|
ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА
Александр Секираш, шеф-дизайнер студии Industrialdesign.ru, г. Санкт-Петербург
Промышленный дизайн имеет отношение ко всем вещам, которые произведены
человеком: предметам быта, транспортным
средствам, оборудованию. Дизайнеры
определяют облик окружающих нас объектов и стараются сделать их максимально
функциональными. От удобства использования и внешнего вида изделия в немалой
степени зависит его успех на рынке. Это
коммерческий дизайн, который является
прежде всего средством увеличения спроса
на промышленную продукцию, средством
завоевания потребителя.
Материал о развитии промышленного
дизайна в России и за рубежом, который подготовил шеф-дизайнер студии
Industrialdesign.ru Александр Секираш,
открывает серию публикаций о данном
направлении.
Существует несколько точек зрения на
то, когда возник промышленный дизайн.
Большинство видит его истоки в появлении
индустриального производства: когда вещи
начали изготавливать на станках, они стали
терять индивидуальные черты. Некоторые
ученые утверждали, что появление таких
предметов в быту негативно скажется на
внутренней гармонии человека. До начала
XX века производимые промышленным
способом предметы старались украшать
декоративными элементами, которые напоминали бы о работе ремесленника. Поначалу
дизайнер занимался лишь внешним видом
изделия, но постепенно пришло понимание
того, что необходимо учитывать его функциональность и экономичность, а также знать
всю технологию производства.
Другие исследователи, в частности, В.
Глазычев, считают началом истории дизайна 1907 год, когда художник, архитектор,
дизайнер Петер Беренс стал работать в
компании Allgemeine Elektrizita
(AEG) [1]. Главной целью деятельности художников под управлением Беренса было
завоевание компанией позиций на рынке.
Наконец, третья точка зрения – дизайн
возник в американской промышленности в
период кризиса 1929 года как инструмент
для увеличения сбыта продукции. Он связан
с именами таких художников, как Раймонд
Лоуи, Уолтер Дорвин Тииг, Генри Дрейфус.
После Второй мировой войны промышленный
дизайн стал показателем уровня развития
экономики, научных и производственных
достижений, важным инструментом в конкурентной борьбе.
Тем не менее проблема преподавания
дизайна была определена уже в 1851 году, во
время I Всемирной промышленной выставки
в Лондоне. В книге «Наука, промышленность
и искусство» Г. Земпер высказал конкретные
предложения относительно реформы системы образования в художественных школах –
специализация обучения по основным видам
дизайнерской деятельности [2].
Первостепенное значение для формирования промышленного дизайна имела немецкая школа BAUHAUS, которую в 1919 году
основал В. Гропиус. Девиз школы – «Новое
единство искусства и технологии», кредо –
художник, ремесленник и технолог в одном лице. Преподаватели BAUHAUS разработали
принципы художественного конструирования
как комплексного подхода к проектировании
вещей, вывели основы теоретического проектированию в промышленном дизайне:
функция и конструкция определяют форму.
Чем функциональнее предмет, тем он красивее – это было один из главных принципов
школы. Студентов готовили к созданию
вещей для массового производства, следовательно, им необходимо было от начала
до конца знать производственный процесс.
На принципах BAUHAUS основана вся последующая история развития промышленного
дизайна.
Промышленный дизайн
в России
В книге «Дизайн рекламы» В. Волкова пишет, что «в отличие от зарубежного дизайна,
который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать
сбыт товаров, русский дизайн вышел из
беспредметного искусства в основном
через творчество производственников и
конструктивистов» [3]. Развивая тенденции
искусства авангарда, художники искали
способы передачи чувственной информации
на основе простых форм, понимания внутреннего устройства вещей и протестовали
против традиционного реалистического изображения объектов.
В 1920 году были созданы Высшие Художественно-технические Мастерские
(ВХУТЕМАС), первым деканом которых был
А. Родченко – дизайнер, график, фотограф,
художник театра и кино, один из основоположников конструктивизма. В это время
Россия становится одним из важнейших
центров формирования дизайна: он начинает
решать практические задачи, формируются
оригинальные концепции.
В 1930–60-х гг. дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды
перестал существовать. Широко использовался принцип стандартизации, появились
узкоприкладные направления дизайна: инженерно-технический, предметно-бытовой
и декоративно-оформительский. Лишь в
области графического дизайна – в плакатах,
книгах, рекламе – проявлялся накопленный
авангардом потенциал. 1960-е годы – возрождение промышленного дизайна, которое началось с интереса
к наследию 20-х годов. С 1964 года Всесоюзный научно-исследовательский институт
технической эстетики (ВHИИТЭ) стал издавать журнал «Техническая эстетика» и
тематические сборники, которые обращались
к первой волне русского авангарда. Такие организации, как ВHИИТЭ, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище
им. Мухиной, изучали опыт европейского
дизайна и предлагали свои концепции. По
уровню развития научной и теоретической части дизайна наш опыт в это время не уступал
европейскому или американскому, а в некоторых научных работах даже превосходил.
Многие эксперты оценивают 1990-е годы
как своего рода «черный» период для некоторых направлений дизайна. Однако промыш-
ленный дизайн поднимался вместе с производством и благодаря активному развитию
промышленности в России становился всё
более востребованным. В 2006 году Минэкономразвития разработало проект концепции
развития отечественного промышленного
дизайна, целями которой являются помощь в
подготовке специалистов и информирование
промышленности о возможностях дизайна
[4]. Согласно концепции, деньги пойдут на
переоснащение технологической базы вузов,
подготовку кадров, создание региональных
консультационных центров по развитию дизайна, льготных условий налогообложения
для предприятий, занимающихся инновационными продуктами и технологиями.
В заключение отмечу, что для успешной
разработки изделия требуется как можно
раньше начать работу с дизайн-коллективом.
И наоборот, обращение к дизайнеру как к
инструменту для украшения того, что уже подготовлено к производству, является в корне
неправильным.
Литература
1. Глазычев В. О дизайне. Глава 1 «Дизайн в
легендах». – М.: Искусство, 1970. – 192 с.
2. Клюев М. История промышленного дизайна.
Истоки [www.rosdesign.com].
3. Волкова В.В. Дизайн рекламы. – М.: Феникс,
1999. – 144 с.
4. Концепция развития дизайна в Российской
Федерации до 2008 года [www.minprom.gov.
ru/expertise/anons/6].
|
|