреть только проушины для висячих замков. В энергосистемах устанавливают свои замки, со своими секретами. При изготовлении КТП для ОАО «Московская городская электросетевая компания» приваривать к дверям специальные подложки толщиной 3–4 мм (можно использовать угловую сталь) для установки замков. И в дверях, и в подложках должны быть предусмотрены отверстия под ключи. Эти отверстия с внешней стороны дверей должны закрываться специальной подвижной накладкой для предотвращения попадания воды внутрь КТП. Проушины рекомендуется изготавливать из угловой стали 50 x 50 x 5.
На крышах коробов воздушного ввода 10 кВ под проходные изоляторы для исключения протечки воды внутрь КТП предусматривать специальные выдавки (возвышения). Для прокладок под проходные изоляторы применять листовой полиэтилен вместо резины.
Диаметр штырей для траверс (желательно из арматурной стали) должен быть 22 мм. При применении круглой стали на месте посадки изоляторов ШФ-10 Г должны быть насечки под углом 45 градусов к оси штыря на длине 65 мм. Острых мест на конце штырей в месте посадки изоляторов не должно быть. Расстояние между штырями должно составлять 400–450 мм (равное расстоянию между фазами разъединителя РЛНД-10).
КТП киоскового типа по своей конструкции должны быть на стойках (ножках) высотой 300 мм. Эти стойки предлагается изготавливать из угловой стали или труб диаметром 80–100 мм и толщиной стенок 5–6 мм. В нижней части каждая стойка должна иметь плиту размером 150 x 150 мм, толщиной 8–10 мм. С помощью этих плит КТП должна устанавливаться на фундамент.
Конструкции КТП мачтового типа мощностью до 250 кВА (но не столбовые, а монтируемые на высоте 1,8 м от уровня земли на 4-х железобетонных приставках или стойках УСО) требуют доработки с целью создания условий безопасного обслуживания сборки низкого напряжения и шкафа 10 кВ с предохранителями ПК Т-10. Необходимы площадки обслуживания, которые в обязательном порядке должны изготавливаться и поставляться вместе с КТП.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Принципиальные схемы электрических соединений в каталогах на выпускаемую продукцию должны соответствовать монтажным схемам электрических соединений КТП.

  • На схемах в каталогах и в схемах электрических соединений в КТП напряжение должно подводиться к неподвижным контактам электроаппаратов (рубильников, автоматов и т.д.) и эти контакты должны быть расположены в верхней части аппаратов.
  • Для тупиковых КТП с воздушными вводами 10 кВ и выносными разъединителями РЛНД-10-200 на концевой опоре ВЛ предохранители ПКТ-10 должны быть расположены в отсеке силового трансформатора или в другом месте, позволяющем обслуживать предохранители с земли. При расположении ПКТ-10 в вводном коробе, перед дверью короба на крыше КТП должна быть площадка обслуживания. На корпусе вводного короба, рядом с дверью для обслуживания предохранителей ПКТ-10, обязательна специальная скоба для закрепления электромонтера фалом страховочного пояса. Это мероприятие должно быть выполнено и на шкафе ввода 10 кВ КТП.
  • Монтаж проводов от аппаратов 0,4 кВ к траверсам для проводов воздушной линии с неизолированными проводами (или к конструкциям с самонесущими изолированными проводами марки СИП-2А) должен выполняться на заводе-изготовителе КТП. Провода от каждого фидера должны монтироваться отдельным жгутом (пучком) в отдельном лотке, начиная от электроаппарата до места подключения этих проводов к проводам воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ. Провода от выхода из короба (лотка) до траверс или конструкций должны стягиваться в пучок.
  • Провода для воздушных выводов 0,4 кВ как с алюминиевыми, так и с медными жилами должны иметь изоляцию из светостабилизированного сшитого полиэтилена, которая позволяет эксплуатировать эти провода в климатических условиях УХЛ1 по ГОСТ 15150-69 . Провода необходимо применять 4-жильные без несущей жилы.
  • В отсеках напряжением 6–10 кВ не должны проходить провода (кабели) от электроаппаратов 0,4 кВ к траверсам, конструкциям для СИП у КТП с воздушными вводами 0,4 кВ, в том числе и в отсеке силового трансформатора.
  • При применении медных гибких проводов для воздушных выходов 0,4 кВ их концы около траверс (конструкций) должны быть пропаяны на длине не менее 70 мм.
  • Воздушные вводы 10 кВ проходных КТП производить с двумя вводными коробами с траверсами для приема проводов ВЛ 10 кВ.
  • Ошиновка оборудования напряжением 10 кВ KTП одножильными кабелями напряжением 10 кВ оказалась сложной и дорогостоящей. Предлагается разработать конструкцию КТП с традиционной ошиновкой шинами (возможен вариант применения шин, изолированных термоусаживаемыми трубками).

ГАРАНТИЯ

  • Гарантийный срок по стойкости окраски как внутри, так и снаружи КТП должен составлять не менее 10 лет.
  • Гарантийный срок для КТП должен быть не менее 10 лет, средний срок службы 40–45 лет.

Требования московских энергетиков мы попросили прокомментировать генерального директора НПК «Энергокомплекс» (г. Краснодар) Валерия Тимофеевича Демченко, многие годы проработавшего главным инженером «Краснодарэлектро» – передовой организации в части применения современного оборудования, новых технических решений.

Валерий Демченко, в целом поддержав инициативу МГЭСК по разработке собственных требований к применяемому электросетевому оборудованию, высказал ряд своих замечаний.

  • Подвешивать двери КТП на 3 и более петель нет необходимости, поскольку это не решает возникающие вопросы. Внешние петли вызывают определенные сложности при возникновении наледи, кроме того, неустойчивы при фактах вандализма. Решение проблемы можно видеть только в применении внутренних петель. Наше предприятие добилось того, что завод ЭЗОИС при производстве БКТП для нужд Краснодарского края использует петли именно такой конструкции. Замечу, что петли не только КТП, но и действующих ТП должны при ремонтах планомерно заме няться на внутренние.
  • По опыту некоторых западных стран желательно исключить применение проходных изоляторов – слишком очевидны проблемы при их установке. С ВЛ или разъединителя на аппарат 10 кВ в ТП необходимо прокладывать изолированный провод 10 кВ без использования различных изоляторов, в том числе и опорных.
  • Разъединители РЛНД-10 (эксплуатационники называют их «аппаратами одноразового действия») должны быть заменены на разъединители РЛК-10 (ЗАО «ЗЭТО», г. Великие Луки). Их конструкция исключает все недостатки РЛНД-10.
  • Конструкция КТП мачтового типа мощностью до 250 кВА должна быть простой, исключающей применение железобетонных стоек. Согласно Положению о технической политике ФСК применение этих стоек запрещено.
  • Не совсем понятно требование МГЭСК о применении только четырехжильных проводов без несущей жилы. Несущая жила 3 х 70 + 70 имеет те же параметры, что и фазные провода.
  • Согласен, что прохождение проводов 0,4 кВ в конструкции ТП недопустимо, но следует допустить такое исполнение: «провода 0,4 кВ от аппаратов в ТП до наружных траверс должны быть проложены в отдельных на каждую линию 0,4 кВ трубах с наружной части КТП».




Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024