|
СВЕРХНОРМАТИВНЫЕ ПОТЕРИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В условиях реформирования электроэнергетики первоочередной задачей становится
формирование новых производственно-экономических связей между субъектами отраслевого рынка, в т.ч. между создаваемыми энергопредприятиями. Так, электросетевым
и энергосбытовым компаниям предстоит совместно урегулировать проблему сверхнормативных
потерь. Свой вариант решения предлагает Валерий Александрович Овсейчук.
Валерий Овсейчук, д.э.н., профессор, ЗАО ПКФ «СКАФ», Москва
В связи с разделением интегрированных электроэнергетических
систем складывается непростая ситуация на рынке оказания услуг по
приему электроэнергии в сети, ее передаче, распределению и отпуску из сетей потребителям электросетевыми компаниями (ЭСК).
Сложность заключается в том, что в соответствии с Федеральным
законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ст. 32,
п. 3) [1] и Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 № 168, р. VI,
пп. 51, 52) [2] сетевая организация по передаче электрической
энергии в принадлежащих ей сетях обязана компенсировать (оплатить) все фактические потери электроэнергии в этих сетях путем их
покупки на оптовом (розничном) рынке электроэнергии по цене поставщика. В составе тарифа за услуги по передаче электроэнергии
потребители оплачивают величину нормативных технологических
потерь электроэнергии (НТПЭ), возникающих при передаче электроэнергии по сети ЭСК, за исключением потерь, включенных в цену
(тариф) поставки электроэнергии на оптовом (розничном) рынке.
НТПЭ устанавливаются (утверждаются) Минпромэнерго РФ в
соответствии с Методикой расчета нормативных технологических
потерь электроэнергии в электрических сетях [3].
Практически во всех сетях региональных ЭСК фактические потери электроэнергии в 1,5 раза выше НТПЭ [4–9], поэтому ЭСК,
оплачивая все фактические потери, получая в тарифе на передачу
компенсацию в размере нормативных технологических потерь,
терпят финансовые убытки из-за так называемых сверхнормативных
потерь электроэнергии (СНПЭ).
Стоимость НТПЭ в общих затратах на передачу составляет 10–
15% в зависимости от уровня напряжения, а с учетом фактических
потерь, включая сверхнормативные, не оплачиваемые потребителем
потери (в основном коммерческие), указанная величина может превысить 20% [7–9].
Отсюда следует, что некорректный учет всех составляющих
потерь (расходов) электроэнергии на ее передачу при подготовке
тарифного дела и формировании регулирующим органом тарифной
политики может иметь существенные экономические последствия
для ЭСК.
Поэтому объективная оценка величины полных фактических
потерь (расходов) электроэнергии на передачу, технико-экономическое
обоснование составляющих структуры потерь и их позиционирование в затратах на передачу очень важны при тарифном
регулировании [9].
СТРУКТУРА ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Одной из проблем, относящейся к совершенствованию
нормативно-правовой и методической базы при тарифном регулировании стоимости передачи, является, казалось бы, отработанная
за многие годы специфическая терминология в области структуры
потерь (расходов) электроэнергии в сетях [4–7].
Терминология и определения, связанные с понятийными формулировками потерь (расходов) электроэнергии на передачу, включая структуру потерь для технического, экономического, финансового
и другого управленческого анализа, еще не доведены до логического завершения, так как имеются неоднозначные толкования в
различных документах.
Термины и их определения должны базироваться на практическом опыте работы и быть адекватными при использовании для
решения различных управленческих задач.
Понятийная терминология и определения по потерям (расходам)
электроэнергии при ее передаче в сетях разрабатывались со второй
половины прошлого столетия. В конце 90-х годов и применительно к
современному периоду реформирования электроэнергетики в этой
области наибольший вклад внесли ученые ВНИИЭ Ю.С. Железко,
Я.Т. Загорский, В.Э. Воротницкий, а также А.С. Бердин (УПИ-УГТУ) и
Н.А. Броерская (ОРГРЭС). Наиболее удачная и современная терминология по структуре потерь электроэнергии дана в [5], где в структуре
фактических потерь обозначены сверхнормативные потери (расход)
электроэнергии на ее передачу и дана их укрупненная структура.
СНПЭ, как упоминалось, являются настоящим бичом ЭСК, поскольку их величина составляет более 30% от фактических потерь
электроэнергии на передачу.
Анализ нормативно-правовой, методической, управленческой,
статистической документации, касающейся понятийных формулировок и определений в области потерь (расходов) электроэнергии
на ее передачу в электрических сетях, используемых для решения
различных практических задач, позволяет сделать следующие предложения по совершенствованию упомянутой терминологии в части
ее адекватности и единообразия.
1. Внести в Положение Минпромэнерго России [3]
следующие правки:
В «Общих положениях» заменить существующую формулировку
понятия «Фактические (отчетные) потери электроэнергии» на формулировку, приведенную в [2] п. 50 раздела V «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и
оказания этих услуг», поскольку документы Правительства РФ имеют
более высокий нормативно-правовой статус, а именно записать:
«Фактические (отчетные) потери электроэнергии в электрических
сетях – разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или производителями
электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к
этой сети, а также переданной в другие сетевые организации».
В «Общих положениях» ввести понятие и дать формулировку
сверхнормативных потерь (расходов) электроэнергии в электрических сетях (DWСНПЭ), например, как разницу (небаланс) между
фактическими потерями электроэнергии и нормативными потерями
электроэнергии (по абсолютной величине) в рассматриваемом году,
определяемыми в соответствии с Порядком расчета и обоснования
нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям [3]:
DWСНПЭ.Б(р) = DWФ.Б(р) – DWНПЭ.Б(р),
где DWСНПЭ.Б(р) – сверхнормативные потери электроэнергии в базовом
году (на регулируемый период);
DWФ.Б(р) – фактические потери электроэнергии в базовом году
(на регулируемый период);
DWНПЭ.Б(р) – абсолютная величина нормативных потерь электроэнергии в базовом году (на регулируемый период).
Понятие сверхнормативных потерь электроэнергии в электрических сетях имеет право на использование в терминологии и деловом
обороте. Например, в [2] этот термин употребляется.
В «Общих положениях» полезно привести понятие и формулировку коммерческих потерь электроэнергии в электрических сетях
(DWКПЭ), например, как основной составной части сверхнормативных
потерь электроэнергии в электрических сетях, обусловленной:
- сверхнормативными погрешностями измерения отпущенной в сеть и полезно отпущенной потребителям электроэнергии;
- занижением полезного отпуска электроэнергии из-за недостатков энергосбытовой деятельности;
- задолженностью потребителей по оплате за электроэнергию и другими недостатками в деятельности по контролю, учету и сбыту электроэнергии потребителям в электрических сетях.
Составляющие коммерческих потерь определяются экспертноаналитическим путем и уточняются по результатам проведения
энергоаудита.
В «Общих положениях» и «Структуре технологических потерь» фразу:
«потери, вызванные погрешностью системы учета электроэнергии»
(стр. 7, 8, 9) заменить на формулировку «потери, обусловленные нормативно допустимой погрешностью системы учета электроэнергии…»
Такая формулировка согласуется с требованием п. 55 «в» р. VI
[2]: «Методика расчета нормативных технологических потерь электроэнергии в электрических сетях должна предусматривать расчет
потерь на основании: <…>
в) нормативных потерь в средствах измерения электрической
энергии….»
2. В Методические указания ФСТ России по расчету
регулируемых тарифов и цен на электрическую
(тепловую) энергию на розничном (потребительском)
рынке [10] внести следующие дополнения:
Таблицы параграфов 1.3, 1.4, 1.5 привести в соответствие с
Положением Минпромэнерго России об организации работы по
утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии
при ее передаче по электрическим сетям и порядком расчета и обоснования нормативов технологических потерь [3], а именно:
В таблице п. 1.3:
строку п. 3. записать: «Потери, обусловленные нормативно допустимой погрешностью приборов системы учета электроэнергии»;
строку п. 4 записать: «Итого нормативный технологический расход электроэнергии (потери) в региональных электрических сетях»;
ввести строку п. 5 (дополнительно): «Фактические потери электроэнергии (принимаются за базовый период по отчетным данным Росстата по формам 2РЕГ, 46ЭЭ – полезный отпуск, 46ЭЭ – передача; на регулируемый период определяются расчетным путем с учетом данных таблицы п. 1.4)».
В таблице п. 1.4 «Баланс электрической энергии по сетям»:
в строке п. 2 записать: «Фактические потери электроэнергии, в т.ч.:
2.1. Нормативные потери электроэнергии
2.2. Сверхнормативные потери (расходы) электроэнергии»;
в строке п. 4. записать: «Полезный отпуск из сети (п. 1 – п. 2 –
п. 3 + п. 2.2»;
к таблице п. 1.4 сделать Примечание: «Сверхнормативные потери
(расход) электроэнергии включаются по балансу в полезный отпуск электроэнергии потребителям».
В таблице п. 1.5 «Электрическая мощность по диапазонам напряжения (региональной электрической сети)» сделать те же поправки,
что и в таблице п. 1.4.
В таблице п. 1.25 «Расчет ставки по оплате технологического
расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу по сетям»
в строке 3 записать: «Нормативные потери электрической энергии»
вместо «потери электрической энергии».
3. ФСТ России внести предложение в Федеральную
службу государственной статистики (Росстат)
по корректировке (изменениям) в формах Росстата
2РЕГ , 46ЭЭ – полезный отпуск, 46ЭЭ – передача, 23-Н.
В форме 2РЕГ «Сведения о потерях электрической энергии по
диапазонам напряжения» в строке 02 записать: «Величина фактических потерь (расходов) электроэнергии в электрических сетях»
(вместо «Величина электрических потерь в сетях»).
В форме 46ЭЭ (полезный отпуск) в строке 321 записать: «Компенсация фактического расхода…» (далее по тексту).
В форме 46ЭЭ (передача) в строках 20, 50, 130, 200, 260, 310
записать: «Фактические потери электроэнергии» (вместо «Потери
электроэнергии»).
В форме 23-н внести разъяснения:
«В строку 06 включаются данные по «Технологическому расходу
электроэнергии на передачу» в соответствии с внутриотраслевым
отчетом 7-энерго (макет 12805 «Структура технологических потерь», 2-я часть).
В строку 07 «Коммерческие потери» аналогично включаются
данные из отчета 7-энерго (макет 12805, 2-я часть)».
Предлагаемые поправки могут быть внесены в виде дополнительных разъяснений к соответствующим нормативно-методическим
документам Минпромэнерго РФ, ФСТ РФ, Росстата РФ.
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ СНПЭ
На рис. 1 приведена принципиальная схема организационноэкономических отношений субъектов регионального рынка электроэнергии.
На основании приведенной схемы сделаем оценку физического
и экономического (стоимостного) балансов поставки, передачи,
сбыта и потребления электроэнергии в регионе.
Физический баланс электроэнергии
Поступившая (отпущенная) в региональную электрическую сеть
от поставщиков (Г) с оптового (регионального) рынка электроэнергия в размере Wос передается по электрическим сетям ЭСК. В них
часть электроэнергии в размере DWф = DWнпэ + DWснпэ расходуется
на ее передачу, в результате потребителю полезно отпускается из
сети электроэнергия в размере Wпо.
Уравнение физического баланса электроэнергии в региональной
сети:
Wос = Wпо + DWф = Wпо + DWнпэ + DWснпэ, (1)
где Wос, Wпо – соответственно отпуск электроэнергии в сеть и полезный отпуск электроэнергии потребителям;
DWф, DWнпэ, DWснпэ – соответственно фактические, нормативные,
определяемые по Методике Минпромэнерго РФ, и сверхнормативные потери электроэнергии в электрических сетях.
СТОИМОСТНОЙ БАЛАНС ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Стоимостной баланс электроэнергии в сетях региона складывается следующим образом (рис. 1):
1. На основании физического баланса электроэнергии энергосбытовая компания (ЭСБ) региона заключает с поставщиками
оптового (розничного) рынка электроэнергии в регионе договор на
поставку электроэнергии, необходимой для обеспечения потребителей региона полезной заявленной электроэнергией по цене покупки,
установленной для региона регулирующим органом.
Стоимость покупки электроэнергии у ее поставщиков (необходимая валовая выручка генерации) в регионе (НВВпок) определяется:
где Wпо – полезный отпуск электроэнергии потребителям региона;
Тпок – средневзвешенный тариф покупки электроэнергии от ее поставщиков в регионе (устанавливается регулирующим органом).
2. Одновременно ЭСБ заключает договор с ЭСК на передачу
потребителям региона по электрическим сетям полезного отпуска
электроэнергии (Wпо) с учетом НТПЭ, возникающих в электрических
сетях, утвержденных Минпромэнерго России и согласованных с
регулирующим органом.
При этом стоимость (затраты) ЭСК на передачу полезного отпуска
электроэнергии по сетям региона Sпер составляет:
Sпер = (Wпо + DWнпэ + DWснпэ) · Тпер{Тсод + Тпот}, (3)
где Тсод – средний тариф на содержание сетей ЭСК, установленный
регулирующим органом;
Тпот – средний тариф на потери в электрических сетях ЭСК, установленный регулирующим органом.
Поскольку в соответствии с Методическими указаниями ФСТ
России стоимость НТПЭ в сетях учитывается по тарифу потерь, а
стоимость СНПЭ в сетях в соответствии с Федеральным законом
№ 35-ФЗ от 26.03.2003 (ст. 32, п. 3) – по цене покупки электроэнергии
на оптовом (розничном) рынке, уравнение (3) можно записать:
Sпер = Wпо · Тсод + DWнпэ · Тпот + DWснпэ · Тпок. (4)
НТПЭ DWнпэ, выраженные через полезный отпуск потребителям и
норматив потерь a в относительных единицах к отпуску электроэнергии в сеть, могут быть рассчитаны по формуле:
Необходимая валовая выручка ЭСК от передачи электроэнергии
с учетом установленных регулирующим органом тарифов на содержание сетей Тсод и нормативных потерь в них DWнпэ по утвержденному
тарифу потерь Тпот составит:
НВВпер = Wпо · Тсод + Wпо · Тпот · b = Wпо · (Тсод + Тпот · b). (7)
Из (6) и (7) видно, что затраты на передачу выше выручки ЭСК,
оплачиваемой по договору за передачу электроэнергии по сетям, на
величину покупки ЭСК СНПЭ на оптовом (розничном) рынке.
3. Для обеспечения потребителей региона электроэнергией и
оплаты услуг по ее покупке на оптовом (розничном) рынке, передаче и распределению от электростанций до потребителей по сетям
регионов, по организации контроля, учета и сбыта электроэнергии,
энергосбытовая компания (ЭСБ) заключает с потребителями в
регионе договоры на поставку (продажу) потребителям полезной
электроэнергии согласно их заявкам.
НВВпо от продажи полезного отпуска электроэнергии потребителям Wпо определяется исходя из:
оплаты потребителями поставки полезного отпуска электроэнергии по ее стоимости на оптовом (розничном) рынке Тпок, установленной регулирующим органом;
оплаты полезного отпуска по тарифу на содержание сетей Тсод,
установленному регулирующим органом;
оплаты нормативных потерь DWнпэ, утвержденных Минпромэнерго
РФ, по тарифу Тпот, установленному регулирующим органом;
оплаты услуг ЭСБ по поставке полезного отпуска Wпо по тарифу сбытовой надбавки Тэсб, установленному регулирующим органом.
С учетом изложенного можно записать:
НВВпо = Wпо · Тпок + Wпо · Тсод + Wпо · Тпот · b + Wпо · ТЭСБ, (8)
или
НВВпо = Wпо · (Тпок + Тсод + Тпот · D + ТЭСБ). (9)
Стоимостной баланс на региональном рынке электроэнергии
проверяется по равенству стоимости услуг субъектов рынка (поставка + передача + сбыт) и оплаты этих услуг потребителями и ЭСК
за компенсацию СНПЭ при ее передаче по сетям ЭСК:
НВВпок + НВВпер + НВВэсб = НВВпо + DWснпэ · Тпок. (10)
Подставив в (10) составляющие уравнений (2), (7) и (9), можно
проверить сходимость стоимостного баланса.
На рис. 2 приведена структурная блок-схема алгоритма определения экономически обоснованного тарифа на передачу с учетом согласованных с регулирующим органом мероприятий (программы)
по снижению потерь (DWмспр).
Из рис. 2 следует, что, как упоминалось выше, при наличии СНПЭ
в сетях ЭСК на регулируемый период (DWснпэр), эта величина по балансу электроэнергии должна прибавляться к полезному отпуску для
установления экономически обоснованного тарифа на передачу по
сетям ЭСК. Однако в этом случае регулирующий орган в прибыли
ЭСК должен предусмотреть средства на реализацию мероприятий
по снижению СНПЭ. Если эти средства не будут учтены в выручке на
передачу электроэнергии, то ЭСК не соберет положенную плановую
выручку по тарифу на полезную передачу энергии потребителям.
Такой подход на современном уровне тарифообразования как
бы стимулирует ЭСК и ЭСБ к реализации максимально возможных,
исходя из финансовых ресурсов, включенных в тариф на передачу и
сбытовую надбавку, мероприятий по снижению потерь, в том числе
сверхнормативных, зависящих от деятельности электросетевой и
электросбытовой компаний.
Возможен другой, более корректный механизм тарифного регулирования передачи электроэнергии. Тариф ЭСК на передачу
устанавливается исходя из экономически обоснованных расходов по
величине полезного отпуска электроэнергии потребителям. Величина
СНПЭ прозрачно указывается в балансе электроэнергии по региону в
базовом и регулируемом периодах с учетом мероприятий по снижению потерь, чтобы отражалась динамика этого показателя.
При составлении баланса (потребности) электроэнергии по
региону на регулируемый период должны учитываться СНПЭ.
Электросетевая компания, оплачивая СНПЭ по тарифу покупки
электроэнергии на оптовом (розничном) рынке электроэнергии,
«закрывая» стоимостной баланс, будет вынуждена искать оптимальные пути снижения СНПЭ, поскольку от их величины несет
прямые убытки.
Величина фактических потерь, как правило, больше нормативной
величины технологических потерь, учтенной в виде ставки по оплате
НТПЭ в тарифе. В связи с этим стоимость СНПЭ, равная разнице между фактическими и НТПЭ, ложится на убытки сетевой компании.
Поэтому ЭСК, работающая на рынке услуг по передаче, совместно с ЭСБ будет экономически заинтересована постоянно совершенствовать и модернизировать систему передачи электроэнергии, ее
контроля, учета и сбыта по согласованной с регулирующим органом
программе, добиваясь снижения фактических потерь энергии до
нормативной величины, сокращая при этом издержки по передаче
и сбыту и убытки от СНПЭ. Такой хозяйственный механизм стимулирует ЭСК и ЭСБ снижать фактические потери согласно п. 8 [11].
Кроме того, при указанном экономическом механизме стимулирование увеличения прибыли регулируемой организации за счет
снижения СНПЭ обеспечивает увеличение налогооблагаемой прибыли и рост налоговых платежей в бюджеты регионов.
В настоящее время согласно нормативным требованиям [1, 2]
СНПЭ оплачиваются ЭСК в полной мере, в то время как основной
причиной их возникновения является неудовлетворительная деятельность ЭСБ, под юрисдикцией которых находится значительная
часть приборов коммерческого учета электроэнергии.
Из этого следует, что программа снижения потерь в сетях ЭСК
должна быть комплексной и составлена ЭСК совместно с ЭСБ с
представлением в регулирующий орган для ее согласования и
последующего учета необходимых средств в тарифе на передачу
электроэнергии по сетям ЭСК и сбытовой надбавки ЭСБ.
На основании согласованной ЭСК и Энергосбытом в регулирующем органе на очередной период регулирования комплексной
программы энергосбережения и снижения потерь в сетях, включая
систему контроля, учета и сбыта электроэнергии, ЭСК и ЭСБ строят
системы договорных отношений, в которых указывается их финансовая ответственность за СНПЭ в зависимости от функциональных
обязанностей компаний, а также имущественной и эксплуатационной ответственности за оборудование, в котором возникают сверхнормативные потери.
СНПЭ – разность между суммарными фактическими потерями
АО-энерго за период и утвержденными нормативными потерями,
то есть это часть электроэнергии, поступившая в электрическую
сеть и потребленная из сети, но не оплаченная потребителями, или
неинкассированная.
Сверхнормативные потери уменьшают выручку АО-энерго на величину, равную произведению СНПЭ на среднеотпускной тариф покупки
электроэнергии за рассматриваемый период. Кроме того, имеются
отрицательные последствия для платежей в бюджет (уплата налога на
потерянную прибыль за отгруженный неинкассированный товар).
В соответствии с новой редакцией пп. 3 и 7 ст. 254 Налогового
кодекса (НК) РФ, к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются технологические потери при
производстве и (или) транспортировке, обусловленные технологическими особенностями процесса транспортировки, а также физикохимическими характеристиками применяемого сырья.
В электроэнергетике как регулируемой государством естественной монополии, в частности в электрических сетях, технологической особенностью транспортировки электроэнергии по
электрическим сетям ЭСК является необходимость установления,
согласно нормативным документам, норматива технологических
потерь, который учитывается в тарифах на электроэнергию и
оплачивается потребителем [3, 10].
СНПЭ оплачивает ЭСК по цене поставки электроэнергии [1, 2].
Размер этого платежа является упущенной выручкой за отпущенную
в сеть электроэнергию, но неинкассированную по вине АО-энерго,
с которой необходима оплата налога на прибыль.
Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для налогообложения является любое имущество, предназначенное для реализации. Таким
товаром для реализации являлась, в частности, электроэнергия
в виде СНПЭ, отпущенная в электрическую сеть для потребления,
но по причине плохой работы сетевых и сбытовых подразделений
неинкассированная. В данном случае это может быть классифицировано как нецелевое (ненормированное) использование товара,
предназначенного для реализации.
Статья 271 НК РФ устанавливает, что «Датой получения дохода
признается дата реализации товаров …независимо от поступления
денежных средств… в их оплату», т.е. реализация товара фиксируется по факту его отгрузки, со стоимости которой производится
уплата всех налогов.
Кроме того, для регулируемых государством естественных
монополий, к которым относится ЭСК, сверхнормативные потери
электроэнергии являются экономически необоснованным расходом электроэнергии на ее передачу в сетях, и стоимость СНПЭ,
согласно [11], исключается из обоснованных расходов компании.
В этом случае возрастает на величину стоимости СНПЭ размер налогооблагаемой прибыли.
Последствия СНПЭ в ЕЭС России
По данным сайта РАО «ЕЭС России» об итогах производственной
деятельности по передаче и распределению электроэнергии [12]
отпуск электроэнергии потребителям, осуществленный по электрическим сетям РСК РАО «ЕЭС России» (далее РСК), в 2006 г. составил
676 376 млн кВт·ч при фактических потерях электроэнергии 8,69%
(или 58 777 млн кВт·ч). По нашей оценке и данным ОАО «ВНИИЭ»,
фактические потери электроэнергии в распределительных электрических сетях РСК напряжением 110–0,38 кВ в 1,4–1,5 раза больше
НТПЭ [4–9]. Исходя из этого, относительная величина СНПЭ в
2006 г. в электрических сетях РСК может быть оценена в размере
30%, что составляет 17 633 млн кВт·ч.
При средневзвешенной по России цене поставки электроэнергии на оптовый рынок электроэнергии в 2006 г. в размере
55,73 коп./кВт·ч [13], стоимость СНПЭ, оплаченных РСК, составила
в 2006 г.: 17 633 x 106 x 0,5573 = 9 826,871 x 106 x 9 827 млн руб.
Именно настолько снизился доход (прибыль) РСК, с которого должен быть уплачен налог на упущенную прибыль, образовавшуюся
в результате исключения из выручки необоснованных расходов на
оплату СНПЭ в размере: 0,24 x 9 827 млн руб x 2 358 млн руб.
Таким образом, суммарные убытки в электрических сетях
110–0,38 кВ РСК РАО «ЕЭС России» по итогам работы за 2006 г. от
СНПЭ оцениваются в размере: 9 827 + 2 358 = 12 185 млн руб., или
более 0,5 млрд долларов США.
В тарифах на передачу электроэнергии в РСК стоимость НТПЭ в
НВВ на передачу составляет 10–15%.
Если принять, как упоминалось, что СНПЭ в 2,3 раза ниже НТПЭ,
то убытки от СНПЭ, в связи с их оплатой на оптовом рынке электроэнергии и уплатой налога от упущенной прибыли, оцениваются в
размере 5–7% от НВВ на передачу.
Из этого следует, что при плановой прибыли, устанавливаемой
регулирующим органом РСК в размере 10–15% НВВ, за год убытки
от СНПЭ составят около 50% плановой прибыли РСК, что создает
серьезные финансовые трудности для развития и технического
перевооружения электрических сетей.
ВЫВОДЫ
- Для обеспечения условий оптового и розничного рынков электро-энергии и требований нормативных документов по полной экономической и финансовой ответственности ЭСК за фактические потери электроэнергии, включая ее учет по границам балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, всю систему учета электроэнергии в сетях необходимо передать под юрисдикцию ЭСК с включением соответствующих затрат в тариф на передачу электроэнергии и исключением их из сбытовой надбавки ЭСБ.
- Работа ЭСК и ЭСБ по контролю, учету и сбыту электроэнергии в части доступа указанных контрагентов к системе коммерческого учета должна строиться на договорных условиях, в которых предусматриваются, в соответствии с функциональными обязанностями контрагентов на рынке электроэнергии, необходимые условия оплаты услуг договаривающихся сторон.
- Регулирующие органы по установлению тарифов на электроэнергию не должны утверждать тарифы на передачу электроэнергии и сбытовые надбавки без представления и согласования ЭСК и ЭСБ комплексных программ по снижению фактических потерь электроэнергии на регулируемый период. Кроме того, в соответствии с требованиями ФСТ России, они должны по итогам года осуществлять контроль за выполнением указанных программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 № 168).
3. Положение об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям
и порядок расчета и обоснования нормативов технологических потерь.
Утверждено Приказом Минпромэнерго России от 04.10.2005. №267,
рег. № 7122 Минюста России от 28.10.2005.
4 Воротницкий В.Э., Калинкина М.А., Комков Е.В., Пятигор В.И. Снижение
потерь электроэнергии в электрических сетях. Динамика, структура,
методы анализа и мероприятия // ЭСКО, электронный журнал компании
«Экологические системы». – 2005. – № 5.
5. Воротницкий В.Э. Нормирование и снижение потерь электроэнергии в
электрических сетях: результаты, проблемы, пути решения // Энергоэксперт. – 2007. – № 3. – С.10–19.
6. Железко Ю.С., Артемьев А.В., Савченко О.В. Расчет, анализ и нормирование потерь электроэнергии в электрических сетях. – М.: НЦ ЭНАС,
2003. – 280 с.
7. Овсейчук В.А., Дворников Н.И., Калинкина М.А. Методика учета расхода электроэнергии на ее передачу (потерь) в электрических сетях при
тарифном регулировании / Под общей редакцией Г.П. Кутового. – М.:
ИПКгосслужбы, 2006. –186 с.
8. Овсейчук В.А., Дворников Н.И., Калинкина М.А., Киселев П.В. Тарифное
регулирование. Особенности учета потерь электроэнергии // Новости
ЭлектроТехники. – 2004. – № 6 (30). – С. 68–71.
9. Овсейчук В.А. Методические особенности расчета расхода (потерь)
электроэнергии на ее передачу в электрических сетях при тарифном регулировании в условиях формирования рыночных отношений. Экономика,
инвестиции и рынки в электроэнергетике // Доклады юбилейной научнопрактической конференции, посвященной 55-летию ИПКгосслужбы.
Т. 2. – М.: ИПКгосслужбы, 2007. – С. 203–218.
10. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке /
Приказ ФСТ России от 06.08.2004 № 20-Э/2.
11. Основы ценообразования электрической и тепловой энергии в Российской
Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от
26.02.2004 № 109).
12. Итоги производственной деятельности. Передача и распределение
электроэнергии. – [http://rao-ees.ru/ru/investor/reporting/reports/report
2006/112.htm]
13. Отчет о результатах деятельности в 2006 году и задачах на среднесрочную перспективу // Информационный бюллетень Федеральной службы
по тарифам Российской Федерации. – № 16 (246).
|
|